Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Болезни и лекарства. Возрастные нормы в представлениях детей о болезнях. О чем говорить?. 1. Болезнь, общая идея. 2. Как действует болезнь




Болезни и лекарства

 

Все, кроме собственно болезней, будет описано в отдельных главах. В это «все» входят разговоры о том, как работает тело, о еде и пищевом поведении, о болезнях, о движении, о разных привычках и их последствиях, о сне, о внешнем виде и весе, о психическом здоровье. Да, обо всем этом желательно разговаривать с детьми, и мы постепенно разберемся как.

Стоит упомянуть, что представления медицины о вредном и полезном постоянно меняются и изменились уже несколько раз за последние 30–40 лет. Конечно, мы не можем гарантировать детям, что то, чему мы их сейчас научим, будет считаться полезным всегда. Но этого и не нужно. Достаточно будет объяснить, что есть какие‑ то базовые, давно известные полезности вроде движения, достаточного питания и так далее. И еще есть частности и детали, так называемая надстройка, – вроде вопроса, что вреднее, углеводы или жиры, красное мясо или сливочное масло. Главное – рассказать базовое, с хорошей базой можно более‑ менее переключаться между надстройками – на случай, если ученые снова что‑ нибудь откроют и все перевернется с ног на голову.

Все мы периодически болеем и из‑ за этого временно или постоянно чувствуем себя хуже обычного. Дети – не исключение. Но если у нас, взрослых, есть в голове общая концепция болезни как явления, то у детей ее нет. Вместо нее может быть тревога, страх, растерянность и разные фантастические объяснения и теории – даже если болеет не сам ребенок. Поэтому такой разговор важен. Он помогает детям не только приобрести новые знания, но и справиться с эмоциями, в том числе когда болезнь есть в кино, в новостях, книгах, у кого‑ то из окружения.

Эта глава написана с позиций современной доказательной медицины, поэтому, если что‑ то в моем изложении противоречит вашим принципам (например, часть про прививки и пр. ), вы всегда можете это пропустить или заменить на свое.

Если вы до конца не уверены, как именно начинать эту тему, используйте многократно проверенный способ: задайте вопрос о каком‑ нибудь персонаже сказки, фильма или мультика, который болеет. Спросите для начала, что это с ним / с ней такое и что означает «болеет».

Задавать вопросы перед объяснением особенно важно в этой теме, потому что вам нужно не только рассказать свою концепцию, но и подкорректировать неправильные или нереальные идеи и представления (которых у детей может быть великое множество).

В качестве первой темы предложите детям рассказать, каково это – быть здоровым и чем отличаются ощущения при даже небольшой болезни. Обратите их внимание на ограничения, которые у них появляются, когда их тело не может работать хорошо из‑ за заболевания или травмы.

 

Возрастные нормы в представлениях детей о болезнях

 

Дошкольники (до 7 лет). В основном воспринимают болезнь достаточно расплывчато, скорее способом «магического мышления». Могут понять какое‑ то состояние, только получив собственный опыт, прямо с ним связанный. Нуждаются в очень конкретных, простых и примитивных объяснениях: как болезни влияют на тело и как действуют лекарства. Например: «этот сироп помогает очистить твои легкие, чтобы ты меньше кашлял».

Младшие школьники (7–12 лет). Дети этого возраста уже, как правило, имеют какие‑ то представления о том, как работает тело, и способны понимать несложные причинно‑ следственные связи с помощью логики и анализа. Способны понять, как связано плохое самочувствие из‑ за болезни с необходимостью лечиться и сдавать анализы для проверки того, действует ли лечение. Нуждаются в достаточно детальной информации о болезни, о лечении и о медицинских процедурах, если таковые нужны.

Подростки (13–16 лет). Подростки довольно хорошо понимают даже сложные объяснения о различных болезнях. Способны понять идею профилактики болезней, а также факторов, влияющих на здоровье (окружающая среда, генетическая предрасположенность, стресс, образ жизни и пр. ). Могут взвешивать риски. Нуждаются в равноправных разговорах с пояснением любой части беседы, которая покажется им непонятной, без ограничений по уровню понимания.

 

О чем говорить?

 

 

1. Болезнь, общая идея

 

Что технически происходит в организме при болезни? Сначала на организм воздействует ЧТО‑ ТО (пример – микроб), это ЧТО‑ ТО вызывает ряд нормальных и не очень нормальных изменений (пример – воспаление, отек, покраснение). Эти процессы, в свою очередь, приводят к возникновению симптомов (пример – боль в горле). А симптомы ведут к нарушению работы всего тела или его частей (пример – трудно глотать).

 

2. Как действует болезнь

 

Болезни нарушают нашу привычную жизнь, например, нам становится труднее учиться и работать, ходить, играть, есть и пить. Нам также бывает больно, у нас бывает температура, мы становимся слабее, а еще нам могут делать уколы или нужно пить лекарства, и с этим всем очень трудно что‑ то сделать, пока не выздоровеешь. В общем, болезни здорово вмешиваются в привычный уклад жизни, который очень важен любому человеку. Поэтому даже легкие болезни значат в нашей жизни очень много.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...