Восприятие пространства, движения и времени
Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними. Восприятие формы определяется участием трех основных групп факторов: – врожденная способность первичных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину; – законы выделения фигуры на фоне, описанные гештальт-психологами; – жизненный опыт человека, получаемый за счет движений рук по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве. Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки, ряда других частей тела. (Однако, если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности восприятия.) Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них зрительной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз. При оценке больших расстояний человек использует информацию о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаза. Восприятие движения констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции. Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Для формирования адекватного перцептивного образа необходимы следующие условия:
– активное движение; – обратная связь; – поддержание определенного оптимума информации, поступающей в мозг из внешней и внутренней среды; – сохранение привычной структурированности информации. Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы.
Трехкомпонентная модель памяти
Память лежит в основе любого психического процесса. Согласно трехкомпонентной модели, входящая сенсорная информация делает краткую остановку в сенсорной памяти, которая кратковременно хранит ее в форме точных сенсорных образов. Паттерны узнавания происходят во время передачи информации из сенсорной памяти в кратковременную. Сенсорная память дает нам немного времени, чтобы решить, является ли информация достаточно значимой, чтобы хранить ее дальше. Кратковременная память сохраняет новую информацию в большинстве случаев до тридцати секунд (если не происходит повторения), а также служит в качестве рабочей памяти для обработки информации, извлеченной из долговременной памяти для временного использования. Объем кратковременной памяти ограничен, но его можно существенно расширить, если информация организована в блоки. Наиболее значимые объекты эмоционально окрашены или связаны с информацией, хранящейся в долговременной памяти. Они легче переходят на хранение в долговременную память, только ненадолго задерживаясь в кратковременной. Долговременная память содержит огромное количество информации, которая организована так, чтобы ее можно было использовать. Например, слова (или понятия, из них созданные), по всей видимости, распределены по семантическим категориям. Сетевая модель долговременной памяти представляет ее содержание в виде сети взаимосвязанных понятий. То, как люди используют эти сети, зависит от их опыта и образования. Исследование состояний «на кончике языка» демонстрирует, что слова также занесены в долговременную память по принципу звука и формы.
Процедурная память («знание, как») – это память о том, как выполнять специфические действия. Декларативные воспоминания («знание, что») – это память на абстрактное, теоретическое или образное знание. Они включают в себя семантические воспоминания (общее знание) и эпизодические воспоминания (память на лично пережитые события). Трехкомпонентную модель обычно используют для объяснения краевого эффекта в памяти (лучшее запоминание первого или конечного члена ряда).
Процессы памяти
По происхождению различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную (двигательную, образную, эмоциональную, символическую и волевую). Процессы памяти таковы: Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации). Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Способы организации информации в памяти: – пространственная организация, лежащая в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве); – ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками); – иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует). Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.
Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала. Забывание — процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забывание практически не поддается управлению.
Реконструкция прошлого
В отличие от видеомагнитофона или видеокамеры, человеческая память избирательна и реконструктивна: люди удаляют, добавляют и изменяют получаемую информацию таким образом, чтобы придать произошедшим событиям определенный смысл. У нас иногда возникает амнезия на источник информации – неспособность отличить информацию, полученную непосредственно во время события, от информации, которая позже дополняет картину происходившего. Иногда мы путаем воображаемые события с реальными. Это происходит, когда мы много думаем о вымышленном событии, когда его картина состоит из множества деталей, когда событие легко вообразить и когда фокус внимания направлен на эмоциональные реакции на произошедшее. Люди, которые придерживаются ошибочного мнения, что все воспоминания постоянно хранятся в неискаженном виде, иногда ссылаются на случаи воспроизведения информации под воздействием гипноза и электрической стимуляции мозга. Но следует иметь в виду, что в этих условиях не существует возможности отличить реальные события от их видоизмененных версий. Даже воспоминание-вспышка – ярко эмоционально окрашенное воспоминание – часто бывает приукрашенным, искаженным и меняется с течением времени. Реконструктивная природа памяти может порождать юридические проблемы, связанные со свидетельскими показаниями очевидцев. Эти ошибки становятся более вероятными, если подозреваемый и свидетель являются представителями различных культур, а свидетелю задаются наводящие вопросы.
Исследования памяти помогают прояснить природу разногласий в споре о том, способны ли дети вспомнить случаи сексуального насилия. Дети, как и взрослые, часто способны вспомнить все детали важного события с большой точностью. Но они, как и взрослые, могут поддаваться внушению, если находятся в эмоционально значимой ситуации, стирающей грань между вымыслом и реальностью; если им задают наводящие вопросы; если они хотят понравиться интервьюеру или подтвердить то, что предположительно сказали другие дети.
Биология памяти
В кратковременной памяти происходят временные изменения внутри нейронов, что влияет на их способность выделять нейромедиаторы. Долговременная память сопровождается длительными структурными изменениями в нейронах и синапсах. Долговременная потенциация – увеличение синаптической возбудимости – представляет собой важный механизм долговременной памяти. Но требуется время для того, чтобы произошли изменения нейронов, связанные с долговременной потенциацией. Именно поэтому долговременное запоминание требует определенного времени консолидации. Зоны префронтальной коры особенно активны во время выполнения заданий на кратковременную память. Гиппокамп и прилегающие зоны играют важнейшую роль в формировании долговременной декларативной памяти. Другие части мозга, например мозжечок, важны для формирования процедурной памяти. При изучении пациентов с амнезией предполагается, что разные части их мозга активны во время выполнения заданий на точную и скрытую память. Долговременное хранение декларативных воспоминаний связано с работой корковых зон, которые были активны во время первоначального восприятия информации или события. Различные компоненты информации, вероятно, хранятся в разных областях мозга, участвующих в представлении события как целого. Гормоны, выделяемые специальными железами во время стресса или эмоционального возбуждения, включают в себя эпинефрин (адреналин) и некоторые стероиды, улучшающие память. Это помогает объяснить, почему эмоционально окрашенные события особенно хорошо запоминаются, а иногда трудно забываются, даже если мы хотим этого. Адреналин вызывает повышение уровня глюкозы в крови, а глюкоза может улучшать работу памяти напрямую или путем изменения действия нейромедиаторов. Однако очень высокий уровень адреналина может помешать сохранению сложной информации или выполнению сложных заданий. Кроме того, исследователи считают, что именно избыток адреналина делает пострадавших беспокойными и гиперреактивными. Оптимальным является средний уровень адреналина.
Почему мы помним?
Чтобы хорошо помнить информацию, мы должны прежде всего тщательно ее заучить. Некоторые виды информации, например материал учебного курса, требуют запоминания с применением усилий в отличие от автоматического запоминания. Повторение информации удерживает ее в кратковременной памяти и увеличивает шансы долговременного сохранения. Избирательное повторение с большей вероятностью приведет к переводу информации в долговременную память, чем повторение содержания, а глубокая обработка (логическое осмысление) обычно более эффективна, чем поверхностная (механическое заучивание). Мнемотехники также могут улучшить сохранение информации, обеспечивая избирательное запоминание и придавая материалу осмысленность, но для обычных заданий на память сложные приемы часто бывают неэффективными или даже контрпродуктивными. Оценка памяти в определенной степени зависит от типа задания. В тестах на эксплицитную память (сознательное воспоминание) узнавание обычно лучше, чем воспроизведение. В тестах на имплицитную память, которая измеряется косвенными методами (например, путем предварительного информирования), испытанные в прошлом переживания могут повлиять на текущие мысли и действия, даже если эти переживания не запоминались сознательно и намеренно. Метод повторного заучивания стирает границу между тестами на эксплицитную и имплицитную память. В моделях памяти, основанных на информационном подходе, выделяются процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации. Согласно трехкомпонентной модели памяти, существуют три взаимодействующие системы – сенсорная, кратковременная и долговременная память. Психологи, представляющие когнитивное направление, предлагают другую модель памяти (сетевую модель параллельной обработки информации), где память представляется как сеть многочисленных блоков переработки информации, действующих параллельно, как нейроны в мозгу. Однако при сегодняшнем уровне знаний в трехкомпонентной модели содержится наиболее ясное и простое объяснение основных свойств нашей памяти.
Почему мы забываем?
Забывание может происходить по разным причинам. Информация в сенсорной и кратковременной памяти угасает, если не подвергается дальнейшей обработке. Новая информация может «стереть» из долговременной памяти старую. Иногда наблюдается проактивное и ретроактивное торможение. Некоторые ошибки памяти могут происходить по причине мотивированного забывания, хотя трудно подтвердить достоверность «подавленных» воспоминаний, которые затем «восстанавливаются». Наконец, зависящее от стимула забывание может происходить, когда стимулы к воспроизведению неадекватны. Наиболее эффективные стимулы – те, которые присутствовали во время первоначального переживания. Настроение и физическое состояние человека также может играть роль стимула к воспроизведению, вызывая память, зависящую от состояния. Большинство людей не могут воспроизвести события, которые произошли до того, когда им исполнилось три-четыре года. Причины детской амнезии могут быть отчасти биологическими. Психологические объяснения подчеркивают обедненное запоминание детьми своих переживаний, связанное с концентрацией на частных, а не существенных аспектах событий и их переживаний, а также изменения, происходящие в когнитивных схемах психики ребенка, используемых для воспроизведения и реконструкции событий прошлого. Повествование, или «жизненная история», организует события в жизни человека и придает им осмысленность. Повествования изменяются по мере того, как из набора эпизодических воспоминаний под влиянием интерпретации и воображения они превращаются в жизненные истории. Значимые темы историй могут управлять воспроизведением и влиять на наши суждения о людях и событиях. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что при анализе и оценке воспоминаний, восстановленных после психологических и физических травм, необходимо соблюдать большую осторожность, особенно когда воспоминания возникают после суггестивного воздействия в процессе психотерапии, касаются событий, предположительно произошедших в раннем детстве или детализируются и обрастают подробностями с течением времени.
Воспоминания
Известно, что пожилые люди помнят больше событий из юности и ранней взрослости, чем из середины жизни, – этот феномен назван «бугром воспоминания». Не все, что случается или задевает наши чувства, сохраняется в памяти. Более того, процесс вспоминания принципиально отличается от воспроизведения информации, снятой на камеру или записанной на магнитофон. Наша память похожа на просмотр нескольких несвязанных кадров и домысливание того, как должен выглядеть весь эпизод; это – «воссоздающий процесс». Психологами выделен ряд условий, влияющих на точность воспоминаний о событиях и личном опыте. Например, если часто думать о воображаемых вещах, появляется склонность поверить, что это было на самом деле. Чем естественнее и правдоподобнее выглядит вымышленный сюжет, тем легче прийти к убеждению, что это было в реальности. Эмоциональные реакции на воображаемое событие (если на них постоянно сосредоточиваться) могут напомнить те, что возникали в ответ на реальные события, вводя нас таким образом в заблуждение. Все это означает, что наши чувства по поводу тех или иных событий не гарантируют того, что они произошли с нами на самом деле (независимо от степени уверенности в их реальности). Ложные воспоминания могут быть очень устойчивыми, поэтому бурная реакция человека на свои воспоминания не всегда является свидетельством их точности. Даже воспоминания-вспышки, содержащие, казалось бы, четкие и фотографически точные детали, не всегда воспроизводят прошлое полностью. Иногда в воспоминаниях-вспышках факты смешиваются с вымыслом. Воспоминание – это активный процесс, который представляет собой не только выбор хранимой информации, но и объединение различных фактов для воссоздания прошлого. Способность памяти к реконструкции помогает разуму работать эффективно. Вместо того чтобы запоминать бесчисленные подробности, наш мозг выбирает отдельные крупицы информации для использования их при необходимости в последующей реконструкции. Наводящие вопросы и скрытые намеки оказывают влияние на воспоминание не только о реальных событиях, но и о вымышленных.
Представление
Представление – это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы – те, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов» и тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по какой-либо совокупности своих признаков. Исследование представлений сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, эти трудности связаны с отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя, с которым можно было бы сравнить содержание представления. Во-вторых, из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию «летучей структурой». Характеристики представлений: – Панорамность – выход за пределы перцептивного поля. – Взаимообособление фигуры от фона. – Выпадение абсолютных величин (несохранение числа однородных элементов; нарушение воспроизведения абсолютных размеров). – Преобразование геометрической формы в топологическую схему; схематизация образа. – Превращение последовательного образа в одновременную структуру. – Сдвиги в воспроизведении длительности. – Большая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью. – Сдвиги образа в сторону основных цветов спектра; выпадение отдельных конкретных оттенков. – Меньшая яркость вторичных образов по сравнению с первичными. – Неустойчивость представлений. – Фрагментарность представлений.
Воображение
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым мало что соответствует в действительности (или ничего), то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Виды воображения: – Активное воображение. Пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. – Пассивное воображение. Его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. – Продуктивное воображение. В нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. – Репродуктивное воображение. Ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Функции воображения: 1. Образное представление действительности. 2. Регулирование эмоциональных состояний. 3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека. 4. Формирование внутреннего плана действий. Способы создания образов воображения: – Агглютинация — создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей. – Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого. – Типизация — наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Мышление как процесс
Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Необходимо рассмотреть мышление как процесс, а мысль как результат этого процесса. Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах: – формирование и усвоение понятий; – решение проблем. В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных этапа: 1. «Понимание непонятности» – видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Ситуация «изначальной понятности», выраженная отсутствием вопросов, – индикатор отсутствия работы мысли. 2. Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов. 3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор какой-то одной (если первоначально их несколько). Проверка гипотез иногда выделяется в отдельный этап. 4. Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу). Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с этапами творческого мыслительного процесса: подготовка; созревание; вдохновение; проверка истинности. Мыслительные операции: – сравнение — установление отношений сходства и различия; – анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы; – синтез – воссоединение элементов в целостную структуру; – абстракция и обобщение — выделение общих признаков; – конкретизация и дифференциация – возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта. Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (то есть раскрытия все более существенных связей и отношений). Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является обратимость мыслительных операций. Мышление как процесс представляет собой непрерывный обратимый перевод информации с языка образов на язык символов. Отдельной структурной единицей мысли является суждение. Речевым эквивалентом мысли служит трехчленное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и связки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|