Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек должен быть интеллигентен




Творческое задание. Напишите подробное изложение. Порассуждайте над высказыванием Д. Лихачёва о том, что «социальный долг человека – быть интеллигентным». Составьте словесный портрет интеллигентного человека.

1. Интеллигентный человек – тот, кто соблюдает законы приличия, культурно ведёт себя в любой социальной среде, невзирая на уровень интеллекта, статус и материальный достаток окружающих. При общении с ним люди начинают подозревать, что нормы этикета он впитал с молоком матери.

Такой человек никогда не отнимет кусок хлеба у ребёнка, не сможет обидеть старика или уничтожить творение живописи. Интеллигентный человек уважает других и является проводником добра в обществе. Он не наступит, а уступит; он не спрячет, а поделится; он не будет кричать, а выслушает; он не разорвет, а склеит. У такого человека добрые мысли, а они порождают добрые поступки. Интеллигентный человек стремиться к гармонии, он стремиться дать полное счастье всему человечеству. Сочувствие, умение сопереживать руководят его поступками.

Современная интеллигентность – сплав лучших интеллектуальных и морально-нравственных черт, собранных в одном человеке. Интеллигентность надо в себе развивать, она требует длительного воспитания и самоконтроля. Человек, не умеющий понять чувства другого, ждущий от других только плохого, часто обижающийся на всех, – это человек абсолютно несчастный, обедняющий свою жизнь и не дающий жить спокойно другим. Интеллигентный человек умеет владеть собой - сдерживать порывы и негативные эмоции. Объективно оценивает свои действия и спокойно признаёт ошибки. Его уверенность в себе никогда не служит орудием унижения других.

С интеллигентным человеком легко и приятно общаться, он много знает о достижениях человеческой культуры, сам творит, создает. И главное – обладает удивительными, неуловимыми свойствами души, которые и делают человека интеллигентным. Наверное, к настоящим интеллигентам можно отнести А. П. Чехова, который сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Ведь добрые дела дают нам силы самим, и побуждают к добрым поступкам других.

 

2. Интеллигент – это человек, не только и не столько обладающий специальными знаниями, сколько обладающий развитым духовным и нравственным потенциалом, то есть культурой.

Что такое культура души? Это невозможность отнять кусок хлеба у ребёнка, это невозможность обидеть старика, это невозможность уничтожить творение живописи. Но самое главное – это умение отличать добро от зла и быть проводником добра в обществе, членом которого ты являешься. Это постоянное стремление к тому, чтобы все живущее и окружающее тебя было гармоничным.

Интеллигентность – это результат длительной, кропотливой работы над собой: ежедневного самоконтроля и самовоспитания. Легко ли это? Нет, нелегко. Но жизненно необходимо.

Дело в том, что злобная реакция на окружающих – это признак душевной и духовной слабости – человеческой неспособности жить в мире и понимании с другими людьми.

Человек, не умеющий понять чувства другого, ждущий от других только плохого, часто обижающийся на всех и вся, – это человек абсолютно несчастный, обедняющий свою жизнь и не дающий жить спокойно другим.

А вот каждый случай проявления терпимого и гуманного отношения является очень важным шагом к интеллигентности. Научитесь уважать чужую жизнь, как свою собственную, не ущемлять права других, сострадать. И тогда вы сможете утверждать: «Совесть моя чиста». А жизнь с чистой совестью – дорога к счастью.

Все качества, присущие интеллигентному человеку, а их не перечесть, можно, однако, объединить одним лозунгом: «Уважай других, уважай свою землю, уважай мир вокруг, и ты будешь обязательно счастлив!» Ведь недаром уже на протяжении тысяч лет передаются несколько простейших правил, оставленные нам в Библии и Коране, Танахе и Ведах, ведь Тот, кто создавал нас и всю эту земную красоту, так хотел видеть нас счастливыми и здоровыми духом!

 

3. Очень редко сегодня можно услышать так изысканно звучащее слово «интеллигент». В нашем веке это слово потеряло свою первоначальную функцию и стало уходить в историю. И только страницы известных романов Толстого, Чехова, Куприна напоминают нам об интеллигентности. Именно великие произведения литературы формируют у современного человека понятие интеллигентности. Создается некий образ человека из высшего общества, с хорошим образованием и манерами. Но как часто на нашем жизненном пути встречаются люди, которые может и не имеют хорошего образования, но они вправе носить «титул» интеллигента.

Много думая над высказыванием Лихачёва о том, что «социальный долг человека – быть интеллигентом», я пришёл к выводам и составил портрет интеллигентного человека. Интеллигентность – это «титул», который человеку дает общество за его поведение и отношение к окружающим его людям. И в первую очередь, общество обращает внимание на манеры и нравственность. Главное место занимает нравственность. Связано это с тем, что именно моральные качества и уровень воспитания человека отражают его истинную душу. Манеры являются внешним выражением внутреннего отношения человека не только к другим, но и к самому себе. Ведь манеры проявляться не только в умении вести разговор и искусно владеть вилкой с ножом, но и в умении заботиться о других, уважать старших, любить и беречь природу.

Перед человеком стоит социальный долг – быть интеллигентом. Быть интеллигентом, значит отдавать социуму всё самое хорошее, общаться с людьми так, как хочешь чтобы общались с тобой. Потому что интеллигентность, в первую очередь, – это уважение к самому себе.

 

4. Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.
Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.
Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

 

Проблема.

Д.С. Лихачёв поднимает проблему интеллигентности. Автор ставит вопросы, должен ли быть человек интеллигентным, если этому противостоят обстоятельства его жизни, и кому нужна интеллигентность.

Позиция автора.

Интеллигентность нужна каждому человеку вне зависимости от того, в каких жизненных обстоятельствах, в какой среде и в каком окружении он оказывается, какую профессию он выбрал.

Комментарий.

Размышляя о том, должен ли человек быть интеллигентным, Д.С. Лихачёв задаёт вопросы от лица воображаемого собеседника, заставляя читателя задуматься над тем, какие условия могут воспрепятствовать проявлению интеллигентности. Сам автор не сомневается в том, что никакие условия: ни профессия, ни недостаточный уровень образования, ни среда и окружение — не оправдывают отсутствие интеллигентности, которая, по мнению автора, нужна прежде всего самому человеку.

Аргументация.

Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них — герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь.

А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

М.А. Булгаков — повесть «Собачье сердце». В этой повести М.А. Булгаков создает образ подлинного московского интеллигента — профессора Преображенского. Это человек вы­дающегося ума, высокой культуры, всю жизнь посвятивший бескорыстному служению науке, Но герой обладает еще и независимым умом, своей точкой зрения на все происходящее. Так, Филипп Филиппович открыто говорит о своем отношении к победившему пролетариату. «Почему когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» — недоумевает профессор. «Разруха», — пытается объяснить ему коллега, доктор Борменталь. «Что такое ваша разруха?.. Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха». Научный эксперимент с Шариком, пересадка собаке человеческих органов становится для профессора настоящей катастрофой: Преображенский своими руками создает «новейшего пролетария», грубого, наглого, подлого, агрессивного человека, не имеющего ни малейшего представления о культуре и морали, но стремящегося все «поделить». И профессор предпринимает обратное действие, вновь превращая его в собаку. Образ интеллигента у Булгакова противопоставлен образу пролетария. Авторская позиция здесь вполне определенна: любое насилие над природой и человеком, форсирование естественного процесса эволюций оборачивается неизбежной трагедией. И история подтвердила нам правоту гениального писателя.

 

Проблема.

Проблема взаимосвязи интеллигентности и долголетия. Автор размышляет над вопросом, какое влияние оказывает интеллигентность человека на его долголетие.

Проблема определения факторов, влияющих на долголетие отдельного человека и народа в целом. В тексте даётся ответ на вопрос, что определяет долголетие людей и народов.

Позиция автора.

Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго.

Долголетию людей и народов способствует уважение к прекрасным сторонам прошлого, которое определяет современность.

Комментарий.

Автор стремится доказать молодым читателям, как важно быть интеллигентным. Он утверждает, что интеллигентность влияет на долголетие человека, и устанавливает прямую зависимость долголетия от физического и умственного здоровья человека. А интеллигентность человека, по мнению Д.С. Лихачёва, представляет собой его нравственное здоровье.

Автор прибегает к народной мудрости, напоминая, что в понимании народа долголетие человека определяется его почтительным отношением к отцу и матери. В то же время публицист призывает своего читателя к широкому взгляду на проблему, рассматривая почитание отца и матери как уважительное отношение человека к прошлому, содержащему в себе истоки современности, к которой этот человек принадлежит.

Аргументы.

Чехов в своих произведениях откликается на нравственные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания — мера духовной ценности человека, независимо от его профессии и сословной принадлежности.

Он подчеркивает важность духовного начала в человеке и говорит о том, что поколения лишними не бывают, люди с таким запасом духовности могут сделать очень многое.

В своих рассказах Чехов показывает, как погибают лучшие представители русской интеллигенции.
Одним из таких людей является доктор Дымов, герой рассказа “Попрыгунья”. Он принадлежит к той части русской интеллигенции, которой Чехов восхищался. В образе доктора Дымова соединились и героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благородная любовь к Родине.

Его жена Ольга Ивановна посвятила свою жизнь поискам “великого человека”. С ее образом связана тема пошлости, бессмысленности обывателей. Ольга Ивановна так и не увидела рядом с собой человека, которого она искала, не поняла силы и красоты Дымова. Его талант и замечательные душевные качества были замечены только после смерти.

Если человек подчиняется силе обстоятельств, если в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что было ему свойственно. Это омертвление человеческой души.

Таков герой рассказа “Ионыч”. Это молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он поддался пошлости, окружающей его со всех сторон. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый превращается в обывателя, в “живого мертвяка”. Мы видим его нравственную деградацию.
Чехов считает, что человечество должно совершенствовать свои силы, много работать, помогать страждущим, стремиться к нравственной чистоте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...