Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе на тему «Ориентировка в пространстве»

Ход занятия

(Дети стоят полукругом)

-Дети, сегодня к нам в гости пришли числа, но по дороге они все перепутались и теперь не могут найти свое место. Как мы можем им помочь? (Надо расставить числа друг за другом и посчитать их). Правильно.

(Дети по одному выходят, берут число называют его и ставят на свое место).

-Давайте проверим правильно ли вы расставили числа. Один начинает считать другой продолжает.

(Проводится упражнение «Считай дальше»)

-Сколько всего чисел пришло к нам в гости? (Десять). Дима, посчитай пожалуйста числа с лева на право. Молодец. Маша, посчитай пожалуйста числа с право на лево. Молодец. Как называется счет с лево на право? (Прямой счет), а с право на лево? (Обратный счет).

- Назовите какое число мы поставим между числами 4 и 6 (пять), 5 и7 (шесть),

2 и 4 (три), 3 и 5 (четыре). Молодцы!

-Назовите число, которое больше числа 7 на 1 (восемь), числа 4 на1 (пять), числа 5 на 1 (шесть). Хорошо!

 

-Сейчас я предлагаю вам встать в круг и поиграть в игры «Дни недели», «Который по счету?»

(Дети встают в круг воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос, ребенок отвечая бросает мяч воспитателю, если ребенок затрудняется ответить воспитатель просит о помощи другого ребенка, бросая ему мяч)

-Сколько дней в недели? (Семь дней)

-Назовите их (дети по очереди называют дни недели передавая мяч друг другу)

-Сколько из них рабочих дней? (Пять дней)

-Назовите их (дети называют рабочие дни недели передавая мяч друг другу)

-Сколько выходных дней? (Два дня)

-Назовите их (дети называют, передавая мяч друг другу)

-Который по счету понедельник и почему? (Первый, потому что он стоит на первом

месте)

-Который по счету вторник и почему? И т. д. (Второй, потому что он стоит на

втором месте).

 

 

-А сейчас пройдите пожалуйста за столы.

(Дети садятся за столы)

-Какие знаки неравенства вы знаете? («Больше», «меньше», «равно»). Когда мы ставим знак «равно»? (Знак «равно» ставим тогда, когда количество предметов или чисел равное). Когда мы ставим знак «больше» (Когда одно количество больше чем другое). Когда мы ставим знак «меньше»? (Когда одно количество меньше другого). Перед вами в прописях столбики с числами, ваша задача состоит в том, что вы должны поставить между числами знаки неравенства «больше», «меньше» или «равно».

(Дети выполняют задания самостоятельно воспитатель индивидуально подходит к каждому ребенку по необходимости помогает, поправляет, хвалит). Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием.

 

-Прописи и карандаши уберите на край стола. Предлагаю вам поиграть в игру «Не ошибись», играть будем с счетными палочками. Слушаем задание:

-Выложите из палочек треугольник. Сколько вам понадобилось палочек и почему? (Три палочки, потому, что у треугольника три стороны). Правильно.

-Выложите квадрат. Сколько вам понадобилось палочек и почему? (Четыре палочки,потому что у квадрата четыре стороны, и они одинаковые). Правильно, у квадрата все стороны равны.

-Сколько нужно добавить палочек, чтобы получился прямоугольник и почему? (Две палочки, у прямоугольника две стороны длинные, две короткие). Молодцы! На этом наше занятие закончилось. Большое спасибо!

 

Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП «Величина» по сюжету сказки «Лиса и Журавль»

Цель: вспомнить и закрепить навыки измерения величины.

Задачи:

Обучающие:

1. Учить детей располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине.

2. Учить определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: приемом наложения, приложения и давая им характеристику.

3. Закреплять порядковый счет в пределах 10-и, связывая числительные с существительными.

Развивающие: Развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, мышление, грамматический строй речи.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля.

2. Прививать любовь к русским народным сказкам, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Демонстрационный материал: экран, проектор, компьютер, мольберт с магнитной доской, плоскостное изображение журавля, (из русской народ, сказки «Лиса и журавль»), домики из кубиков, полоски разные по ширине, толщине, указка.

Раздаточный материал: подносы с полосками, корзины с орехами, образцы бревен из цветной бумаги, цифры.

Активизация словаря: дружба, бревно.

Ход НОД:

Вступительная часть.

- Ребята, вспомним русскую народную сказку «Лиса и журавль». Сначала лиса с журавлем жили дружно, они ходили друг к другу в гости. Лиса приготовила журавлю манную кашу на тарелке, а журавль приготовил лисе окрошку в кувшине. Но попробовать угощение им друг у друга не удалось, т. к. посуда с кашей и окрошкой оказались неудобные. Они остались голодными и злыми. И в конце концов они раздружились.

Но мы постараемся их помирить и придумаем продолжение сказки, т.к. эта сказка о дружбе лисы и журавля. А чтобы они помирились, вы мне будете помогать. Готовы помогать? Тогда слушайте.

Основная часть.

1. Работа с демонстрационным материалом. «Дорожки»

- Лиса с журавлем раздружились. Журавль после ссоры перебрался от лисы в другое место, чтобы лиса его не нашла. Но лиса захотела с ним вновь подружиться и отправилась его искать. Шла она и увидела высокие и низкие дома, к которым вели широкие и узкие дорожки. Лиса захотела пойти по самой узкой дорожке, но не знает, какая из них самая узкая. Давайте поможем лисе.

2. Работа с раздаточным материалом.

- Посчитайте свои дорожки, (вызвать 1-го ребенка к доске)

- Разложите дорожки сверху вниз от самой широкой до самой узкой.

- Назовем, какие дорожки по ширине.

- По какой же дорожке пойдет лиса? (Ответы детей).

3. «Домики» - работа с демонстрационным материалом.

Лиса пошла по самой узкой дорожке и дошла до домиков.

- Посчитайте домики.

- Давайте расположим домики от самого низкого до самого высокого.

- Назовите их по высоте

- Как вы думаете, в каком домике живет журавль? (Ответы детей).

- А теперь мы приложим журавля к каждому домику. Рост журавля должен совпасть с высотой домика (проверяет ребенок).

- Журавль живет в самом большом доме.

Лисичка нашла дом журавля.

4. «Орехи» - работа с раздаточным материалом.

- Лиса несла журавлю в подарок орехи, но перед домом их рассыпала. Давайте поможем лисе их собрать. Девочки собирают в одну корзину, а мальчики в другую. Посчитаем орехи и от самого маленького, до самого большого и разложим их слева направо. Назовите их величину. Все собранные орехи лиса отдала журавлю, он обрадовался, напоил ее чаем. Лиса тоже пригласила его к себе в гости.

Физминутка.

- А что было дальше, мы узнаем попозже, а сейчас отдохнем:

1 -2 - все вставайте, 3-4 - приседайте, 5-6 -повернитесь,

7-8 - улыбнитесь,

9-10 - не зевайте,

Свое место занимайте.

5. «Бревна» - работа с демонстрационным материалом.

- Продолжаем сказку.

- Пошел журавль к лисе в гости и на дороге увидел кучу бревен. Из этих бревен лиса будет строить себе новый дом. Бревна были толстые и тонкие (посчитаем). Журавль захотел разложить бревна, но не может. Давайте поможем журавлю разложить бревна по порядку слева направо от самого толстого до самого тонкого. Сравните их. Назовите их толщину. Журавль будет помогать лисе строить новый дом. Лиса обрадовалась. И с тех пор лиса с журавлем дружат и по сей день. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Заключительная часть. Итог.

- Скажите ребята, про кого мы сочиняли сказку?

- Как она называется?

- Какие дорожки увидела лиса?

- Какие были дома?

- Какие орехи вы собирали?

- Из каких бревен лиса будет строить дом?

- Понравилась ли вам сказка?

- О чем это сказка? (о дружбе)

- Молодцы, хорошо занимались. Лиса и журавль велели вам быть всегда дружными ребятами, никогда не ссориться.

 

3.Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП для старшей группы "В стране геометрических фигур".

Цель: обобщить, уточнить знания о геометрических фигурах.

Задачи:

образовательные:

- уточнить и обобщить знания детей о геометрических фигурах, продолжать учить видеть геометрические фигуры в форме окружающих предметов.

- формировать умение составлять описательный рассказ, опираясь на схему;

развивающие:

- расширять и активизировать словарь за счет слов-названий геометрических фигур, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения,

- развивать зрительное и слуховое восприятие, образное и логическое мышление;

- совершенствовать навыки связной речи;

- развивать мелкую моторику;

воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать культуру поведения в общественных местах, умение работать и играть в коллективе.

Материал:

Раздаточный: билеты с изображением геометрических фигур для обозначения мест в автобусе, модели геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник), мячи.

Демонстрационный: презентация «Четвертый лишний», изображения предметов разной геометрической формы.

Словарная работа:

Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.

Предварительная работа:

- беседа о правилах поведения в автобусе

- сюжетно-ролевая игра «Автобус»

- дидактические игры «Цвет и форма», «Подбери предмет по форме»

- описание геометрических фигур по схеме.

Методы и приемы:

Наглядные: показ схемы для описания, презентации «Четвертый лишний», использование моделей геометрических фигур, картинок с изображением предметов разных геометрических форм.

Словесные: вопросы к детям, отгадывание загадок, описание геометрических фигур.

Игровые: дидактические игры, специально организованная проблемная ситуация, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Ход:

Воспитатель:Ребята, мы часто с вами путешествуем, побывали во многих местах. А сегодня мы с вами отправимся в страну геометрических фигур

(воспитатель показывает иллюстрацию с изображением человечков в виде фигур)

Воспитател ь: Мы поедем на автобусе. Для этого надо купить билеты. Билет получит тот, кто правильно ответит на вопрос.

- Сколько у тебя носов?

- Один.

- Сколько у тебя глаз?

- Два.

- Сколько пальцев у тебя на одной руке?

- Пять.

- Сколько у тебя волос?

- Много.

- Сколько у тебя крыльев?

- Ни одного.

Воспитатель: Теперь посмотрите на свои билеты внимательно. На каждом билете есть геометрическая фигура. Эти стулья-места в автобусе. Каждый из вас сядет на тот стул, на котором такая же геометрическая фигура, как на билете.

Все нашли свои места? Поехали.

(звучит музыка)

2. Воспитатель: Вот мы и приехали. Мы превратимся в геометрические фигуры. Для этого надо отгадать загадку о геометрической фигуре.

1) На тарелке, как венок,

Как веселый колобок,

И на мяч похож наш друг,

Угадайте, это …(круг)

2) Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его …(квадрат)

3) Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны.

Ну, пожалуй, и довольно.

Что ты видишь?(треугольник)

4) Если б взял бы я кружок,

С двух сторон немного сжал,

Отвечай скорее точно,

Получился бы…(овал)

5) Похож на книжку, на тетрадку,

На большую шоколадку.

Аккуратный, словно школьник,

Как окно…(прямоугольник)

(когда ребенок отгадывает загадку, воспитатель надевает ему на грудь геометрическую фигуру)

3. Игра «Угадай, о чем говорю»

Воспитатель: Теперь вы - геометрические фигуры. И мы с вами проверим, кто сообразительнее и внимательнее.

Вот вам задание. Поднимет свою фигуру вверх тот, у кого:

-фигура оранжевого цвета с тремя углами (треугольник);

-фигура синего цвета с четырьмя углами (прямоугольник);

-фигура красного цвета без углов (овал);

-фигура зеленого цвета с четырьмя сторонами (квадрат);

-фигура желтого цвета без углов (круг).

Воспитатель: Какие вы молодцы, вы действительно внимательные и сообразительные.

4. Пальчиковая гимнастика с мячом.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем мячом.

Мячик сильно я сжимаю, Сжать мяч одной ладонью

И ладошку поменяю. Другой ладонью

По столу круги катаю, Покатать по столу одной рукой

Из-под рук не выпускаю. Другой рукой

Взад-вперед его качу, Покатать между ладонями прямо

Вправо-влево, как хочу. Покатать круговыми движениями

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.

5. Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Чтобы он включился, надо выполнить различные движения:

Треугольник - прошагай,

Квадрат - приседай,

Овал - наклоняйся,

Прямоугольник - руки поднимай,

Ну а кружок - выполняй прыжок.

А теперь фигуры выполняют движения все вместе:

- прошагай,

- приседай,

- наклоняйся,

- руки поднимай.

- выполняй прыжок.

6. Презентация «Четвертый лишний».

Воспитатель: Компьютер включился.

Посмотрите, на экране геометрические фигуры, одна из них лишняя. Подумайте, какая фигура сюда не подходит и объясните, почему.

(демонстрируются пять изображений, каждый ребенок выбирает лишнюю фигуру и объясняет свой выбор).

8. Игра «Подбери по форме»

Воспитатель: Ребята, теперь давайте поиграем.

(на магнитной доске расположены изображения предметов различной формы).

Эй, фигуры - хитрецы,

Вы, конечно, молодцы!

Спрятались от нас в предметах,

Ищем вас и так и этак.

Здесь много предметов. Каждый из вас возьмет только те, которые похожи по форме на его геометрическую фигуру. Потом посмотрим, правильно ли вы выбрали.

(дети выбирают)

Воспитатель: Молодцы, все справились!

9. Итог.

Воспитатель:

- Вот мы и побывали в стране геометрических фигур.

Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в автобусе.

(звучит музыка).

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня превращались в геометрические фигуры, узнали, чем они отличаются и чем похожи; выбирать из четырех фигур одну лишнюю.

Все старались, молодцы!

 

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе на тему «Ориентировка в пространстве»

Тема: «Ориентировка в пространстве»

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое

Цель: формировать у детей позитивную мотивацию к познанию, умение ориентироваться в пространстве.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать понимание пространственных отношений (вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, между, умение обозначать в речи взаимное расположение предметов; формировать умение ориентироваться на листе бумаги;

закреплять представления детей о днях недели, наступившем времени года, умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу; совершенствовать счетные навыки в пределах 10, закреплять знания об отношениях между числами натурального ряда, умение выкладывать изображение предмета из нескольких частей.

Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление; способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речи, навыков свободного общения со взрослым.

Воспитательные: поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость и целеустремленность; воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Предварительная работа: игры, направленные на развитие познавательных процессов, отгадывание загадок; рассматривание плакатов и иллюстраций «Геометрические фигуры», «Счет до 10»; дидактические игры «Подбери фигуру», «Назови и сосчитай» и др.; упражнения на ориентирование в окружающем пространстве и на плоскости «Назови соседей», «Лабиринт»; разучивание физкультминутки, геометрическое конструирование на плоскости.

Материал и оборудование: набор геометрических фигур, квадратный лист бумаги, смайлики (грустный и веселый) на каждого ребенка; набор цифр, ключ (из составных частей) на каждого ребенка;

игрушки: белка, лиса, ежик, медведь; ноутбук, проектор.

Ход НОД

Слайд 1. Путешествие по сказке.

Воспитатель: Дети, я знаю, что вы очень любите сказки. И сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по сказке.

А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова “1, 2, 3, обернись, в сказке окажись. ”

Открываем глаза. Сказка начинается.

Слайд 2. Жил-был царь.

Слайд 3. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по очень важным делам, а дочка дома осталась.

Слайд 4. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство.

Слайд 5. Пригорюнился Иван Царевич и поехал искать царевну.

Слайд 6. Едет день, едет два. Подходит к избушке на курьих ножках.

Слайд 7. А там Баба Яга живет.

Слайд 8. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич правильно ответит на ее вопросы.

Слайд 9.

А И. Ц. сомневается, справится ли он со сложными заданиями Б. Я. и обращается к вам за помощью.

А помочь И. Ц. смогут дети, которые умеют не только считать, знают геометрические фигуры, но еще и хорошо ориентируются в пространстве. И сегодня на занятии мы будем учиться ориентироваться в пространстве.

Ну что-же вы готовы помочь И. Ц.?

Тогда слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:

Слайд 10.

Какой сегодня день недели?

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Какие времена года знаете? Назовите.

Какое время года наступило?

Слайд 11. Составление детьми рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу.

Слайд 12. Воспитатель: Вот и помогли мы Ивану Царевичу справиться с заданием Бабы Яги. Баба Яга дала клубочек и отправила Царевича к Кикиморе. У неё находится карта. Клубочек покатился, и Царевич пошел за ним.

Слайд 13. Прикатился клубок к болоту. И перед Царевичем появилась Кикимора.

Слайд 14. Она выслушала Царевича и решила помочь, а чтобы получить карту, надо выполнить её задание.

Воспитатель: Давайте поможем Ивану Царевичу.

Приготовьте геометрические фигуры. Давайте назовем их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Приготовьтесь слушать задание и правильно располагать геометрические фигуры на листе бумаги. (Графический диктант):

в центре листа расположите желтый круг

справа от круга расположите зеленый квадрат

слева от круга расположите красный треугольник

над кругом расположите синий прямоугольник

под кругом расположите черный овал

Воспитатель: Обращается к 2-3 детям с вопросами

Где ты расположил круг? (в центре листа)

Какая фигура находится справа от круга?

Какая фигура расположена под кругом?

А сейчас проверим.

Если вы верно выполнили задание, геометрические фигуры на вашем листке должны быть расположены так, как показано на слайде.

Слайд 15.

Кто допустил ошибку, исправьте ее самостоятельно.

А теперь я предлагаю вам оценить свою работу. Если вы правильно выполнили задание, поднимите веселый смайлик. Если допустили ошибку, грустный.

Слайд 16.

- Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану Царевичу. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в сказочный лес.

В лесу И. Ц. встретил животных. А каких, вы узнаете, если отгадаете загадки:

На его спине — иголки.

И длинны они, и колки.

Потому-то вдоль дорожек

С ними смело ходит…

(ежик)

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(белка)

Хоть на вид – краса девица,

На проделки мастерица,

Кто дружить захочет с ней?

Зверя нет в лесу хитрей

(Лиса)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

(Медведь)

Воспитатель:

- Просмотрите, как расположились звери на лесной полянке.

-Кто находится между белкой и лисой? (ежик)

-Кто находится справа от ежика?

-Кто находится слева от ежика?

-Сзади (позади) ежа расположился….?

Слайд 17. Веселый гномик

А еще И. Ц. встретил в лесу гномика, который предложил ему решить задачи:

1. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы. Сколько птиц летело над рекой? (Три)

2. Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат, но один из них устал и конечно же отстал. А теперь ответ найди: сколько мишек впереди? (пять)

Веселый гномик предлагает вам поиграть в игру «Ничего не говори, лишь руками покажи»

Физкультминутка.

Высоко! Низко!

Слева! Справа!

Далеко! Близко!

Широко! Узко!

Воспитатель. Дети, пока мы играли, И. Ц. добрался до замка.

Слайд 18.

Вот вход в замок. Дверь, за которой находится Царевна, завалена камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни.

Разберут на доске (2 детей, а мы поможем им за столами.

Вам необходимо расположить числа в прямом порядке от 1 до 10 (работа в парах.

- Назовите самое маленькое число.

- Назовите самое большое число.

- Между числами 4 и 6 находится число…. (5)

- Назовите числа, которые больше числа 8. Где они расположены? (Справа)

- Назовите числа, которые меньше 4. Где они расположены? (слева)

Благодаря вашей помощи И. Ц. оказался перед дверью, ведущей в замок.

Слайд 19.

Но хрустальный ключик, которым можно открыть дверь разбился.

Слайд 20.

Давайте поможем И. Ц. собрать ключ из частей.

Слайд 21. В.: Благодаря вашей помощи И. Ц. смог открыть дверь в замок и освободить Царевну.

Слайд 22. В.: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и произносите вместе со мной:

1,2,3,4,5

Вот мы в садике опять.

С вами в сказке побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

3. Рефлексия

- Дети, кому мы сегодня помогали? (Ивану Царевичу)

- Какое задание вам показалось самым интересным?

- Какое задание вам показалось самым трудным?

- Благодаря чему вам удалось справиться со всеми заданиями? (потому что уже много знаем и умеем; мы дружно работали и были настоящей командой)

Иван Царевич и прекрасная Царевна очень благодарны вам и дарят вам сладкое угощение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...