Проблема материнства
Тема материнства затрагивается Н.А. Некрасовым в стихотворении «Соловьи». Мать учит своих детей ценить прекрасное, любить природу. Ей очень хочется, чтобы её дети были счастливы. Выражая мечту всех матерей, она говорит, что если бы были для людей земли, где они жили бы свободно, то «все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки». Своим личным примером воспитывает детей Матрёна Тимофеевна, одна из героинь поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Она принимает на себя унизительное наказание, предназначенное сыну, ограждает его чистую душу от потрясений. Известный писатель А.Фадеев в «Слове о матери» призывал читателей оглянуться на свою жизнь и ответить на вопрос: «Не от наших ли неудач и не от нашего ли горя седеют наши матери?» Он с огорчением отмечал, что «придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы». В рассказе В.Астафьева повествуется о кошке Белогрудке, у которой ребята из деревни унесли котят. Автор с болью пишет о боли матери, ищущей своих детей. Известный писатель А. Фадеев в «Слове о матери» писал: «Не от наших ли неудач, ошибок, и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы». Проблема преобразующей силы родительской любви В небольшом рассказе «Счастье» известный писатель Ю. Бондарев повествует об истории, произошедшей в одной обычной семье. Главная героиня размышляла о безысходности, о несчастиях, которые преследуют людей на протяжении всей их жизни. Её поразило то, что отец считал себя счастливым человеком, потому что все живы, нет войны, вся семья в сборе. На душе у женщины потеплело, она поняла, что счастье – ощущать себя любимым близкими людьми и дарить им свою любовь.
Проблема родительского подвига В рассказе «Белый гусь» известный детский писатель Е. Носов повествует о красавце-гусе, который во время сильного града закрыл собой своих малышей. Выжили все двенадцать пушистых «одуванчиков». Сам же погиб.
Проблема немилосердного отношения взрослых к ребёнку * Известный талантливый писатель И. Бунин в рассказе «Красавица» повествует о жестоком обращении мачехи к своему маленькому пасынку. Страшно и то, что родной отец предпочёл предать собственное дитя, променяв его на собственное благополучие, спокойствие. Жизнь и судьба женщин *Сущностью жизни главной героини романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Натальи Ростовой является любовь. *О женской доле писал в своих произведения А.Н. Некрасов. Проблема человеческой ограниченности Герою повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», слепорождённому Петру, пришлось пройти немало препятствий по пути к счастью. Невозможность увидеть свет, красоту окружающего мира огорчала его, но он представлял его благодаря чуткому восприятию звуков. На разных этапах истории люди по-разному относились к людям с ограниченными способностями. Например, в Спарте новорожденных детей с физическими отклонениями убивали. В эзотерическом триллере «Путь дурака» С. Секориский пишет, что «физически сильные от природы редко бывают умными, так как разум у них заменяют кулаки». Известный русский писатель, публицист В. Солоухин в одном из своих очерков пишет, что ограниченность – понятие относительное. Не познанное человеком пространство настолько велико, что ограниченным можно считать всё человечество в целом. Убедительным доказательством справедливости мнения В. Солоухина может служить роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов был очень умным мужчиной, имеющим огромный жизненный опыт. Но всё-таки его знания были ограничены и рождали много противоречий.
*Гениальный психиатр А.Адлер считал, что комплекс этот «даже полезен, потому что человек, решая свои проблемы, вынужден совершенствоваться». * Ф. Искандер в очерке «Душа и ум» пишет, что человечество можно разделить на «убогих» и «зверей». Судьба первых при этом – творить добро в течение недолгой жизни, так как «они обречены погибнуть». Вторым же ничего не остаётся делать, кроме как признавать верность жизненной позиции «убогих» и возвращаться обратно в скорлупу самозащиты. * Н. Гумилёв в стихотворении «Отрывок» писал: Христос сказал: убогие блаженны, Завиден рок слепцов, калек и нищих, Я их возьму в надзвёздные селенья, Я сделаю их рыцарями неба И назову славнейшими из славных… Раздел 5 Мировая художественная культура Проблемы 1. Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни общества 2. Воздействие искусства на духовное становление человека 3. Воспитательная функция искусства Утверждающие тезисы 1. Подлинное искусство облагораживает человека. 2. Искусство учит человека любить жизнь. 3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства. 4. Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека. III. Цитаты 1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский.русский писатель). 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А. Герцен, русский писатель). 3. Совестливость - вот чувство, которое обязана будоражить литература (Н. Евдокимова, русская писательница). 4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель). 5. Мир книги - это мир настоящего чуда (Л. Леонов, русский писатель). 6. Хорошая книга - просто праздник (М. Горький, русский писатель). 7. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор). 8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель). 9. Искусство - это тень божественного совершенства (Микеланджело, итальянский скульптор и художник).
10. Цель искусства – сгущено передать растворенную в мире красоту (французский философ). 11. Нет карьеры поэта, есть судьба поэта (С. Маршак, русский писатель). 12. Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В. Розанов, русский философ). 13. Дело художника - рождать радость (К Паустовский, русский писатель). IV. Аргументы 1) Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка. 2) Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она получила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит... Я выздоровела, за что огромное вам спасибо». 3) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи. 4) Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, рассказывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему казалось, что эта картина рождена в минуту чуда. 5) Известный детский писатель Н. Носов рассказывал случай, который произошел с ним в детстве. Однажды он опоздал на поезд и остался ночевать на привокзальной площади с беспризорниками. Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов согласился, и ребята, лишенные родительского тепла, затаив дыхание, стали слушать историю про одинокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприютную жизнь со своей судьбой.
6) Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича.которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом. 7) В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны. 8) В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожденные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни. 9) Художник служит вечности. Сегодня мы представляем себе то или иное историческое лицо именно таким, каким оно изображено в художественном произведении. Перед этой поистине царственной властью художника трепетали даже тираны. Вот пример из эпохи Возрождения. Молодой Микеланджело выполняет заказ Медичи и достаточно дерзко себя ведет. Когда один из Медичи выразил неудовольствие по поводу не достаточного сходства его с портретом, Микеланджело сказал: «Не беспокойтесь, ваше святейшество, через сто лет будет похоже на вас». 10) В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, д' Артаньян - эти герои казались нам воплощением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, - олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на реальную историческую личность. Ведь именно Ришелье ввел почти забытые во время религиозных войн слова «францyз», «родина». Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины должны проливать кровь не из-за мелких ссор, а ради своей отчизны. Но под пером романиста Ришелье обрел со всем другой облик, и выдумка Дюма на читателя воздействует гораздо сильнее и ярче исторической истины. 11) В. Солоухин рассказал такой случай. Два интеллигента спорили, какой бывает снег. Один говорит, что бывает и синий, другой доказывает, что синий снег - это чепуха, выдумка импрессионистов, декадентов, что снег и есть снег, белый, как...снег. В этом же доме жил Peпин. Пошли к нему разрешить спор. Репин: не любил, когда его отрывали от работы. Он сердито он крикнул:
- Ну, чего вам? - Какой бывает снег? - Только не белый! - и захлопнул дверь. 12) Люди верили в поистине магическую силу искусства. Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою сильнейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» или «Мадонну с младенцем и святой Анной», великого Леонардо да Винчи перед осаждающими - и немцы не осмелятся стрелять!, - утверждали они.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|