Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Несогласованность ЗК и ЛК (из комментария к ЗК Крассова)




1. В ЛК используется термин «лесные насаждения», к которым относятся деревья, кустарники и лианы в лесах (ч. 1 ст. 16 ЛК РФ).

ЗК использует термин «лесная растительность». ЗК связывает определение земель лесного фонда не с наличием на этих землях лесов, а с наличием лесной растительности. Но в ЗК и в законодательстве отсутствует определение понятия «лесная растительность».

В то же время «лесная растительность» и «лесные насаждения» - это разные понятия. Первое понятие значительно шире второго. Юридическое понятие «лесная растительность» должно было бы включать в себясовокупность растительных организмов: древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников, грибов и т.д.).

 

2. На землях лесного фонда должны расти леса, которые составляют лесной фонд. Однако ни ЗК, ни в ЛК нет понятия лесного фонда.

 

3. Лесной кодекс РФ не содержитуказания на состав земель лесного фонда, однако, состав земель лесного фонда определен в Земельном кодексе

 

 

Особенности правового режима земель лесного фонда.

 

1. Главное целевое назначение земель лесного фонда - использование их в качестве средства производства в лесном хозяйстве

 

2. Пункт 1 статьи 130 ГК РФ признает недвижимым имуществом лишь земельные участки и участки недр (ранее ст. 130 ГК к недвижимым вещам относила также и обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения)

Таким образом, леса и многолетние насаждения более не признаются недвижимым имуществом

Это означает, что в настоящее время законодатель основываются на представлении о лесных участках как о земельных участках (то лесной участок отождествляется с земельным участком).

 

3. Лесной кодекс РФ не содержит указания на состав земель лесного фонда, однако состав земель лесного фонда определен в Земельном кодексе.

В соответствии со ст. 101 ЗК РФ все земли лесного фонда делятся на две основные группы - лесные земли и нелесные земли. Закрепление в законодательстве такой структуры земель лесного фонда обусловлено разным целевым назначением двух указанных видов земель.

Лесные земли предназначены для выращивания лесов, рационального и эффективного их использования и воспроизводства. Эти земли можно подразделить на земельные участки, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие).

Нелесные земли - это земли, которые не заняты лесами и не предназначены для их выращивания. Целевое назначение этих земель состоит в обслуживании нужд лесного хозяйства - устройство просек, дорог и т.д.

 

4. Правовой режим земель лесного фонда неоднороден. Существенные различия в нем возникают в зависимости от того, к какой категории отнесены леса по целевому назначению.

Согласно ст. 10 ЛК РФ все леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на:

 

1) защитные леса - леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Например, статья 14 ЛК РФ запрещает создание в защитных лесах лесоперерабатывающей инфраструктуры (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое).

 

2) эксплуатационные леса. К ним относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

 

3) резервные леса. К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В них осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам.

 

В Земельном определен состав земель лесного фонда, а в Лесном кодекса произведено подразделение лесов по целевому назначению (разные объекты – земельные участки и леса).

 

5. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ).

Однако леса располагаются не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий.

В соответствии пунктом 2 статьи 8 Лесного кодекса формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Это значит, что если лес произрастает на землях сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в различных формах собственности, то, следовательно, существует возможность нахождения леса в частной, муниципальной собственности (но земельный участком на котором будет произрастать лес в данном случае не будет являться лесным участком, он будет являться земельным участком из состава земель сельскохозяйственного назначения).

 

6. Использование лесов. Не смотря на то, что лесные участки из состава земель лесного фонда находятся в исключительной федеральной собственности, граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться. Однако это право может быть ограничено на основе законодательства в интересах пожарной и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ.

Использование лесов может быть следующих видов:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности;

16) иные виды

 

Некоторые из указанных видов использования лесов действительно являются по своему характеру таковыми (то есть лесопользованием в собственном смысле слова), например заготовка древесины и живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений и др.

Однако не имеют никакого отношения к использованию лесов такие виды деятельности, как ведение сельского хозяйства, строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, и некоторые иные. Эти виды деятельности являются по своему характеру прежде всего использованием земель. Что касается геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, то это - недропользование. Нельзя также признать создание лесных плантаций и их эксплуатацию использованием лесов, хотя бы потому, что в самом начале такой деятельности леса не существует.

Одной из новелл Лесного кодекса является то, что многие виды деятельности могут осуществляться на землях лесного фонда без перевода их в земли иных категорий. Такие случаи предусматриваются в ст. 21 Лесного кодекса.

Не требуют перевода земель строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда, если данные работы ведутся для следующего:

1) осуществление работ по геологическому изучению недр;

2) разработка месторождений полезных ископаемых;

3) использование водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

4) использование линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

5) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

6) осуществление рекреационной деятельности;

7) осуществление религиозной деятельности.

 

7. Лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на следующим правах:

аренды

постоянного (бессрочного) пользования

ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитута)

безвозмездного срочного пользования

 

ВЫВОД. Правовой режим земель лесного фонда неоднороден. Существенные различия в нем возникают в зависимости от того:

- к какой категории отнесены леса по целевому назначению,

- от вида использования лесного участка (вид пользования лесного участка определяется в результате его предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам на соответствующем праве).

 

9 ВОПРОС. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА

Правовое регулирование:

Земельный кодекс (всего лишь одна стать – ст. 102 ЗК)

Водный кодекс 2006 года

Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»

 

Особенности правового режим земель водного фонда.

1. Целевое назначение земель водного фонда заключается в их использовании для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных нужд при соблюдении установленных требований.

2. Состав земель водного фонда.

К землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (в морях, реках, ручьях, каналах, озерах, обводненных карьерах, прудах, водохранилищах, болотах - по границе залежи торфа на нулевой глубине).

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

 

3. Пункт 1 статьи 130 ГК РФ признает недвижимым имуществом лишь земельные участки и участки недр (ранее статья 130 ГК к недвижимым вещам относила также и обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения)

Таким образом, обособленные водные объекты более не признаются недвижимым имуществом

 

Это означает, что в настоящее время водные объекты отождествляются с земельным участком

Не допускается отчуждение водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел водного объекта.

 

4. Водное законодательство рассматривает как единый водный объект поверхностные воды и земли, покрытые ими.

поверхностные воды + земли, покрытые ими = единый водный объект

 

 

Это обстоятельство определяет характер права собственности на земли водного фонда. Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водный объект: земли водного фонда принадлежат тому, кому принадлежит водный объект. ВдК закрепляет право государственной (федеральной, субъектов РФ), муниципальной и частной собственности на водные объекты. Поэтому, соответственно, и земли водного фонда могут находиться либо в публичной, либо частной собственности.

 

5. Не смотря на то, что большая часть земель водного фонда находится в федеральной собственности, государство предоставляет физическими и юридическими лицами на основании договоров водопользования или на основании решений органов исполнительной власти о предоставлении водного объекта в пользование.

 

Действуют также ряд федеральных законов, регулирующих особенности правового режима земель водного фонда на трансграничных площадях, в частности: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе РФ" Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне РФ". Также к землям водного фонда применяются ведомственные нормативные правовые акты. Например, Санитарными правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" устанавливается порядок создания таких зон, а также определяется правовой режим земель, на которых они установлены.

Основной целью создания и обесп е чения режима в зонах санитарной охраны (ЗСО) является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

 

 

10 ВОПРОС. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА.

В соответствии со ст. 103 Земельного кодекса к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 Земельного кодекса.

Таким образом, земли запаса подразделяются на государственные и муниципальные. Государственные земли запаса, в свою очередь, подразделятся на земли федерального запаса и земли запаса субъектов Федерации.

Многие авторы отмечают, что понятие земель запаса, сформулированное в ст. 103 ЗК РФ, содержит двусмысленную оговорку: "за исключением земель фонда перераспределения, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса". И становится не вполне ясно, откуда исключается фонд перераспределения - из земель запаса или из земель, не предоставленных гражданам и юридическим лицам.

Согласно ст. 80 Кодекса фонд перераспределения земель формируется из земель сельскохозяйственного назначения, поступивших в этот фонд:

при добровольном отказе от земельного участка;

если нет наследников на земельный участок;

при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных законом.

Регулирование фонда перераспределения в самостоятельной статье Земельного кодекса и исчерпывающий перечень оснований для его формирования только из земель сельскохозяйственного назначения свидетельствуют о самостоятельности фонда перераспределения земель как правовой категории, которую не следует отождествлять с землями запаса. Этот фонд имеет автономный правовой режим, определяющий, в частности, правила его использования.

В отличие от фонда перераспределения, который может использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 Кодекса), использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Как правило, земли запаса - это территории земельной поверхности, в силу каких-либо обстоятельств не использующиеся в хозяйственной деятельности. Значительное количество земель запаса сосредоточено в отдаленных, мало освоенных районах Российской Федерации (на Дальнем Востоке, в Сибири и др.). Кроме того, земли запаса имеются также во всех районах европейской части России. Для использования они могут переводиться во все предусмотренные земельным законодательством категории в целях развития разных отраслей экономики и предоставляться гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством.

Будучи временно невостребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми либо бесхозяйными. У них имеется собственник - российское государство в целом либо отдельный субъект Федерации или муниципальное образование.

Земли запаса, как временно не используемые для хозяйственной деятельности участки, по этому признаку сходны с землями, исключенными из хозяйственного оборота в целях их консервации. Но этим их сходство исчерпывается.

Консервация применяется к землям, подвергшимся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходит деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека.

На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения названных мероприятий.

Земли, выведенные из хозяйственного оборота с принятием решения об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством Российской Федерации


[1] Ценность и экономическое значение земель населенных пунктов определяется по другим критериям, нежели земель иных категорий, и зависит, например, от месторасположения участка, его рельефа, грунтов основания, возможности просадки грунта, возможности свободного доступа на участок, наличия на нем иных строений, зданий, сооружений, обеспеченности его коммуникациями и т.п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...