Музыкальная культура Древнего Востока
Стр 1 из 2Следующая ⇒ 1. Музыкальная культура Древнего Египта. Истоки древнеегипетской музыки восходят к концу IV – началу III тыс. до н. э. Основными источниками сведений о ней служат памятники материальной культуры - музыкальные инструменты, иконографические материалы (барельефы), словесные тексты гимнов и песнопений, свидетельства древнегреческих и древнеримских историков и философов. В Древнем Египте музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы, была одним из средств развлечения различных слоев населения (древнеегипетское название музыки - "хи" - означает "удовольствие"). Особое значение имела храмовая музыка, связанная, прежде всего, с культом богов Осириса, Исиды и Тота (считались творцами музыкального искусства). Музыкальная культура Египта включала также музицирование при дворах правителей, в богатых домах и народное творчество, одной из наиболее ярких форм которого были представления, посвящённые различным богам, где хоровая песня, женские песни-плачи и танцы перемежались с шествиями и драматическими эпизодами (для музыкальной культуры Древнего Египта, как и для других древневосточных цивилизаций, была характерна тесная связь музыки с поэзией и танцем). Особого развития достигли мистерии Осириса, проходившие в шестнадцати городах Египта: Участники действия лепили из земли изваяния бога Осириса (бог умирающей и воскресающей природы; основной цикл древнеегипетской религиозной драмы связан со сменой времён года). Около них стояла Исида (жена Осириса, богиня плодородия) в траурной одежде, с распущенными волосами. Она ударяла себе в грудь и голову и запевала похоронные причитания. Она умоляла Осириса вернуться в своём восстановленном образе. Осирис возрождался с помощью обрядов, подражавших явлениям жизни, которые должны были символически воспроизводить акт возрождения. Так, в мистерии Осириса были заложены зародыши будущей античной драмы.
Музыкальный инструментарий. Ещё в доклассовом обществе были известны погремушки, в т.ч. систры, колотушки, а затем и ранние формы аэрофонов - свистки, флейты. В эпоху Раннего, Древнего и Среднего царств существовали тростниковые свирели, продольные флейты, трубы, дуговые арфы, барабаны, трещотки. В период Нового царства (ок. 1580 - ок. 1070 до н. э.) музыкальный инструментарий пополнился гобоями, угловыми арфами, лирами, лютнями, кифарами. В греко-римский период (332 до н. э. - 395 н. э.) широко употреблялись авлос, поперечная флейта, букцина, различные лиры, губная гармоника, барабаны, трещотки, бубенчики. В III в. до н. э. в Александрии был изобретен гидравлос (предшественник современного органа). По-видимому, ладовой основой древнеегипетской музыки была пентатоника. В период Древнего и Среднего царств появились пиктография, нотация (рисуночная) и первые труды, раскрывающие космологию - теорию связи музыки с небесными светилами. В целом, древнеегипетская музыка оказала значительное влияние на музыкальную культуру Древнего мира. 2. Музыка в Древнем Китае Первые упоминания о музыке китайцев восходят к IV - III тыс. до н. э. (легенды и мифы). Документальные свидетельства о древней ритуальной музыке относятся к 16 - 11 вв. до н.э. О развитых формах вокального творчества свидетельствует "Книга песен" ("Шицзин", 11 - 6 вв. до н.э.), где собраны магические песни, оды (чжэн-я, сяо-я и др.) и гимны сун. Замечательные образы 350-ти песен «Шицзина» охватывают все стороны народной жизни. Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религии и философии. В конфуцианских трактатах («Юэцзи») разрабатывалась космологическая концепция природы музыки, подчёркивалась её социально-политическая роль (музыка как одно из средств управления rocударством, существенный фактор воспитания людей и достижения социальной гармонии). Древние китайцы использовали музыку в качестве средства воспитания, улучшения человеческих нравов. Они устанавливают связь эстетического принципа с этическим: «Музыка – это благоуханный цветок добродетели».
Согласно представлениям даосизма, музыка должна была способствовать проявлению естественных психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой. Буддистское мировоззрение подчёркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека. Понятие «юэ» означало не только музыку, но и другие виды искусства, а также нечто прекрасное вообще, характеризующееся высокой степенью организации. Символическое мышление в музыке отражало попытки установления соответствий отдельных музыкальных тонов, музыкальных инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания, социально-политическими системами. Так, в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. На её основе была обоснована пентатоника, ступени которой связывались с пятью типами семантического интонирования в китайском языке и отождествлялись с пятью стихиями природы, сторонами света, рангами социальной иерархии и т. п. (табл. 1). В V-III вв. до н. э. к пентатонике были добавлены два дополнительных звука – так образовалась семиступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу. Под воздействием конфуцианской доктрины формируется разработанная система придворных церемониалов, которым соответствовали установленные последовательности вокальных и инструментальных композиций. Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой высот, нарушение которой, по мнению китайцев, могло иметь космологические и социально-политические последствия (табл. 2). Музыкальный инструментарий: · струнные щипковые: сэ (25 струн), чжэн ( 13-16 струн ) – семейство гуслей, цинь (7) – род цитры, пипа (4) – род лютни; · струнные смычковые: эрху (2 струны), сыху (4) – играют такую же роль, как европейская скрипка; · духовые: продольные флейты – сяо, поперечные – ди и чи, сона – род гобоя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|