Пространственные представления
Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успешности. И пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров, которые Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 103 заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, и это неизбежно и неизменно. Надо максимально использовать цвета, различные формы и т.п. Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную тряпочку. Таким образом вы даете прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь оно строится вначале от его собственного тела, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Для примера: читать, писать, рассматривать комиксы всегда (!) следует от «красной тряпки»; буква «Я» или цифра «9» головками повернуты к «красной тряпке», а «К» или «6» от нее отворачиваются. При арифметических действиях в столбик вычитание, сложение, умножение направляются к «красной тряпке», а деление — от нее. Но ведь есть еще и верх-низ. Верх — это голова, потолок, небо, солнце, Северный полюс и Северный Ледовитый океан на глобусе. Низ — ноги, пол, земля, Южный полюс, Антарктида. Продолжая и дополняя приведенные выше примеры: буква «Ц» стоит на хвостике, как на ножке, а у буквы «Б» на голове хвостик; то же соответственно с цифрами «9» и «6». При письме, счете, чтении мы от Северного полюса движемся к Антарктиде. Следующий крайне важный момент: ни в коем случае не пытаться абстрагировать внешнее пространство, объясняя что-либо детям. Они все должны пощупать, прочувствовать своим телом, руками.
Эта необходимость обусловлена тем, что объективно существует как минимум три вида пространственных представлений. Главным, базовым для всех пространственно-временных психических манипуляций является наше внутреннее пространство, пространство нашего тела, обозначаемое в нейропсихологии как соматогнозис, схема и образ тела. Схема тела, начиная с нашего «темного мышечного чувства», задана нам генетически. Именно эта заданность организует в процессе развития интеграцию всех наших внутренних и внешних ощущений в единый образ «Я есмь!». Онтогенез соматогнозиса происходит за счет: а) болевых и аналогичных им дискомфортных состояний — дей б) взаимодействий, разнообразных ощущений, возникающих 104 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития ная вода, ощущение парения на качелях, перец или клубника во рту, жалящая крапива, бархатное море, ласковое солнышко, запах сена и нелюбимой каши и т.д.); в) разнообразных комфортных и дискомфортных контактов, чув г) собственной двигательной активности, каковая предоставляет
Думаю, что после этого краткого перечня становится очевидным, почему при коррекции и абилитации пространственных представлений следует начинать с различного рода массажей, ванн с морской солью и травами, устранения разнообразных проблем с желудочно-кишечным трактом, дыхательной дизритмией, ЛФК и т.п. Закрепляем же мы достигнутое непременным введением в повседневную жизнь и каждое упражнение ритмической составляющей, поскольку таковая является основой представленности в нашей психике ощущения времени. Ведь время дано нам либо через ощущение, восприятие внешних и внутренних ритмов, либо через отражение смены состояний и событий, происходящих с нами самими и вокруг. Та же логика преследуется и при выполнении ежедневных упражнений, описанных в предыдущем параграфе: растяжки, ползание и хождение на четвереньках, глазодвигательные манипуляции отдельно и в соединении с языком, одно- и разнонаправленные движения всеми «конечностями». Не будем заново перечислять то, что уже подробно описано. Отметим лишь, что, применяя этот нейропсихологический комплекс, мы как бы реконструируем вместе с ребенком те этапы его сенсомоторной актуализации, которые не были им своевременно пройдены, или были пройдены, но в искаженной форме. А это — однозначный залог деформации всего дальнейшего онтогенеза его пространственных представлений. Сегодня в нашей стране уже достаточно развито направление психологии, связанное с коррекцией и абилитацией различных психологических проблем через телесно-ориентированные технологии. Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 105 Если ко всему сказанному добавить занятия детей в подобных группах, равно как и ЛФК, танцы, у-шу, театральный кружок и т.п. — считайте, что треть пути к вершине уже пройдена. Особенно если вы порекомендуете родителям взять за правило постоянно тискать, обнимать, бороться и поглаживать ребенка по спинке перед сном...
Взаимодействия с внешним пространством, надстраивающиеся в онтогенезе над внутренним, телесным, дано нам, как известно, через призму зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов и их альянсов. Ведь мы должны его — внешнее, окружающее нас пространство — увидеть, попробовать на вкус и запах, услышать, а уж потом собрать, интегрировать все эти образы воедино. Другого пути эволюция нам не предлагает. Наконец, отраженное в речи, абстрагированное от наглядных чувственных образов: «квазипространство». Уже давно в книге «Чудо языка» (1971) В. Порциг написал: «...Эта особенность принадлежит к неизменным чертам ("инвариантам") человеческого языка. Временные соотношения выражаются в языке в пространственных терминах: перед Рождеством и после Рождества, на протяжении двух лет. Когда речь идет о психических процессах, мы говорим не только о внешнем и внутреннем, но также о том, что происходит "выше и ниже порога" сознания, о переднем и заднем планах, о глубинах и слоях. Пространство вообще служит моделью для всех не наглядных отношений: наряду с работой он преподает; любовь была больше честолюбия; за этой мерой стоял замысел. Значение этого явления можно продемонстрировать не только на примере употребления предлогов, которые все первоначально означают пространственные отношения, но также на словах, обозначающих виды деятельности и свойства» (курсив везде мой — А.С.) Вершиной усвоения пространственных представлений является речевое квазипространство, или логико-грамматические конструкции. Они включают все предложные конструкции нашего языка, модификации, происходящие вследствие употребления творительного (кем? чем?) и родительного (кого? чего?) падежей, сравнительные категории и т.д. Выше обсуждалась коррекция и абилитация речевых процессов как производных от движения, вокализации и слухового восприятия вообще. Здесь же в фокусе нашего внимания — формирование речи как функции, производной от наглядных пространственных представлений.
Итак, вы уже освоили с детьми сенсомоторные паттерны, требующие разнообразных взаимодействий между различными частями 106 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития тела, глазами и языком, добились успехов в изображении змей, черепах и львов. Отработали адекватный ритм дыхания, становитесь постепенно вместе с ними гибкими, ловкими, научились ловить мячик и рисовать двумя руками. Самое главное — они уже могут сосредоточиться на целых пять минут. Отлично, можно эти пять минут употребить в «мирных целях» — для расширения и овладения многомерным пространственно-временным ареалом. И первым шагом здесь будет работа над соматогностическими и тактильно-кинестетическими функциями. Осваивая внешнее пространство, дети не всегда, точнее сказать — очень редко понимают в абстрактных формулировках, что значит «зад-перед», «над-под», «в-на». Проговорите это с ребенком, сидя в его комнате, где все ему привычно. Разберитесь, где сейчас стоит диван, а где он окажется, если перетащить его к другой стене. И как рассказать о своей комнате (мебель, окна, дверь), и вообще — сколько в комнате углов? А если стоять в центре комнаты? Родителям интересно будет узнать, что думает их ребенок по поводу слов: «в вазе», «под вазой», «перед вазой», «на вазе». Посоветуйте им проделать вместе с ним все эти действия, проговаривая вслух и постепенно расширяя поле деятельности сначала до всей квартиры, потом дома и улицы, потом города (путешествуя по карте). Постепенно пробуйте вместе с ним изобразить все на листе бумаги в виде рисунка или схемы. Ребенок не понимает задач «на движение поездов» и понятий типа «ближе—дальше», «выше—ниже»? Изобразите это вместе с ним. Как без слов, только своим телом можно выразить: «быстро—быстрее», «быстро—медленно», «навстречу и встретились», «одновременно и один раньше (позже) другого», «в противоположном направлении», «вырос и уменьшился»? Если все это удалось — нарисуйте вместе с ребенком эти процессы в альбоме, найдите в его книжках и фильмах аналогичные сюжеты. Складывая с ним разрезные картинки или рисуя, не забывайте подсказать ему, с чего следует начать, задайте алгоритм деятельности. Проговорите, как это удобнее сделать, особенно при наличии большого количества фрагментов. Базовый алгоритм формирования взаимодействий между внутренним и внешним планами пространственных представлений заключается в том, что наряду с маркировкой левой руки каждое из направлений пространства связывается (закрепляется) определенным движением. Например, вверх, вперед, назад, вправо и влево — простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; вниз — присесть. Здесь же аналогично закрепляются понятия «дальше», «ближе», «выше» и т.п. Вначале ребе-
Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 107 нок выполняет движения вместе с вами. Еще раз подчеркнем необходимость использования (особенно на первых этапах) зеркала при выполнении упражнений предлагаемого цикла. Дополнительно могут даваться внешние ориентиры, например: если встать лицом к окну, то справа будет дверь, а слева — стена; возможный ориентир по телу ребенка — сердце находится слева (приколоть значок) и т.п. Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план. Например, по вашей инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу рукой названного направления или к повороту головы, а затем только указывает взором. Итак, первым шагом в формировании пространственных представлений должно стать осознание ребенком пространства и двигательных возможностей собственного тела: отдельных его частей (голова, живот, плечи и т.д.) и их взаимосвязей, тела в целом. Для этого вы встаете рядом с ребенком лицом к зеркалу и с прого-вариванием (если это необходимо) выполняете одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «выше всего», «ниже, чем», «между» и т.д. Необходимым бывает осознание ребенком своих двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Например, можно попросить его разыграть сюжеты: в траве, в пустыне, в море и т.п. — движения в нижней зоне. Одновременно вы обсудите с ним, кто где живет, кто кем (чем) питается, что где растет. Попросите его имитировать (после просмотра по телевизору и желательно со «звуковым оформлением») разных змей, лягушек, крокодилов, медуз, водоросли и пр. Аналогично в средней зоне будут разыгрываться зайцы, медведи, тигры, обезьяны и, например, «малышня на игровой площадке», пони и скакуны. А в верхней — различные птицы (воробей, лебедь и орел); животные, прыгающие и лазающие по деревьям. Для отреагирования пережитого ребенком опыта хорошо предложить ему нарисовать соответствующий сюжет и обсудить разнообразные телесные ощущения, чувства и мысли, которые возникали во время превращения в то или иное существо. В том числе и сказочное: например, русалку, Дюймовочку, Винни-Пуха, Железного дровосека, гнома или невиданных животных. Определению и закреплению координатных направлений в пространстве способствуют различные упражнения типа «Движения в одном направлении», «Диспетчер и самолет» и т.п. 108 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития Параллельно идет направленная работа над проблематичными зонами зрительного восприятия, тех или иных видов оптико-пространственных представлений, рисунка, конструирования и копирования', внедрение в коррекционный процесс графических схем и диктантов. Формирование логико-грамматических, «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Постепенно через речевое обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т.д. Проанализируйте вместе с ребенком, что он обычно делает сразу же после того, как проснулся; что делает после этого и т.д. Затем схематично изобразите (пропишите) распорядок дня, дайте четкое направление хода времени. При этом со зрительной опорой на схему у ребенка формируются понятия «раньше», «позже», соответственно — «до» и «после», на конкретном материале распорядка дня. Попросите ребенка рассказать об основных моментах режима дня, используя наречия: вечером, ночью, утром, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно и т.п. Проанализируйте, чем заняты в это же время другие люди, животные (ночью гуляют кошки, летает сова, бегают мыши). Понятно, что все эти премудрости сначала необходимо давать в наглядном плане. Пространство-время Вселенной, частью которой мы все являемся, требует к себе крайне трепетного и уважительного отношения. Соблюдение должного «пространственно-временного этикета» — залог многих наших достижений и словно по волшебству исполненных желаний. «Эти структуры не только выражают порядок, они создают его» (Юнг, 1997). Рассмотрев логику нейропсихологического сопровождения речевого развития и онтогенеза пространственных представлений, мы убедились, что их коррекция и абилитация предполагают интеграцию всех когнитивных процессов. Однако это обстоятельство не является прерогативой только этих функций. Если бы мы проанализировали формирование любого другого вида психической деятельности, то с очевидностью пришли бы к тому же заключению. В этом и состоит системно-динамический характер единого онтогенетического процесса, отраженный в закономерностях психолого-педагогического сопровождения процессов развития. Часть II КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ Раздел 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|