Общая характеристика эмпирической аргументации
Эмпирическая аргументация — это вид аргументации, в которой предпочтение отдается чувственно воспринимаемым аргументам, опытным методам и способам обоснования. В зависимости от поставленной цели эмпирическая аргументация делится на два рода: эмпирическое подтверждение (или верификация — от лат. verus — истинный и facere — делать) и эмпирическое опровержение (или фальсификация — от лат. falsus — ложный и facio — делаю) исходных тезисов. Каждый род можно разделить на два вида: прямое и косвенное эмпирическое подтверждение (опровержение). Прямое эмпирическое подтверждение — это непосредственное восприятие тех явлений, о которых говорится в проверяемом утверждении. Примером такой аргументации является следующее рассуждение: «Сознание человека имеет принципиально общественную природу, что миллиарды раз опытно доказано в семьях и в образовательных учреждениях, где несмышленые грудные младенцы за считанные годы формируются родителями и педагогами в качестве сознательных личностей». Прямое эмпирическое опровержение — это непосредственное невосприятие тех явлений, о которых говорится в проверяемом утверждении. Пример такого опровержения: «Позвольте не согласиться! Человеческое сознание отнюдь не вырабатывается мозгом по типу выработки желчи печенью. Это опытно доказано реальными трагическими аналогами сказок о Маугли и Тарзане. При биологически полноценном человеческом мозге у этих человекообразных волков или обезьян не было ни "малейших проблесков человеческого сознания. Они даже на двух ногах ходить не умели». Вместе с тем обращаться за доводами опровержения к сказкам — некорректный прием.
Косвенное эмпирическое подтверждение — это подтверждение в опыте логических следствий обосновываемого положения. Например: «Стоит современному специалисту на десять лет прервать свою работу по специальности — и при нынешних темпах научно-технического прогресса он потеряет свою квалификацию». Косвенное эмпирическое опровержение — это опровержение в опыте логических следствий обосновываемого положения. «Позвольте не согласиться! Человеческое сознание отнюдь не вырабатывается мозгом по типу выработки желчи печенью. Для его функционирования помимо физиологически здорового человеческого мозга требуется его постоянная информационная открытость в область общественного сознания. Да, крупный специалист своего дела мыслит весьма самостоятельно и творчески, но стимулы для его суверенного инновационного мышления обычно исходят от общественного сознания. Общество ставит перед творческой личностью задачи и вооружает ее методами их решения». По характеру приводимых аргументов эмпирическая, аргументация может делиться на обращение (апелляцию) к примерам и иллюстрациям, опыту и эксперименту, наблюдению и очевидности и др. Различие между фактическим аргументом и примером состоит в том, что в первом случае автор аргумента берет на себя труд по его добыванию, а во втором случае - пользуется готовым фактическим аргументом, который был добыт кем-то другим. Следовательно, пример — это готовый эмпирический аргумент, которым автору аргументации остается лишь лучшим образом воспользоваться. Апелляции к примерам играют важную роль в индуктивных обобщениях и в сложной аргументации индуктивного типа. Например, формирование понятий — процесс индуктивный, эвристически-поисковый и неформализуемый. В самом деле, какие могут быть общезначимые стандарты таких качеств человеческого интеллекта и психики, как сообразительность, наблюдательность, умение впервые усмотреть аналогию, интеллектуальное дерзновение, независимость мышления? Но ведь именно такие качества и определяют успехи формирования понятий, когда человеку приходится их формировать самому и заново. В этом легко убедиться на опыте, попросив оппонента сформулировать какое-нибудь бытовое понятие, скажем, понятие «дверь», без обращения к помощи толкового словаря.
Особой формой апелляции к примерам является демонстрация. Демонстрация призвана обеспечить достаточно сложную и систематическую опытную аргументацию. В этой связи в православной духовной педагогике сказано, что великие истины не доказываются, а показываются. Итак, примеры — это факты или частные случаи, используемые в роли отправного пункта для последующего индуктивного обобщения, в роли ступеней на пути обобщения, а также для подкрепления сделанного обобщения. От примера следует отличать образец. Пример — это описательное утверждение, говорящее о некотором факте. Образец — это оценочное утверждение. Оно также относится к какому-то частному случаю, но устанавливает частный стандарт для более или менее творческих подражаний. В отличие от примера иллюстрация используется только как эмпирический аргумент в диалогах. Иллюстрация — это факт или частный случай, призванный укрепить убежденность оппонента (аудитории) в правильности общего положения, которое разъясняется и истолковывается пропонентом. Если пример подталкивает мысль к обобщению и подкрепляет сделанное обобщение, то иллюстрация лишь проясняет сделанное обобщение. Таким образом, в содержательном плане понятия «пример» и «иллюстрация» сугубо относительные. Для пропонента эмпирический аргумент обычно служит очевидным примером. Причины этой очевидности могут быть разными: высокая профессиональная компетентность в обсуждаемом вопросе; сила привычки, хотя в свое время аргумент и для пропонента явился откровением, и т.п. Поэтому в восприятии пропонента эмпирический аргумент выглядит иллюстрацией. Но оппонентом (аудиторией), которого через ряд примеров требуется убедить в правоте концепции пропонента, эти примеры еще воспринимаются отнюдь не как иллюстрации.
Вместе с тем следует отметить бесплодность эмпирической аргументации, представляющей собой подбор механической суммы примеров или иллюстраций. Если у самого пропонента в мыслях нет стройной концепции, на которую нанизываются приводимые примеры и иллюстрации, то у оппонента они не найдут рационального и эмоционального отклика. Примеры и иллюстрации как эмпирический аргумент эффективны только тогда, когда они системны, концептуально связаны и ведут к обобщению «по нарастающей»., Чувственный опыт человека — его ощущения, восприятия и представления — источник знания, связывающий его с миром. Однако «чистого» чувственного созерцания не существует. У человека оно всегда пронизано мышлением, без понятий и без примеси рассуждения он не способен выразить даже самые простые свои наблюдения, зафиксировать самые очевидные факты. Мы говорим, например: «этот автомобиль серебристого цвета», когда видим его при нормальном освещении и наши чувства не расстроены. Но мы скажем: «этот автомобиль кажется серебристого цвета», если мало света или мы сомневаемся в нашей способности наблюдения. К восприятию, к чувственным «данным» мы примешиваем определенное представление о том, какими видятся предметы в обычных условиях и каковы эти предметы в других обстоятельствах, в случае, когда наши чувства способны нас обмануть. «Твердость» чувственного опыта, фактов, таким образом, относительна. Нередки случаи, когда факты, представляющиеся поначалу достоверными, приходится — при их теоретическом переосмыслении — пересматривать, уточнять, а то и вовсе отбрасывать. Самый важный и вместе с тем универсальный способ подтверждения — косвенное подтверждение — выведение из обосновываемого положения логических следствий и их последующая опытная проверка. Вот пример косвенного подтверждения. Известно, что сильно охлажденный предмет в теплом помещении покрывается капельками росы. Если мы видим, что у человека, вошедшего в дом, тут же запотели очки, мы можем с достаточной уверенностью заключить, что на улице морозно.
Важность эмпирического обоснования утверждений невозможно переоценить. Она обусловлена прежде всего тем, что единственным источником наших знаний является опыт — в том смысле, что познание начинается с живого, чувственного созерцания, с того, что дано в непосредственном наблюдении. Чувственный опыт связывает человека с миром, теоретическое знание — только надстройка над эмпирическим базисом. Однако некоторые абсолютизируют роль эмпирической аргументации в процессе познания действительности, например сторонники логического пбзитивизма. Целостная структура науки как получающая свое рациональное объяснение, по их мнению, обеспечивается принципами редукции и верификации. Принцип редукции (лат. reductio — возвращение, отодвигание назад) означает сведение теоретического знания к эмлирическому. Согласно принципу верификации (лат. verus — истинный + facere — делать) истинность всякого высказывания о мире должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными, «непосредственным опытом» индивида. Реализация этих принципов предполагает применение аппарата формальной логики для анализа значения, смысла высказываний научной теории с последующей их переформулировкой на языке этой логики. В таком виде по процедурам этой же логики мыслилась возможность сведения высказываний теории к эмпирическим высказываниям. А если последние не поддадутся чувственной верификации, то есть подтверждению в опыте, то станет ясным, какие высказывания в науке являются истинными или ложными, а какие бессмысленными, в том числе «метафизическими». Анализ показывает, что применение логико-позитивистских принципов часто приводит философов к неверным выводам, так как относит научные истинные высказывания (2, 4, 5) в класс лишенных научного смысла по той причине, что отдельный человек не может сопоставить их со своими ощущениями. Последние понимаются как основание опыта', эмпирического знания. Примечательна также научная и философская нейтральность логического позитивизма к религиозному высказыванию (3). Научные теории стали им рассматриваться как условные теоретические конструкции, принимаемые по соглашению (конвенции) и затем лишь эмпирически истолковываемые как удобное описание чувственных переживаний человека. Между тем в процессе научных исследований выявилось, что значительное число высказываний нельзя свести к непосредственному опыту. Наиболее наглядно это проявилось в отношении научных положений о фактах прошлого и будущего, а также высказываний, имеющих обобщающий характер, формулирующих законы природы, общества, человека.
В таких условиях идеологи логического позитивизма встали перед проблемой: либо исключить эти высказывания из науки, либо дать новое истолкование принципа верификации. Они заявили, что положение необходимости осуществления эмпирической проверки относится только к частным высказываниям. А в большинстве же случаев она должна подразумеваться только принципиально. Следовательно, по взглядам неопозитивистов, исследователи должны исходить из положения о том, что верификация всегда логично мыслима по отношению к любым высказываниям. Подобное отступление от принципа верификации поколебало положение неопозитивизма. Его критики подчеркнули, что сам исходный принцип верификации не может быть верифицирован. Вот почему его провозглашение предстает в форме высказывания, не имеющего смысл. Постпозитивистскую стадию в разработке методологии научного познания наиболее рельефно представляет критический рационализм как стремление.преодолеть ряд изъянов логического позитивизма. Согласно взглядам постпозитивистов, научное знание целостно по своей природе. Любое эмпирическое высказывание обусловлено какой-то теорией. В научном знании философские идеи взаимосвязаны с собственно научными. Вот почему, по мнению представителей критического рационализма, философия не только оказывает стимулирующее воздействие на науку, но и органично вписывается в нее. В свою очередь наука как целостное образование слагается из разносторонних подходов. К ним следует отнести методологический, историко-научный, психологический, логический и другие подходы. К. Поппер считал, что законы науки невозможно сформулировать, используя аналитические суждения, а также наблюдать. Согласно его точке зрения, науке вместо принципа верификации необходим принцип фальсификации, сущность которого заключается в принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке. Принцип фальсификации применяется им в качестве «демаркационной линии» отделения научного знания от ненаучного. Следовательно, теоретическое не сводимо полностью к эмпирическому. Опыт не является абсолютным и бесспорным гарантом неопровержимости знания. Он тоже может критиковаться, проверяться и пересматриваться. «В эмпирическом базисе объективной науки, — пишет К. Поппер, — нет ничего «абсолютного». Наука не покоится на твердом фундаменте фактов. Жесткая структура ее теорий поднимается, так сказать, над болотом. Она подобна зданию, воздвигнутому на сваях. Эти сваи забиваются в болото, но не достигают никакого естественного или «данного» основания. Если же мы перестали забивать сваи дальше, то вовсе не потому, что достигли твердой почвы. Мы останавливаемся просто тогда, когда убеждаемся, что сваи достаточно прочны и способны, по крайней мере некоторое время, выдерживать тяжесть нашей структуры». Таким образом, если ограничить круг способов обоснования утверждений их прямым или косвенным подтверждением (опровержением) в опыте, то окажется непонятным, каким образом все-таки удается переходить от гипотез к теориям, от предположений к истинному знанию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|