Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие свойства анализаторов




 

Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. Анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.

– Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение.

– Наличие дифференциальной (различительной, разностной, контрастной) чувствительности, то есть способности устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.

– Адаптация, то есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя.

– Тренируемость анализаторов, то есть повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.

– Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая «инерция» ощущений обозначается как последствие, или последовательные образы.

– Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования.

Чувствительность, по мнению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, выступает показателем типа высшей нервной деятельности человека.

Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и различения) посвящен огромный раздел психологии – психофизика.

Рассматривая ощущение как отражение, нужно помнить и о другой стороне – регуляторной. Оценка расстояния, сила действия руки на предмет, громкость произнесенного слова регулируются возникшими ощущениями. Так, И. М. Сеченов писал: «Ощущение повсюду имеет значение регулятора движений». Отражая предметные условия и регулируя протекание действий, чувственные образы обеспечивают адекватность действий тем объектам, на которые они направлены, и тем условиям, в которых они протекают.

 

Виды и характеристика внимания

 

Внимание выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, поскольку присутствует на всех уровнях психической организации.

Традиционно внимание связывают прежде всего с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т. д.).

Внимание осуществляет выбор той информации, которая будет обрабатываться. Центральные механизмы переработки информации у человека могут иметь дело в данный момент времени лишь с одним объектом. Фиксированный объем является основной характеристикой внимания. Объем внимания нельзя изменить с помощью обучения и тренировки.

Направление внимания зависит от двух групп факторов:

– структура внешних раздражителей (физические параметры сигнала: интенсивность, частота и т. д.);

– структура внутреннего поля, определяемой деятельностью человека (степень новизны, интенсивности раздражителя и т. д.).

Виды внимания:

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании.

Выделяют еще один вид внимания – послепроизвольное (внимание, естественно сопровождающее деятельность личности).

Характеристики внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т. д.

 

Понятие о восприятии

 

Восприятие процесс, в ходе которого мозг организует и обрабатывает сенсорную информацию.

В результате исследований на животных и новорожденных доказано, что многие из основных перцептивных способностей являются врожденными или развившимися в младенческом возрасте. Есть основания утверждать, что уже с момента рождения у детей в рудиментарной форме существуют зрительные, слуховые и другие способности.

Например, психологи установили, что шестимесячные дети способны воспринимать глубину. Однако на ранней стадии развития еще отсутствует перцептивный опыт, а нервная система является незрелой, поэтому восприятие внешних предметов не может быть таким стабильным и точным, как в более позднем возрасте.

Дальнейшее развитие сенсорных способностей происходит благодаря опыту, в процессе взаимодействия со средой, в первую очередь, с окружающими людьми.

На восприятие влияют потребности человека, его убеждения, эмоции и ожидания. На все это, в свою очередь, оказывает влияние культурная среда, в которой мы развиваемся и воспитываемся. Поскольку человек в определенной степени сам конструирует свой целостный перцептивный мир, на наши ощущения не всегда можно полагаться.

В строго контролируемых лабораторных условиях установлено, что простейшие сигналы, влияющие на подсознание, в определенной степени могут влиять и на восприятие. Однако нет доказательств того, что сконструированная в коммерческих целях сложная перцептивная информация, влияющая на подсознание, и другие методы воздействуют на характер нашего поведения.

Под экстрасенсорным восприятием понимают паранормальные способности, такие как телепатия, ясновидение, предвидение и ощущение отстраненности. Исследования этих явлений ведутся много лет, однако их результаты до сих пор не дали убедительных доказательств существования экстрасенсорного восприятия. Вера в его существование иллюстрирует главную особенность восприятия: на отражение реальной картины мира влияют наши потребности, пристрастия и убеждения.

 

Свойства восприятия

 

Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат.

Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.

Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

Восприятие обладает следующими свойствами:

Константность – относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, условия освещенности, угол восприятия и т. д.).

Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

Принципы организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии.

Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название.

Осмысленность восприятия основана на связи восприятия с мышлением, пониманием сущности предмета. Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...