Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделение властей по Десницкому




Будучи противником феодально-абсолютистского госу­дарства, С.Е. Десницкий в феврале 1768 г. выступал с проектом государственных преобразований, который был им составлен в связи с работами Комиссии о сочинении проекта нового Уложения.

Итак, Десницкий разработал концепцию разделения властей применительно к Российской империи и изложил ее в своем «Представлении об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи».

В предисловии к «Представлению…» Десницкий пишет: «Законы делать, судить по законам и производить суд в исполнение – сии три должности составляют три власть, то есть законодательную, судительную и наказательную, от которых властей зависят все почти чиноположения и все главное правление в государствах»

Речь идет не только о создании нескольких новых государственных органов. Десницкий не только подробно рассматривает структуру и компетенцию этих органов, но и вопрос об их взаимоотношениях.

«При учреждении сих властей, - подчеркивает просветитель, - ту надобно осторожность иметь, чтобы одна власть не выходила из своего предела в другую и чтобы притом всякая из сих властей имела своих надзирателей, которых опасению она всегда была подвержена».

Мыслитель предлагал собственную модель законодательной власти. По его проекту она должна осуществляться монархом совместно с Сенатом – влиятельным и авторитетным представительным органом, со­стоящим из шестисот–восьмисот депутатов, выражающих одновременно интересы дворянства и буржуазии, без данного органа управления императрица не могла бы участвовать в законотворческом процессе.

С.Е. Десницкий наделял Сенат весьма широкими полномочиями: законодательными, судебными, финансового контроля над деятельностью правительственных учреждений и административных органов. По его мнению, главная задача Сената – законотворчество: со­здание новых законов, поправка, дополнение, а также уничтожение старых. Кроме этого, сенаторам предоставлялось право регулирования государственных пошлин.

С.Е. Десницкий предлагал положить в основу выборов в Сенат буржуазный принцип имущественного ценза. Кандидатом в сенаторы, по мнению С.Е. Десницкого, мог стать любой обеспеченный человек, а право участия в государственном управлении мог иметь гражданин, внесший наибольший вклад в дело развития отечества и имеющий капитал до двух тысяч в год. Такой способ избрания в Сенат, считал С.Е. Десницкий, внесет справедливость в политику государства. В состав Сената могли входить люди из различных сословий – дворяне, разночинцы, купечество, буржуазия, духовенство и др.

Сенат, по мысли Десницкого, должен быть однопалатным. Внутри сената все его члены должны пользоваться равными правами, независимо от сословной принадлежности. Десницкий решительно выступает против каких-либо преимуществ для дворянства и духовенства. В частности, он пишет: «Дворянству же в заседании совокупно с разночинцами в сенате согласным не быть причины нет. У них во всех неприватный интерес, но целого отечества польза и благосостояние должно всегда за главное правило в наблюдении поставляемо быть».

Депутаты избираются на пять лет и могут быть а дальнейшем переизбраны, но не более чем на три срока. Сенаторы из своего состава избирают ежегодно президента, который и представляет монарху все дела, требующие решения. Однопалатный Сенат по проекту С.Е. Десницкого должен был принимать решения простым большинством голосов, а его внутренняя деятельность должна строиться на принципе равенства имущих сословий. Однако решающей фигурой в законотворческом процессе Российской империи должен был стать монарх, без одобрения которого не принималось ни одно решение, ни один законопроект. То есть за монархом сохраняется право абсолютного вето на любой закон, выработанный Сенатом.

Во втором параграфе «Представление С.Е. Десницкого о судебной власти» исследуется проект судебных преобразований С.Е. Десницкого.

В Российской империи во второй половине XVIII в. наблюдался произвол в разрешении судебных дел. Поэтому прогрессивный Семен Ефимович Десницкий хотел коренным образом изменить существовавшую тогда судебную систему. При этом он принимал за образец зарубежное учение об организации судебной власти, использовал положительный опыт европейских стран с учетом особенностей России.

Мыслитель предлагал создать независимую судебную власть и рассредоточить ее по всей территории России. Это должно было, по его мнению, способствовать более быстрому рассмотрению дел и укреплению законности в стране.

Судебная власть должна состоять из постоянных судов, расположенных в восьми важнейших городах страны.

Судительная власть, по мысли Десницкого, должна быть почти полностью независима от воли монарха. Правда, судей назначает монарх, однако вместе с тем, Десницкий требует, «чтобы судья, однажды сделан, по самую смерть судьею и при своей должности прибывал завсегда и чтоб притом ему полная власть дана была судить всякого без изъятия так, что и апелляции делать на него никому б не дозволялось, разве в случае, когда он явно против закона кого осудит». Но и в этом случае монарх не решает вопроса о судьбе нарушившего свой долг судьи: дело разбирается сенатом, а монарху предоставляется лишь право в случае установления факта виновности подвергнуть судью «штрафу или наказанию». Это была первая в русской политической литературе формулировка принципа независимости и несменяемости судей, причем эти принципы были проведены весьма последовательно.

В предложениях по учреждению судебной власти Десницкий разработал ряд положений конституционного характера. Он считал необходимым полное отделение судопроизводства от администрации, введение равного для всех сословий суда присяжных, установление гласности и непрерывности процесса, предоставления обвиняемому права на защиту.

Излагая свои взгляды на судебную власть в Российской империи, С.Е. Десницкий выдвигал принципы, на которых она должна базироваться.

В их число он включал следующие:

1. Принцип законности.

Важнейшим принципом судопроизводства правовед считал принцип строгой законности. По его мнению, ни одно преступление не должно остаться без наказания и ни один человек, совершивший его, не мо­жет оправдываться незнанием закона.

2. Принцип независимости и несменяемости судей.

С.Е. Десницкий добивался независимости судей от всесильной аристократии, он стремился оградить судей от влияния дворянства, чтобы судья, не опасаясь никого за свое пра­восудие и за строгость своего суда, мог выносить судебные решения беспристрастно. Данный принцип возможно обеспечить путем несменяемости судей.

3. Принцип коллегиальности суда.

С.Е. Десницкий считал, что ре­шать вопрос о том, виновен или не виновен подсудимый и подлежит ли удовлетворению иск, должны присяжные за­седатели (свидетели).

4. Принцип гласности судебного процесса.

С.Е. Десницкий подчеркивал значение гласности судебного процесса как средства воспитания народа в духе законности. Уго­ловные и гражданские дела, по мнению мыслителя, должны рассматриваться и разрешаться публично в присутствии посторонних людей. Решение, выносимое по любому конкретному делу, С.Е. Десницкий предлагал публиковать в печати.

5. Принцип непосред­ственности и непрерывности процесса.

Судьи и присяж­ные заседатели, считал правовед, должны вынести ре­шение по делу только после непосредственного его исследования. Судьи и присяж­ные заседатели, говорил он, должны быть «самовидцами и свидетелями всему исследованию дел». По мнению С.Е. Десницкого, судебный процесс должен быть непрерывным, что выражалось в том, чтобы «криминальное дело однажды начато в суде, за одним разом и кончено было, хотя бы оное продолжался и двадцать часов или и далее».

6. Принцип устного судебного процесса.

Во время правления Екатерины II судебный процесс был письменным. С.Е. Десницкий, напротив, выдвигал идею устного процесса и считал, что свидетели, которых выслушивают как судьи, так и стороны, должны давать показания устно.

7. Принцип использования родного языка в судебном процессе.

Мыслитель ссылался на английский опыт ведения судебного процесса с использованием не всем понятных латинских и французских слов и считал, что судо­производство должно вестись на понятном для народа род­ном языке.

8. Принцип всестороннего и полного исследования судом истины.

С.Е. Десницкий высказывался за всестороннее и полное исследование судом истины, так как поспешные выводы и отказ от глубокого изучения дела могут привести к неправильному решению, выносимому по делу.

9. Принцип состязательности судебного процесса.

С.Е. Десницкий, провозглашая право обвиняемого на защиту, считал необходимым введение в России института адвокатуры и полагал, что судебный процесс должен проходить с прениями сторон и с обязательным участием адвока­тов. Он объяснял, что институт адвокатуры необходим для справедливого разрешения дел. Такой судебный процесс должен был обеспечить законность судебного решения.

Десницкий стремился также поставить в известные рамки право монарха назначать судей. Судьей, по Десницкому, может стать лишь тот, кто сдал экзамены перед профессорами юридического факультета, а затем перед факультетом адвокатов. После сдачи экзаменов кандидат в судьи должен не менее пяти лет практиковать в качестве адвоката. Также он должен знать латинский, французский, немецкий и английский языки.

Дела рассматриваются судом с участием 15 присяжных, которых Десницкий называет свидетелями. Присяжные решают вопросы факта большинством голосов, на основании их вердикта судьи решают вопросы права.

Кроме таких прогрессивных для того времени принципов, на которые должна опираться в своей деятельности судебная власть, С.Е. Десницкий выступал за ускоренную процедуру рассмотрения гражданских дел и считал целесообразным объединять несколько исков в одном процессе.

Для разрешения малозначительных дел следовало создать государственно-правовой институт мирового суда. С.Е. Десницкий выступал за сво­бодную оценку доказательств судьями и против теории формальных доказательств, а также считал первостепенным условием для назначения на должность судьи наличие законченного юридического образования.

Третья часть «Представления…» посвящена организации наказательной власти.

По мнению автора проекта, власть, которую он называл наказательной, должна выполнять почти полицейские функции и, как законодательная власть, зависеть от воли монарха.

Задачами наказательной власти являлись следующие:

1. Контроль над соблюдением общественного порядка на местах.

2. Определение нарушителей общественного порядка в тюрьмы.

3. Содержание осужденных в тюрьмах.

4. Исполнение наказаний в соответствии с судебным приказом.

5. Сбор пошлин с землевладельцев.

6. Осуществление противопожарных мероприятий.

Наказательная власть по проекту Десницкого возлагается на воевод, назначаемых монархом. Они должны были выполнять полицейские и фискальные функции. За воеводами устанавливается строгий судебный контроль.

Жалобы на действия воевод должны рассматриваться в сенате, после чего воевода может быть подвергнут «произвольному монарха штрафу или наказанию».

С.Е. Десницкий считал, что наказательная власть должна быть подсудна губернскому суду в целях исключения злоупотреблений со стороны администрации.

Таким образом, Наказательная власть, по мнению С.Е. Десницкого, сочетала в себе функции уголовно-исполнительного и административного характера.

В дополнение к законодательной и наказательной власти мыслитель предлагал ввести институт городского самоуправления путем учреждения в Российской империи «гражданской власти». Она должна быть сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге и во всех «губернских и знатных купеческих провинциальных городах». Правовед считал, что гражданскую власть должны представлять семьдесят три человека, в основном представители буржуазии. Гражданскую власть С.Е. Десницкий наделял широкими полномочиями и определял каждому департаменту сферу его деятельности.

Первый департамент на основании вексельного устава и закона Сената занимался вексельными делами.

Второй департамент осуществлял контроль над ценообразованием, мерой и весом продаваемых продовольственных товаров, а также боролся со спекулянтами.

Третий департамент представлял собой департамент архитектуры и осуществлял наблюдение за выполнением плана застройки города, «…чтоб в противном случае город от непорядочного строения и разваленных обветшалых зданий утеснения и нелепости в себе не являл».

Четвертый департамент – департамент городского хозяйства – следил за состоянием улиц, городской канализацией, освещением дорог.

Пятый департамент выполнял функции налогового органа, занимался сбором пошлин с обывателей и торговцев в размере, установленном правительствующим Сенатом.

Шестой департамент выполнял функции судебной власти, разрешал малозначительные гражданские дела, «…которые претерпевающим не будут причинять урону больше двадцати пяти рублев и не будут притом криминальные», споры между горожанами и приезжими людьми.

Таким образом, взгляды С.Е. Десницкого на преобразование государственной власти являлись своеобразным планом государственно-правовых преобразований, направленных на ограничение самодержавия, обеспечение прав многих сословий, установление в Российской империи конституционной монархии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...