Нравственные проблемы
Стр 1 из 5Следующая ⇒ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(ЧАСТЬ С)
Предисловие Логическая культура, являющаяся важной составной частью общей культуры человека, включает многие компоненты. Но наиболее важным из них, соединяющим, как в оптическом фокусе, все другие компоненты, является умение рассуждать аргументирование. Аргументация – это приведение доводов, или аргументов, с намерением вызвать или усилить поддержку другой стороны (аудитории) к выдвинутому положению. «Аргументацией» называют также совокупность таких доводов. Цель аргументации – принятие аудиторией выдвигаемых положений. Аргументы могут приводиться не только в поддержку тезисов, представляющихся истинными, но и в поддержку заведомо ложных или неопределенных тезисов. В аргументации различают тезис – утверждение (или система утверждений), которое аргументирующая сторона считает нужным внушить аудитории, и довод, или аргумент, – одно или несколько связанных между собою утверждений, предназначенных для поддержки тезиса. Аргументация представляет собой речевое действие, включающее систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-то мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека, который способен, рассудив, принять или опровергнуть это мнение. Аргументация, таким образом, характеризуется следующими чертами: она всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений, теория аргументации исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи и мотивы, которые стоят за ними; является целенаправленной деятельностью, задача которой усиление или ослабление чьих-то убеждений; это социальная деятельность, поскольку она направлена на другого человека или других людей, предполагает диалог и активную реакцию другой стороны на приводимые доводы; аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.
В самом общем смысле обосновать некоторое утверждение – значит привести те убедительные или достаточные основания (аргументы), в силу которых оно должно быть принято. Обоснование и аргументация соотносятся между собою как цель и средство: способы обоснования составляют в совокупности ядро всех многообразных приемов аргументации, но не исчерпывают последних. Эмпирические данные могут использоваться в ходе аргументации в качестве примеров, иллюстраций и образцов. Пример – это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения и для подкрепления сделанного обобщения. Цель примера – подвести к формулировке общего положения и в какой-то мере быть доводом в поддержку последнего. С этой целью связаны критерии выбора примера. Прежде всего, избираемый в качестве примера факт или частный случай должен выглядеть ясным и неоспоримым. Он должен также достаточно отчетливо выражать тенденцию к обобщению. Иллюстрация – это факт или частный случай, призванный укрепить убежденность аудитории в правильности уже известного и принятого положения. Пример подталкивает мысль к новому обобщению и подкрепляет это обобщение, иллюстрация проясняет известное общее положение, демонстрирует его значение с помощью целого ряда возможных применений, усиливает эффект его присутствия в сознании аудитории. Исходя из специфики третьей части экзаменационной работы и учитывая коммуникативные задачи, которые решает выпускник, выполняя задание части C, адекватнее руководствоваться не только и даже не столько логическим, сколько риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации.
Необходимо учитывать, что задача ученика не может заключаться в том, чтобы обосновать истинность заявленного тезиса (личностной позиции) в безупречной – с точки зрения формальной логики - форме. Истинность каких-либо положений зачастую подтверждается не только соответствием реальной жизни, но и эмоциональной убеждённостью в их справедливости. Смысл аргументации для выпускника заключается в том, чтобы в очередной раз показать актуальность, важность, жизненность, нравственную состоятельность, незыблемость этической аксиомы. В работе экзаменуемый может использовать, например, следующие типы аргументов. I. Логические (рациональные) аргументы II. Иллюстративные аргументы – примеры III. Ссылка на авторитет:
Раздел 1 Нравственные проблемы
Проблемы 1. Нравственные качества настоящего человека 2. Судьба человека 3.Гуманное отношение к человеку 4. Милосердие и сострадание
Утверждающие тезисы 1. Несите миру свет и добро! 2. Любить человека – вот главный принцип гуманизма. 3. Мы несем ответственность за чужую жизнь. 4. Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее. Цитаты 1. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист). 2. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет (И.Гете, немецкий писатель). 3. Единственная заповедь: «Гори» (М. Волошин, русский поэт). 4.Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, Голландский медик). 5. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. Чехов, русский писатель).
Аргументы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|