4.3. БЫЛИЧКИ
11. ПРО ЛЕШЕГО Нашински мужики не однова в лесу Лешего видали, как в ночное ездили. Он месячные ночи больно любит: сидит, старик старый, на пеньке, лапти подковыриват, да на месяц поглядыват. Как месяц за тучку забежит, темно ему, знашь, – он поднимет голову-то, да глухо таково: «Свети, све-тило», - говорит. Одноэпизодная быличка о лешем, хозяине леса. Любопытная деталь – леший работает, плетет лапти из лыка.
12. ЛЕСОВИК А то раз заночевал человек в лесу. Сидит у костра да шаньгу ест. И вдруг слышит и треск, и гром, идет кто-то. Посмотрел это он, а лесовик идет, а перед им, как стадо, и волки, и медведи, и лисы бегут. Так и лоси, и зайцы, и всякое зверье лесное. Как же он испугался – и, Боже мой, а тот к нему подходит: «Что, - говорит, - человек, шаньги дай кусочек». Дал он ему шаньги половину. Тот давай ломать да зверям давать, так и шаньга у него не меньшится. И волки сыты, и медведи сыты, и зайцы сыты. Вот лесной и говорит: «Ты домой иди, не бойся, если волки тебя стретят, ты им скажи: шаньги моей кушали, а меня не трогайте». Ну, он и пошел, а звери за ним. Тот человек тоже домой пошел – жила у него вся дрожала. А бегут ему навстречу волки, таки страшенны – сейчас съедят. А он и скажи: «Мою шаньгу кушали, а меня не троньте». Ну, они и убежали. Так он и домой пришел. И зверя никакого не боялся. Бывальщина о лешем или лесовике. В ней сюжет больше разработан, появляется мотив договора человека с духом леса. Мужик угощает лешего, он спасает его от волков.
13. В ПАЛАТАХ ВОДЯНОГО Один парень купался да и нырнул. Как нырнул, так и угодил прямо в дверь и очутился в палатах Водяного. Тот его у себя задержал, говорит: «Живи здесь! » Ну, парню уйти некуда – он и стал у него жить. Водяной его пряниками, сластями кормил. И заскучал парень, стал проситься домой на побывку. Водяной говорит: «Хорошо, только поцелуй у меня коленку! » (Значит, если бы он ее поцеловал, так вернулся бы беспременно назад). Парень, не будь глуп, взял, начертил ногтем на руке крест да заместо коленки-то к нему и приложился.
Как только поцеловал, схватил его кто-то за ноги и выбросил из воды прямо к его избе. Вернулся он домой – жена рада, все в удивлении. Пропадал он три года, а ему за три дня показалось. Он все рассказал, позвал попа. Стал поп над ним Псалтырь читать, отчитывать его. Только стал отчитывать, приподнялся у избы угол и полетела у парня вся нечисть изо рта, стал он, как ни в чем не бывало. А поцелуй он коленку у Водяного, - быть бы ему опять под водой. В бывальщине человек проявляет смекалку и с помощью оберега – креста получает избавление от власти сверхъестественного существа. Облик водяного здесь неопределенный. Водяной кормит парня сладостями – обычной едой. Характерное для былички изображение времени: оно не соответствует земному – пробыл под водой три дня, а на земле прошло три года.
14. РУСАЛКА Ребятишками мы еще тогда были. Сидели на бережку. Темно уж было. Глядь, а на той стороне реки девка идет и поет. Потом всплеск слышим, и плывет она на этот берег. Вышла из воды, вся черная. Села на камень, волосищи длинные распустила и давай чесать, а сама поет. Расчесалась, бульк в воду – и ушла. Покуда она чесалась, мы все смотрели. А потом подбежали к этому камню, а гребень-то лежит. Шура Попова взяла его и домой понесла. А мать-то как заругается: «Отнесите его обратно, а то она сама придет за ним». Побежали мы опять и положили его у камня. А потом-то этого гребня не стало. Взяла она его, видно. Шура-то все время потом боялась проходить мимо того камня. Быличка о русалке. Мотив забытого русалкой золотого гребня устойчив. В некоторых вариантах русалка приходит по ночам к тому дому, в который унесли ее гребень, и начинает вредить, иногда утаскивает в воду похитителя гребня.
15. ДОМОВОЙ ... Это уж я своими ушами слышала. Построил в Травяной пади один наш мужичок зимовье. Скот там пасти, то, друго... Скотину перегнал. А перед тем попросил у домового: «Хозяин-хозяин, пусти меня к себе и скотину мою жалуй». На ночь каши наварил полный горшок, сам не тронул, а на шесток домовому поставил. Ну вот. Загнал во двор скотину, стал жить, пасти. И как-то раз дождь был. Он промок весь, к вечеру загнал скот во дворы, пошел, согрелся и уснул. Спит, вдруг кто-то его за плечо встряхнул: «Хозяин-хозяин! А быки-то твои стамовник разбили, ушли вверх по пади! » Соскочил он. Выбежал: правда, дворы пусты. Он – на коня и вверх по пади! И уже в вершине догнал, заворотил. Потом снова как-то... Спит, слышит: « Хозяин, у тебя зимовье-то горит! » Проснулся: вот беда! – все огнем занялось! «Дедушка домовой, помогал бы мне тушить-то». И сразу дело лучше пошло, затушил скоро, ничего как-то не погорело. Бывальщина на сюжет о договоре человека с домовым, который во всем помогает хозяину. Характерная для жанра ссылка на очевидцев происшествия. Облик домового не описывается.
16. ДОМОЖИРИХА Как в дому несчастье будет, так доможириха под полом плачет. Уж ходи не ходи, уж роби не роби, уж спи не спи, а все слышать будешь. Вот как у меня хозяин-то помереть должон, я все слышала, будто плачет кто, так жалобно. Знамо, доможириха чула. А как в дому прибыток будет, уж тут доможириха хлопочет, и скотинку пригладит, и у кросон сидит. Вот я раз ночью выйтить хотела, встала, смотрю – месяц светит, а на лавке у окошка доможириха сидит, и все прядет, так и слышно нитка идет: «дзи» да «дзи», и меня видала, да не ушла. А я сробела, поклонилась ей да и говорю: «Спаси Бог, матушка». А потом вспомнила, как меня мать учила относ делать. Взяла шанечку да около ей и положила. А она ничего – все прядет. А собою, как баба, а в повойнике. Только смотреть все-таки страх берет. А она ничего – все прядет. И много у нас тот год шерсти было, так мы поправились, даже сруб новый поставили. Одноэпизодная быличка о доможирихе, или кикиморе, жене домового.
17. ПРО ИВАНОВ ЦВЕТ Один парень пошел Иванов цвет искать, на Ивана на Купалу. Скрал где-то Евангелие, взял простыню и пришел в лес, на поляну. Три круга очертил, разостлал простыню, прочел молитвы, и ровно в полночь расцвел папоротник, как звездочка, и стали эти цветки на простыню падать. Он поднял их и завязал в узел, а сам читает молитвы. Только откуда ни возьмись медведи, начальство, буря поднялась... Парень все не выпускает, знай себе читает. Потом видит: рассветало и солнце взошло, он встал и пошел. Шел, шел, а узелок в руке держит. Вдруг слышит – позади кто-то едет, оглянулся – катит в красной рубахе прямо на него. Налетел, да как ударит со всего маху – он и выронил узелок. Смотрит: опять ночь, как была, и нет у него ничего. По народным поверьям, в ночь на Ивана Купала расцветает волшебный цветок папоротника, дающий нашедшему его чудесные способности. Найти его трудно, но возможно, а сохранить не удается почти никому, т. к. сверхъестественные существа охраняют его и стремятся отнять, как это происходит в данном варианте.
18. У ЧЕРТА НА РОДИНАХ Одну бабку-повитуху звали к попадье. Попадья собиралась родить. Вот старушка собралась, не благословясь, пошла, не помолясь Богу. Идет возле болота, видит: ползет брюхатая жаба и не может никак влезть на кочку. Старушка остановилась, взяла палочку и помогла лягушке взобраться на кочку. Попадья родила, старуха возвратилась домой. Вечером подъезжает тройка лошадей ко двору этой старушки. Входит в хату человек: «Бабушка, скорей собирайтесь, пожалуйста, моя жена собирается родить». Вот старушка села на воз, и поехали. По кочкам, по буреломам вихрем понеслись. Приехали. Стоит избушка. Вошли. Лежит женщина и говорит старушке: «Ну, бабушка, днем ты меня рятувала, рятуй и сейчас». Старушка и думает: «Где ж я ее рятувала? » А женщина та продолжает: «Помнишь, бабушка, ты меня на кочку подсаживала? » Тут бабушка наша вспомнила про жабу и догадалась, что она на родинах у черта, потому что только в болоте водятся черти. Тут она стала возиться возле роженицы, не творя молитвы. Потому что если бы стала творить молитву, то все исчезло бы, она очутилась бы в болоте.
Вот родила женщина ребенка, и ребенок такой крикливый, что прямо ужас. Роженица и говорит: «Скорее едьте к той женщине, – указала на соседку старушки, – у ней бураки намочены, не перекрестясь. Возьмите буракового рассолу. Пускай бабушка покупает в рассоле том ребенка, он перестанет кричать». Человек тот поехал, привез рассолу. Бабушка наша покупала ребенка, а он все равно кричит. Тогда роженица говорит: «Скорее едьте к попадье, возьмите у нее ребенка, а ей положите моего, у той спокойный ребенок». Поехали, привезли. Вот бабушка стала его купать да воткнула ему булавку в палец. Этот стал орать еще хуже того. Роженица и говорит: «Скорей отвезите этого обратно, этот еще хуже орет». Отвезли и повезли бабушку обратно. Вдруг на дороге петух: «Ку-ка-ре-ку! » Все пропало, а старушка сидит на краю болота на кочке. Пришла домой. От попа приходят звать ее: «Бабушка, идемте, покупайте ребенка. Спокойный был, а теперь отчего-то кричит и кричит». Бабушка пошла и говорит: «Я знаю, чего он кричит. Посмотрите». Посмотрели, в пальчике торчит воткнутая булавка. Тут бабушка рассказала все про жабу и про то, что была на родинах у черта. «Теперь никуда не пойду, не помолясь Богу». Бывальщина с хорошо развитым сюжетом, напоминающим сказку. В тексте отразилось поверье, что если начинать какое-то дело, не перекрестясь, могут быть плохие последствия. По народным поверьям, в болоте могут жить только черти, они могут принимать облик лягушек, жаб и других существ.
19. ПОКОЙНИЦА Это мне один студент из политехнического рассказывал. Поехали они, значит, в каникулы со стройотрядом в одно село коровник строить, чтобы денег подзаработать. Вот приехали, устроились где-то жить, в старом клубе вроде бы. А там по соседству какая-то тетка жила, вроде как ведьма. Вот один раз идет один студент, а она навстречу, ну он отвернулся и не поздоровался с ней. А ей это за обиду показалось: в деревне все друг с другом всегда здороваются, а эти-то не знали деревенских порядков. А она так посмотрела на него скоса и говорит: «Ну, ты меня вспомнишь, как не здороваться! » Тут как-то вечером его товарищ пошел на танцплощадку в деревне, а он устал, что ли, после работы или просто не захотел идти, спать лег. И вот на другой день утром его товарищ говорит ему: «Зря, – мол, - ты не пошел со мной, там такая девушка красивая была, ну просто красавица писаная». И показывает ему фотографию. Парню очень эта девушка понравилась: надо же, какая красавица, зря я не пошел, познакомился бы с ней. И потихоньку забрал у того фотографию и к себе в карман пиджака положил.
И вот вечером он побрился, нарядился, пошел, значит, на танцы, а сам все эту девушку выглядывает. Смотрит – она, ни с кем не танцует, а сама в его сторону поглядывает. Он пригласил ее, и весь вечер только с ней танцевал, ни на одну девчонку больше и не посмотрел. Ну ладно, пора по домам, он говорит: «Можно, я вас до дому провожу? » – «Ну проводи, если хочешь». Вот пошел он ее провожать, а он деревню-то не очень хорошо знает, куда она его ведет. Вот шли они, шли через всю деревню, а там, в конце, еще другая большая деревня, улицы, дома. Она завела его в оградку, а там столик стоит, скамеечка. Они сидят, разговаривают, как полагается. Ну, он это пить захотел, и просит, чтобы к ней в гости зайти и чайку или хоть воды попить. А она ему говорит: «Нет, тебе ко мне в дом заходить не положено, я сама тебе сейчас воды принесу». Ну, ушла, значит, за водой, а он сидит, ждет ее. Тихо, темно, в доме свету нет никакого. И слышит – где-то далеко в деревне петухи запели. И тут он огляделся и видит – сидит он на кладбище в ограде у могилки за столиком, а на памятнике – ее фотография. Ну, парень от страху дал деру! Так бежал – думал, сердце из пяток выскочит. Вот как бывает-то. А это ведьма все ему подстроила, чтоб в покойницу влюбился. Вот ведь как бывает-то. И не то еще бывает. Довольно распространенный сюжет бывальщины об оживающих покойниках, в которых может влюбиться живой человек. Сохранились в бытовании до настоящего времени, и даже в молодежной среде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|