Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № : «Аффективные расстройства».




Тема №: «Психозы позднего возраста».

Задача №1.

Больной 68 лет. Заболевание развивалось постепенно. Стал вялым, потерял интерес к семейным делам. Утратил такт и приличие: будучи в гостях, полез рукой в кастрюлю, пытаясь извлечь кусок мяса. У родных и знакомых таскал всё без разбору (мыло, крупу и т.д.). Не мылся и не брился, отличался непомерной прожорливостью, съедал еду, оставленную для внучки. Почти не разговаривал. На вопросы отвечал или повторением вопроса или “Убегу в Америку”.

Вопросы:

  1. Какие симптомы описаны?
  2. Каким синдромом определяется состояние?
  3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
  4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

 

 

Задача №2

Больная К. в 40-летнем возрасте перенесла травму головного мозга, после чего ухудшилась память, часто беспокоила головная боль. Продолжала работать инженером. С 64 лет ещё более начала ухудшаться память. Забывала, куда положила посуду, какую покупку надо сделать. К 66 годам стала ворчливой, раздражительной, обидчивой. Обвиняла сестру в пропаже вещей. Перестала ходить в магазин, т.к. путалась в ценах. Иногда по ночам искала “пропавшие” вещи. Далее стала тревожной, суетливой. Речь была сбивчивой, состоящей из обрывков фраз. Потеряла ориентировку во времени, путалась в месте пребывания.

Вопросы:

  1. Какие симптомы описаны?
  2. Каким синдромом определяется состояние?
  3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
  4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

 

Задача №3

Больная Т. Заболела в возрасте 48 лет. Наблюдалось нарастающее снижение памяти, больная теряла или не находила различные вещи. Испытывала затруднения в счёте денег. Постепенно нарастала беспомощность, не могла самостоятельно мыться и одеваться. Потеряла способность самостоятельно питаться: не знала, куда девать ложку. При попытке что-то написать изображала беспорядочные каракули.

Вопросы:

  1. Назовите описанный синдром и симптомы.
  2. Для какого расстройства этот синдром характерен?
  3. Имеется ли логоклония?
  4. Каков прогноз расстройства?
  5. Рекомендуемое лечение.

Задача №4

Больная 72 лет. При экспериментально-психологическом исследовании узнаёт геометрические фигуры, правильно их называет «треугольником» или «квадратом», но не может их нарисовать. Не может скопировать фигуры, сложенные из спичек. Смотрит на образец, делает грубые ошибки, одну из трёх сторон треугольника помещает внутри него, а четвёртую сторону квадрата пропускает совсем. При этом испытывает неуверенность, спрашивает: «Так надо?». Просит помочь.

Вопросы:

  1. Какие симптомы описаны?
  2. Каким синдромом определяется состояние?
  3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
  4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

Задача №5.

Больной М., слесарь. Заболевание началось исподволь в 45 лет. Стал невнимательным, халатным и безучастным. Раздавал и растерял все нужные инструменты. Не справлялся со своими обязанностями. Был уволен. На увольнение и смерть брата проявлял равнодушие. Целыми днями лежал дома и смотрел в потолок. Иногда во время еды вдруг вставал и начинал ходить «взад-вперёд». Иногда часами напевал одну и ту же мелодию. Был абсолютно равнодушен к окружающему. Речь всё более оскудевала, постепенно превратилась в стереотипно повторяющиеся отрывки одной и той же фразы.

Вопросы:

  1. Назовите описанный синдром.
  2. При каких расстройствах он наблюдается?
  3. Какие параклинические методы исследования показаны для дифференциального диагноза?
  4. Какова врачебная тактика при возникновении этого синдрома?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

 

Задача №6

У больного Л. в возрасте 62 лет начал меняться характер: появились капризность, грубость, раздражительность. Позднее стал нелепым и расторможенным, особенно в сексуальном отношении (играл на улице с детьми и бегал за девочками). При госпитализации в психиатрическую больницу был благодушен, суетлив, груб, бестактен. Употреблял одни и те же выражения, без конца повторял одни и те же рассказы, сопровождая их одними и теми же жестами.

Вопросы:

  1. Какие симптомы описаны?
  2. Каким синдромом определяется состояние?
  3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
  4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

 

Задача №7

Больная Д. Заболела в возрасте 82 лет. Стала забывчивой, суетливой, тревожной. Не узнавала окружающих, не помнила имён своих детей. Предоставленная сама себе, собирала вещи в узел, прятала халат, говорила, что её обворовывают. Анамнестических сведений собрать не удалось из-за грубого снижения памяти у больной.

Вопросы:

  1. Назовите описанный синдром.
  2. При каких расстройствах он наблюдается?
  3. Какие параклинические методы исследования показаны для дифференциального диагноза?
  4. Какова врачебная тактика при возникновении этого синдрома?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

Задача №8

Женщина 55 лет, бухгалтер, длительно страдающая сахарным диабетом и хроническим холециститом, через год после смерти мужа обратилась к врачу с жалобами на быструю утомляемость, резкое ухудшение памяти, головокружение, профессиональную несостоятельность, эмоциональную лабильность.

 

  1. Назовите описанный синдром и симптомы.
  2. Для какого расстройства этот синдром характерен?
  3. С чем дифференцировать?
  4. Каков прогноз расстройства?
  5. Рекомендуемое лечение.

Задача №9

Больной 55 лет за последние годы стал придирчив, жаден, часто пересчитывает деньги. Жалуется на быструю утомляемость и снижение памяти. Стал сентиментален и плаксив.

Вопросы:

  1. Какие симптомы описаны?
  2. Каким синдромом определяется состояние?
  3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
  4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?
  5. Как лечить расстройства, при которых наблюдается этот синдром?

 

Задача №10

Мужчина 45 лет, научный сотрудник, без внешней причины резко изменился по характеру, постоянно пребывал в приподнятом настроении, цинично бранился, не стесняясь детей и посторонних, хвалился своими сексуальными способностями, перестал справляться с работой, ничем не занимался, больным себя не считал.

Вопросы:

  1. Назовите описанный синдром.
  2. При каких расстройствах он наблюдается?
  3. Какие параклинические методы исследования показаны для дифференциального диагноза?
  4. Какова врачебная тактика при возникновении этого синдрома?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

 

Задача №11

Больной 42 лет последние 2 месяца возбуждён, расторможен, делает нескромные комплименты женщинам, говорит нечётко, невнятно. Постоянно улыбается, нелепо шутит. Зрачки узкие, не реагируют на свет, допускает ошибки в простейшем счёте, конкретно толкует пословицы. Неправильно называет число и месяц. Больным себя не считает.

Вопросы:

  1. Назовите описанный синдром.
  2. При каких расстройствах он наблюдается?
  3. Какие параклинические методы исследования показаны для дифференциального диагноза?
  4. Какова врачебная тактика при возникновении этого синдрома?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

 

 

Ответы к ситуационным задачам:

«Психозы позднего возраста».

Задача №1

1 Абулия, апатия, эмоциональная тупость, булимия, мутизм, слабоумие.

2 Тотальная деменция.

3 Болезнь Пика.

4 Этиология неизвестна.

5 Уход, надзор, симптоматическая терапия.

 

Задача №2

1 Прогрессирующая амнезия, цефалгия, бред ущерба, разорванность мышления, амнестическая дезориентировка.

2 Тотальное слабоумие.

3 Пресенильный вариант болезни Альцгеймера.

4 Генетическая предрасположенность.

5 Компенсирующая, защитная, противовоспалительная и поведенческая терапия.

 

Задача №3.

1 Прогрессирующая амнезия, апраксия, аграфия.

2 Болезнь Альцгеймера с ранним началом.

3 Не известно. В описании она не отражена.

4 Неблагоприятный.

5 Церебролизин, акатинол-мемантин.

 

Задача №4

1 Апраксия, аграфия, слабоумие.

2 Тотальная деменция.

3 Болезнь Альцгеймера.

4 Генетические факторы.

5 Церебролизин, индометацин, амиридин.

 

Задача №5

1 Тотальное слабоумие с эмоциональной тупостью и «стоячими оборотами».

2 Болезнь Пика, опухоль мозга.

3 Компьютерная томография.

4 Обеспечение ухода и надзора.

5 Симптоматическая (главным образом, седативная) терапия.

 

Задача №6

1 Расторможенность влечений, эмоциональная тупость, слабоумие, «стоячие обороты»

2 Тотальная деменция

3 Болезнь Пика

4 Этиология неизвестна

5 Симптоматическая терапия

 

Задача №7.

1 Тотальное слабоумие

2 Сенильная деменция альцгеймеровского типа

3 Психологические методики

4 Организация ухода и надзора

5 Симптоматическая терапия, ноотропы

 

Задача №8.

1 Синдром неврозоподобный. Симптомы: астения, гипомнезия.

2 Церебральный атеросклероз.

3 Расстройство адаптации.

4 Сомнительный.

5 Вазобрал, актовегин, пиразидол, психотерапия.

 

Задача №9

1 Личностные изменеиия, гтпомнезия, слабодушие, астения

2 Психопатоподобный, астенический, дисмнестический

3 Церебральный атеросклероз

4 Наследственные, ситуационные, особенности питания

5 Сосудистые препараты, рациональная диета, психотерапия

 

Задача №10

1 Маниакальный

2 Биполярное аффективное расстройство, шизофрения, прогрессивный паралич

3 Психологическое тестирование, RW

4 Комплексное обследование

5 Нейролептики и (в случае сифилитического заболевания) специфическая терапия

 

Задача №11

1 Маниакальный

2 Прогрессивный паралич, биполярное аффективное расстройство, шизофрения

3 Психологические тесты, RW

4 Комплексное обследование

5 Нейролептики седативного действия и (в случае прогрессивного паралича) – специфическая терапия

 

Тема №: «Аффективные расстройства».

Задача№1

Больной 44 года врач, наблюдается у психиатра с 28 лет по поводу периодически повторяющихся депрессивных состояний, длящихся в среднем от 1,5 до 2 месяцев, преимущественно в осенний период. Пациент обходился амбулаторным лечением, принимал амитриптилин доза 50 мг. в сутки. Перенёс острый инфаркт миокарда 4 месяца назад. После выписки из стационара у больного развилось очередное депрессивное состояние, которое выражалось в снижении настроения, подавленности, чувстве тоски, апатии в первой половине дня, нарушении сна, потере аппетита, снижением работоспособности (сильно уставал, испытывал трудности в сосредоточении внимания).

Вопросы:

  1. Назовите описанный синдром и симптомы.
  2. Для какого расстройства этот синдром характерен?
  3. Какие параклинические методы исследования показаны для дифференциального диагноза?
  4. Каков прогноз расстройства?
  5. Рекомендуемое лечение.

 

Задача№2

Пациентка 30 лет перенесла плановую операцию на щитовидной железе. Послеоперационный период протекал благополучно, но больная не встаёт с постели, отмечает резкую слабость, повышенную утомляемость. После выписки, несмотря на то, что эндокринолог не находил столь выраженной патологии, продолжала чувствовать себя больной. В течение последующих 4 месяцев целыми днями лежала в постели, не могла себя заставить сделать что-нибудь, почти не общалась с родственниками, никого не хотела видеть. Консультирована врачами разного профиля, с диагнозом: «Нейроциркуляторная дистония» наблюдалась неврологом. Данное состояние продолжается на протяжении 2 лет. Вынуждена оставить работу. Прекратила общение с подругами. При осмотре жалобы на слабость, утомляемость, чувство бессилия, непереносимости нагрузок. Считает состояние прямым следствием физического недомогания.

Вопросы:

  1. Какие симптомы описаны?
  2. Каким синдромом определяется состояние?
  3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
  4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

Задача№3

Пациентка 25 лет педагог обратилась к психиатру. Начиная, с подросткового периода у неё бывают эпизоды состояния грусти, временами она чувствовала себя хорошо, но эти периоды редко длились более 2 недель. Говоря про свои жалобы, она фиксирует больше внимания на повторных разочарованиях в жизни и низкой самооценке, чем на конкретных депрессивных симптомах. Она трудоспособна, но думает, что делает работу не настолько хорошо, как следовало бы.

Вопросы:

  1. Назовите описанный синдром.
  2. При каких расстройствах он наблюдается?
  3. Какие параклинические методы исследования показаны для дифференциального диагноза?
  4. Какова врачебная тактика при возникновении этого синдрома?
  5. Рекомендуемое лечение.

Задача№4

Пациентка 25 лет обратилась к психиатру для решения вопроса обследования по поводу своего состояния. Месяц назад у пациентки умерла мать от хронического сердечного заболевания. Психическими заболеваниями родственники не страдали.

Пациентку беспокоят: сниженное настроение, тревога, беспокойство. Больная с трудом справляется с ситуацией утраты, не может приспособиться к новому состоянию, стала раздражительной испытывает трудности концентрации внимания не может выполнять ранее привычные обязанности, появились внезапные приступы плача и трудность засыпания.

Вопросы:

  1. Назовите описанный синдром и симптомы.
  2. Для какого расстройства этот синдром характерен?
  3. Какое вероятное состояние испытывает пациент?
  4. Каков прогноз расстройства?
  5. Рекомендуемое лечение.

Задача№5

Пациент 40 лет менеджер, обратился к терапевту с жалобой на частые эпизоды затрудненного дыхания и сердцебиения, сопровождающиеся обильным потоотделением и тошнотой. Эти симптомы не связаны с ситуацией и исчезают через несколько минут. Во время таких эпизодов пациент испытывает страх и опасается, что у него сердечный приступ. На осмотре выглядит осунувшимся, уставшим и беспокойным (ажитированным). На фоне возрастающих нагрузок на работе сон стал прерывистым, снизилась способность концентрировать внимание. Пациент жалуется на сниженное настроение и тревогу по поводу приступов, суицидальных идей нет, но иногда приходят мысли о том, что его семье будет легче без него.

Вопросы:

  1. Какие симптомы описаны?
  2. Каким синдромом определяется состояние?
  3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
  4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

Задача№6

68 – летняя вдова, обратилась с жалобами на общую раздражительность, утомляемость, усиление болей в суставах в течение последних 6 месяцев. Неохотно отвечает на вопросы, хотя признает, что часто чувствует подавленность. Говорит, что память стала намного хуже, чем раньше. Снижение веса связывает с неудовлетворительным питанием (слишком маленькая пенсия). Имеет дочь, которая живёт по соседству, но полностью занята своими заботами. Пациентка больше не испытывает удовольствия от встреч с друзьями, но вновь пытается самостоятельно интерпретировать это как результат утраты энергии. Она принимает нестеройдные противовоспалительные средства по поводу артрита, однако на момент обследования признаков воспаления в суставах не выявляется.

Вопросы:

  1. Назовите описанный синдром и симптомы.
  2. Для какого расстройства этот синдром характерен?
  3. Какое вероятное состояние испытывает пациент?
  4. Каков прогноз расстройства?
  5. Рекомендуемое лечение.

Задача№7

Больная 45 лет, врач-педиатр. В течение 2-х месяцев жалуется на пониженное настроение с суточными колебаниями в тяжести симптомов, ранние утренние пробуждения, снижение аппетита со снижением веса. У пациентки выявляется повышенная плаксивость и психомоторная заторможенность. Испытывает сонливость в течение дня, утратила интерес к тому, что раньше было для неё приятным. Пациентка признается, что временами появляются мысли о самоубийстве, хотя конкретных планов у неё нет и, как человек верующий, считает это большим грехом, вряд ли решится покончить с собой. Пациентка говорит, что стала больше посещать церковь, чтобы облегчить свое состояние, но мало помогало. Пробовала употреблять алкоголь, но, испугавшись привыкания, бросила.

Вопросы:

  1. Назовите описанный синдром и симптомы.
  2. Для какого расстройства этот синдром характерен?
  3. Какое вероятное состояние испытывает пациент?
  4. Каков прогноз расстройства?
  5. Рекомендуемое лечение.

Задача№8

На приём к терапевту обратилась женщина 40 лет с периодическими болями в области живота. Семейный анамнез отягощен по линии отца алкоголизмом, по линии матери депрессивными расстройствами. Её обучение в школе прерывалось из-за соматических заболеваний у матери. Больная впервые обратилась к врачу в 20 лет по поводу спастических болей в животе и тошноты. С этих пор симптомы периодически возобновлялись. Наблюдалась у нескольких гастроэнтерологов, неоднократно обследовалась, но объективно патологии не обнаружено. В 25 лет стали возникать эпизоды дисменореи, но обследования у гинекологов не выявило причин этой патологии. Стала часто обращаться к участковому врачу с неопределенными жалобами. На приёме выглядит тревожной, жалуется на плаксивость и плохой сон. Участковый врач подозревает депрессию, тогда как сама пациентка уверена в необходимости дальнейших физикальных обследований.

Вопросы:

  1. Назовите описанный синдром и симптомы.
  2. Для какого расстройства этот синдром характерен?
  3. Какое вероятное состояние испытывает пациент?
  4. Каков прогноз расстройства?
  5. Рекомендуемое лечение.

Задача№9

Больная 45 лет домохозяйка, жена банкира. В течение многих лет страдает генерализованным тревожным расстройством, не имеющим связи с какими — либо конкретными ситуациями; в прошлом отмечались частые панические атаки с симптомами агорафобии. Выглядит очень тревожной, жалуется на постоянное ощущение, что находится «на грани срыва». Не может связать свое состояние с какими либо известными ей обстоятельствами. Периодически испытывает обострения тревоги, которые сопровождаются лёгким тремором конечностей, сердцебиением и ощущением нереальности происходящего вокруг. Эти симптомы обычно усиливаются в толпе, с определенного времени не может посещать обязательные для мужа приёмы.

Вопросы:

  1. Какие симптомы описаны?
  2. Каким синдромом определяется состояние?
  3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
  4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

Задача№10

Больная 54 года, наследственность не отягощена, без вредных привычек. После известия о трагической смерти сына в автокатастрофе внезапно ощутила резкую слабость в ногах, в течение часа не могла говорить, не понимала, что с ней происходит. По словам мужа, выглядела растерянной, металась по комнате, не верила в происшедшее. На следующий день возбуждение сменилось оцепенением, лежала в постели отвернувшись к стене, отказывалась от пищи. Период похорон помнит «как в тумане», казалось что всё произошло не с ней. Спустя неделю появилась выраженная подавленность, чувство душевной пустоты, ничто не радовало. На приёме жалобы на подавленное, безрадостное настроение, тоску, мучительные воспоминания о случившемся, нарушения сна, отсутствие аппетита, потерю веса за последний месяц на 10 кг.

Вопросы:

  1. Какие симптомы описаны?
  2. Каким синдромом определяется состояние?
  3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
  4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

Задача№11

На приём к врачу терапевту обратилась больная 39 лет юрист (работник суда) с жалобами на резко сниженную работоспособность, потерю самоуважения, чувство вины и никчемности. При осмотре на прём пациентка вошла медленной шаркающей походкой, сидит в согбенной позе с опушенной головой, прижатыми к туловищу руками и сдвинутыми коленями. Глаза опущены вниз, губы плотно сжаты, уголки рта опущены, лобные мышцы тонированы, образуются поперечные складки над продольными межбровными складками в силу сдвинутости бровей.

Вопросы:

  1. Какие симптомы описаны?
  2. Каким синдромом определяется состояние?
  3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
  4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

 

Ответы к ситуационным задачам:

«Аффективные расстройства».

 

Задача №1

1. Депрессивный, астено-депрессивный, апапия, инсомния, астения.

2. Рекуррентгого депрессивного расстройства

3. психологические, шкала Гамильтона

4. высока вероятность повторных депрессивных эпизодов

5. ремерон, паксил, ноотропы

 

Задача №2

1.. апатия, ангедония, ипохондрия, астения.

2.. депрессивно-ипохондрический, состояние апатической депрессии

3.. дистимия, эндогенная депрессия без психотическиих симптомов

4. биологические, психологические, личностные

5. антидепрессанты со стимулирующим эффектом, нейролептики

 

Задача №3

  1. депрессивный
  2. рекуррентное депрессивное расстройство, депрессивные реакции в рамках расстройства личности,
  3. психологические
  4. повышение самооценки, амбулаторное наблюдение
  5. антидепрессанты, психотерапия

 

Задача №4

  1. тревожно-депрессивный, тревога, инсомния, астения,
  2. депрессивный эпизод средней степени
  3. тревожно-депрессивное
  4. благоприятный
  5. антидепрессанты с седативным эффектом

 

Задача №5

1. сомато-вегетативные, тревога, страх, астения, инсомния.

2. тревожно-фобическим на фоне депрессии

3. депрессивный эпизод с соматическими симптомами

4. психологические, биологические

5. анксиолитики, антидепрессанты

 

Задача №6

1. астено-депрессивный, астения, ангедония, сомато-вегетативные.

2. инволюционной депресиии, органического астенического расстройства

3. астено-депрессивное

4. благоприятный

5. антидепрессанты,ноотропы,

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...