Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III вопрос. Коллизии и неопределенность правового режима некоторых категорий и видов земель




КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ

Вследствие различия природных, климатических и иных усло­вий земли отличаются друг от друга качеством, своими природными характеристиками и показателями, имеют неодинаковое экономическое и социальное значение в жизни общества. Применительно к некоторым землям на первый план выходит их значение для охраны окружающей среды.

Поэтому подп. 10 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ предусматривает дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы. Принимая во внимание эти обстоятельства, для организации рационального использования и охраны земель все земли в нашей стране подразделяются на различные категории на ос­нове их целевого назначения (подп. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК).

Опреде­ление целей, для которых могут использоваться земли, являет­ся объективно необходимым, поскольку позволяет правильно организовать процесс их использования. Закрепляя принцип дифференцированного подхода к установлению правового ре­жима земель, земельное законодательство связывает его с уче­том трех основных факторов: природных, социальных и эко­номических.

 

Статья 7 ЗК РФ выделяет семь категорий земель:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населённых пунктов (ранее до 2007 года они назывались землями поселений);

3) земли промышленности и иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

 

· Подразделение земель на категории производится на основе их целевого назначения

· При этом каждый земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.

· Перечень категорий земель, закрепленный в статье 7 ЗК, является исчерпывающим. (Это означает, что установление иных категорий земель возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в Земельный Кодекс).

  • При этом какой-либо иерархической подчиненности одних категорий земель другим не существует.
  • Каждая категория земель также может подразделяться на виды (субкатегории)

 

Таким образом, главным критерием отнесения земель к той или иной категории является различное целевое назначение их использования.

Под целевым назначением понимается особое направление использования земель в зависимости от той роли, которую выполняет земля в общественных отношениях.

Земли могут использоваться в качестве средствапроизводства или как пространственно-территориальный базис. Все категории земель, кроме земель запаса, поскольку их целевое назначение не определено, могут быть отнесены к соответствующей груп­пе. Как средство производства используются земли сельскохо­зяйственного назначения и земли лесного фонда. Иные категории земель используются преимущественно в качестве про­странственного базиса. Земли же особо охраняемых территорий и объектов могут выполнять функцию как средства про­изводства, так и пространственно-территориального базиса.

 

Согласно п. 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в:

1) актах органов власти о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

Целевое назначение определяет правовой режим земель и порядок их использования

Понятие правового режима применяется в отношении:

- категории земель (например, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения);

- в отношении конкретного земельного участка.

 

Определить правовой режим категории земель (земельного участка) - это значит:

1) дать понятие этих земель как объекта данного земельного отношения;

2) определить круг возможных собственников, землепользователей и землевладельцев этих земель, установить их права и обязанности;

3) установить порядок оборота данных земель;

4) установить порядок пользования данными землями;

5) определить порядок государственного управления этими землями (меры охраны, учёта, мониторинга и т.д.)

6) установить юридическую ответственность за нарушение правил в отношении конкретной категории земель.

 

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.

В основе разграничения земель на категории лежит целевое назначение земель. Средством уточнения и детализации правового режима конкретной категории земель служит зонирование территорий, предусмотренное ЗК РФ и Градостроительным кодексом РФ.

 

Таким образом, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Категория земель и их разрешенное использование являются сходными по своей сути и содержанию понятиями, однако они не тождественны. В отличие от понятия категории земель, которых согласно ст. 7 ЗК РФ семь и число которых не может быть увеличено, число видов разрешенного использования земель больше и регулируется онолокальными актами.

Перечень разрешенного использования земельных участков фактически является определяющим для функционального использования земель и вида использования зданий, строений, сооружений. Таким образом, деление земель по категориям имеет общий характер, в то время как разрешенное использование земель является более узким понятием, конкретизирующим правовой режим использования земель соответствующих категорий.

 

 

III ВОПРОС. КОЛЛИЗИИ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПРАВОВОГО РЕЖИМА НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ И ВИДОВ ЗЕМЕЛЬ

Подразделение земель на категории по их целевому назначению порождает коллизии и неопределенность правового режима некоторых категорий и видов земель.

В Земельном кодексе РФ не было последовательно проведено деление земель на категории по целевому назначению, поскольку классификация земель сделана по разным основаниям: 6 категорий разделены по целевому назначению, а 7-я категория (земли запаса) целевого назначения не имеет.

Выделенные по основному целевому назначению категории земель внутренне неоднородны. Иногда земли одного целевого назначения могут находиться в составе земель другого назначения. В этих случаях мы имеем смешанный правовой режим земель.

Например, сложным является правовой режим земель населённых пунктов, которые согласно ст. 85 ЗК и нормам градостроительного законодательства подразделяются на зоны: жилые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационные, сельскохозяйственного использования и иные. Эти зоны фактически имеют правовой режим, аналогичный правовому режиму соответствующих категорий земель. По существу в этом случае применятся двойной правовой режим.

Двойной правовой режим имеют, например, земельные участки на которых расположены гидроэлектростанции. Ст. 89 ЗК признает землями энергетики земельные участки для размещения гидроэлектростанций. Однако ст. 102 ЗК относит к землям водного фонда также и земли, выделяемые для гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

То есть с одной стороны законодательство делит все земли на четко очерченные категории, с другой стороны – допускает внутри этих категорий такие виды использования земель, которые не соответствуют основному хозяйственному назначению той или иной категории.

Поэтому фактически подразделение земель на категории вовсе не означает, что все земли той или иной категории должны использоваться в соответствии с их целевым назначением. НЕВОЗМОЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ ЕДИНСТВО ПРАВОВОГО РЕЖИМА В ПРЕДЕЛАХ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ. Поэтому необходимо различать целевое назначение земель и целевое использование (т.е. фактически разрешенное использование) земель. Поэтому многими авторами выдвигаются предложения о введении новой, более удобной классификации земель.

При возникновении двойного правового режима земельного участка действует ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: Если земли одного назначения находятся среди земель другого назначения, по общему правилу в отношении предоставления земель и их изъятия (отвода) действуют нормы, установленные для земель, в составе которых они находятся, а в отношении обязанностей и прав землепользователей – нормы, регулирующие положение пользователей именно этими землями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...