Правовой режим защиты информации, составляющей служебную и профессиональную тайну
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В Советском Союзе существовала определенная система защиты информации с ограниченным доступом, в которой выделялось три вида такой информации: государственная тайна (информация с грифами «особой важности», «совершенно секретно»), служебная тайна (информация с грифом «секретно») и информация «для служебного пользования». С принятием в 1993 г. Закона РФ о государственной тайне гриф «секретно» был отнесен к сведениям, составляющим государственную тайну, а новый институт служебной тайны так и не получил достаточной правовой регламентации. То есть образовалась некая нормативная ниша, причем в первую очередь дефинитивного характера: формулировка «служебная тайна» встречается во многих нормативных актах, но соответствующего этим нормам законодательного определения служебной тайны не существует. Однако, если в этом вопросе нет четкой правовой регламентации, невозможна реализация права на информацию и теряет значимость само ограничение доступа к ней. Признаки отнесения сведений к служебной тайне: ) сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов или подведомственных им предприятий, организаций, запрет на распространение которых установлен законом или диктуется служебной необходимостью; ) сведения, являющиеся конфиденциальной информацией для других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов в силу исполнения ими служебных обязанностей. Служебная тайна - защищаемая законом конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах или органах местного самоуправления на законных основаниях, в силу исполнения ими служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности самого органа.
Критерии охраноспособности информации, составляющей служебную тайну: ) информация, составляющая собственную служебная информацию о деятельности самого органа власти; ) охраноспособная конфиденциальная информация, составляющая коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, тайну частной жизни - «чужая тайна»; ) сведения, не являющиеся государственной тайной и не подпадающие под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен; ) получена информация в силу исполнения служебных обязанностей. Объекты служебной тайны . Военная тайна. . Тайна следствия. . Судебная тайна. . Налоговая тайна. . Охраноспособная конфиденциальная информация, составляющая коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, тайну частной жизни. Определение служебной тайны дано в Указе Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера5», согласно которому служебная тайна представляет собой служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ6 и федеральными законами. Законодательного акта, который бы более подробно регулировал правовой режим служебной тайны, не было никогда, нет и сейчас. В силу этого понятие служебной тайны по-разному трактуется в научной литературе. Большинство ученых склонно придерживаться мнения, что к служебной тайне относятся те сведения о физических и юридических лицах, которые становятся известными различным должностным лицам по роду их служебной деятельности, однако в силу своего особого характера не могут свободно распространяться. В силу этого к служебной тайне относят тайну следствия, врачебную тайну, налоговую тайну, адвокатскую тайну и др. Некоторые, однако, склонны считать, что к служебной тайне должны относиться лишь сведения о «скрытой» служебной деятельности государственных и муниципальных органов (например, сведения, связанные с организацией и проведением оперативной деятельности налоговых органов в целях выполнения задач, возложенных на них законом). При таком подходе налоговая, адвокатская и прочие тайны должны считаться не служебными, а так называемыми «профессиональными».
Представляется, однако, что все вышеуказанные виды конфиденциальной информации являются служебными тайнами, так как имеется общий признак: они становятся известными соответствующим должностным лицам в связи с их служебной деятельностью. При этом можно выделить два вида служебной тайны: 1) тайна деятельности соответствующего органа; 2) профессиональная тайна. Последняя зачастую может тесно пересекаться с личной, коммерческой, банковской и иными тайнами. Так, например, сведения о планах развития коммерческой организации, составляющие коммерческую тайну, ставшие известными на законных основаниях должностным лицам органов государственной власти, будут охраняться одновременно институтами коммерческой и служебной тайны. Информация об усыновлении или удочерении, относящаяся к личной тайне, будучи получена адвокатом в рамках его профессиональной деятельности, становится также адвокатской (служебной) тайной и т.д. Правовой режим отдельных видов информации, составляющей служебную тайну, регулируется соответствующим законодательством. Тайна предварительного расследования установлена ст. 161 УПК РФ9. В соответствии с ч. 1 этой статьи данные предварительного расследования не подлежат разглашению. Тайна совещания судей предусмотрена ст. 298 УПК РФ. Она устанавливает, что приговор постановляется судом в совещательной комнате. Во время постановления приговора в этой комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному уголовному делу. Судьи не вправе разглашать суждения, имевшие место при обсуждении и постановлении приговора. Аналогичным образом ст. 341 УПК РФ регулирует тайну совещания присяжных заседателей. Гарантией соблюдения тайны совещания судей и тайны совещания присяжных заседателей является ст. 381 УПК РФ, которая указывает, что нарушение тайны совещания коллегии присяжных заседателей при вынесении вердикта или тайны совещания судей при постановлении приговора является безусловным основанием отмены или изменения судебного решения.
В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ10 налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ11, хотя напрямую и не использует термины «служебная тайна» или «таможенная тайна», также устанавливает, что любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами РФ, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, может использоваться исключительно в таможенных целях (п. 1 ст. 10). Профессиональная тайна определяется тремя признаками. . Профессиональная принадлежность. . Конфиденциальная информация добровольно доверяется лицу, исполняющему соответствующие профессиональные обязанности, по выбору владельца этой информации. . У лица, к которому поступает такая информация, возникает обязанность обеспечить ее сохранность. Профессиональная тайна - защищаемая законом информация, доверенная или ставшая известной лицу (держателю информации) исключительно в силу исполнения им профессиональных обязанностей, не связанная с государственной или муниципальной службой. Распространение этой информации может нанести ущерб доверителю, но при этом информация не является государственной коммерческой тайной.
Критерии охраноспособности . Информация стала известной в силу профессиональных обязанностей. . Держатель не состоит на государственной, муниципальной службе. . Запрет на распространение установлен законом. . Не относится к государственной, коммерческой тайне. Объекты информации, составляющей профессиональную тайну. . Врачебная тайна. . Тайна связи. . Нотариальная тайна. . Адвокатская тайна. . Тайна усыновления. . Тайна страхования. . Тайна исповеди. Субъекты профессиональной тайны: ) доверитель; ) держатель; ) пользователь (государственные органы, которым становится известна государственная тайна в связи с использованием служебных обязанностей). Так, например, адвокатская тайна в настоящее время установлена Федеральным законом от 31 мая 2002 г. №63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Гарантией адвокатской тайны является запрет допроса адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Наконец, нотариальная тайна регулируется ст. 16 Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-113: нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Медицинская (врачебная) тайна. К сведениям, составляющим медицинскую тайну, закон относит информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении (ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-114), сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья (ст. 9 Закона РФ от 2 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»). Передача этих сведений третьим лицам допускается лишь с согласия гражданина или его законного представителя. На медицинский персонал и лиц, которым в установленном порядке переданы эти сведения, возлагается обязанность обеспечивать конфиденциальность этих сведений и предотвращать нарушение врачебной тайны со стороны третьих лиц. За незаконный сбор и разглашение сведений, составляющих медицинскую тайну, журналист будет нести ответственность по ст. 137 УК РФ (если имелась корыстная или иная личная заинтересованность) как за нарушение неприкосновенности частной жизни. С нарушителя в пользу пострадавшего может быть взыскана также денежная компенсация морального вреда.
Журналистская тайна. В соответствии со ст. 41 Закона о СМИ редакция СМИ не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне, обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени. Единственное исключение из этого правила - случаи поступления требования о предоставлении сведений об источнике информации от суда в связи с находящимся в его производстве делом (причем даже тогда редакция вправе взять всю полноту ответственности на себя, дабы сохранить инкогнито автора или иного источника информации). Поскольку редакция - коллективный субъект, она не может давать свидетельские показания, а может только письменно ответить на судебный запрос. Соответственно и юридической ответственности за лжесвидетельство или отказ от дачи свидетельских показаний редакция не несет. Журналист также обязан сохранять конфиденциальность информации и ее источника (п. 4 ч. 1 ст. 49 Закона о СМИ). Никто, в том числе и суд, не вправе заставить его раскрыть содержание и источник доверительной информации. Угрозы о применении к журналисту мер уголовной ответственности за отказ от дачи свидетельских показаний в данном случае являются необоснованными, поскольку по смыслу ст. 51 Конституции РФ и п. 4 ч. 1 ст. 49 Закона о СМИ журналист освобожден от обязанности давать свидетельские показания о содержании и источнике доверительной информации. За распространение сведений, предоставленных под условием неразглашения, за раскрытие псевдонима или инкогнито источника информации возможны в зависимости от содержания разглашенной информации и последствий разглашения различные виды ответственности: как уголовная (ст. 137 УК (см. выше)), так и гражданско-правовая (денежная компенсация морального вреда, возмещение причиненных в результате разглашения убытков). Тайна записи актов гражданского состояния. Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан (брак, гражданство, семейную и национальную принадлежность). Государственной регистрации подлежат: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть (ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Сведения, ставшие известными работнику органа ЗАГС в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат (ст. 12 упомянутого Закона). Таким образом, в книге ЗАГС фиксируются сведения, относящиеся к частной жизни, и, следовательно, журналист, незаконно собирающий или распространяющий такую информацию, сознавая противоправность своих действий, несет за это юридическую (уголовную (ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни», ст. 155 «Разглашение тайны усыновления (удочерения)» УК РФ) или гражданскую) ответственность наравне с предоставившим такую информацию. То же самое можно сказать и об ответственности за разглашение без согласия субъектов информации нотариальной тайны и тайны совершения сделок: вид ответственности зависит от характера распространенной информации, мотивов и последствий ее распространения.
Заключение
Термин «защита информации» широко употребляется. Толковый словарь «Бизнес и право» под данным понятием подразумевает «все средства и функции, обеспечивающие доступность, конфиденциальность или целостность информации или связи, исключая средства и функции, предохраняющие от неисправностей. Она включает криптографию, криптоанализ, защиту от собственного излучения и защиту компьютера». Между тем в ряде международных соглашений можно найти термин «защита информации». Под ним подразумевается: деятельность, направленная на предотвращение утечки конфиденциальной информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на конфиденциальную информацию; комплекс административных, организационных и технических мероприятий по ограничению доступа к информации и ее носителям в целях обеспечения ее сохранности и недоступности третьим сторонам, предусмотренный законодательством РФ. Защищаемая информация - информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации. Режим защиты информации устанавливается в отношении 3-х групп сведений: ) сведения, относящиеся к государственной тайне: режим устанавливается уполномоченным государственным органом на основании Закона РФ от 21 июля 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне»; ) конфиденциальная информация. Режим защиты информации устанавливается собственником информационных ресурсов или уполномоченным им лицом на основании Закона об информации; ) персональные данные. Режим защиты информации устанавливается специальным Федеральным законом №152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных». тайна информация защита правовой Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета, №165, 29.07.2006. 2. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» // Российская газета, №165, 29.07.2006. . Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.12.2007 №320-ФЗ) // Парламентская газета, №104, 05.06.2002. . Федеральный закон Российской Федерации от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 №121-ФЗ) // Российская газета, №224, 20.11.1997. . Федеральный закон Российской Федерации от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 №214-ФЗ) // Парламентская газета, №144, 05.08.2004. . Федеральный закон Российской Федерации от 20.02.1995 №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 №15-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 20.02.1995, №8, ст. 609. - документ утратил силу. . Федеральный закон Российской Федерации от 04.07.1996 №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 08.07.1996, №28, ст. 3347. - документ утратил силу. . Закон Российской Федерации от 02.07.1992 №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ, 20.08.1992, №33, ст. 1913. . Закон Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 №211-ФЗ) // Российская газета, №32, 08.02.1992. . Закон Российской Федерации от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №318-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 13.10.1997, №41, стр. 8220-8235. . Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2005 №1111) // Собрание законодательства РФ, 10.03.1997, №10, ст. 1127. . Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве в области защиты информации (Москва, 9 июля 1997 г.). . Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики о защите информации ограниченного доступа (Братислава, 29 апреля 1997 г.). . Анни П. О «тонком» клиенте замолвите слово // РГ. 2009. №65. . Законопроект Технического регламента «О безопасности информационных технологий» // nitr. . Ковалева Н.Н. Информационное право России: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2010.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|