Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные законодательные и нормативные акты.




Внутренний аудит банка: регламентация и другие аспекты деятельности службы. Часть 5.

23.10.2009 11:09

Часть 5. Аудит кассовых операций.

// Марина Посадская, Bankir.Ru

 

Продолжение. Начало: Внутренний аудит банка: регламентация и другие аспекты деятельности службы.

 

Практическую часть нашего цикла статей начнем с аудита кассовых операций – направления деятельности, без которого не обходится ни один банк.

По некоторым видам деятельности кредитных организаций Банк России выпускает методические рекомендации для своих уполномоченных представителей, осуществляющих проверки банков. Имеется такой документ и по кассовым операциям – это Письмо ЦБ РФ от 1 октября 2004 г. № 116-Т «О методических рекомендациях по проверке кассовой работы в кредитных организациях (их филиалах)». Его можно также применять в целях осуществления проверок службой внутреннего аудита, с учетом того, что упоминаемое там Положение № 199-П заменено ныне действующим Положением ЦБ РФ от 24 апреля 2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

Письмо № 116-Т не распространяется на проверки операций с наличными денежными средствами в иностранной валюте и другими валютными ценностями, в том числе операций в обменных пунктах. Особенности проведения таких проверок определены главой 11 Инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации».

Вниманию читателей предлагаются некоторые аспекты проведения проверок кассовых операций, так как полное подробное описание их аудита потребовало бы отдельного цикла статей (чтобы убедиться в этом, достаточно оценить объем Положения № 318-П и Письма № 116-Т).

Программа проверки.

В программу проверки кассовых операций могут входить следующие мероприятия:

- ревизия касс;

- проверка организации кассовой работы (в том числе эффективность системы внутреннего контроля);

- оценка достоверности отражения кассовых операций в бухгалтерском учете;

- анализ эффективности деятельности кассовых подразделений;

- оценка влияния нарушений и недостатков в кассовой работе на финансовое состояние и перспективы деятельности банка.

Можно также включить сюда проверку порядка осуществления банком контроля за кассовой дисциплиной клиентов, но это, на наш взгляд, лишнее. Тем более что, как правило, работники кассовых подразделений этим не занимаются, а наличие слова «кассовый» в названии операции еще не означает, что ее нужно проверять вместе с операциями кассовых подразделений.

Вообще, осуществление контроля кассовых операций клиентов – настолько самостоятельный вид деятельности, что тянет на отдельную проверку (если, конечно, Банк России не отменит эту обязанность кредитных организаций, как когда-то собирался).

Если вам покажется, что и этого недостаточно, можно включить в программу проверки еще и контроль за действующей в банке процедурой выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением. Наличие множества нарушений и недоработок по этому направлению деятельности практически гарантировано в любом банке.

Еще одна непростая тема, как для проверяющих, так и для проверяемых – применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Ревизию можно проводить как в операционных кассах, так и в валютно-обменных пунктах, и даже в банкоматах. Кроме пересчета денег и ценностей в хранилище, стоит обратить внимание на условия их хранения и обеспечение сохранности.

Проверка организации кассовой работы включает анализ следующих моментов:

- наличие утвержденных внутрибанковских нормативных актов по кассовой работе, их актуальность и соответствие действующему законодательству;

- наличие положений о кассовых подразделениях, должностных инструкций кассовых работников;

- определение функционального соответствия выполняемых сотрудниками обязанностей положениям о структурных подразделениях и должностным инструкциям;

- наличие планов работы кассовых подразделений, утвержденных в установленном порядке, отчетов о выполнении планов;

- наличие и выполнение планов обучения сотрудников кассовых подразделений; периодичность повышения квалификации, прохождения аттестации и т.д.;

- контроль за совершением кассовых операций с клиентами (удобство обслуживания, соблюдение кассовыми работниками требований законодательства и нормативных актов);

- наличие замечаний по предыдущим проверкам службы внутреннего аудита и внешних проверяющих, устранение выявленных недостатков;

- определение уровня качества текущего и последующего контроля.

Основные законодательные и нормативные акты.

Как правило, в акте проверки указывается перечень нормативных актов, на основании которых осуществляется и контролируется данный вид деятельности банка (его подразделения).

Для кассовых операций это, прежде всего, указанное выше Положение № 318-П.

Другим «программным» документом в области наличных расчетов следует признать Положение Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

Есть и еще более ранний документ – «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета Директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. № 40. Этот порядок, как Положение № 14-П, больше относится к предприятиям и организациям, чем к банкам, однако в перечне нормативных актов оба документа можно указать.

Отдельные требования к порядку организации кассовой работы в банке присутствуют в Положении Банка России от 26.03.2007 г. № 302-П «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (см. пункт 1.8. Раздела 1 «Организация бухгалтерской работы и документооборота» Части III).

Правда, при внимательном прочтении этого раздела из 302-П возникает стойкое впечатление, что данный кусок текста просто забыли исключить из Правил ведения бухгалтерского учета после разработки и утверждения Положения о порядке ведения кассовых операций. Чего стоит только «приходный кассовый ордер под копирку в трех экземплярах», который в соответствии с пунктом 1.8.6. выписывается при приеме денежной наличности от работника кредитной организации на внутрибанковские счета! Или, скажем, специальный журнал, под расписку в котором оформляется передача расходных кассовых документов в кассу (пункт 1.8.5.). Но, тем не менее, текст этот является частью действующего нормативного акта, а значит, его требования, насколько бы смешными они не казались, банки должны выполнять. А аудиторы, соответственно, контролировать их выполнение.

Единственная возможность контролера избежать ежеминутных пробежек в кассу с расходными кассовыми документами и специальным журналом состоит в наличии специальных технических приспособления: если рабочее место лица, контролирующего расходные кассовые операции, находится рядом с кассой или соединено с кассой предохраненным от доступа извне транспортным устройством. В таком случае по усмотрению руководителя кредитной организации может быть установлен порядок передачи расходных кассовых документов контролером кассиру без его расписки.

Впрочем, мы забегаем вперед – речь пока идет лишь о нормативных актах, регулирующих кассовые операции и денежное обращение в Российской Федерации.

Порядок работы с наличной иностранной валютой установлен Указанием Банка России от 14 августа 2008 г. № 2054-У «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации».

Бухгалтерский учет по таким операциям установлен Указанием Банка России от 11 июня 2004 г. № 1446-У «О порядке бухгалтерского учета уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц».

Если в программу аудита кассовых операций входит проверка обменных пунктов и/или валютных операций, то в перечень используемых нормативных актов включаем Инструкцию Банка России от 28 апреля 2004 г. № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте».

Признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России и правила обмена поврежденных банкнот и монеты установлены Указанием Банка России от 26 декабря 2006 г. № 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России».

Радиоактивным денежным знакам посвящена Инструкция Банка России от 4 декабря 2007 г. № 131-И «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением».

Основным документом, регулирующим применение контрольно-кассовой техники, является Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Письмо № 116-Т и Инструкцию № 105-П в акте проверки указывать не обязательно, даже если вы в процессе аудита не выпускали их из рук и практически выучили наизусть.

Кроме государственных нормативных актов, в этом разделе целесообразно указать и внутрибанковские – тем более, что проверка их актуальности и качества входит в перечень обязательных аудиторских процедур.

В соответствии с требованиями Приложения 2 к Положению Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» в числе внутрибанковских документов по кассовым операциям в обязательном порядке должны быть документы, определяющие:

- порядок осуществления наличных расчетов;

- совершение операций с валютными ценностями;

- совершение кассовых операций, инкассации денежных средств и других ценностей.

Трудно сказать, что подразумевали разработчики Положения № 242-П под «порядком осуществления наличных расчетов», но, как нам кажется, его вполне можно изложить в документе, описывающем порядок совершения кассовых операций. Во всяком случае, требований наличия у банка отдельного внутреннего документа по каждой из пятнадцати позиций, перечисленных в Приложении 2 к Положению № 302-П, нам пока не встречалось.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...