Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель программирования развития малого предпринимательства




ЧЕБОКСАРСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

МОСКОВСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Курсовая работа

По дисциплине Экономика труда

На тему: «Программы развития малого предпринимательства в субъектах РФ на примере Чувашской республики»

 

Выполнила:

студентка группы38-03-01-4в

Ильина Екатерина Владимировна

учебный шифр 9140050

 

Проверила:

Семенова Е.И.

 

Чебоксары 2017

 

 

Введение

Программирование как инструмент государственного воздействия на экономику и ее регулирование существует практически во всех странах. В соответствии со спецификой различных стран сложилось множество моделей программирования, вариантов соотношения рыночного механизма и планового управления, включающих законодательно оформленные процедуры программирования, подходы к прогнозированию, методики выбора приоритетов национального социально-экономического развития,

механизмы реализации и мониторинга разработанных программ развития.

В зарубежной практике государственного программирования ведущее место занимают региональные целевые программы, направленные на решение конкретных проблем, в частности для развития малого бизнеса. Разработка таких программ широко используется в Германии, Великобритании, Норвегии, Франции и США [16, c. 6].

Применительно к российской действительности мы можем говорить о «моде» в России на различные государственные программы развития. Только на федеральном уровне насчитывается около 300 различных документов программного, планового, стратегического характера, распределенных по министерствам и ведомствам, и это без учета региональной практики разработки программных документов.

Одним из распространенных результирующих видов государственного планирования выступает целевая государственная программа, представляющая собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам

осуществления комплекс мероприятий (научно-исследовательских, опытно-

конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и др.), обеспечивающих решение конкретных проблем развития определенной территории или сферы деятельности [3, с. 184].

Исключением не стала и сфера предпринимательства, активизация

которого в условиях современного роста межрегиональной конкуренции в

России и одновременно нарастающей диспропорции социально-экономического развития территорий призвана стать одним из ключевых факторов их устойчивого развития. Не снижающееся внимание властей к малому предпринимательству связано и с надеждой, что в условиях действия

кризисных явлений оно сможет сгладить негативные моменты в силу своей не только экономической, но и социальной функции. Современное, все

возрастающее, экономическое и социальное значение малого предпринимательства для различных территорий ставит на повестку дня вопрос о признании его общенациональным проектом [1, с. 11]. Государственная поддержка развития данного сектора экономики территориальных образований рассматривается как одно из основных направлений государственной политики, механизмом реализации которой выступает программно-целевой подход [12].

Оказывая влияние на развитие территорий, малое предпринимательство само подвержено влиянию территориальных факторов — социально-

экономических, демографических, географических, этнических, административных, политических и др., определяющих специфику территории его функционирования. Различным уровнем социально-экономического развития территорий России вызвана сильная диспропорция в развитии малого предпринимательства. Согласно статистическим данным, на 10 субъектов Российской Федерации c наибольшим количеством малых и средних предприятий — юридических лиц приходится около 46% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства. В сегменте

индивидуальных предпринимателей показатель концентрации составляет

37% для первых 10 регионов. Как следствие, динамика сектора малого и

среднего бизнеса в целом по стране фактически зависит от его состояния

в регионах-лидерах [5, с. 11].

Данная проблема детерминирует необходимость со стороны представителей государственных органов власти вести учет специфики развития каждой конкретной территории, факторов ее внутренней и внешней среды. К таковым специалисты по государственному управлению и маркетингу относят:

— в разрезе внутренней среды: весь комплекс ресурсов, находящийся на территории в количественном и качественном измерении (природно-географические, научно-технические, инфраструктурные, человеческие

и пр.), параметры социально-экономического состояния территории (финансы территории, экономическое благополучие жителей, уровень развития производственной и непроизводственной сферы на территории), ситуационные факторы (факторы государственного управления);

— в разрезе внешней среды: потребителей, представителей бизнеса

внутри и за пределами территории, вышестоящие органы исполнительной

власти, а также политико-правовые, макроэкономические, социокультур-

ные и технологические факторы рынка [9, с. 28].

Оценка выше обозначенных территориальных факторов призвана по-

высить качество управленческих решений в сфере поддержки развития

сектора малого предпринимательства, что позволит:

— вырабатывать меры целенаправленного воздействия на размещение

малых предприятий на определенной территории;

— сглаживать сложившиеся диспропорции, обеспечивая более равномерное распределение малых предприятий и занятости населения (посредством соотнесения рейтингов различных территорий по выбранным

факторам) [4, с. 169].

Получается, что территориальные особенности можно учесть при разработке и реализации государственных программ развития малого предпринимательства, однако зачастую данные особенности при формировании программ опускаются. Государственные программы развития предпринимательства призваны выступать в качестве одного из инструментов реализации стратегии развития регионов. Но сегодня, как свидетельствует практика, принятый и утвержденный в программных документах стратегический вектор государственной политики в сфере поддержки предпринимательства часто не отвечает потребностям и потенциалу внутреннего пространства развития территории и слабо коррелирует с реальными или потенциальными точками роста регионов. Поэтому не удивительно, что результаты реализации целевых программ в данном направлении свидетельствуют об их фактическом провале [10, с. 46].

На это накладывается разнонаправленность и рассогласованность государственных мер в отношении малого предпринимательства. Когда, с

одной стороны, постоянно звучат официальные речи о необходимости государственной поддержки сектора малого предпринимательства, выделяются бюджетные средства на осуществление данной поддержки, и одновременно с этим целый ряд принимаемых мер идет в разрез c интересами малых предприятий и вместо стимулирования предпринимательской деятельности ограничивает предпринимательскую инициативу. Данный факт фиксируется и на официальном уровне [5, с. 11]. Значит, есть понимание проблемы, но нет ее решения. И в результате на практике констатируется снижение уровня доверия предпринимателей к государству, что приводит к уходу бизнеса в нелегальное поле, формирует у предпринимателей «психологию временщиков» и как результат — нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки.

На наш взгляд, это обусловлено отсутствием грамотного и комплексного методологического обеспечения программирования территориального развития и поддержки малого предпринимательства. Во-первых, необходима рабочая модель программно-целевого управления сектором малого

предпринимательства, учитывающая специфику внутренней и внешней

среды регионов. Во-вторых, сформирована настоятельная потребность в

проработке инструментария, который бы позволял эффективно организовать весь процесс программирования на территориальном уровне. Это и

определило цель данного исследования — разработать модель программирования территориального развития малого предпринимательства на основе маркетингового подхода к функционированию программно-целевого механизма с учетом анализа региональной практики реализации государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства. Анализ практики использования программно-целевого механизма в региональной системе государственной поддержки малого предпринимательства проводился на примере конкретного региона — Чувашской республики. Практическая значимость выработки новой модели обусловлена необходимостью повышения эффективности государственных программ развития малого предпринимательства, а также формированием механизма эффективного управления данными программами.

 

 

Модель программирования развития малого предпринимательства

Реализация программно-целевого принципа организации деятельности

органов исполнительной власти на всех уровнях управления требует формирования научно обоснованного механизма программирования, обеспечивающего организацию разработки, реализации и оценки программ.

Ниже предлагается авторская модель программирования территориального развития и поддержки малого предпринимательства на региональном уровне на основе маркетингового подхода(рисунок2).

 

Рисунок 2. Модель программирования территориального развития

малого предпринимательства.разработан авторами

В данной модели отражена практика государственного программирования, при которой национальные приоритеты, системно представленные в федеральном стратегическом плане, находят отражение в региональных стратегиях развития, реализуемых на практике через программы и/или проекты. Такой подход соответствует требованиям к системе стратегического планирования, установленным Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (статья 11.2), согласно которому система стратегического планирования должна быть вертикально интегрирована: «документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований». Такая увязка целей и задач на разных уровнях административного управления будет способствовать превращению государственных программ поддержки малого предпринимательства в действующий инструмент реализации территориальных стратегий развития. В настоящее же время на практике фиксируем отсутствие увязки всех уровней планирования в стране, когда реализуемые программы не связаны ни друг с другом, ни с бюджетом, ни с прогнозами и не подвергаются мониторингу с целью сопоставления запланированных индикаторов с достигнутыми показателями [6]. Это в свою очередь приводит к существенным просчетам при разработке и реализации программ на местах и неэффективным тратам финансовых ресурсов. Невозможна эффективная реализация национальных стратегических ориентиров развития без эффективно функционирующего механизма реализации программно-целевого подхода.

Разработанная модель представляет собой двухуровневую систему территориального управления развитием и поддержкой малого предпринимательства.

Первый уровень — методологический, в основу которого, на наш взгляд, должен быть заложен маркетинговый подход к функционированию программно-целевого механизма. В частности комбинация активно

развивающихся концепций маркетинга территорий и маркетинга партнерских отношений позволяют задать общие принципы и правила управления процессом программирования, согласно которым:

· должен осуществляться индивидуальный (адресный) подход к отбору системных и ресурсных мер поддержки в рамках конкретнойтерритории с учетом ее социально-экономического развития и имеющейся специфики (например, территория является приграничной, что также можно учесть при формировании программ развития малого предпринимательства);

· в процедуру территориального программирования должны обязательно быть включены все заинтересованные стороны (власть, бизнес, наука, общество), а процесс их взаимодействия должен быть организован наиболее эффективным способом (на основе технологий, снижающих трансакционные издержки).

Второй уровень — методический (инструментальный), на котором

предполагается отслеживать процесс программирования на каждом этапе

его осуществления (от начала формирования программ до окончания их

реализации с промежуточным мониторингом и оценкой эффективности),

что станет возможным благодаря применению гибких управленческих методов, получивших широкое распространение в зарубежной практике государственного управления [17, c. 338]:

1. Бенчмаркинг — в самом общем виде это процесс определения,

разделения и использования знаний и лучших практических примеров.

В рамках программирования развития малого предпринимательства данный метод может быть использован для поиска лучших практик разработки и реализации программ развития малого предпринимательства. На основе бенчмаркинга может быть сформирован рейтинг отбора программ

(по перспективности их реализации) в условиях ограниченных финансовых ресурсов, а также рейтинги качества реализации программ, выявления причин неудачного опыта и пр. [18].

2. Форсайт представляет собой созидательную технологию воздействия

на формирующееся будущее с помощью согласования партикулярных

интересов различных слоев гражданского общества и посредством стимулирования их активности в сфере использования ключевых технологий. Форсайт и его инструментарий применительно к программам развития

малого предпринимательства позволит выявить основные тренды в данном секторе экономики с учетом желаемых будущих позиций территорий,

что в свою очередь приведет к качественной корректировке структуры государственных программ, ее механизмов и мероприятий [14, c. 173].

3. Краудсорсинг представляет собой использование творческих решений, поступающих на основании открытого конкурса предложений от территориального сообщества. Наряду с другими формами привлечения населения к решению проблем развития территорий краудсорсинг позволяет

более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Краудсорсинг позволит учесть интересы общества и представителей бизнеса при территориальном программировании, постоянно поддерживать взаимоотношения с

целевыми группами программ и проводить мониторинг реализации программ в сфере развития малого предпринимательства [13, с. 11].

4. Аутсорсинг — это инструмент управления, подразумевающий передачу государственными структурами некоторых функций или бизнес-

процессов на обслуживание представителям бизнеса, которые специализируется в нужной области. Аутсорсинг позволяет не только эффективно организовать сам процесс территориального программирования, но и обеспечивает работой представителей малого предпринимательства [15, c. 26].

Авторы придерживаются позиции, согласно которой обозначенные методы не могут полностью заменить текущий традиционный инструментарий стратегического планирования и устоявшиеся технологии программирования территориального развития (по факту, они и не претендуют на это), но вполне могут их дополнить. На сегодняшний день применение гибких методов управления возможно на каждом этапе процесса программмирования развития малого предпринимательства, однако лучше всего потенциал данных методов раскрывается на стадии разработки программы, а также на стадии оценки ее реализации и корректировки. Системное применение рассмотренных методов управления на регулярной основе позволит оперативно принимать грамотные управленческие решения на каждом этапе жизненного цикла программ развития малого предпринимательства.

В итоге представленная модель государственного программирования

развития малого предпринимательства позволяет:

· вовлечь все заинтересованные стороны развития территории в процесс программирования развития малого предпринимательства;

· маркировать специфику территорий, которая определяет направления и инструменты программ развития малого предпринимательства;

· может быть адаптирована под разные территориальные уровни (федеральный, региональный, муниципальный, вплоть до отдельного поселения);

· применить в методическом сопровождении гибкие методы управления процессом программирования (бенчмаркинг, форсайт, краудсорсинг и аутсорсинг), что подразумевает осуществление планирования не столько от текущего положения, сколько от желаемого будущего (перспективное/стратегическое планирование) и позволяет разработать методику формирования программ (на примере лучших практик), критериев их отбора в условиях ограниченных ресурсов и оценки качества их реализации;

· учесть весь жизненный цикл существования государственных программ развития малого предпринимательства.

Модель программирования развития малого предпринимательства не

только учитывает особенности территорий в рамках разработки программ

поддержки малого предпринимательства, но и способствует формированию методического аппарата для повышения качества управленческих решений государственных структур в данной сфере экономики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...