Неструктурированное (свободное) интервью — интервью, в котором предоставляется максимум свободы вести беседу по темам, выбранным респондентом.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Анкетирование.
В практике маркетинга применяются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование. Анкетирование — письменные ответы на вопросы опрашиваемого в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить большое количество людей (трудовой коллектив предприятия, студенческую группу). Индивидуальное анкетирование — анкетирование, не предусматривающее общности места и времени при заполнении анкет совокупностью опрашиваемых. Групповое анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры. По форме взаимодействия с респондентом анкетирование бывает также очным и заочным. Очное анкетирование — личное взаимодействие с респондентом. Один из наиболее часто используемых методов сбора первичной маркетинговой информации. Место проведения: посещения респондентов на дому или по месту работы (учебы), а также путем опроса в общественных местах (на улице, в магазинах, ресторанах, театрах, на транспорте и т.д.). «+» опроса в общественных местах: + экономичен; + позволяет обеспечить быстрый сбор первичной маркетинговой информации; + позволяет опросить в пять раз больше, чем при анкетировании на дому; + обеспечивают получение весьма надежной информации; + респондент дает «свежую» информацию, а его оценки спонтанны и независимы. При этом анкеты должны быть предельно краткими и удобными для заполнения. «+»очного анкетирования
Анкетер имеет возможность: + разъяснить респонденту все аспекты формулировок и содержания вопросов; + непосредственно контролировать возврат заполненных анкет и полноту ответов. Заочное анкетирование — неличный опрос респондента. Наиболее распространенной формой заочного анкетирования является Почтовый опрос — вид заочного анкетного опроса, при котором анкета распространяется по почте по специально подобранным адресам с просьбой к респондентам вернуть заполненную анкету исследователю. «+» почтового опроса + возможность охвата большой территории, в том числе и труднодоступных районов; + отсутствие психологического барьера и влияния анкетера на ответы; + отсутствие жестких временных ограничений на заполнение анкет. «–» почтового опроса – длительные сроки ожидания ответов; – неполный возврат анкет (число безответных анкет нередко превышает 90 %); – трудности с определением достоверности получаемой информации. На уровень возвращаемости анкет очень влияют содержание и вид сопроводительного письма, которое должно «продавать» идею исследования и убеждать респондентов в его значимости. В сопроводительном письме целесообразно указывать: - кто проводит исследование; - цели исследования; - сроки возврата заполненных анкет; - гарантии сохранения анонимности ответов; - предварительная благодарность за участие респондента в исследовании; - важность ответов респондента для компании и покупателей его товаров; - возможное поощрение за самый быстрый возврат заполненных анкет (розыгрыш призов среди респондентов, приславших анкеты до определенного срока и т.п.); - предоставление респондентам пустых конвертов с марками и обратным адресом. Одной из разновидностей почтового опроса является так называемый прессовый опрос. Прессовый опрос — вид заочного анкетного опроса посредством публикации анкет в периодической печати.
«–» прессового опроса – процент возврата анкет крайне низок; – на анкету, как правило, отвечают наиболее активные читатели, поэтому интерпретировать получаемые результаты следует очень осторожно. Перспективным направлением заочного анкетирования является Интернет опрос: например, может быть проведено анкетирование посетителей сайта предприятия. Возможно также проведение опроса на телеконференциях. Интервьюирование. Интервьюирование — личный обмен информацией между интервьюером и лицом (лицами), дающим интервью, при котором интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. При этом интервьюер стремится получить специфическую информацию по исследуемой проблеме, которая обычно связана с качеством и оценкой предлагаемых товаров, с ценами на них, а также с рекламой. «+» интервью + раскрывает социально-психологические механизмы исследуемых явлений — мотиваций, интересов и предрасположенности потребителей к предлагаемым товарам, их ассортименту и качеству. По форме проведения интервью может быть прямым и опосредованным (например, по телефону). Прямое интервью - интервью, проводимое в условиях непосредственного социального взаимодействия, в ходе которого интервьюер получает ответы на свои вопросы непосредственно от респондента. «+» прямого интервью + позволяют реализовать гибкую тактику опроса; + дополнять ответы наблюдениями интервьюера; + достоверность получаемой информации достаточно велика. «–» прямого интервью – высокая стоимость; – продолжительность; – вероятность влияния опрашивающего на мнения респондентов; – необходимость специальной подготовки. Опосредованное интервью - интервью, при котором взаимодействие между интервьюером и респондентом осуществляется при помощи телефона, магнитофона, телевидения и иных технических средств. Если ответы на немногочисленные и несложные вопросы необходимо получить в кратчайшие сроки, можно использовать интервью по телефону. «+» опосредованного интервью + часто применяются при осуществлении поисковых исследований; + дают информацию для последующих личных опросов; + оперативность;
+ высокая результативность; + большая достоверность получаемой информации. «–» опосредованного интервью – отсутствие личного контакта с опрашиваемым часто затрудняет работу интервьюера. По технике проведения интервью может быть структурированным, полуструктурированным, и неструктурированным. Структурированное (стандартизированное) интервью — интервью, в котором интервьюер задает заранее подготовленный набор вопросов и вариантов ответов, предназначенных для исследования предварительно определенных проблем. Интервьюеру отводится преимущественно исполнительская роль. Респондент же должен, внимательно выслушав вопрос, выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из заранее предложенных. В этом случае влияние интервьюера на качество данных может быть сведено к минимуму. Надежность получаемой информации зависит от его добросовестности и пунктуальности. Полуструктурированное интервью — интервью, при котором используются заранее определенные темы и рекомендации вопросов, но вместе с тем интервьюеру предоставляется свобода в постановке, порядке, выражении вопросов. В данном случае на вопросы респондент отвечает в свободной форме. Задача интервьюера состоит в их полной и четкой регистрации. Способ фиксации ответов также стандартен и предусмотрен инструкцией. Это может быть дословная запись с сохранением лексики опрашиваемого (в том числе стенография иди магнитофонная запись) или непосредственная кодировка ответов в ходе опроса. Неструктурированное (свободное) интервью — интервью, в котором предоставляется максимум свободы вести беседу по темам, выбранным респондентом. Отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Оно проводится без заранее подготовленных вопросов или разработанного плана беседы. Определяется только тема, которая и предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки — все это зависит от индивидуальных особенностей интервьюера, его представлений о предмете обсуждения и способности адаптироваться к условиям конкретной ситуации. В отличие от результатов массовых опросов, получаемая в данном случае информация не нуждается в унификации для последующей статистической обработки. Ее ценность определяется именно своей уникальностью.
Таким образом, опрос как метод получения первичной маркетинговой информации может быть проведен в различных формах и разновидностях. Критерии оценки для выбора той или иной из них, предложенные немецкими учеными Е. Дихтлем и X. Хершгеном, приведены в табл.1. Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|