В коррекционно-абилитационную практику
В настоящей главе описывается принципиальная схема внедрения системы нейропсихологических технологий по методу замещающего онтогенеза (рис. 4). На рисунке отражен тот факт, что этапность интенсивного включения методов коррекции и абилитации различных функциональных блоков мозга не является случайной; проиллюстрированы лишь два шага психолого-педагогического сопровождения — первый и последний, между которыми, как известно, достаточно большая дистанция. Однако думается, что для понимания логики развития событий важно рассмотреть именно эти исходные и результирующие позиции.
72 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития Приоритетные мишени и векторы коррекционно-абилитационного воздействия обозначены сплошной линией, а второстепенные на каждом этапе — пунктирной. Вопреки расхожим представлениям (не имеющим под собой ни малейшего основания, кроме неуемной потребности в «собственном видении») о векторе актуализации метода в направлении от 1-го к 3-му функциональному блоку мозга, на схеме видно, что первой должна быть внедрена система упражнений, ориентированных на формирование произвольной саморегуляции; то есть интенция направлена от 3-го к 1-му, затем ко 2-му и вновь к 3-му функциональным мозговым блокам. Первоочередная оптимизация психологических конструктов, опосредуемых лобными системами мозга, является фундаментом и обязательным условием нейропсихологической коррекции в целом. В заданные поведенческие алгоритмы интегрируются в определенном порядке упражнения, ориентированные на оптимизацию непроизвольной саморегуляции, энергетики, сенсомоторных взаимодействий, операциональных составляющих различных психических процессов. Все эти психологические факторы подробно описаны в синд-ромологии отклоняющегося развития (Симерницкая, 1985; Семенович, 2000, 2002, 2005), а методы их коррекции — во второй части настоящего издания.
Таким образом, психологические паттерны, опосредуемые 3-м ФБМ, выступают «на арену» дважды. Сначала в пассивном, репродуктивном варианте отражения и многократного воспроизведения ребенком извне заданных модулей поведения. Затем — в продуктивном, активном, когда он сам, без посторонней помощи реализует и, что самое важное, создает алгоритмы произвольной саморегуляции. Это требование следует считать законом, по которому развивается Нейропсихологическое воздействие. Оно обусловлено логикой развития психологических систем ребенка, отраженных в ряде постулатов, широко известных из классической литературы: — формирование произвольных движений и действий (вне зависимости от того, корригируем ли мы речь, восприятие, письмо и т.п.) протекает по-разному в зависимости от того, выступает ли этот поведенческий акт как самоцель или как средство достижения; очевидно, что в последнем случае процесс протекает более эффективно. «Цель, целесообразность в деятельности человека есть нечто объективное... Характер целей, а также их достижение (или недостижение) существенно влияют на судьбу самого акта, на его изменение и развитие... Значение момента достижения цели И.П. Павлов отметил на одной из «Сред»: «Как только эта связь совпала с достижением цели, она осталась в памяти и укрепилась» (Запорожец, 1986). Чем более Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 73 «высокая» цель ставится перед ребенком, тем легче он овладевает теми или иными конкретными операциями для ее достижения. Это всем ясно из опыта: ребенок (да и взрослый человек), неспособный к адекватному выполнению тех или иных упражнений при работе «в лоб», легко реализует аналогичные паттерны, как только они включены в какой-то сценарий, особенно если он для него притягателен. Но сформулировать эти «высокие» цели должны вы; повторим, что у ребенка, равно как и у его родителей, таковых нет, иначе они не обратились бы к вам за помощью;
—согласно теории функциональных систем (Анохин, 1979), лю —процесс интериоризации всегда предполагает наличие ряда эта Изложенные тезисы суть процесс изначально (и в норме, и особенно при отклоняющемся развитии) пассивного отражения ребенком ваших активных программ (постановки целей и задач, выбора средств, способов контроля, оперативной коррекции и т.п.), которые постепенно приобретают для него вид «категорического императива» и, наконец, собственных модулей произвольной саморегуляции. В нейропсихологическом контексте этот сценарий и называется «формированием, коррекцией и абилитацией функционального статуса лобных систем мозга». Известно, что факт длительного, позднего морфо-функциональ-ного становления передних отделов мозга сочетается с опережающими их закладкой и ростом в эмбриогенезе. Таким образом, имеет место ситуация, когда внешне еще инактивные церебральные зоны уже принимают участие в онтогенезе всей мозговой организации психической деятельности.
74 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития Этот парадокс связан, очевидно, с тем, что именно лобные доли опосредуют потребность в саморазвитии, несущей осью которой являются врожденные модели поведения, определяемые в этологии как коммуникативные инстинкты и неофилия (любовь к новому). В отличие от неофобии (страх перед новым, являющийся сугубо культуральным онтогенетическим новообразованием) неофилия и потребность в реализации широкого круга коммуникативных программ — главные ваши союзники в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка. Но для их актуализации мы сами должны постоянно активировать и абилитировать в себе эти эволюционные достижения Homo sapiens как вида. При таком сценарии психолого-педагогического сопровождения имеет место и другой не менее значимый процесс: включенный в контекст поведенческий акт становится частью гештальта. Оперирование гештальтами и контекстуальность — врожденный паттерн функциональной организации правого полушария мозга (в то время как последовательный анализ — левого). Контекстуально оформленный поведенческий акт, в соответствии с законами энергоинформационной динамики, притягивается в ареал функциональной активности правого полушария, что с неизбежностью приводит к инициации межполушарного переноса. То есть актуализируется обсуждавшийся выше процесс онтогенеза парной работы мозга от правого полушария через системы межполушарного взаимодействия к левому. Ось, реализующая в ходе коррекционного процесса взаимодействие (восходящее и нисходящее) 1-го и 3-го блоков мозга, может быть обозначена, аналогично архитектурному языку, диафрагмой жесткости. Это инвариантная часть метода замещающего онтогенеза, которая безусловно актуализируется в ходе психолого-педагогического сопровождения ребенка, вне зависимости от его исходного синдрома. Ведь мы многократно упоминали, что вертикальная организация мозгового обеспечения психических процессов является основополагающей, универсальной в онто- и актуалгенезе человека; она же по разным основаниям наиболее травматична, уязвима у современных детей.
Гибкими звеньями — навешанными конструкциями — являются технологии, ориентированные на оптимизацию 2-го функционального блока мозга, то есть коррекцию и абилитацию специализации правого и левого полушарий мозга и их взаимодействий на всех уровнях актуализации вербальных и невербальных психических процессов. Эти звенья ассимилируются в коррекционно-абилитацион-ный процесс по необходимости, постепенно и в зависимости от исходного синдрома отклоняющегося (или протекающего в норматив- Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 75 ных рамках, но требующего профилактики и/или абилитационных мероприятий) развития. Такая драматургия характеризует, как видно на представленной схеме, ваш первый шаг. Вторым (завершающим) является смещение акцентов на автоматизацию наработанных произвольных программ и «свертывание» их до уровня операций, то есть направленная трансляция их в сферу влияния 2-го функционального блока мозга. Например, функция письма, будучи поначалу развернутым на всех этапах, произвольно контролируемым актом, постепенно становится операцией: мы уже не думаем, как написать эту букву, как держать карандаш и т.д. Если вам это удастся — состоится интериоризация изначально полностью осознанного и контролируемого поведения до уровня непроизвольной саморегуляции (1-й ФБМ). Например, ребенок без привлечения дополнительных средств будет неосознанно контролировать тонус своего тела и ритм дыхания, удерживать в медианной амплитуде собственные аффективные реакции. А в более старшем возрасте — не задумываясь, «с места» отвергать предложения, несовместимые с «общечеловеческими принципами» и установками, которые изложены в заповедях любой религии. Наш известный журналист Ю. Рост сформулировал этот закон так: «Не хочу является не следствием, а причиной; вопрос "почему?" рассматривается как некорректный и дезавуируется сухим "потому"...». Понятно, что этот закон можно применять в равной степени и к неприемлемым с позиций здравого смысла и нормального поведения установкам. Следовательно, самая трудноразрешимая задача всего взрослого окружения ребенка состоит в том, чтобы убедить его в значимости и прагматической ценности глагола «должен» для реализации многочисленных «хочу». Над чем, вообще говоря, и бьется человечество многие тысячелетия...
Завершающий этап нейропсихологической коррекции абсолютно необходим по одной простой причине: произвольная саморегуляция во всех своих ипостасях чрезвычайно энергоемка, потому «невыгодна» с позиций целостного организма и инстинктивно отвергаема на уровне самосохранения. Будучи доведенной до уровня автоматизмов, операций, она становится более экологичной, используемой без лишних энергоинформационных затрат, а потому — адаптивной. Думаю, что из личного опыта каждый сможет проиллюстрировать и разнообразить примерами этот очевидный тезис. Обсудим кратко логику внедрения конкретных технологий нейропсихологической коррекции в повседневную практику. Надеюсь, что представленная на схеме динамика их поэтапного внедрения и 76 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития дальнейшее изложение объясняют, почему мы начинаем обсуждение с коррекции и абилитации функционального статуса 3-го ФБМ. Данная оговорка важна, потому что в тексте присутствуют лишь ссылки на определенный коррекционный уровень (так как нет смысла дважды описывать одни и те же процедуры), а в следующей части книги соответствующие методики для удобства пользователя даны по перечислению: от 1-го ФБМ к 3-му. Таким образом, сейчас мы обратимся к содержательному наполнению этапов МЗО, а далее — к формальному их описанию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|