Стили педагогического управления и общения. Техники продуктивного общения.
Педагогическое общение - взаимодействие 2-х или более людей, заключающееся в обмене познавательной и эмоционально-оценочной информацией. Структура общения: субъект, объект (к кот. адрес, информация), цель общения, значимая и понятная и субъекту и объекту, а также язык доступный для всех. Аспекты П.О. Существует дидактическое и коммуникативное общ. Дидактическое общение - содержательная подсистема, в основе кот. лежит передача ЗУН от учителя ученику. Коммуникативное общение - формообразующая подсистема, кот. обслуживает дидактическое, но её главная цель - воспитательная. Пед. общение имеет внутренние и внешние стороны (реальное поведение и педагогические поступки). Функции педагогического общения: А. информационно-коммуникативная (требует: ориентировать высказывания на собеседника; выбора речевых средств и ситуаций; предвидения реакции партнеров; способность конкретизировать информацию по ходу высказывания). В. функция познания людьми друг друга. Познавательная, (социальная перпепция восприятия: непосредственное отражение объективной действительности органами чувств. Требование: перед сообщением любой информации надо сориентироваться на внешнем облике партнера; в ходе сообщения информации наблюдать за партнером; изменять собственную систему общения в связи с изменением поведения партнера). 3 аспекта познания ребёнка: 1. Научный (основан на психолого-педагогич. эрудиции взрослого); 2. Художественный (осн-ся на умении возвращаться в мир детства); 3. Практический (через продукты детского творчества). С. функция взаимовлияния людей друг на друга в процессе общения; Д. функция непосредственного общения. Умение приспосабливаться и оценивать псих и эмоц сост учеников, их возрастные особ, половые различия школьников).
Этапы пед. общения: 1. Моделирование предстоящей беседы с классом: Задача: коммуникативное прогнозирование. 2. Перевод пед. задач в сферу коммуникации.(Коммуникативная атака) Планируется вероятностное восприятие беседы. Непосредственная организация общения с классом. 3. Управление процессом пед. общения. Элементы управления: - конкретизация спланированных ранее моделей; - управление инициативой начавшегося общения; - оперативность в достижении с классом единого «мы»; - умение демонстрировать свою предрасположенность к доброте; Стиль педагогического общения - индивид особенности социально-псих взаимодействия педагога и учеников. Стиль отношений характеризующий взаимодействие (учителя и учеников) в процессе воспитательной деятельности. Выделяют 3 основных стиля отношения учителя к классу: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый. Однако встречаются и черты отрицательного стиля отношения к детям: ситуативно-отрицательный, устойчиво-отрицательный. 3 основных стиля общ: Авторитарный (Разящие стрелы) - учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает кто с кем должен сидеть, работать, пересекает всякую инициативу учащихся. Основные формы воздействия: приказ, указание, инструкции, выговор. Демократический (Возвр бумеранг) проявляется в опоре/руководителя на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, старается подключить всех к активному участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании. Основные способы воздействия: просьба, совет, информация. Либеральный стиль («плывущий плот») учитель старается не вмешиваться в коллектив, не проявляет активности, старается не участвовать в жизни класса.
Стили общения: (Канн-Калик, разработал 1-ю класс-ю стилей) 1. общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, идеальный стиль. 2. общение на основе дружеского расположения; 3. общение-дистанция; 4. общение-устрашение; (дистанция в крайней степени ее проявления) 5. общение-заигрывание. (свойственно молодыми учителям) В основе 1-го стиля лежит устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно решать вопросы организации деятельности Увлеченность совместным творчеством - наиболее продуктивный для всех участников пед. процесса стиль общения. 2-й стиль общения тесно связан с 1-м стилем. По сути это одно из условий 1-го стиля. 3-й стиль - общение-дистанция - распространенный. Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога и чащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция. 4-й стиль - общение-устрашение - соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. 5-й стиль - общение-заигрывание - проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении. (между учителем и учениками формируются фамильярные отношения)
Особенности и причины конфликтов в педагогическом процессе. Способы их разрешения. Этапы развития конфликта Но для того чтобы спор между субъектами разгорелся, необходимо, в первую очередь, чтобы они имели различные позиции во взгляде на один и тот же вопрос, то есть их положение по отношению друг к другу и обсуждаемой проблеме было бы различным. Конфликтная ситуация - это позиционное различие в восприятии объективности. Это конфликт в потенции, так как наметившееся противоречие еще завуалировано, скрыто от субъектов или, по крайней мере, от одного из них. На этот этап редко обращают внимание, считая, что конфликтная ситуация еще не конфликт. Однако такая беспечность приводит к быстрому развитию событий, и первый этап сменяется вторым. Вторым этапом в развитии конфликта становится инцидент (по словарю - неприятный случай, недоразумение, столкновение). Имея более или менее устойчивую позицию, субъект выстраивает на ее основе свое поведение, вступая во взаимодействие с другими людьми. Дальнейший ход событий определяется рядом причин: видят ли субъекты противоречие, желают ли его разрешить, способны ли это сделать. От ответа на каждый их этих трех вопросов зависит продолжительность и острота конфликта.
Последний шаг - снятие противоречия, разрешение конфликта. Это позволит субъектам подняться на новый уровень взаимоотношений, по-новому выстроить свое поведение. Следует иметь ввиду, что устранение одного противоречия не исключает появление нового, но оно уже будет находиться в плоскости следующего, более высокого культурного уровня. Разрешение конфликта является творческим актом, и здесь не может быть уникального рецепта. Индивидуальный поиск решения и его реализация конкретным человеком осуществляется с учетом множества факторов складывающейся ситуации. Освоение технологии разрешения конфликта помогает представить структуру этого процесса, выделив в нем ключевые звенья, способствует расширению арсенала способов выхода из конфликта, делает возможным распознавание конфликта на самых начальных стадиях. Первым этапом на пути разрешения конфликта является его обнаружение. От умения увидеть конфликт на начальных стадиях развития зависит многое: его продолжительность и острота, возможность или невозможность корректирования взаимоотношений, а также способ разрешения противоречия. Здесь нет и не может быть мелочей, так как первые проявления конфликта бывают очень незначительными и, как правило, не улавливаются сознанием, но именно они и являются наиболее значимыми для процесса разрешения. При этом нужно помнить, что формы проявления конфликта чрезвычайно разнообразны и каждая из них характеризует соответствующую степень изменения отношений. Результатом противоборства, как поступательного движения в рамках обострения взаимоотношений, становится одна из двух форм: разрыв отношений (если соперники равны по силе и позиции) или принуждение (когда одна из сторон обладает большими возможностями).
Вторым этапом разрешения конфликта становится анализ ситуации. Анализ начинается с четкого обрисовывания события. Здесь учитывается все: обстоятельства, реплики, психологический настрой, история развития взаимоотношений, возраст, уровень индивидуального развития и многое другое. Четкому обрисовыванию события способствует профессионально-педагогическая память педагога. Его умение распределять внимание, выделять главное и второстепенное, способность видеть, улавливать мелочи. После того как картина события воссоздана, педагогу следует проанализировать сложившуюся коллизию, то есть определить взгляды, стремления и интересы каждой из сторон. Третьим этапом становится непосредственно разрешение конфликта. Первым шагом в этом направлении будет снятие психического напряжения. До тех пор, пока оно сохраняется в отношениях между людьми, конфликт не разрешить. Снятие напряжения осуществляется разнообразными способами: просьбой о прощении, демонстрацией симпатии, шуткой, отвлечением, переключением на другие объекты и деятельность, предоставление права на несогласие; соответственно изменяются интонации, избирается оптимальная дистанция общения (физическая и социальная) и многое другое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|