Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассказ А.И. Куприна «Тапёр»




Текст 23

ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Вспомните о двух функциях языка, которые М. Панов считал основными (язык – средство общения и средство мысли) и напишите поэтическую или прозаическую оду русскому языку или слову.

1. Человеку дано великое чудо — умение говорить. Наша речь — это отражение наших мыслей, поступков и взглядов. Без великого дара речи человек потерял бы большую часть самого себя. С помощью слова мы можем убеждать, спорить, делиться своими мыслями.

«Живое слово учит», — гласит античная мудрость. Ещё в детстве, читая сказки, русское слово звучало для меня мелодично, как журчащий ручеёк Сегодня мне горько осознавать, что человечество стало обрекать речь на болезни: загрязнять её, бросать фразы на ветер, сквернословить и унижать слабого. Если мы обратимся к книгам, то увидим, что во все времена слову отводилась значительная роль.

Слово — это действительно грозное оружие. Оно открывает людям правду, обличает зло, невежество и жестокость. И. Крылов в своих баснях метко и кратко отобразил все пороки человеческой души. Многие строки стали крылатыми выражениями: «…да только воз и ныне там», «…а Васька слушает, да ест». Подобных мастеров слова в литературе немало. Грибоедов, Гоголь, Чехов, Пушкин... Этот ряд можно продолжать долго. Вот у кого мы действительно должны учиться мастерству слова!

И мне хочется крикнуть на весь мир: «Наш язык богат и прекрасен! Словом мы дарим счастье и радость! И этим оружием нужно пользоваться с умом».

 

2. Для меня русский язык – это не набор определенных лексических конструкций, благодаря которым люди могут передавать друг другу информацию, а палитра для ярких, живых чувств и ощущений. Когда я говорю на русском языке, используя всю широту его лексики, то раскрываю душу, показываю свой характер в полной мере.

На этом языке творили Пушкин, Толстой, Достоевский, Тютчев, Лермонтов, которых признают и которыми восхищаются не только на родине, но и далеко за ее пределами. Ведь именно русская литература считается одним из величайших культурных достояний мира, потому что она способна и согреть сердце, и пронзить его острым копьем протеста, захватить страстью и заставить холодеть от ужаса. А главное, она смогла отразить загадочную русскую душу, которую не удавалось понять никому, потому что люди другой нации никогда не смогут поверить в то, что русский человек, пренебрегая законами самосохранения, материальным благам предпочтет духовные.

Только великому народу мог быть дан такой великий язык. Вот поэтому мы – русскоязычное великое и сильное государство. Каждое слово передает сильнейший дух нашего народа, и чем богаче язык, тем сильнее духом нация, тем сильнее ее культурное и историческое достояние.

 

3. О! Великий русский язык! Ты могуч и разнообразен. Ты несёшь за собой многовековую историю, которая передаётся из поколения в поколения. Без тебя мы бы не существовали. Если бы мы не владели русским языком, то не имели бы возможности изучать прекрасные стихи знаменитый поэтов А.С.Пушкина, И.Ф.Тютчева, М. Цветаевой, А.Ахматовой и др. Эти писатели писали о любви к Родине, своему народу, о великолепной природе, которую мы даже не замечаем.

Произведение К.Г. Паустовского «Алмазный язык» не только меня заставило задуматься над своей речью, но и над тем, как я говорю и что я говорю. Автор во всей красе продемонстрировал нам всю прелесть и мощь нашего родного русского языка, показав тесную взаимосвязь языка и природы.

Без русского языка мы не узнали бы ничего нового и не смогли даже описать увиденное.
Обладая красивым и правильным русским языком, можно стать счастливым и в личной жизни, найти свою любовь, объясниться в своих искренних чувствах, признаться в своей симпатии, не боясь быть неверно понятым.

Возможности русского языка широки настолько, что можно в течение всей жизни пополнять свой словарный запас и не освоить даже половины его. Разнообразие слов и значений позволяет передавать мельчайшие оттенки смыслов, составлять красочные образные описания, выражать свои мысли – в этом и заключается использование богатств русского языка.

Русский язык несет в себе культуру и обычаи страны и народа, живущего в нём. Каждый уважающий себя человек должен гордиться своим языком. Тот, кто уважает родной язык, уважает себя, уважает людей.

Уроки русского языка – это лишь начало, первая ступень на пути к дальнейшему самостоятельному изучению великого языка, которое человеку предстоит делать на протяжении всей его жизни. Почувствовав вкус русского языка, его удивительную точность и восхищающее весь мир многообразие, уже невозможно удерживаться лишь в рамках школьной программы. Эти уроки дарят стремление к будущим успехам, постижению новых тайн родного русского языка!

 

РУССКИЙ ЯЗЫК (ода)

О прекрасный, могучий русский язык,

Без тебя человек головой бы поник,

Без тебя не сказать и не спеть,

И произведений не прочесть.

Язык, которым российская держава повелевает,

Никакому европейскому не уступает.

Он богатейший язык, без сомненья,

И это разных народов мненье.

Русский язык выразителен и свободен,

Родной язык для миллионов сотен.

Он чрезвычайно богат и живописен,

Поможет в отправке любимым писем.

Одарил человечество Бог,

Хорошо всем жить он помог.

Русский язык как дар,

Не может говорить человек – удар!

Если б не было его на земле,

Как выразить то, что творится в душе?

Как выразить радость иль горе?

Как сделать любовь невесомей?

Язык сближает нас,

Делает лучше жизнь в сотни раз.

Не знаю, как можно на свете прожить

И русский язык никогда не учить.

Русский язык способен приблизиться к языкам,

Богатым по своей силе и свободе расположения,

На нем написаны важнейшие

Международные договоры и соглашения.

Но все ж он является инструментом

Поговорить о случае жизни конкретном.

Не будь языка нашего, русского,

Не достиг человек бы развития умственного.

Агафонова Юлия

(9 класс)

* * *

Время царствам давало бой,

Но солдаты его – лета –

На коленях стоят пред тобой,

Языковая красота.

Русский язык, ты красив, ты певуч,

Ты протяжен, выразителен, ловок,

И для нас, словно лес, дремуч

Посреди книжных проселок.

Ранена я тобой стократ,

Но не охала, не стонала.

Под огнем красоты, как солдат,

Мужественно я стояла.

О, когда ты исчез бы вдруг,

Не страшна мне была б слепота.

Ты под сердцем замкнутый круг,

Русская красота.

Так живи и владей бесконечно

Ты сердцами таких, как я.

Столько лет ты жил – не сдавался,

Так живи же и властвуй всегда.

Бартенева Екатерина

(11 класс)

 

***

О, Школа, знаю, в сердце будет
Любовь к тебе всегда гореть!
И хочется в стихах её воспеть.

Я оду посвящу тебе одной,
Ты для меня – как дом родной!
Святилище, куда иду на знаний свет,
Накопленный за много – много лет,
Струящийся из стен твоих.
Ведь я - из тех, кто ждёт и ищет их -
- Ума, добра и радости познанья,
Как божескую манну пропитанья!
Звенит звонка заливистая трель -
Кому-то, скажут, надоел, как шмель,-
А я быстрее в класс стремлюсь,
Успеть к началу тороплюсь,
Чтоб по крупицам драгоценным
Собрать премудрости багаж бесценный.

Частичка нового - нужна мне и весома -
Добавится к тому, что мне уже знакомо,
Накоплено в стараньях трудных. -
Бегу по лестницам и коридорам шумным,
С толпой знакомых и друзей моих,
Которых я уже считаю за родных.

Под этой кровлей старой и родной
Дорогой доброю идём с тобой.
Давно идём – плечо к плечу, рука к руке,
И шаг за шагом вместе наравне.
За годом год, в мельканье дней,
Побед, успехов иль потерь -
Встречая младших, старших провожая,
И к возмужанию уверенно шагая.

О, школа, ты для нас – доска трамплинная,
А перед ней – разбега лента длинная,
Готовящая нас в манящий,
чуть пугающий полёт,
Удобная ты нам опора, старт на взлёт!

Ты приучаешь нас идти по жизни смело
И принимать решения умело,
И учишь ты быть к трудностям готовым,
Не вешать нос и подниматься снова,
Пусть даже баловать судьба не будет -
Её своим трудом задабривать мы будем.

С надеждою прощаясь, ты всех нас
Напутствуешь: «Летите, в добрый час!», -
Как мать своих детей ты нежно ободряешь
И с гордостью затем известья получаешь
О наших достиженьях малых и больших,
И будешь с радостью рассказывать о них.

А мы тебя, конечно, не забудем,
И вспоминать лишь добрым словом будем -
Экзамены, контрольные, ответы у доски,
Уроки, парты, - но без страха и тоски,
А только с теплотой, восторгом и любовью,
И благодарностью в душе,
и нежностью сыновней.

Спасибо, Школа, - скажем мы
и низко поклонимся,
- Мы без тебя немногого б добились,
И уходя, конечно, повинимся
За то, что не всегда старательно учились.

Ты всем нужна, как воздух для дыханья,
Как мать для своего любимого,
растущего дитя.
Родных учителей терпенье и старанье, -
Всё в жизни светлое и мудрое
исходит от тебя!

 

***

Великий русский язык! Хочу сказать тебе огромное спасибо за все! За то, что я могу мыслить и рассуждать. За то, что у меня есть возможность общаться с людьми. За то, что ты даешь возможность изъяснять свои мысли грамотно и красиво. За то, что ты объединяешь людей. За то, что я могу выражать свои чувства. За то, что я могу подробно описывать увиденное, используя художественные средства. За то, что я умею аргументировать, приводить доводы, оспаривать, принимать к сведению. За то, что я могу соглашаться и отрицать. За то, что я имею возможность открывать новые горизонты. За то, что я могу узнавать новое, изучать науку.
Мне очень понравились слова, которые произнес Иван Сергеевич Тургенев о тебе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Это еще раз демонстрирует то, что ты оказываешь огромное влияние на каждого человека, формируя из него личность.
О русский язык! Спасибо за твою гибкость, живописность, красноречие и богатство.

 

 

Текст 24

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ И ЦАРЬ-ПУШКА

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Опишите впечатление, которое произвело на вас звучание колокола или органа, фортепиано или скрипки, включив в описание краткий пересказ художественного произведения, где упоминается один из этих музыкальных инструментов.

1. Многие из нас ещё с раннего возраста увлекаются игрой на музыкальном инструменте. Будь то фортепиано или гитара, барабан или саксофон – каждый находит свой «родной» инструмент и звук. Меня же всегда привлекало нежное звучание струн скрипки. Первый раз я услышала её на концерте классической музыки, который был дан проездом в моём городе. Тишина. Все замерли. Скрипач, который играл, был совсем юн. Он поднял смычок, и, через мгновение, полилась по залу чарующая и печальная музыка. Она то затихала, то снова начинала звучать громко. То резко и быстро, то нежно и плавно. Звучание скрипки было настолько прекрасно и одновременно грустно, что я не смогла сдержать нахлынувших слёз восхищения. Скрипач играл о неразделённой любви и скрипка, словно живая, сама плакала в его руках. Я была потрясена. А вскоре я наткнулась на произведение Чехова «Скрипка Ротшильда» о гробовщике Якове, у которого умирает жена. Он от угрызений совести о плохом обращении с ней, начинает играть на скрипке, которая у него только и осталась. В финале рассказа Яков играет последнюю в своей жизни мелодию еврею Ротшильду, которого до этого ненавидел. Скрипка становится символом духовного единства этих людей. Скрипка – царица музыки. Игра на ней заставляет душу трепетать, рождает живые чувства. И с этим я полностью согласна.

 

2. Однажды я присутствовала на концерте в Донецкой филармонии. До сих пор не могу забыть игру на скрипке молоденького скрипача с огромными синими глазами...

Когда он вышел на сцену и ударил смычком по струнам, как будто яркие лучи солнца заполнили все вокруг, чудесные птицы, разговаривая с цветами, запели нежные песни; затем я услышала шум ветра, который сменился небольшими каплями дождя, и, наконец, молнии разорвали шум в клочья... Скрипач закончил играть – зал взорвался шквалом аплодисментов. Я тоже была восхищена игрой виртуоза и задумалась о чудодейственной силе музыкального искусства.

Герой произведения А.П. Чехова “Скрипка Ротшильда” благодаря музыке обретает известность и признание в последние дни своей жизни. Песня любима и понятна всем, потому что передает людям самое сокровенное. Его музыка – это символ души, которая при помощи любимой скрипки раскрывается всем. Передав скрипку Ротшильду, освободившись от предрассудков, Яков обретает житейскую мудрость и душевное спокойствие. Сочиняя мелодию и передавая ее вместе со скрипкой, как наследство, он оставляет память о себе, тем самым подтверждая идею бессмертия человеческой души. 161 слово

 

3. Однажды я присутствовала на концерте в Донецкой филармонии. До сих пор не могу забыть игру на скрипке молоденького скрипача с огромными синими глазами...

Когда он вышел на сцену и ударил смычком по струнам, как будто яркие лучи солнца заполнили все вокруг, чудесные птицы, разговаривая с цветами, запели нежные песни; затем я услышала шум ветра, который сменился небольшими каплями дождя, и, наконец, молнии разорвали зал в клочья... Скрипач закончил играть - зал взорвался шквалом аплодисментов. Я тоже была восхищена игрой виртуоза и впервые задумалась о чудодейственной силе музыкального искусства.

Я вспомнила, что игра на скрипке (особенно виртуозная, связанная с изощренной техникой левой руки) раскрывает в человеке творческие способности и ускоряет протекающие в мозгу процессы. Неслучайно мой любимый литературный герой Шерлок Холмс, обдумывая непростое решение задачи, играл на скрипке... Доктор Ватсон, герой рассказа Конан Дойла «Этюд в багровых тонах», пишет: «Вечерами, положив скрипку на колени, он откидывался на спинку кресла, закрывал глаза и небрежно водил смычком по струнам. Иногда раздавались звучные, печальные аккорды. Другой раз неслись звуки, в которых слышалось неистовое веселье. Очевидно, они соответствовали его настроению, но то ли звуки рождали это настроение, то ли они сами были порождением каких-то причудливых мыслей или просто прихоти, этого я никак не мог понять». 200 слов

 

4. Издавна очень глубокое впечатление производила на людей органная музыка. Звучание её можно услышать как в залах филармоний, так и в католических храмах. Особенностью этого музыкального инструмента является глубокое серьёзное звучание, проникающее в самую душу человека.

Упоминается орган и в художественной литературе. Так, в книге «20 000 лье под водой» таинственный капитан Немо, на чьём корабле разворачиваются основные события романа, оказывается не только талантливым учёным и изобретателем, но и искусным музыкантом. В салоне «Наутилуса» стоит орган, к которому хозяин судна обращается в минуты тревоги или душевных терзаний. Его музыка захватывает не только самого капитана, но и невольных слушателей, заставляя на время забыть обо всём, кроме чарующих звуков, погружая человеческий разум в мир музыки, где нет повседневных тревог и планов, в мир, в котором растворяются преграды между людьми.

Звучание этого величественного инструмента заставляет сердца слушателей биться в унисон с сердцем музыканта, без слов повествуя о том, что хотел донести автор музыки.

 

5. Слова - язык нашего тела, музыка же - язык нашей души. Внутренний мир человека и его музыкальные предпочтения неразрывно связаны. Наши эмоции находят выход в композициях, которые мы слушаем. И наоборот. Наша любимая музыка, влияет на нас.

Я - меломан. В зависимости от настроения, я могу слушать и современную музыку, и что-то более раритетное, и даже классику, к которой современная молодёжь относится с пренебрежением и практически не интересуется ею.

Самое большое влияние на меня почему-то оказывает игра на фортепиано. Бах, Бетховен, Моцарт, Вагнер были не просто гениальными композиторами, но и потрясающими психологами. Слушая их произведения, я успокаиваюсь, у меня поднимается настроение, пробуждается любовь к прекрасному и к миру в целом.

В произведении Владимира Короленко “Слепой музыкант” главный герой - мальчик Пётр, рождается слепым. Жить без зрения, да ещё и в начале двадцатого века, было испытанием не из лёгких. Но мальчик нашёл себя в игре на фортепиано, благодаря которой он смог почувствовать жизнь в её полноте и напомнить людям о чужих страданиях.

Я очень рада, что человечество придумало такой замечательный музыкальный инструмент, как фортепиано. Очень надеюсь, что интерес и любовь к нему не пропадут никогда.

 

Рассказ А.И. Куприна «Тапёр»

В гостеприимной и шумной семье Рудневых любили, чтобы ёлка выходила на славу, и для этого всегда приглашали оркестр. Однажды под Новый год обстоятельства так сложились, что оркестр оказался уже разобранным. Пришлось отыскивать хорошего тапёра (тапёр – музыкант, играющий на праздниках музыку для увеселения гостей). Им оказался бледный, очень худощавый мальчик «в подержанном мундирчике реального училища». Он был «застенчив, беден и самолюбив», «большие серые глаза - слишком большие для такого худенького детского лица - смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно. По первому впечатлению мальчику можно было дать лет одиннадцать – двенадцать».

На фоне роскошного московского дома Рудневых скромный маленький тапёр вызывал своим видом только чувство жалости. Но отношение к нему изменилось, как только полились первые звуки аккордов:
«Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими».

Автор рассказа заставляет читателя поверить в то, что талант всегда пробьётся и что часто в жизни человека судьбоносное значение имеет обычный случай. «…В залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих», этот господин оказался известным композитором. Юрий Азагаров (тапёр) «чувствовал, что никогда еще не играл в своей жизни так хорошо, как в этот раз, и, должно быть, не скоро будет еще так хорошо играть».

«Он заиграл, сначала робко, неуверенно, гораздо хуже, чем он играл в первый раз, но понемногу к нему вернулись смелость и вдохновение. Присутствие того, властного и необыкновенного человека почему-то вдруг наполнило его душу артистическим волнением и придало его пальцам исключительную гибкость и послушность. Он сам чувствовал, что никогда еще не играл в своей жизни так хорошо, как в этот раз, и, должно быть, не скоро будет еще так хорошо играть».

В самом разгаре вечера композитор Рубинштейн уезжает и забирает мальчика с собой.
«Реалист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов, а необычайный гость с царственным лицом еще раньше успокоился навсегда, от своей бурной, мятежной жизни, жизни мученика и триумфатора. Но никогда и никому Азагаров не передавал тех священных слов, которые ему говорил, едучи с ним в санях, в эту морозную рождественскую ночь, его великий учитель», - такими словами заканчивается рассказ А.И. Куприна.
краткий пересказ художественного произведения, где упоминается один из этих музыкальных инструментов.

 

7. В книге Вадима Кожевникова «Щит и меч» советский разведчик Александр Белов (Иоганн Вайс) слушает музыку:
«Во втором часу ночи, когда Вайс проходил мимо дома профессора Гольдблата, весь город был погружен в темноту, светилось только одно из окон этого дома. И оттуда доносились звуки рояля. Вайс остановился у железной решетки, окружающей дом профессора, закурил.

Странно скорбные и гневные, особенно внятные в тишине, звуки реяли в сыром тумане улицы.
Вайс вспомнил, как Берта однажды сказала Генриху:
- Музыка - это язык человеческих чувств. Она недоступна только животным.
Генрих усмехнулся:
- Вагнер - великий музыкант. Но под его марши колонны штурмовиков отправляются громить еврейские кварталы…

...Дождь иссякал, опорожненное от влаги небо светлело, а музыка звучала все более гневно и страстно. Иоганн никогда не слышал в исполнении Берты эту странно волнующую мелодию. Он силился вспомнить, что это, и не мог. Встал, бросил окурок и зашагал к авторемонтной мастерской.

 

8. Жизнь героев классических произведений наполнена музыкой. В повести И.С.Тургенева «Ася» девушка познакомилась с господином Н.Н. на празднике для студентов: «Вдруг донеслись до меня звуки музыки; я прислушался. В городе Л. играли вальс; контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко»

Немало важно и то, что в двух эпизодах встречается упоминание ланнеровского вальса. Впервые слышит его Н. Н. после первой встречи с Асей на обратном пути от дома Гагина: «Словно на прощание примчались звуки старинного ланнеровского вальса. Гагин был прав: я почувствовал, что все струны моего сердца задрожали в ответ на, те заискивающие напевы» [1, с. 15]. Но не только музыка затронула и взволновала его сердце, но и встреча с Асей. Именно с этого момента началось зарождение чего-то нового, но еще не понятного для героя: «Я чувствовал себя счастливым…Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал…Я был счастлив».

Ланнеровский вальс упоминается в повести еще раз: под него танцуют Ася и Н. Н. в конце девятой главы: «Я побежал вслед за нею — и несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера…Долго потом рука моя чувствовала прикосновение ее нежного стана, долго слышалось мне ее ускоренное, близкое дыхание…» [1, с. 37]. В двух этих эпизодах главный герой взволнован, чувствителен, он в смятении и не понимает, что происходит в его душе. Проанализировав повторение этого мотива в повести, можно предположить, что вальс Ланнера символизирует собой некий переломный момент в судьбе Н. Н. и Аси, а также зарождения чувств героев, еще неосознанных, но уже существующих в их сердцах. Но не только встреча и свидания героев наполнены музыкальностью, но и их разлука. Когда Н. Н. навсегда прощается с Асей, музыка утихает и уходит из его жизни, оставляя его в полной тишине наедине с самим собой. Таким образом, мы видим, что с помощью музыкальный ряда И. С. Тургенев выделяет значимые для героев события и кульминационные моменты в повести.

 

9. Л.Н.Толстой. «Крейцерова соната».
Жена героя рассказа полюбила музыканта, скрипача Трухачевского…
Вскоре был устроен званый обед, скучный, притворный. Довольно скоро началась музыка, играли Крейцерову сонату Бетховена, жена на фортепьяно, Трухачевский на скрипке. Страшная вещь эта соната, страшная вещь музыка, думал Позднышев. И это страшное средство в руках у кого угодно. Разве можно Крейцерову сонату играть в гостиной? Сыграть, похлопать, съесть мороженое? Услышать её и жить как прежде, не совершая те важные поступки, на которые настроила музыка? Это страшно, разрушительно. Но Позднышев впервые с искренним чувством пожал Трухачевскому руку и благодарил за удовольствие.
"Крейцерова соната" передаёт напряжённое психологическое состояние героя: он видит измену жены, страдает, хочет отомстить.

«Ах, как я помню все подробности этого вечера; помню, как он принес скрипку, отпер ящик, снял вышитую ему дамой покрышку, достал и стал строить. Помню, как жена села с притворно равнодушным видом, под которым я видел, что она скрывала большую робость -- робость преимущественно перед своим умением, -- с притворным видом села за рояль, и начались обычные la на фортепиано, пиччикато скрипки, установка нот. Помню потом, как они взглянули друг на друга, оглянулись на усаживавшихся и потом сказали что-то друг другу, и началось. Он взял первый аккорд. У него сделалось серьезное, строгое, симпатичное лицо, и, прислушиваясь к своим звукам, он осторожными пальцами дернул по струнам, и рояль ответил ему. И началось...
Он остановился и несколько раз сряду произвел свои звуки. Хотел начать говорить, но засопел носом и опять остановился.
-- Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете?! -- вскрикнул он. -- У!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, -- вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося.

Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, -- Бетховен, ведь он знал, почему он находился в таком состоянии, -- это состояние привело его к известным поступкам, и потому для него это состояние имело смысл, для меня же никакого. И потому музыка только раздражает, не кончает. Ну, марш воинственный сыграют, солдаты пройдут под марш, и музыка дошла; сыграли плясовую, я проплясал, музыка дошла; ну, пропели мессу, я причастился, тоже музыка дошла, а то только раздражение, а того, что надо делать в этом раздражении, -- нет. И оттого музыка так страшно, так ужасно иногда действует. В Китае музыка государственное дело. И это так и должно быть. Разве можно допустить, чтобы всякий, кто хочет, гипнотизировал бы один другого или многих и потом бы делал с ними что хочет. И главное, чтобы этим гипнотизером был первый попавшийся безнравственный человек.

Например, хоть бы эту Крейцерову сонату, первое престо. Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам это престо? Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки. Сыграть и сделать то, на что настроила эта музыка. А то несоответственное ни месту, ни времени вызывание энергии, чувства, ничем не проявляющегося, не может не действовать губительно. На меня, по крайней мере, вещь эта подействовала ужасно; мне как будто открылись совсем новые, казалось мне, чувства, новые возможности, о которых я не знал до сих пор. Да вот как, совсем не так, как я прежде думал и жил, а вот как, как будто говорилось мне в душе. Что такое было то новое, что я узнал, я не мог себе дать отчета, но сознание этого нового состояния было очень радостно. Все те же лица, и в том числе и жена и он, представлялись совсем в другом свете. После этого престо они доиграли прекрасное, но обыкновенное, не новое andante с пошлыми варьяциями и совсем слабый финал. Потом еще играли по просьбе гостей то "Элегию" Эрнста, то еще разные вещицы. Все это было хорошо, но все это не произвело на меня и 0,01 того впечатления, которое произвело первое. Все это происходило уже на фоне того впечатления, которое произвело первое. Мне было легко, весело весь вечер. Жену же я никогда не видал такою, какою она была в этот вечер. Эти блестящие глаза, эта строгость, значительность выражения, пока она играла, и эта совершенная растаянность какая-то, слабая, жалкая и блаженная улыбка после того, как они кончили. Я все это видел, но не приписывал этому никакого другого значения, кроме того, что она испытывала то же, что и я, что и ей, как и мне, открылись, как будто вспомнились новые, неиспытанные чувства. Вечер кончился благополучно, и все разъехались».

 

 

Текст 25

ПОДВИГ ИВАНА ФЁДОРОВА

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Аргументированно ответьте на вопрос: как вы понимаете выражение «книжная печатная культура» и почему «время – лучший судия»?

1. Книги. Их можно встретить на прилавках любого книжного магазина. Разнообразие литературы, которая в свободном доступе для человека, сделала наши интересы более многогранными. Но ведь что такое книги? Всего лишь источники различных видов информации? Нет. Безусловно, книга на протяжении всей истории человечества учит нас, сопровождает по жизненному пути, сохраняет накопленные знания. Наша книжная печатная культура – это и история народа, и культура, запечатлённая на века, и вероисповедание, которое нас объединяет. Но одновременно это и художественное оформление книг, в частности качество бумаги и полиграфии, используемый шрифт, переплёт и формат издания. Мода на чтение уходит и в скором времени печатная культура может исчезнуть. Современные молодые люди предпочитают воспринимать информацию в формате видео файлов, они не хотят работать с линейным текстом. Пройдёт время, и мы поймём какое огромное значение имеет печатная культура. Ведь «время – лучший судия». Оно расставляет всё по своим местам, сохраняя для будущего настоящие ценности. Вклад книжной печатной культуры в нашу жизнь, мы оценим только со временем.

 

2. Книжная печатная культура (то есть современное книгопечатание) сегодня, в эпоху информационных технологий, претерпевает значительные изменения, трансформируя мышление и человека-творца и человека-читателя. Больше всего эти процессы связывают с концепцией клипового мышления. Некоторые исследователи утверждают, что современные молодые люди не любят и не хотят читать, предпочитая познавать мир не через текст, а посредством видеофильмов и видеоигр, им проще работать с гипертекстом из коротких фрагментов, чем с длинным линейным текстом. Такие ученые предсказывают, что книга будущего будет представлять собой словарь с короткими, ссылающимися друг на друга статьями. Будет ли так? Рассудит время – лучшее средство проверки на прочность любой инновации.
Но сегодня можно смело утверждать, что люди продолжают читать книги – тонкие и толстые, для детей и взрослых. Причем, несмотря на конкурентоспособное существование книг электронных, печатная книга и печатная пресса своих позиций не сдают. Пока еще многие читатели отдают предпочтение именно печатному слову, самому процессу общения с книгой. Да и сами писатели считают, что текст, размещенный в Интернете, воспринимается как рукопись и не может конкурировать с опубликованным печатным изданием, обеспечивающим им настоящее признание и популярность. 170 слов

 

3. Книга – это наш друг, наш учитель, наш помощник. Она сопровождает человека от колыбели до глубокой старости. Если мы отдадим книге часть своего внимания и времени, то она способна на многое. Вернёт читателя в прошлое, покажет будущее, расскажет о настоящем. Сидя в удобном кресле с книгой можно путешествовать по всему земному шару: побывать в джунглях, искупаться в океане, побродить по пескам Сахары.

Человек в любом возрасте находит в книгах пищу для ума. Как сказал Д. Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Благодаря печатной культуре «Мертвые души» Н. Гоголя перечитываю вновь и вновь. Впервые с этим произведением познакомился в тринадцать лет. И осмысление поэмы существенно отличается от прочтения тремя годами позже. В этом, я считаю, и есть главная задача книги: не только давать информацию, но и совершенствовать, развивать. Поэтому, я убежден, время – лучший судья.

В наши дни все чаще говорят о том, что у книг нет будущего. Их постепенно вытесняет компьютер. Конечно, информационные возможности интернета безграничны, но мне кажется, что чтение книг нельзя заменить ничем другим.Книгавоспитывает человека, она открывает перед ним новый интересный мир, формирует его взгляды и убеждения, она развивает, учит мыслить и мечтать.

Я уверен, что книга будущего почти не изменится. Возможно, станет красочней, с большим количеством иллюстраций. Умные люди всегда будут читать, чтобы передавать свои знания и свою культуру потомкам. Моя книга будущего – это томик лирики М. Цветаевой: «Мне нравится, что вы больны не мной…». Темы любви, одиночества, жизни и смерти будут всегда волновать человечество.

Книги сопровождают нас целую вечность, и я уверен, что они никогда не покинут нас.

 

Текст 26

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...