Правовой режим защиты информации, составляющей государственную тайну
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Современная нормативно-правовая база в области защиты информации Понятие об информации, информационных ресурсах и их место в современном праве
Содержание правового режима информационных ресурсов не предусмотрено в действующем Законе об информации, однако данное правовое явление занимает особое место в правовых отношениях. Смысл понятия «правовой режим» заключается в возможности совершения или несовершения с объектом права определенных действий, влекущих известный юридический результат. В содержание правового режима информационных ресурсов включаются: ) порядок документирования информации; ) положения о доступе к информационным ресурсам в зависимости от их категорий; ) принятие мер по охране информации (способы охраны и порядок их применения). Следует отметить, что охрана - более широкое понятие, чем понятие «защита информации», и включает в себя также меры, направленные на предупреждение нарушения. В свою очередь, следует отметить, что порядок защиты одинаков для всех объектов правоотношений, в том числе для информации. Различают юрисдикционный и неюрисдикционный порядок защиты. Юрисдикционный порядок защиты - это деятельность государственного органа, направленная на восстановление права и пресечение действий, нарушающих право. Юрисдикционный порядок делится, в свою очередь, на судебный и административный. Неюрисдикционный порядок имеет место при самозащите и при применении мер оперативного воздействия. Следует отметить, что элементы правового режима информационных ресурсов закрепляются также в законодательстве субъектов РФ. Так, И.Л. Бачило говорит о том, что в законодательстве субъектов РФ насчитывается до 7 - 8 элементов правового режима информационных ресурсов, к ним, в частности, законодатель относит: порядок создания информационного продукта, стандарт его документального оформления, порядок финансирования, определение субъекта права собственности или исключительного права, установление категории доступа, правила учета и регистрации, условия обеспечения безопасности, порядок правоохранительной процедуры.
Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками. . Доступ ограничен в соответствии с законом. . Цель ограничения - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Признаки охраноспособности информации: ) охране подлежит только документированная информация; ) информация должна соответствовать ограничениям, установленным законом; ) защита информации устанавливается законом. Виды информации с ограниченным доступом: ) государственная тайна; ) конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ: коммерческая тайна; тайна частной жизни; служебная тайна; профессиональная тайна. Следует отметить, что термин «защита информации» законодательно закреплен в ст. 16 Закона об информации, анализ законодательства РФ позволяет говорить о том, что данное понятие является широко употребляемым. Толковый словарь «Бизнес и право» правовой системы «Гарант» под данным понятием подразумевает «все средства и функции, обеспечивающие доступность, конфиденциальность или целостность информации или связи, исключая средства и функции, предохраняющие от неисправностей. Она включает криптографию, криптоанализ, защиту от собственного излучения и защиту компьютера». Между тем в ряде международных соглашений можно найти термин «защита информации». Под ним подразумевается:
деятельность, направленная на предотвращение утечки конфиденциальной информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на конфиденциальную информацию; комплекс административных, организационных и технических мероприятий по ограничению доступа к информации и ее носителям в целях обеспечения ее сохранности и недоступности третьим сторонам, предусмотренный законодательством РФ.
Правовые условия защиты различных видов информации
Режимы защиты информации
Цели защиты информации: ) предотвращение хищения, утечки, искажения, утраты и подделки информации; ) предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, копированию и блокированию информации; ) реализация права на государственную тайну и конфиденциальную информацию. На основании ст. 16 Закона об информации защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Защищаемая информация - информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации. Защита информации осуществляется от: утечки (неконтролируемого распространения защищаемой информации в результате ее разглашения, несанкционированного доступа к информации и получения защищаемой информации разведками); несанкционированного воздействия (воздействия на защищаемую информацию с нарушением установленных прав и (или) правил на изменение информации, приводящего к ее искажению, уничтожению, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации); непреднамеренного воздействия (воздействия на защищаемую информацию ошибок ее пользователя, сбоя технических и программных средств информационных систем, природных явлений или иных нецеленаправленных на изменение информации мероприятий, приводящих к искажению, уничтожению, копированию, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации);
разглашения (несанкционированного доведения защищаемой информации до потребителей, не имеющих права доступа к этой информации); несанкционированного доступа (получения защищаемой информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации прав или правил доступа к защищаемой информации); разведки (получения защищаемой информации технической, агентурной разведкой). Режим защиты информации устанавливается в отношении трех групп сведений. . Сведения, относящиеся к государственной тайне: режим устанавливается уполномоченным государственным органом на основании Закона РФ о государственной тайне. . Конфиденциальная информация. Режим защиты информации устанавливается собственником информационных ресурсов или уполномоченным им лицом на основании Закона об информации. . Персональные данные. Режим защиты информации устанавливается специальным Федеральным законом №152-ФЗ от 27 июля 2006 г. «О персональных данных». Контроль за соблюдением требований к защите информации, а также обеспечение органами мер защиты информационной системы, образующие информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, возложены на государственные органы. Собственник информации также имеет право осуществить аналогичный контроль. Законом устанавливаются только перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом. Исключение - перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Правовой режим защиты информации, составляющей государственную тайну
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Рассмотрим принципы засекречивания информации. . Принцип законности: конкретная информация должна соответствовать перечню сведений, составляющих государственную тайну.
. Принцип обоснованности: целесообразность отнесения указанных сведений к государственной тайне устанавливается путем экспертной оценки вероятного ущерба интересам государства и общества и на основании баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства. . Принцип своевременности: засекречивание с момента получения сведений; засекречивание заблаговременно. . Принцип обязательной защиты: сведения защищаются компетентными на то органами. Перечень сведений, составляющих государственную тайну: ) сведения в военной области; ) сведения в области экономики, науки и техники; ) сведения в области внешней политики и экономики; ) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Не подлежат засекречиванию следующие сведения. . Сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан. . Сведения о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности. . Сведения о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставляемых всем субъектам. . Сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина. . Сведения о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервов. . Сведения о состоянии здоровья высших должностных лиц. . Сведения о фактах нарушения здравоохранения органами государственной власти и должностными лицами. Степени секретности . Особая важность - сведения, разглашение которых может нанести ущерб интересам РФ (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф «Особая важность», устанавливается компенсация в размере 30% надбавки к заработной плате). . Совершенно секретно - сведения, разглашение которых может нанести ущерб, может быть причинен министерствам и ведомствам (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф «Совершенно секретно», устанавливается компенсация в размере 25% к заработной плате). . Секретно - ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф «Секретно», устанавливается компенсация в размере 10% к заработной плате). Следует отметить, что до 1991 г. такого рода сведения относились к служебной тайне. Основания рассекречивания . Взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну. . Изменение объективных обстоятельств. . Истечение установленного срока засекречивания (общий срок - 30 лет, но возможно установление большего срока межведомственной комиссией по защите государственной тайны).
Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, представляет собой процедуру оформления права на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну элементов. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает: ) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; ) согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне; ограничения могут касаться: права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне; ) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; ) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом о государственной тайне; ) ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; ) принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну; ) социальные гарантии: процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ; преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 Закона о государственной тайне. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, представляет собой непосредственное санкционированное ознакомление. Защита прав государства на государственную тайну осуществляется в административном, судебном порядке в закрытом заседании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|