Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Символика индийского семиступенного звукоряда




Музыкальные звуки Социа льная группа Планеты Созвез дия Цвет Живо тные Органы тела Этическое воздействие
Шадджа Брахманы Сатурн Водо лей Цвет лотоса Павлин Душа Изумление и героизм
Ришабха Кшатрии (воины) Венера Весы Оран жевый Бык Голова Гнев
Гандхара Вайшья (земледель цы и торгов цы) Луна Рыбы Цвет золота Козел Руки Умиро тво рение
Мадхьяма Брахманы Солнце Лев Цвет жасмина Кроншнеп Грудь Любовь
Панчама Брахманы Меркурий Дева Белый Кокила Шея Любовь
Дхайвата Кшатрии Юпитер Стре лец Желтый Лошадь Бедра Отвращение
Нищада Шудры (слуги) Марс Скорпион Пестрый Слон Ноги Сострадание

Индийское музыкальное мышление в корне отличается от европейского. Его основой стала концепция раги (от санскритского «краска», «окрашивать», но также и «чувство, страсть»). Подобно арабскому макаму, рага имеет несколько семантических уровней:

· принцип ладово-мелодического и метроритмического развёртывания (тала);

· специфическая ладовая организация;

· психоэмоциональный строй мелодии.

Считалось, что под влиянием рага у человека зарождаются определённые настроения и чувства – раса. Индийцы различают 9 основных раса: любовь, веселье, сочувствие, гнев, отвага, ужас, отвращение, изумление, покой. Нередко характер раса связан с картинами природы, с пейзажем (некоторые раса имеют название: «Весна», «Вечерняя краска», «Медовый цветок» и т.д.).

Содержание той или иной раги определено, с одной стороны, ладом, с другой – ритмом. Выбор в качестве доминирующей ступени лада того или иного звука (свара) определяет характер раса всей раги в целом. Например, если преобладает первая ступень лада – шадджа – то возбуждается раса изумления, героики и отваги.

Исполнение определённых рага предписывалось в предустановленное время суток (раги раннего утра, заката солнца, сумерек и т.д.) и года, подчинялось движению светил и т.д. Если данная рага не совпадает с предопределённым для неё временем звучания, то композиция, по мнению древнеиндийских философов и музыкантов, может оказать вредное воздействие на человека, вплоть до возникновения у него смертельной болезни.

Таким образом, в раговой композиции (как вокальной, так и инструментальной) нет такого уровня музыкальной организации, который не подчинился бы единой задаче воссоздания свойственной той или иной раге ментальной природы. Вся эстетико-философская система индийской классической музыки призвана гармонизировать и соединить в неразрывном целом Космос, Звук и Человека.

Музыкальный инструментарий:

· струнно-щипковые - вина, ситар, тампура;

· струнно-смычковые – саранги, рабаб;

· духовые - разновидности флейты, гобоя;

· ударные - табла, гонги, тарелки (особая техника игры: удар не кистью, а пальцами – извлекаются тоны определённой высоты).

4. Музыкальная культура Древней Палестины. В 11 – 6 вв. до н.э. территорию Палестины населяли древние евреи (израильтяне и иудеи). Основным источником сведений о древнееврейском невменном письме и особенностях музыкального инструментария являются рукописи Мёртвого моря. Данные о музыкальной жизни евреев содержатся и в библейских текстах. В первой части иудейского (ветхозаветного) канона – Торе - воспроизводятся тексты песен, описываются танцы, процессии с музыкой, парадные встречи воинов, сопровождавшиеся хоровым пением и игрой на кимвалах, торжества освящения храма Соломона (10 в. до н. э.), в которых участвовали 126 священнослужителей с трубами.

В первом тысячелетии до н.э. сформировалась книга Псалмов (антология культовых гимнов, авторство которых приписывалось царю Давиду). Общее число псалмов – около 150. Христианство заимствовало еврейскую Библию вместе с книгой псалмов в греческом переводе (греческое название сборника псалмов «Псалтерион», русское – «Псалтырь»). Первоначально псалмы предназначались для торжественных религиозных представлений, сопровождаемых инструментальной музыкой и хоровым пением. Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, исторические обзоры, брачная песнь, философская медитация. Псалмы исполнялись особым образом – распевной речитацией, откуда развился принцип псалмодии – разновидности церковного пения. В древнейшем – респонсориальном - типе псалмодии сольное интонирование стихов чередовалось с хоровым ответом, выполнявшим функцию рефрена. Антифонная псалмодия - пение псалма поочерёдно двумя хорами. Псалмодия in directum - исполнение псалма одним хором.

В музыке 16-20 вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Дж. Палестрины, Г. Шютца, И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, И. Ф. Стравинского, К. Пендерецкого).

В древнееврейской культуре большую роль играли песнопения типа хороводных, обрядовых свадебных и др. песен. Исполнение народных мелодий сопровождалось хлопками, танцами; такт отбивался ударными инструментами.

Для древнееврейской музыки в целом типично одноголосие (вокального происхождения). Для записи и чтения текстов пользовались знаками, указывающими лишь направление движения мелодии. Первоначально была распространена пентатоника, в дальнейшем - диатонические лады, близкие древнегреческим.

В применении музыкальных инструментов отражалась социальная структура общества: в народном быту - духовые тростниковые, для касты жрецов - трубы (рога), храмовых музыкантов - лиры. Регламентации инструментальных ансамблей посвящён раздел в трактате "Мишна" (древнейшая часть Талмуда).

Сложился музыкальный инструментарий, в состав которого входили киннор (лира), нэвэл (арфа), хацоцра (серебряная труба), шофар (бараний рог, легендарная "иерихонская труба"), халил (свирель).

***

Подводя итоги всему изложенному выше, можно сделать вывод о внутреннем родстве музыкальных культур различных древневосточных цивилизаций (Египет, Китай, Индия, Палестина). Специфика музыкальной культуры стран Древнего Востока может быть обозначена следующими параметрами:

· синкретизм, т.е. неразрывная связь музыки с поэзией, а часто и с танцем;

· космологическая концепция музыки (связь музыки с Космосом);

· господство вокального типа экспрессии как наиболее естественного способа коммуникации с Универсумом;

· приоритет монодии (одноголосия);

· богатый музыкальный инструментарий.

Преемственными нитями связаны достижения музыкальной культуры древневосточных цивилизаций с музыкальным искусством Античности. Подобно древневосточному, античное искусство было синкретичным. Широко распространённые в странах Древнего Востока драмы с музыкой мифологического характера (например, мистерии Осириса в Древнем Египте) явились зачатками античной музыкальной драмы. В древнегреческой музыкальной эстетике также присутствует космологическое понимание музыки и мысль о её этико-психологическом воздействии на человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...