Физическое развитие детей и подростков как показатель здоровья.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Конспект лекции. Гигиена детей и подростков. Гигиена детей и подростков – это раздел гигиены о закономерностях влияния факторов среды на здоровье населения до 18-летнего возраста и условиях его сохранения, а также гармоничном физическом и умственном развитии подрастающего поколения. В соответствии с биологической схемой возрастной периодизации выделяют семь периодов в онтогенезе детей. В нашей стране педагогами используется следующая периодизация возраста до 18 лет: - грудной возраст (до 1 года) - преддошкольный возраст (1-3 года) - дошкольный возраст (3-7 лет) - школьный младший возраст (7-10 лет) - школьный средний возраст (11-14 лет) - школьный старший возраст (15-18 лет) Иногда школьный старший возраст называют подростковым. Общие закономерности роста и развития детей и подростков. Установлены следующие закономерности роста и развития детей и подростков: - чем моложе детский организм, тем более интенсивно протекают процессы роста и развития; - в процессах роста и развития детей и подростков наблюдаются половые различия; - процессы роста и развития происходит неравномерно и каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности. Указанные закономерности можно проследить на примере роста и массы тела, развития опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, органов чувств и др. Так, к 1-му году жизни ребенка рост увеличивается на 4% по отношению к первоначальному, к 3 годам – на 9% по отношению ко 2-му году. В возрасте 4-7 лет рост увеличивается ежегодно в среднем на 6%, в 8-10 лет – на 3%. В период полового созревания отмечается резкое увеличение роста, к 16-17 годам рост замедляется, а к 18-20 годам – практически прекращается.
Масса тела к 4-5 месяцам удваивается, а к 12 месяцам – утраивается. В возрасте 3-7 лет ежегодно прибавка массы происходит на 5-7,5%. В последующие годы интенсивность нарастания массы тела уменьшается и вновь возрастает в период полового созревания. Наиболее интенсивно в раннем возрасте идет развитие опорно-двигательного аппарата. К моменту рождения ребенка отмечается только окостенение диафизов трубчатых костей. В позвоночнике до 14 лет пространства между телами позвонков заполнены хрящом, в 14-15 лет в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, в 20-21 год пластинки срастаются с телами позвонков. Срастание нижних отрезков грудной кости происходит в 15-16 лет, верхних – к 21-25 годам. Кости таза начинают срастаться с 7 лет, и полностью этот процесс заканчивается к 20-21 году При неправильной посадке, когда школьники опираются и край крышки парты или стола, может произойти изменение формы грудной клетки, искривление позвоночника. Изменение формы таза у девочек –подростков отмечается при ношении обуви на высоких каблуках. Мышечная система развивается следующим образом: вначале формируются крупные мышцы конечностей, а мускулатура мелких костей – лишь к 6-7 годам. К 6-7 годам ребенок владеет своими мышцами, но тонкие движение выполнить не может. Даже в возрасте 8-12 лет отмечается недостаточная ловкость и согласованность в мышечных движениях. Только к концу полового созревания развитие двигательного аппарата заканчивается. Особенности дыхательной системы детей и подростков заключаются в недоразвитии полостей носа и дыхательной мускулатуры, сердечно-сосудистой – в соответствии роста сердца от роста сосудов. Масса головного мозга к 1 году у детей увеличивается в 2-2,5 раза, к 3 годам – в 3 раза по сравнению с изначальной. Формирование мозга заканчивается к 8-9 годам.
Орган зрения развивается к 7-10 годам. В возрасте 1-7 лет у детей отмечается дальнозоркость, которая может переходить в близорукость. Близорукости способствует продолжительное напряжении зрения, недостаточное освещение, нерациональные детская мебель и учебные пособия. Половые различия в физическом развитии можно проследить на примере основных размеров тела. Так, рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков при рождении обычно больше, чем у девочек. У девочек в 12-13 лет они выше, чем у мальчиков, а к 14-15 годам параметры тела мальчиков вновь превышают таковые у девочек. Физическое развитие детей и подростков как показатель здоровья. Уровень здоровья детей и подростков характеризуют следующие показатели: - наличие хронических и острых заболеваний - функциональное состояние систем организма - уровень и степень гармоничности физического и умственного развития - степень резистентности организма Следует отметить, что показатели здоровья взаимообусловлены. Так, наличие функциональных отклонений может привести к возникновению хронических заболеваний. Отклонения в уровне резистентности определяют возникновение хронических заболеваний, которые в свою очередь приводят к улучшения функций основных физиологических систем. В соответствии с указанными показателями все дети и подростки по состоянию здоровья делятся на пять групп: - 1-я группа – здоровые - 2-я группа – здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями - 3-я группа – больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, а также дети с физическими недостатками, не нарушающими приспособляемости к труду и условиям жизни - 4-я группа – больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, недостаточно приспособленные к труду и иным условиям жизни - 5-я группа – больные в стадии декомпенсации, инвалиды 1-й и 2-й групп. Важнейшим показателем здоровья детей и подростков является физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его созревания. Оно зависит от наличия эндокринных расстройств (гигантизм, акромегалия и др.), хронических заболеваний (ревматизм, туберкулезная интоксикация). У детей, длительно и часто болеющих, наблюдается снижение прибавки массы тела, ослабление тонуса мускулатуры и нарушение осанки. Рахиту детей а раннем возрасте задерживает физическое развитие.
Для характеристики физического развития используют соматоскопические, антропометрические и физиометрические признаки. К основным соматоскопическим признакам относят состояние костной и мышечной систем, жироотложение, степень полового развития, антропометрическим – рост, массу тела, окружность грудной клетки, головы, плеча и бедра и физиометрическим – жизненную емкость легких, мышечную силу, кровяное давление. Обычно на практике определяют рост, массу тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких, силу кисти, степень развития вторичных половых признаков. Для оценки индивидуального развития используются методы сигмальных отклонений и шкал регрессии. Важное значение при этом имеют стандарты физического развития. В зависимости от соотношению массы тела, окружности грудной клетки и роста физическое развитие считают гармоничным (нормальным), дисгармоничным или резко дисгармоничным. Гармоничным является развитие, при котором показатели соответствуют или отличаются от должных в пределах 1 сигмы, дисгармоничным – 1,1-2 сигм, резко дисгармоничным – на 2,1 и более сигм. В последние годы разработана схема комплексной оценки индивидуального физического развития, учитывающая биологический уровень и морфофункциональное состояние организма. Сравнение физического развития коллективов проводят по достоверности разности средних величин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|