Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русские народные приметы и обряды 3 страница




В селениях Рязанской губернии этот день называется: полурепницы. В этот день они отбирают годные репы для семян, что составляют у них отдельную, неприкосновенную половину.

 

30 марта. Беды с домовым

 

Многие из наших суеверных поселян, верующие в домовых, боятся в этот день и вечером ходить по двору. Они думают, что домовой в те поры бесится и не узнает своих домашних. С тходом солнца запирают весь домашний скот и птиц, а сами боятся уже подойти и к окну во всю ночь. Вот их рассказы об этом странном положении домового.

Домовой, как и всякая нечистая сила, сумеет сотворить беду православным людям, если против него не будут приняты предосторожности. Ровно целый год он, окаянный, живет смирно, радеет о хозяйском добре пуще заботливого мужика, бережет скот, холит лошадей, смотрит за огородом, не даст потешиться в саду пешему, не даст в обиду злой ведьме коров изуродовать. У доброго домового все в доме исправно, во всем спорина, от всего прибыль, всем сытно. Вдруг встоскуется он, окаянный, невесть почему. В те поры он на всех злится, всех бы рад известь, готов сокрушить весь дом. Одного только за ним не водится: не наложит рук на себя. Зато уж всем домашним от него приходит жутко: лошадей забьет под ясли, у коров отобьет охоту от еды, перекусает со зла всех собак, раскидает по всему двору сани и телеги, хозяину подкатывается под ноги. И все это бывает 30 марта, с ранней утренней зари, до полуночи, как запоют петухи. Много ходит толков по миру крещеному о такой беде с домовым. Одни говорят, что у него в начале весны спадает старая шкура и от этой боли он бесится.

Другие думают, что на него находит чума, вот хоть бы как на собак или на коров, и оттого он так проказит по всему двору. Третьи считают наверное, что в этот день бывает им расправа от нечистой силы за целый год. Хоть он и домовой, а все-таки набьют ему спину не хуже виноватого мужика. Недь тут нечистая сила не дает пощады и своему брату: отваляет на обе корки по-своему. А иначе отчего бы и взбеситься домовому? Четвертые рассказывают за тайну, что хозяин когда-то поссорился с знахарем не шутя и что за такую обиду знахарь и удружил ему лихим домовым. Бывают же такие беды с мужиком: все ладит с знахарем, так вдруг и завеличается: «Я, дескать, и сам не хуже его сумею сделать». Известное дело, где мужику стоять против знахаря? Хоть бы он был и посадский человек: так разве достанет силы тягаться с шахарем? Пятые, люди дальние и посторонние, уверяют со всею правотою, что в этот день приходит домовому смертная охота жениться на ведьме. Известное дело на Руси, что нечистая сила весь свой век живет неженатая; да и где им, бездомовым, будет поселиться с своей семьей, когда шатаются где день, где ночь? Уж и по всему видно, что это неправда. Вот как думают и поговаривают мои земляки об этой беде с домовым; а вы, люди православные, потрудитесь сами добиться правды, если у вас есть охота заниматься с домовым.

 

Месяц апрель  

 

Слово: апрель, или априллий—не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Коренные славянские названия сего месяца были другие. Наши предки назвали его: березозолъ, малоруссы и поляки: кветень, цветень, чехи и словаки: дубень, сорабы: налетний, ячман, венды: чтерник (четвертый), мал-травен, кроаты: травен и джюджревчак (Юрьев день), иллирийцы: травяный. В старой русской жизни апрель считался вторым пролетним месяцем; а когда год стали считать с сентября, то он был восьмым. С 1700 года он приходится по счету уже четвертым.

 

ЗАМЕЧАНИЯ СТАРЫХ ЛЮДЕЙ В АПРЕЛЕ МЕСЯЦЕ

 

Наши поселяне говорят: с апреля земля преет. —Ни в марте воды, ни в апреле травы. —Апрель всех напоит. —Дождались полой водицы, аи да батюшка апрель. —Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужику что-то будет. —Играй, матушка Ока, пока апрель на дворе. —Не ломай печи, еще апрель на дворе.

 

1 апреля . Приметы

 

В замосковских селениях замечают, что если на этот день разольется полая вода, то будет большая трава и ранний покос.

«Захотел ты в апреле кислых щей». Зимний запас капусты у наших поселян всегда оканчивается в марте. Апрельские щи у них называются пустыми. Почему они и говорят тогда: «Пришли на Марью пустые щи».

 

3 апреля . Приметы. — Угощение водяного

 

Рыболовы на Оке замечают: если лед не пройдет в этот день, то рыбный лов будет самый худой.

Многие суеверные рыболовы приходят в полночь полакомить гостинцами водяного дедушку. Это угощение водяного происходит у них следующим порядком.

Покупают у цыган самую негодную лошадь, не торгуясь, ровно за три дни. В эти три дни они стараются откормить ее хлебом и конопляными жмыхами. В последний вечер вымазывают у лошади голову медом с солью, в гриву вплетают множество красных лент, ноги спутывают веревками, на шею навязывают два старых жернова. Ровно в полночь отправляются к реке. Если еще лед не прошел, то связанную лошадь опускают в прорубь; если же река очистилась от льда, то сами, садясь на лодки, стараются утопить лошадь середь реки. В то время старший из рыболовов находится на берегу реки, прислушивается к воде и дает чнак другим, когда можно утопить лошадь. Большое несчастье бывает для рыболовов, если водяной не желает угощения или он перешел на другую усадьбу. По их замечанию, водяной всю зиму лежит в воде и спит крепким сном. С 1-го апреля он просыпается голодным, сердитым. С досады и голода он ломает лед, чамучивает мелкую рыбу до смерти, а большие сами убегают в другие реки. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней. Во время своего гнева и голода водяной три дня дожидается гостинца, и если рыболовы не поспеют с приносом, то он, по истреблении рыбы, удаляется в соседнюю усадьбу. Желание водяного получить гостинец узнается по сильному колыханию воды и глухому подземному стону. Когда наделят водяного гостинцем, то старший рыболов, выливая в реку масло, говорит: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью». Возвращаясь с этой тризны, рыболовы с радостью проводят всю ночь в пьянстве.

 

5 апреля . Приметы

 

По замечаниям поселян, в этот день начинают дуть теплые, весенние ветры. Тогда они говорят: «Пришел Федул, теплый ветер подул». Или: «На Федула растворяй оконницу».

С первым весенним ветром, говорят поселяне, прилетают сверчки и расселяются по огородам.

 

8 апреля . Приметы

 

В селениях Тульской губернии есть старинная примета, что на этот день солнце встречается с месяцем. По их замечаниям, эти встречи бывают добрые и худые. Добрая встреча обозначается ясным солнцем и светлым днем. Из этого выводят они предположения о хорошем лете. Худая встреча обозначается туманным и пасмурным днем и остается худым предзнаменованием на все лето. По рассказам поселян, солнце и месяц с первого мороза расходятся в дальние стороны: один на восток, другой на запад, и с той поры не встречаются друг с другом до самой весны. Солнце не знает, не ведает, где живет месяц и что он делает; а месяц не более того знает о солнце. Когда же они весною повстречаются, то долго рассказывают о своем житье-бытье, где были, что видели, что поделывали. Часто случается, что месяц с солнцем на этой встрече доходят до ссоры; а это всегда оканчивается землетрясением. Наши поселяне в этой ссоре обвиняют более всего месяц, называя его гордым и задорным.

 

11 апреля . Водополы

 

В замосковной стороне полагают, что с этого дня должны реки вскрываться и вода выходить из берегов. Из этого наблюдения они выводят свои замечания: вскрытие рек к этому дню обещает хороший урожай, благополучное лето. Позднее вскрытие— всегда обещает худое.

 

12 апреля . Приметы

 

Наблюдательные поселяне говорят: на день св. Василия весна землю парит. —На день св. Василия выверни оглобли, закинь сани на поветь.

Охотники утверждают, что на этот день медведь выходит из берлоги и прячется в кустах. Между тем об зайцах говорят: «Заяц, заяц, выскочи из куста».

 

14 апреля . Приметы

 

По приметам охотников, на этот день будто лисицы переселяются с старых гнезд на новые и что в первые три дня своего переселения они бывают слепы и глухи. Они пробуждаются из этого усыпления не иначе, как вороны начнут их клевать. Слепота лисиц, по рассказам поселян, происходит от куричьей слепоты.

На этот день старожилы из поселян замечают, что ворон купает своих детей и отпускает в отдел, на особное семейное житье.

 

15 апреля . Пчелы

 

Пчельники на этот день осматривают пасеки и амшеники. Когда бывает ранняя весна, то они вынимают ульи из амшеника. Наш народ сохранил поговорку, вероятно занесенную с юга: «На день святого Пуда вынимай пчел из-под спуда».

 

16 апреля . Рассадницы

 

Поселяне Московской и Ярославской губерний на этот день сеют рассаду на особенных приготовленных насадах, или срубах. Между тем на севере этот посев, в Шенкурской, Вельской и Важской областях, совершают 5 мая.

По замечанию сибиряков, на этот день вскрывается Иртыш-река.

 

17 апреля. Пчелы

 

Вынутых пчел из амшеника пчельники выставляют в пасеках; а набожные наши поселяне не принимаются за это дело, как по совершении молебствий святым Зосиме и Савватию.

 

18 апреля . Посевы

 

Рачительные поселяне засевают на этот день морковь и свеклу. Пред посевом они выходят утром к обетным студенцам для смачивания семян и, в надежде на будущий урожай, бросают медные деньги на дно студенца.

Другие считают более приличным вымачивать семена речной водой в продолжение трех утренних зорей. В таком случае скрытность есть важное дело: иначе урожай будет худой. Завистливый глаз здесь много вредит.

 

19 апреля . Новины

 

Поселянки на этот день, отткавши свои холсты, выходят с обетным концом в поле, раскланиваются на все стороны и, обращаясь на восток, говорят: «Вот тебе, матушка-весна, новая новинка! » После сего расстилают конец холстины по лугу, кладут на него пирог и уходят домой с надеждою, что матушка-весна оденется в новину и за хлеб-соль уродит в изобилии лен и конопли.

 

20 апреля . Окликание родителей

 

По какому-то непонятному предчувствию наши поселяне догадываются, что их покойники в этот день скорбят о прежней своей жизни и желают повидаться с родными. Это предчувствие находит только на пожилых женщин и старух.

Рано утром они выходят на могилы и с причитанием окликают родителей. Вот два причитания:

 

«Родненькие наши батюшки! не над сажайте своего сердца ретивого, не рудите своего лица белого, не смежите очей горючей слезой. Али вам, родненьким, не стало хлеба-соли, не достало цветна платья? Али вам, родненьким, встосковалося по отцу с матерьей, по милым детушкам, по ласковым невестушкам? И вы, маши родненькие, встаньте, пробудитесь, поглядите на нас, на своих детушек, как мы горе мычем на сем белом свете. Без вас-то, наши родненькие, опустел мысок терем, заглох широк двор; без вас-то, родимые, не цветно цветут в широком поле цветы лазоревы, не красно растут дубы в дубровушках. Уж вы, наши родненькие, выгляньте на нас, сирот, из своих домков да потешьте словом ласковым».

 

«Родимые наши батюшки и матушки! Чем-то мы пас, родимых, прогневали, что нет от вас ни привету, ни радости, ни тоя прилуки родительской? Уж ты, солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать. Уж ты, месяц, месяц ясный! Ты взойди, взойди со вечера, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не крушить во тьме своего сердца ретивого, не скорбеть во тьме по свету белому, не проливать во тьме горючих слез по милым детушкам. Уж ты, ветер, ветер буйный! Ты возвей, возвей со полуночи, ты принеси весть радостну нашим покойничкам, что по них ли все родные в тоске сокрушилися, что по них ли все детушки изныли во кручинушке, что по них ли все невестушки с гореваньица надсадилися».

 

23 апреля . Наблюдения. — Обряды. — Угощенья - Сказание о Георгии Храбром

 

Наблюдательные поселяне говорят: «Егорий с теплом, а Никола с кормом. — Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь. — Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овес. —Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кладушку. —Пришел бы на Егорий мороз, а то будет просо и овес. —Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом. —Выгоняй скот на Юрьеву росу. —Егорий с водой, а Никола с травой. —На Руси два Егорья, холодный да голодный, а везде Божья благодать. — Что у волка в зубах, то Егорий дал. — Он сыт, как Юрьева гора, —говорят нерехонцы про богатого мужика. — Святый Юрий коров запасает, а Никола коней, — говорят белоруссы. —Егорий с полувозом, а Никола с целым возом. В Чухломском и Холмогорском уездах говорят: «В поле стадо сгонять и Егорья окликать ».

В день святого Георгия выгоняют скот на траву вербою, оставленной от Вербной недели. Рано утром служат молебны на студенцах, реках, или лугах от всего мира, и после благословения от священника провожают всею деревнею скотину в поле. Здесь угощают пастухов сытною мирскою яичницею, наделяют холстом и деньгами. На этом празднике пастухов веселятся все поселяне.

В Тульской губернии выходят на засеянные поля служить молебны с водоосвящением, окропляют нивы св. водой. После сего мужчины и женщины катаются по полям, в надежде быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. В Курске на Юрьев день бывает ярмарка, где продают деревянные, глиняные коровки. В Муромском уезде бывали прежде крестные ходы вокруг пашен; а в других местах вокруг сел и всех полей. В Мшюруссии 23 апреля бывает крестный ход на жито. Питчане, в память их предков, хлыновцев, одержавших победу над чудью и вотяками, на Юрьев день из села Иолкова приносили в Вятку образ св. Георгия вместе с железными стрелами.

На Юрьев день начинаются сельские гулянья. В Шенкурске и Вельском округе разыгрываются вечерние хороводы. В Солигаличе и Буе выходят поселяне ночью петь песни, которые всегда оканчиваются припевами о сохранении стад. Смоленские жители выходят в город освежаться на горах и гуляют до поздней три.

Между знахарками и колдуньями есть тайное предание, что ранняя юрьевская роса бывает чрезвычайно мредна для животных. Для этого самого они выходят на поле сбирать росу. Сбор росы производят напитывани-см холстины в утренней росе. По их приметам, юрьевская роса сушит рогатый скот, у коров отнимает молоко, телят ослепляет. Стоит только этой холстиной покрыть рогатый скот, и тогда все беды польются на них рекой. Одно только может не вредить скотине, если поселяне выгоняют ее на Юрьев день вербой.

С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговые сделки, назначают сроки. Работники, по старому обычаю, нанимаются: «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». Торговцы говорят: «Выставь к Юрьеву дню — доспею к Юрьеву дню». Для них этот день служит указанием события: «А это было до Юрьева дня — кажись, случилось на Юрьев день».

 

Наш народ сохранил древнее сказание о Георгии Храбром — искоренителе басурманства и поборнике светлой Руси. Приводим здесь это сказание:

 

 

Во святой земле, православной,

Нарожается желанное детище

У тоя ли преМудрыя Софии;

И нарекает она по имени

Свое то детище Георгий,

По прозваньицу Храброй.

Возростает Георгий Храброй

Промеж трех родных сестер,

От добра дела не отходючи,

Святым словом огражаючи,

Миру крещеному угожаючи.

Как и стал он, Георгий Храброй,

Во матёр возраст приходите,

Ум-разум сознавати,

И учал он во те поры,

Думу крепкую оповедати

Своей родимой матушке,

А и ей ли, премудрой Софии:

«Соизволь, родимая матушка,

Осударыня, премудрая София,

Ехать мне ко земле светло-Русской

Утверждать веры христианские».

И дает ему родимая матушка,

Она ли, осударыня премудрая София,

Свое благословение великое:

Ехать ко той земле светло-Русской,

Утверждать веры христианские.

Едет он, Георгий Храброй,

Ко той земле светло-Русской,

От востока до запада поезжаючи,

Святую веру утверждаючи,

Бесерменскую веру побеждаючи.

Наезжает он, Георгий Храброй,

На те леса, на темные,

На те леса, на дремучие;

Хочет он, Георгий, туто проехати,

Хочет он, Храброй, туто проторити:

Нельзя Георгию туто проехати,

Нельзя Храброму туто подумати.

И Георгий Храброй проглаголует:

«Ой вы, леса, леса темные!

Ой вы, леса, леса дремучие!

Зарбститеся, леса темные,

По всей земле светло-Русской,

Раскиньтеся, леса дремучие,

По крутым горам, по высокиим,

По божьему все веленью,

По Георгиеву все молению,

По его слову, Георгиеву,

По его ли, Храброго, моленью! »

Зарастали леса темные

По святой земле светло-Русской,

Раскидалися леса дремучие

По крутым горам, по высокиим.

Наезжает он, Георгий Храброй,

На те горы, на высокие,

На те холмы на широкие;

Хочет он, Георгий, туто проехати,

Хочет он, Храброй, туто проторити;

Нельзя Георгию туто проехати,

Нельзя Храброму туто подумати

И Георгий Храброй проглаголует:

«Ой вы, горы, горы высокие!

Ой вы, холмы, холмы широкие!

Рассыптеся, горы высокие,

По всей земле светло-Русской,

Становитесь, холмы широкие,

По степям, полям зеленыим,

По божьему все велению,

По Георгиеву все молению! »

По его ли слову, Георгиеву,

По его ли, Храброго, молению,

Рассыпалися горы высокие

По всей земле светло-Русской,

Становилися холмы широкие

По степям, полям зеленыим.

Наезжает он, Георгий Храброй,

На те моря, на глубокие,

На те реки, на широкие;

Хочет он, Георгий, туто проехати,

Хочет он, Храброй, туто проторити:

Нельзя Георгию туто проехати,

Нельзя Храброму туто подумати.

И Георгий Храброй проглаголует:

«Ой вы, моря, моря глубокие!

Ой вы, реки, реки широкие!

Потеките, моря глубокие,

По всей земле светло-Русской,

Побегите, реки широкие,

От востока да и до запада,

По божьему все велению,

По Георгиеву все молению! »

По его ли слову, Георгиеву,

По его ли, Храброго, молению,

Протекали моря глубокие

По всей земле светло-Русской,

Пробегали реки широкие

От востока да и до запада.

Наезжает он, Георгий Храброй,

На тех зверей, на могучиих,

На тех зверей, на рогатыих;

Хочет он, Георгий, туто проехати,

Хочет он, Храброй, туто проторити:

Нельзя Георгию туто проехати,

Нельзя Храброму туто подумати.

И Георгий Храброй проглаголует:

«Ой вы, звери, звери могучие!

Ой вы, звери, звери рогатые!

Заселитеся, звери могучие,

По всей земле светло-Русской,

Плодитеся, звери рогатые,

По степям, полям без числа,

По божьему все велению,

По Георгиеву все молению! »

И он, Георгий Храброй, заповедует

Всем зверям могучиим,

Всем зверям рогатыим:

«А и есть про вас на съедомое —

Во полях трава муравчата,

А и есть про вас на пойлипо —

Во реках вода студеная».

По его ли слову, Георгиеву,

По его ли, Храброго, молению,

Заселялися звери могучие

По всей земле светло-Русской;

Плодились звери могучие

По степям, полям без числа;

Они пьют, едят повеленное,

Повеленное, заповеданное

От его, Георгия Храброго.

Наезжает он, Георгий Храброй,

На то стадо, на змииное,

На то стадо, на лютое;

Хочет он, Георгий, туто проехати

Хочет он, Храброй, туто проторити.

И стадо змииное возговорит

Ко тому ли Георгию Храброму:

«А ли ты, Георгий, не ведаешь,

А ли ты, Храброй, не знаешь:

Что та земля словом заказана,

Словом заказана, заповедана.

По той земле, заповеданной,

Пеш человек не прохаживал,

На коню никто не проезживал.

Уйми ты, Георгий, своего коня ретивого,

Воротися ты, Храброй, сам назад».

Вынимал Георгий саблю острую,

Нападал Храброй на стадо змииное.

Ровно три дня и три ночи

Рубит, колет стадо змииное;

А на третий день ко вечеру

Посек, порубил стадо лютое.

Наезжает он, Георгий Храброй,

На ту землю светло-Русскую,

На те поля, реки широкие,

На те высоки терема, златоверхие.

Хочет он, Георгий, туто проехати,

Хочет он, Храброй, туто проторити.

Как и тут ли ему, Георгию,

Выходят навстречу красны девицы,

Как и тут ли ему, Храброму, проглаголуют:

«А и тебя ли мы, Георгий, дожидаючись,

Тридцать три года не вступаючи

С высока терема, златоверхого,

А и тебя ли мы, Храброго, дожидаючись,

Держим на роду велик обет:

Отдать землю светло-Русскую,

Принять от тебя веру крещеную».

Примает он, Георгий Храброй,

Ту землю светло-Русскую

Под свой велик покров,

Утверждает веру крещеную

По всей земле светло-Русской.

 

 

Подобная легенда отыскана была Колляром и напечатана в собрании Чермно-русских песен, в которой воспевается победа над змием и освобождение девицы. Немцы сохранили старинную рыцарскую песню о сражении Бернского Дидриха с драконом—Dieterichs Drachenkampf.

В Кологривском уезде сохранилось Егорьевское окликанье:

 

 

Мы вокруг поля ходили,

Егория окликали,

Макарья величали.

Егорий ты наш Храбрый…

Ты спаси нашу скотинку

В поле и за полем,

В лесу и за лесом,

Под светлым под месяцем,

Под красным солнышком,

От волка от хищного,

От медведя лютого,

От зверя лукавого.

 

 

Благоговение к св. Георгию Победоносцу принадлежит всем христианам; но славянский мир более всех ознаменовал себя. Сербы на Юрьев день купаются до восхождения солнца и выгоняют скотину в поле вербою. Они говорят: «Нет лета без Юрьева дни». Сербянки в своих песнях поют: «О праздник св. Георгия, приди и найди меня замужем»! Булгары на Юрьев день шкалают агнца без пролития крови на землю. Этою кровью они мажут у детей чело, ланиты и бороду.

Барашка зажаривают при собрании всех домашних и родных неженатых мужчин. После совершения молитвы священником начинается пиршество. Вечером все косточки барашка зарывают в землю. Жарение барашка совершают сербы, боснийцы и герцеговинцы. В Галиции отправляют на Юрьев день праздник пастухов с конскими ристаниями и песнями.

В старину у наших отцов было предание, что в Лукоморье есть люди, которые 26-го ноября умирают, а 23-го апреля оживают. Пред смертью будто они сносили свои товары в одно место, где зимою соседи могли их брать за известную цену, без всякого обмана. С бессовестными покупателями они рассчитывались весною, при своем оживлении (Кар. Ист. Т. VII, стр. 233). Это предание, известное еще Геродоту, вероятно, было занесено на Русь с востока.

 

25 апреля . Приметы

 

Заботливые поселяне выходят утром в поле и смотрят: если птицы летят на конопляное поле, то ожидают хорошего урожая конопли. В таком случае они бросают по двору конопляное семя для домашних и залетных птиц.

 

В замосковных селениях бывало прежде, что поселяне на этот день отправлялись ловить тенетами чижей. В Туле, на оружейной стороне, продолжается этот обычай и доселе. Он часто изменялся временем и появлением самой весны; но старики всегда были неизменны ему, несмотря ни на какую погоду.

 

28 апреля . Приметы

 

Больных, страждущих весенними лихорадками, в Тульской губернии начинали поить с этого дня березовым соком. Перед этим временем всегда их купали в дождевой воде, а другие вытирали сбереженным мартовским снегом. День ясный и теплый всегда предвещал больным здоровье. В туманные и холодные дни никто не прибегал к этому средству. Суеверные старушки и здесь находили себе дело: с обетными ладонками выходили на перекрестки и дожидались попутного, теплого ветра с юга. По их понятию, ветер южный приносил с собою здоровье и поселялся в обетную ладонку, которую после надевали на больного. Уверенность в средстве и простая жизнь были лучшими целителями их болезней.

 

30 апреля . Наблюдения

 

В замосковных селениях в этот день замечали: если вечером взойдут звезды и подует с юга теплый ветер, то оставались с полною уверенностью, что лето будет грозное и теплое, плодородие изобильное. Старики всегда ручаются за эту примету.

В Туле было предание, что на этот день никогда не должно выезжать в дальний путь, не искупавшись наперед в воде из мартовского снега. Старушки уверяли, что с этого дня будто в чужих сторонах начинают бродить тощие, замореные, весенние болезни и что без мартовской воды будто заезжему нет от них спасения. По их понятиям, весенние болезни на зиму запираются и снежные горы, где сидят всю зиму до оттепелей. Когда солнце отогреет землю, растает снег, тогда весенние болезни разбегаются по белому свету и нападают на неосторожных. Один только мартовский снег будто спасает от их нападений.

Наши чадолюбивые старики с этого дня прекращали исякое сватовство. По их понятиям, наступающий май месяц очень невыгоден бывает для новобрачных. Всякое предложение о сватовстве считалось делом обидным и даже зазорным. Худая бы молва пронеслась о том семействе, когда прослышат соседи, что есть люди, помышляющие в это время о свадьбе. В старину строго держались этой приметы.

В селениях Рязанской губернии наблюдали в этот день восход солнца. Если оно восходило на чистом, ясном небе, то ожидали, что все лето будет ясное и ведреное.

 

Месяц май  

Слово: май, или маий — не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Коренные славянские названия сего месяца были другие. Наши предки называли его: травен, травный; чехи и словаки: кветень или цветень; кроаты: розоцвет, розняк, велик травен, шебой или швибан; сербы: рожелони, майский; карниольцы: велик травен, венды: майник, пятник, желто-пушник, цветичнек; иллирийцы: швибан, швибаный. В старой русской жизни май считался третьим пролетним месяцем; а когда год считали наши отцы с сентября, он был тогда девятым. С 1700 года, по счету, он приходится уже пятым.

 

ЗАМЕЧАНИЯ СТАРЫХ ЛЮДЕЙ В МАЕ МЕСЯЦЕ

 

В мае добрые люди не женятся. — Рад бы жениться, да май не велит. —Кто в мае женится, тот будет чек маяться. — Захотел ты в мае добра. —Живи, весе-\ись, да каково-то будет в мае. —Наш пономарь понадеялся на май, и без коровы стал. —Коли март сух, да мокор май, так будет каша и каравай. — Майская трава и голодного кормит. — Сей и холь яровое в мае, так будет зимой добро. —Понадеялся на май да на сладимой ветерок, вот тебе и хлебец. — Даром, что соловей птица малая, а знает, когда май. — Захотел ты у мужика да в мае перепутья. — Аи, аи, осударь май, тепел да холоден.

 

1 мая . Посевы. — Гулянья

 

Майское гулянье заведено жителями в позднее время; наши поселяне не знают и не ведают об нем. Этот западный праздник переселился в наши загородные рощи и раскатывается только в экипажах со всеми заморскими причудами. Русские любят гулять пешком, без всяких затей, в кругу своего семейства. Московское майское гулянье отправляется в Сокольницкой роще, где прежде наши цари потешались охотами звериною и соколиною. Простой народ соколь-ницкое гулянье называет немецкими станами. Есть предание, что здесь когда-то были поселены заезжие немцы и что этот праздник выдумали они на помин своей земле. В Петербурге первое майское гулянье отправляется в Екатерингофе и заведено с недавних времен. Наши старые, школьные майские праздники перешли к нам из Польши и Литвы. Тамошние maiowki, rekreacie maiowe поселились в прежней Киевской академии и оттуда распространились по духовным и светским училищам в XVIII столетии. В рекреационный день, т. е. первого мая, в Киеве выходили на гору Скавыку, при урочище Глубочица. Здесь ученики меньшего возраста забавлялись играми, студенты пели канты, разыгрывали комедии и произносили диалоги. Комедии для рекреационного дня сочиняли учителя поэзии, а диалоги писали учителя философии и риторики. Здесь был зародыш нашего театра.

Наши поселяне с первой майской росы выходят на посевы. Тогда они говорят: подымай сетево — лукошко с семенами. В старину они прихаживали в церковь, служивали молебны св. пророку Иеремии и потом выходили в посев. Вступая в поле, засевалыцики молятся на все три стороны, кроме северной, бросают на каждую сторону по горсти жита, с низкими поклонами, и потом уже засевают.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...