Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как рассказать ребенку о его собственной болезни?




Как рассказать ребенку о его собственной болезни?

 

Если ребенок еще совсем мал, то кажется, что этот разговор можно отложить. Но дошкольники и школьники понимают многое и уже начинают задавать своим родителям тревожные вопросы: «Что со мной? Почему? Я выздоровею? » И на эти вопросы обязательно нужно отвечать. Как это сделать, чтобы не нанести ребенку дополнительную травму?

Разговор с ребенком о его болезни не может быть формальным: «Сядь, мне нужно тебе кое‑ что сказать» – особенно если болезнь тяжелая. Он не может быть и одноразовым: эта тема должна быть открытой всегда. Сделайте ее небольшой частью обычных ежедневных разговоров. Ребенку нужно ощущать, что вы готовы отвечать на любые его вопросы.

Не существует какого‑ то идеального возраста или момента для подобных разговоров. У разных детей вопросы возникают в разное время – у кого‑ то раньше, у кого‑ то позже. Кто‑ то может успокоиться после простых объяснений, а кому‑ то потребуется больше информации. Каждая семья и каждый ребенок уникальны, и не существует универсального способа разговаривать, пригодного для всех без исключения.

Следуйте за потребностями ребенка. Важно слушать его, отвечать на его вопросы и рассказывать какие‑ то детали только тогда, когда он о них спрашивает. Не нужно сразу вываливать на него много информации.

Родителям, конечно, хочется защитить своего малыша от душевных травм. Но это ни в коем случае не значит, что нужно замалчивать факт серьезной проблемы со здоровьем. Ребенок в любом случае ощущает, что с ним что‑ то происходит, и, если его окружает стена молчания, ему остаются только фантазии и страхи. Поэтому разговаривать очень важно.

Важно разговаривать еще и потому, что у детей есть собственная внутренняя картина болезни – сумма мыслей, чувств, представлений, ожиданий ребенка относительно его болезни. Говоря ненаучным языком – то, как выглядит болезнь в голове у ребенка. Внутренняя картина болезни прямо связана с поведением ребенка, с переносимостью лечения и иногда даже с его результатом. Что входит в эту внутреннюю картину болезни? Название болезни (если он его знает) и те симптомы, которые, по мнению ребенка, с ней связаны; его мысли о причине болезни и о том, сколько она продлится; мысли о лечении и о том, что будет дальше.

У внутренней картины болезни ребенка есть важная особенность: она всегда отличается от картины болезни взрослого, и почти никогда до конца не ясно, насколько. Фактически это означает, что большую часть времени никто не в курсе того, что думает ребенок о своей болезни и как он себе все представляет. Непонятное достраивается страхами, тревогами и мистическими идеями.

Близкие могут помочь малышу справиться с тревогой и страхом от медицинских процедур, от изменений в его теле, от ощущения своей «инаковости». Для этого важно, чтобы родители не перегружали ребенка собственными эмоциями. Иногда для этого вам потребуется обратиться в группы поддержки, почитать форумы родителей детей с похожими диагнозами или пойти к психотерапевту.

 

Что говорить о его болезни?

 

Начните с малого. Скажите ребенку название болезни, которая делает некоторые вещи в его жизни сложнее (если он его еще не знает). Для самых маленьких можно придумать персонажа, сказочного зверя, тролля или дракона с именем, похожим на звучание диагноза. Дальше можно рассказывать сказки и истории про него – это поможет объяснить какие‑ то сложные моменты.

Вы можете прямо сказать ребенку, что из‑ за заболевания у него есть трудности с какими‑ то функциями тела или мозга. Важно при этом не делать акцент на том, что с ним что‑ то не так: дети могут конвертировать это в чувство вины, думая, что болезнь – наказание для них или их родителей. Можно объяснить болезнь сбоем в генетической программе или сформулировать собственную версию.

Болезнь – лишь часть того, что происходит с ребенком. Иногда возникает ощущение, что все – поведение, отношения, активность, физическое состояние – управляется этим, но это не так. Постарайтесь замечать и хорошее тоже, и делиться с ребенком.

Нет, речь не идет о нарочитом подбадривании и игнорировании всех сторон жизни, причиняющих страдания. Но ваш ребенок, как никто другой, знает все особенности своего тела и все свои ограничения. Поэтому вы можете обратить его внимание на что‑ то светлое и легкое, несмотря на то что вы, конечно же, хотели бы видеть его здоровым. Постарайтесь увидеть силу рядом со слабостью и возможности рядом с их отсутствием.

 

 

Глава 2. Как разговаривать с детьми о теле

 

Это, наверное, самый важный раздел, на который будут опираться все остальные. К сожалению, не в моих силах пересказывать абсолютно все сведения о теле в формате разговоров с ребенком – на эту тему написаны целые книги, например «Главное чудо света»[1] (очень рекомендую), а также сняты мультфильмы и созданы приложения. Здесь же мы с вами сфокусируемся на самом‑ самом важном. На том, что ребенку обязательно нужно знать для собственного здоровья, и на том, как это донести.

Нет такого ребенка, которого не завораживало бы устройство человеческого тела и какие‑ нибудь конкретные органы и процессы в нем. Частенько интерес начинается с попы и того, что из нее выходит. Так что у родителей обычно не бывает никаких проблем с тем, чтобы начать разговор: ребенок или настойчиво интересуется сам, или возникает множество ситуаций, когда можно сказать буквально одну фразу и дети с жадностью хватаются за нее, задавая огромное количество вопросов. Проблема обычно бывает в другом – как объяснить все понятным языком и что именно говорить. Ведь если у вас нет медицинского или биологического образования, то ваши знания с вероятностью 90 % ограничены школьной программой, половину из которой вы давно забыли. Это само по себе нормально, но с детьми разговаривать не помогает. Что ж, тогда помогать вам буду я.

Для вас, наверное, не будет сюрпризом, что большинство детей совсем не теоретики в этой важной теме. Независимо от возраста, все они уже знакомы со многими функциями своего тела, с его нуждами и потребностями, с его особенностями и ограничениями. Мы с вами лишь попробуем добавить к этим чисто практическим знаниям немного «клея» в виде рассказов и фактов, чтобы концы с концами сходились.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...