Государственные программы развития малого предпринимательства Чувашской республики.
Поддержка малого предпринимательства в России оказывается на всех территориальных уровнях — федеральном, региональном и муниципальном. На региональном и муниципальном уровнях инструментом реализации государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства выступают программы развития малого предпринимательства, включающие общесистемные и ресурсные меры поддержки. Механизм государственной поддержки малого предпринимательства на основе программно-целевого подхода показан на рисунке 1.
Общесистемные меры поддержки малого предпринимательства (не- финансовые) ориентированы на предоставление помощи преимуществен- но административного характера: в сфере налогообложения, размещения государственного и муниципального заказа, снижения административных барьеров и пр. Ресурсные меры по развитию малого предпринимательства в основ- ном связаны с предоставлением финансовой поддержки, в рамках которой субъектам малого предпринимательства предоставляется возможность получить как прямую финансовую помощь, так и поддержку со стороны организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства. Финансовые средства на реализацию региональных программ развития предпринимательства распределяются из федерального бюджета между регионами на конкурсной основе и на условиях софинансирования (средний уровень софинансирования из федерального бюджета составляет 70%). Из федерального бюджета финансируется только утвержденный Минэкономразвития России перечень приоритетных направлений государственной поддержки предпринимательства. Данный перечень включает в себя финансовую, имущественную и информационную поддержку, содействие в подготовке, повышении квалификации и переподготовке кадров субъектов предпринимательства, поддержку инновационного предпринимательства и производственных компаний, поддержку внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества субъектов предпринимательства, формирование и развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Регионы имеют право подать заявку на любые востребованные в регионе направления из утвержденного Минэкономразвития списка. У регионов есть возможность заявить и не включенные в списокприоритетные для субъекта Федерации направления, но в этом случае финансировать их реализацию регионы будут из собственных бюджетов. Как показывает практика Чувашской республики, основные направления реализуемых в регионе программ развития малого предпринимательства не выходят за утвержденный Минэкономразвития перечень, так как иного не позволяет местный бюджет. Для этого нужен бюджет развития, а у регионов сейчас почти полностью бюджет социальный.
Для получения федеральных субсидий регионы должны разработать программу развития малого предпринимательства с перечнем конкретных мероприятий и планируемых на них сумм. На территории Чувашской республики в настоящий момент реализуется программа: Развитие малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы»Основным инструментом реализации государственной политики поддержки бизнеса является подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы» (далее - подпрограмма). В 2015 году на реализацию подпрограммы всего было выделено 336,2 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 293,7 млн. рублей (с учетом переходящих остатков), за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики 42,5 млн. рублей.
Действующие на территории республики формы и мероприятия государственной поддержки охватывают практически все стороны создания, развития и становления бизнеса от консультаций, правового обеспечения, помощи в написании бизнес-проектов до прямой финансовой поддержки субъектов. В рамках реализации мероприятий Подпрограммы различными мерами господдержки в 2015 году воспользовалось 8,1 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Наиболее востребованной финансовой поддержкой в 2015 году воспользовалось 684 субъекта малого и среднего предпринимательства, которые создали 838 рабочих мест. Основной упор поддержки был смещен в сторону обновления основных фондов в виде возмещения затрат на приобретение оборудования в лизинг, на приобретение производственного оборудования, возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, при участии в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях. Информационная, консультационная и правовая поддержка в 2015 году была оказана 7452 субъектам малого и среднего предпринимательства. Эффективность поддержки малого предпринимательства в республике подтверждается поступательным экономическим развитием малого бизнеса. В 2015 году Чувашской Республике оценочно осуществляли деятельность 49,2 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет 101,9% к аналогичному периоду 2015 года. Численность занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса и у индивидуальных предпринимателей составила более 143,1 тысяч человек, или почти одна треть занятых в экономике Чувашии. По оценке в 2015 году оборот продукции субъектов малого и среднего предпринимательства составит 268,3 млрд. рублей и увеличится на 5% к уровню 2014 года. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте по итогам 2015 года оценочно составит 32,7%, что выше показателя 2014 года на 2,2 процента. Более точно оценить вклад малого и среднего предпринимательства в экономику республики поможет проводимое в 2016 году сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса по итогам за 2015 год. В наблюдении принимают участие малые и средние предприятия, индивидуальные предприниматели. Основной целью проведения сплошного наблюдения является получение максимально полной и достоверной картины положения малого и среднего предпринимательства для определения дальнейших возможностей его развития в качестве приоритетного сектора экономики.
Итоги сплошного наблюдения дадут максимально четкое представление о том, насколько реальной силой обладает сегмент малого и среднего бизнеса, позволят понять, на какую помощь со стороны данного сектора экономики государство может и должно рассчитывать. Взамен предпринимателям готовы предоставить новые преференции и варианты поддержки. Последний раз сплошное наблюдение проходило в Российской Федерации в 2011 году по итогам 2010 года. В Чувашской Республике в нем участвовали свыше 52 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Подведение предварительных итогов сплошного наблюдения по итогам за 2015 год ожидается в конце текущего года.
Рис. 1. Показатели развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республики
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике в 2015 году общая сумма налогов, уплаченных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе относящимися к субъектам малого и среднего предпринимательства, в консолидированный бюджет Чувашской Республики, составила 3,0 млрд. рублей, что выше аналогичного показателя за 2014 год, на 11 процентов (2,7 млрд. рублей). В республиканский бюджет Чувашской Республики было уплачено налогов на сумму 2,0 млрд. рублей (за 2014 год – 1,9 млрд. рублей), в местные бюджеты – на сумму 1,0 млрд. рублей (за 2014 год в местные бюджеты поступило 0,9 млрд. рублей). Фактическое распределение поступлений налогов в отчетном периоде складывалось в пользу республиканского бюджета Чувашской Республики – 66,7% всех поступлений от малого бизнеса, в местный бюджет – 33,3%.
Рис. 2. Структура налоговых платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в консолидированный бюджет Чувашской Республики в 2015 году
Объем поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг) субъектами малого предпринимательства для государственных нужд Чувашской Республики в 2015 году составил 1 296 153,7 тыс. рублей (или 25,7% от совокупного годового объема закупок), что в 2,3 раза больше показателя аналогичного периода прошлого года, который составил 571 526,4 тыс. рублей (или 18,4% от совокупного годового объема закупок). Объем поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг) субъектами малого предпринимательства для муниципальных нужд составил в 2015 году составил 1 107 734,9 тыс. рублей (или 24,4% от совокупного годового объема закупок), тогда как за 2014 год данный показатель составлял 888 546,3 тыс. рублей (или 15,1% совокупного годового объема закупок).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|