Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Звучит музыкальный фрагмент колокольные звоны Кремлевских курантов.




МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»

Г. Нижнекамска Республики Татарстан

Урок музыки в 4 классе

«Колокольные звоны России».

Шафигуллина Милеуша Агзамовна

Учитель музыки,

Первая квалификационная категория

Нижнекамск - 2013

Программа: «Музыка» Критская Е.Д.

Тема четверти: Музыка моего народа.

Тема урока: Колокольные звоны России.

Класс: 4

Цель: Знакомство с русскими традициями, звучанием колоколов, творчеством русского композитора С.В. Рахманинова.

Задачи:

Образовательные: Раскрыть значение колокола в жизни русского человека, познакомить с особенностями звучания колоколов и показать на примере творчества русского композитора С.В.Рахманинова;

Развивающие: Развить творческое мышление, культуру общения, слушания, чувство ритма, вокально-хоровые навыки;

Воспитательные: Воспитать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение русских традиций, любовь к русской музыке, желание слушать и исполнять ее.

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты с записью музыкальных произведений, клавишный синтезатор, мультимедиа проектор,ноутбук, раздаточный материал, медные и глиняный колокольчики.

Тип урока: нестандартный, комбинированный, интегрированный.

Методы обучения: сравнения, практический, объяснительно – иллюстративные, репродуктивный.

 

Ход урока.

Организационный момент: Музыкальное приветствие «Добрый день».

Ребята, сегодня наш урок мы начнем с музыкальной загадки. Внимательно послушайте, и попытайтесь определить, какой музыкальный инструмент исполняет и слышали вы когда – нибудь этот фрагмент?

Звучит музыкальный фрагмент колокольные звоны Кремлевских курантов.

- Это звучат Кремлевские куранты, а слышим мы их в Новый год по телевизору (ответы детей).

Давайте проверим, правильно ли мы с вами решили, действительно ли это бой Кремлевских курантов.

Как вы думаете, о чем у нас сегодня будет с вами урок, давайте попробуем определить тему нашего урока?

- Сегодня урок будет о колокольных звонах (ответы детей).

В праздники или трагические минуты в Древней Руси и сейчас в России характерно звучание колоколов.

А что еще характерно для русского народа, чем занимались люди в праздники?

- В праздники любили петь песни, плясать (ответы детей).

Действительно для русского человека характерно исполнение песен и в праздничные дни, и в будни?

Россия, Россия – края дорогие, здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные, раздольные песни поют.

Сейчас возрождаются традиции русской культуры, возникают фестивали, народные праздники, в которых мы можем услышать различные песни.

А какие виды песен вы можете назвать, какие вам знакомы?

- Обрядовые: календарные, семейно – бытовые (свадебные, колыбельные), трудовые, хороводные (хороводы – игры, хороводы – пляски) (ответы детей).

Мы перечислили с вами разновидности песен, которые изучали, а теперь мы сами исполним песню «Край родной».

Распевание.

Исполнение песни «Край родной».

Исконно русской традицией является не только пение, ведение хороводов, но и колокольные звоны. Высокой степени искусства звоны достигли в Новгороде в XIII веке.

Мастера делали большие наборы колоколов разного размера, строя, силы и звучания. Такие колокола давали возможность играть яркую и эффектную музыку.

Колокольный звон – одна из самых ярких черт русской жизни – имел отнюдь не только богослужебное значение, ему суждено было стать особым, вполне самостоятельным языком русской культуры. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, возвещали о свадьбе, смерти или казни, о чудесных знамениях и исцелениях, предупреждали о пожаре и эпидемии, о приближении врага, подавали сигналы времени, указывали дорогу путникам в пургу, а кораблям в море – еще до появления маяка – сообщали в шторм о близости берега.

Колокола закреплялись на колокольне или звоннице. Искусство колокольных звонов стало важной частью русской музыки и придавало ей ярко национальный колорит.

- Как вы думаете, все ли колокола звучат одинаково? (ответы детей).

У одного колокольчика низкий и долгий звук, у другого выше, а у третьего – совсем высокий, и звенит он очень коротко и быстро.

А сейчас я предлагаю вам подойти ко мне, посмотреть, потрогать и подумать от чего зависит звучание колокола? (ребятам предлагается подойти к столику в центре класса и посмотреть колокольчики: глиняный, медный (маленький) и большой колокол).

Коллективный тренинг (проходят на свои места).

Звучание колокола зависит от величины, веса, формы и материала из которого отливают колокола.

Колокола – это древний музыкальный инструмент. Старинная легенда рассказывает, что колокола впервые отлиты при святом Павлине, епископе Ноланском. Он увидел во сне полевые колокольчики и услышал их чудесный звон. Проснувшись, Павлин приказал отлить колокола из сплава разных металлов.

- Ребята скажите, а мы с вами можем изобразить звучание колокола?

- Ответы детей.

Я предлагаю разделиться на группы: первая группа будет изображать звучание большого колокола (бом - длительность половинка в размере 2/4), а вторая группа звучание маленького колокола (дин – дон – восьмые в размере 2/4).

Учащиеся выполняют ритмическую партитуру.

- Мы с вами голосом изобразили звучание колоколов, как вы думаете можно ли звон колокола изобразить на музыкальном инструменте – фортепиано?

- Да (ответы детей).

Совершенно верно, также как делится звучание колоколов на высокое, средние, низкое, клавиатура делиться на высокие, средние, низкие звуки. Чем, больше колокол, тем ниже его звучание, чем меньше, тем выше и тоньше его звон. Давайте послушаем, как все вместе звучат колокола разных размеров.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...