Происхождение и развитие семьи (супружества).
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Доклад «Политико-правовые взгляды Десницкого С. Е.» Биография. Десницкий Семен Ефимович (ок. 1740—15.06.1789), просветитель, юрист, первый русский профессор юриспруденции в Московском университете. Получив первоначальное образование в Троице-Сергиевой лавре и на юридическом факультете Московского университета, был командирован Академией наук в 1761 для дальнейшего изучения права в университет Глазго. Здесь Десницкий получил степень доктора права, слушал лекции Адама Смита, оказавшего на него большое влияние По возвращении в Россию с 1767 читал лекции по римскому праву в Московском университете. В 1773 был назначен ординарным профессором. Первым начал читать лекции по-русски. Был членом Академии наук. Литературные труды Десницкого заключаются лишь в нескольких актовых речах и переводах с английского. В них, несомненно, чувствуется влияние Адама Смита, любовь к английским порядкам и законам. Германскую юриспруденцию Десницкий не любил. Десницкий впервые добился учреждения кафедры русского законоведения, которую возглавлял с 1773 г.,.Создал традиции преподавания русского законоискусства, которые сохранились в университетской жизни. Семен Ефимович был человеком широко образованным и знания свои стремился использовать максимально. Совершенно необходимо отметить его исключительный вклад и в преподавание в России английского языка. Им же была составлена грамматика английского языка.
Историческая концепция развития человечества; историческое Происхождение и развитие собственности; историческое происхождение и развитие семьи (супружества). Десницкий в своих размышлениях о зарождении и развитии государства не придерживался договорной теории. Он высказывал мнение о том, что человечество проходит ряд последовательных этапов, «состояний», сменяющих друг друга в определенной последовательности.
1. Охота (период дикости), связанный с ловлей диких зверей и собиранием дикорастущих ягод и других плодов; 2. Скотоводство и пастушество. Человечество до сих пор не ведет оседлый образ жизни; 3. Хлебопашествнное состояние. Люди начинают жить на определенной территории, эта территория принадлежит им, они обрабатывают ее, оберегают от иных лиц. Заметно, что появляется чувство собственничества. Как писал мыслитель, возникло желание получить это «во всегдашнее право собственности»; 4. Коммерческое состояние. Именно на этом этапе и появляется истинное государство. Однако Десницкий не отрицает, что и на раннем, 3 этапе, также были «первовозникающие государства». Но он говорит, что они не являются государствами в собственном смысле: у них нет ни права, ни средств для реализации. С. Е. ДЕСНИЦКИЙ. ЮРИДИЧЕСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ О РАЗНЫХ ПОНЯТИЯХ, КАКИЕ ИМЕЮТ НАРОДЫ О СОБСТВЕННОСТИ ИМЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВА (1781 г.) – один из основных трудов С.Е. Десницкого, посвященный институту собственности. У Десницкого собственник имеет 3 правомочия: 1. Право употреблять свою вещь по произволению. Обращая внимание на 3 этап, на развитие собственности в понимании Десницкого, можно сказать, что условием развития права собственности был труд. Собственность – результат трудовых затрат. Отсюда выявляются и причины неравенства между людьми, естественные причины, связанные с физическими качествами человека, а также психологическими, т.е. его трудолюбием и умением накапливать.
Начиная с хлебопашеского состояния, институт собственность начинает развиваться и расширяются правомочия собственника. Много своих рассуждений Десницкий посвятил изучению института семьи, положению женщины в ней, как экономически самостоятельного индивида. Так, в своем труде «Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов и совершенстве, какому оное приведенным быть кажется последовавшими народами просвещеннийшими…» (1775 г.) автор говорит о том, что статус жены становится равным статусу мужа, а иногда и выше его. Отмечал также, что мысль о том, что женщины не способны к научной деятельности, является рекреационной и высоко оценивал творческий и научный потенциал женщин, говоря «душевные женского пола дарования». Понятие о праве собственности, по которому дозволяется человеку употреблять свою вещь по произволению. Сие право получает несравненно большую силу (а) от введения многих новых собственностей в разных вещах, (b) оное увеличивается от приумножения в народах просвещения нравов, (с) напоследок получает оное свою большую силу от большего понятия общеполезности, происходящей от утверждения собственности. Сия последняя причина, то есть общеполезность утвержденной собственности, имеет свой успех и во всех выше показанных состояниях, однако больше действует в коммерческом состоянии народов.
Учение о натуральной юриспруденции
Из учения о естественном праве Десницкий взял только положение о «природных», «натуральных», неотъемлемых правах человека, то есть как раз то, что отбрасывалось сторонниками доктрины естественного права в реакционной трактовке. Десницкий считал, что эти права человека заключаются «в защищении a) персональной безопасности, b) персональной свободы, g) и своей собственности и имения». Десницкий добивался провозглашения неотъемлемых прав человека и был противником порядка возведения в закон произвола феодально-абсолютистского государства и помещиков, при которых феодалы беспрепятственно распоряжалась личностью и имуществом миллионов людей, имели исключительное право на обладание земельной собственностью. Следует отметить, что положение о «натуральных» правах человека у Десницкого имеет антифеодальную направленность. Однако в данном случае отстаивались буржуазные принципы, отвечающие интересам развития капиталистических отношений собственности.
выступал против таких категорий и спорил с представителями реакционных естественно-правовых учений: «…какая из того польза, что иной выводит начало всех натуральных прав, поставляя оным честность с полезностью или выводя оное, и от того, что всяк, чего себе не желает, того и другому делать не должен. Ибо тем прав и законов изъяснить не можно. Десницкий отвергал теории теологических основ права. Поэтому его не устаивали и взгляды на естественное право его учителя по Глазговскому университету Блэкстона, который считал, что в основе естественного закона лежит божественная воля. Очевидно, что под старым названием «естественного права» Десницкий разумел теоретические основы правовой науки. В «натуральной юриспруденции», говорил он, «должно изыскивать причины, которые действуют во всех государствах и суть основанием всех законов и правлений». В другом месте понятие «натуральной юриспруденции» Десницкий заменяет понятием «всеобщей юриспруденции». Он считал необходимым создание такой «всеобщей юриспруденции» в целях уяснения причин происхождения государства и права и выработки представления о полной системе законов. Раскрывая содержание четырех частей натуральной юриспруденции, Десницкий ставит перед ней определенные задачи: — выяснить причины происхождения государства и права, их исторического развития у разных народов, показать зависимость развития государства от изменения условий хозяйственной жизни; — изучать причины родительской власти над детьми, а также причины возникновения многоженства и появления затем моногамии; — установить принципиальные основания, на которых утверждаются такие отрасли права как гражданское и административное. Таким образом, Десницкий выдвигает задачу исторического изучения возникновения и дальнейшего развития государственного строя и правового порядка. Он считает, что при рассмотрении и оценке государственных порядков и правовых институтов необходимо применение исторического, философского и политического методов. Следует признать, что по сравнению с господствовавшей в немецкой феодальной школе юриспруденции и в Московском университете схоластикой, а также с чисто рационалистическими построениями представителей естественно-правовых учений вообще, это был огромный шаг вперед. Будучи сторонником историко-сравнительного метода в правоведении, Десницкий отвергает ту теорию заимствований, которая довлела над изысканиями историков права еще в конце XIX столетия. Сходные экономические условия, общность условий исторического развития порождали, по мнению Десницкого, и сходные правовые институты. Гражданские права Д. предлагал классифицировать по институционной системе: «персоны, вещи и обязательства». Он признавал существование таких «натуральных прав» человека, как права на жизнь, здоровье, честь, собственность, но утверждал, что исторические, географические, политические обстоятельства могут обусловливать необходимость рабства. Д. выступал с критикой ограничений в правах определенных слоев населения, в частности полного отсутствия собственности у крепостных крестьян и их бесконтрольной продажи. Десницкий выделяет три причины возникновения власти отдельных индивидуумов над остальными членами общества: превосходство в физической силе, превосходство ума и превосходство в богатстве. «Превосходство в телесных качествах», по мнению Десницкого, наиболее важно у «таких народов, которых состояние советует уважать и почитать такие качества, ибо в непросвещенном веке, когда еще науки и художества мало известны, дебелость и крепкое телосложение весьма надобны роду человеческому». Действует эта причина и в настоящее время:«В школах между юношеством». Вторая причина – «качества духовные», «премудрость, хитрость и прозорливость» начинает действовать, «когда народы начинают хотя мало возвышаться в познании вещей». Люди, выдающиеся по своим душевным качествам, также, как и люди физически сильные, в более ранний период развития человеческого общества получают власть главным образом вследствие психологических переживаний подвластных. Говоря о третьей причине, Десницкий кратко повторяет доводы А. Смита, в подтверждение того, что власть богатства порождается чувствами ужаса, благоговения и удивления, которые испытывают люди перед богатым человеком. Необходимо подчеркнуть, что объясняя значение богатства, как источника власти, Десницкий ведет речь не о классе, приобретающем полное господство в результате захвата в свои руки орудий и средств производства, а о власти отдельного индивида. Ему не удалось вскрыть классового характера государства, но он показал, что и в нынешних народных правлениях правят только имущие. В данной работе Десницкий еще не считает имущественное неравенство универсальным источником власти, по его мнению, «хотя богатство и достаток всегда бывают источником достоинств и чинов, однако они не с равномерным успехом действуют во всех веках и у всех народов». В более поздних работах эта оговорка будет снята. Не признавая универсального значения «богатства», Десницкий, очевидно, исходил из того, что на ранних ступенях развития человеческого общества частная собственность отсутствует и, следовательно, «богатство» как источник власти не имеет и не может иметь никакого значения. Это было связано с тем, что Десницкий, подобно А. Смиту, еще не видел различия между общественной властью, которая всегда была и всегда будет существовать в человеческом обществе, и государственной властью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|