Какие из источников правового регулирования характерны только для регулирования торговых отношений, возникающих с участием предпринимателей?
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 1. обычаи делового оборота, 2. международные договоры, 3. общепризнанные принципы международного права, 4. нормы иностранного права.
Какие из перечисленных видов правовых актов обладают высшей юридической силой? 1. подзаконные нормативные правовые акты; 2. законы; 3. законы и подзаконные нормативные правовые акты субъектов федерации; 4. нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
8. Подзаконным актам, регулирующим, в том числе торговые отношения, является … 1. Кодексы; 2. Конституция; 3. Постановления Правительства; 4. Федеральные законы.
Имеют ли нормативные правовые акты, регулирующие коммерческие отношения, обратную силу? 1. нет, не имеют; 2. да, имеют; 3. да, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом; 4. да, только по решению суда.
10. Лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности, именуется: 1. законным представителем; 2. предпринимателем; 3. коммерческим представителем; 4. душеприказчиком.
IV. ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Задача 1. Поставщик представил на отгруженную партию товаров накладную без печати. Правомерно ли это? Можно ли на основании такой накладной отразить расходы в налоговом учете в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ: Согласно Федеральному закону от 06.04.2015 N 82-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ » (далее - Закон N 82-ФЗ) с 07.04.2015 хозяйственные общества не обязаны иметь печать. Выставление накладной, в которой отсутствует печать организации, будет правомерно, если форма накладной, утвержденная руководителем экономического субъекта, либо форма, согласованная сторонами договора, не содержит реквизита « М.П. ». Соответственно, правильно оформленная накладная позволит на ее основании отразить расходы в налоговом учете в целях исчисления налога на прибыль.
Обоснование: Обязательные требования к оформлению первичной учетной документации предусмотрены в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ « О бухгалтерском учете ». В соответствии с указанной правовой нормой обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: - наименование документа; - дата составления документа; - наименование экономического субъекта, составившего документ; - содержание факта хозяйственной жизни; - величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; - наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; - подписи лиц, предусмотренных п. 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. В то же время в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, форма накладной (N ТОРГ-12) содержит обязательный реквизит « М.П. ». В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
С 07.04.2015 вступил в силу (за исключением отдельных положений) Закон N 82-ФЗ. В соответствии с его положениями (ст. ст. 2, 6 Закона N 82-ФЗ) хозяйственные общества вправе, но не обязаны иметь печать. Если общество намеревается использовать печать, сведения о ней должны содержаться в уставе. Таким образом, в общем случае печать не является обязательным реквизитом первичных учетных документов, за исключением тех случаев, когда хозяйствующие субъекты не установили для себя такой порядок добровольно. Например, разработав и утвердив свою форму первичного учетного документа, содержащую реквизит « М.П. », либо предусмотрев аналогичный реквизит в форме накладной, согласованной сторонами и зафиксированной приложением к договору поставки. При этом наличие печати должно быть зафиксировано в уставе общества. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Следовательно, для документального подтверждения расходов необходимо оформить документы так, как того требует законодательство РФ. Таким образом, оформление накладной, в которой отсутствует печать организации, будет правомерным, если форма накладной, утвержденная руководителем экономического субъекта, либо форма, согласованная сторонами договора, не содержит реквизита « М.П. ». Соответственно, правильно оформленная накладная позволит на ее основании отразить расходы в налоговом учете в целях исчисления налога на прибыль.
Задача 2. Организация по ошибке указала в счете-фактуре неправильную стоимость товаров. При этом вместо исправленного счета-фактуры организация выставила корректировочный счет-фактуру. Какие налоговые последствия по НДС могут наступить для организации-продавца и организации-покупателя? Как исправить данную ситуацию?
Ответ: Если в результате исправления ошибки стоимость отгруженных товаров снизилась, то продавцу, который вместо исправленного счета-фактуры выставил корректировочный счет-фактуру и на его основании применил вычет НДС в сумме разницы между налогом, исчисленным с первоначальной и с измененной стоимости отгрузки, грозит отказ в вычете такого налога. Если стоимость отгрузки увеличилась, то продавцу может быть начислен НДС за период отгрузки товаров, так как при составлении корректировочного счета-фактуры налоговая база по НДС увеличивается не в периоде отгрузки товаров, а в более позднем периоде. Кроме того, за отсутствие исправленных счетов-фактур продавца могут привлечь к ответственности по ст. 120 Налогового кодекса РФ. Во избежание указанных последствий продавцу следует выставить исправленный счет-фактуру в двух экземплярах и один из них передать покупателю. При этом записи, сделанные на основании корректировочного счета-фактуры, нужно аннулировать. Покупателю, который получил от продавца корректировочный счет-фактуру на уменьшение стоимости товаров, рекомендуем восстановить разницу между первоначально предъявленным и скорректированным «входным» НДС. После получения счета-фактуры с исправлениями нужно снять налоговый вычет за период приобретения товаров, аннулировав первоначальный счет-фактуру, и применить вычет по счету-фактуре с исправлениями. При этом вопрос о периоде вычета следует решать в зависимости от того, готов ли налогоплательщик отстаивать право на применение вычета в периоде покупки. Данные корректировки следует отразить в уточненной декларации по НДС за период приобретения товаров. Кроме этого, необходимо аннулировать ошибочно выставленный корректировочный счет-фактуру, в результате чего уменьшится сумма налога к уплате за тот период, когда он был получен. Представлять уточненную декларацию за этот период не обязательно.
При увеличении стоимости товаров не рекомендуем покупателю применять налоговый вычет по НДС по корректировочному счету-фактуре, так как такой счет-фактура выставлен продавцом неправомерно. В этом случае вычет НДС лучше отложить до получения от продавца счета-фактуры с исправлениями.
Обоснование: Как следует из п. 3 ст. 168 и п. 10 ст. 172 НК РФ, продавец выставляет корректировочный счет-фактуру в случае, если стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) изменяется по согласованию с покупателем. При этом согласие покупателя (уведомление его об изменении стоимости) должно подтверждаться соответствующим договором, соглашением или иным первичным документом. Если причиной изменения стоимости отгрузки является исправление продавцом ошибки, то корректировочный счет-фактура не выставляется, а в счет-фактуру, выставленный при отгрузке, вносятся исправления. При этом составляется новый экземпляр счета-фактуры, в строке 1а которого указываются порядковый номер и дата исправления. Это подтверждают и контролирующие органы (см. Письма Минфина России от 22.01.2015 N 03-07-09/1588, от 15.08.2012 N 03-07-09/119, от 25.02.2015 N 03-07-09/9433, ФНС России от 01.02.2013 N ЕД-4-3/1406@). Порядок регистрации корректировочных и исправленных счетов-фактур в книгах покупок и продаж, а также порядок применения налоговых вычетов по ним существенно различаются. Поэтому ошибочное выставление корректировочного счета-фактуры вместо исправленного несет определенные налоговые риски для обеих сторон сделки. Последствия для продавца. По общему правилу в случае уменьшения стоимости товаров разница в суммах НДС, исчисленного с первоначальной и с измененной стоимости отгрузки, принимается к вычету (п. 1 ст. 169, п. 13 ст. 171 НК РФ). Однако в данном случае продавец неправомерно выставил корректировочный счет-фактуру, следовательно, такой счет-фактура не может являться основанием для вычета НДС. Поэтому налоговые органы откажут в вычете НДС на основании корректировочного счета-фактуры, доначислят налог, пени, а также привлекут к ответственности за неполную уплату налога за период такой корректировки. Для того чтобы исправить ошибку в случае отражения операций в одном налоговом периоде, продавцу следует выставить исправленный счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж. Чтобы исправить ошибку в случае выставления исправленного счета-фактуры после окончания текущего налогового периода, продавцу следует зарегистрировать исправленный счет-фактуру в дополнительном листе книги продаж за период отгрузки в установленном порядке, аннулировав при этом первоначально выставленный отгрузочный счет-фактуру (п. 11 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Правила ведения книги продаж)). Поскольку сумма налога к уплате при этом уменьшится, подавать уточненную декларацию по НДС не обязательно (п. 1 ст. 81 НК РФ). Регистрацию корректировочного счета-фактуры в книге покупок также необходимо аннулировать. Если НДС на основании неправомерно выставленного корректировочного счета-фактуры уже был отражен в налоговой декларации в составе вычета, то следует представить уточненную налоговую декларацию за период, в котором был применен такой вычет.
Увеличение стоимости отгрузки учитывается при определении налоговой базы по НДС за период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур (п. 10 ст. 154 НК РФ). То есть при составлении корректировочного счета-фактуры налоговая база по НДС увеличивается не в периоде отгрузки товаров, а в более позднем периоде. Таким образом, ошибочное выставление корректировочного счета-фактуры вместо исправленного приведет к недоплате НДС за период отгрузки товаров. В результате продавцу будут доначислены налог за период отгрузки, пени и штраф. Кроме того, за отсутствие исправленных счетов-фактур продавца могут привлечь к ответственности по ст. 120 НК РФ. С учетом вышеизложенного рекомендуем аннулировать регистрацию ошибочно выставленного корректировочного счета-фактуры в дополнительном листе книги продаж в периоде составления корректировочного счета-фактуры, исправленный же счет-фактуру зарегистрировать в дополнительном листе книги продаж в периоде отгрузки товаров, в этом же периоде аннулировать первоначальный счет-фактуру. Последствия для покупателя. По общему правилу при увеличении стоимости товаров покупатель, который получил от продавца корректировочный счет-фактуру с суммой налога к увеличению, имеет право на вычет положительной разницы между суммами НДС в периоде внесения корректировки (п. 13 ст. 171, п. 10 ст. 172 НК РФ). Однако такой вычет может быть признан неправомерным, если он произведен на основании незаконно составленного корректировочного счета-фактуры. Соответственно, покупателю грозит доначисление НДС, пеней и штрафа за период, в котором налог по корректировочному счету-фактуре был принят к вычету. В связи с этим не рекомендуем покупателю применять вычет по ошибочно выставленному продавцом корректировочному счету-фактуре. Если же налог уже принят к вычету, следует аннулировать запись о регистрации корректировочного счета-фактуры в книге покупок (в дополнительном листе книги) за период вычета. Также за этот период нужно представить уточненную налоговую декларацию. После получения от продавца исправленного счета-фактуры покупатель имеет право на вычет НДС, указанного в таком счете-фактуре. При уменьшении стоимости товаров покупатель, который получил от продавца корректировочный счет-фактуру с суммой налога к уменьшению, должен восстановить НДС в размере разницы между суммами налога, исчисленными до и после уменьшения стоимости отгрузки (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ). При этом корректировочный счет-фактура регистрируется в книге продаж (п. 14 Правил ведения книги продаж). Рекомендуем произвести такое восстановление даже в том случае, если корректировочный счет-фактура выставлен продавцом неправомерно. Если налог не восстановить, то вычет будет применен в размере, превышающем сумму НДС, предъявленного продавцом после указания действительной стоимости товаров, что может повлечь претензии со стороны налоговых органов. Впоследствии, после получения от продавца исправленного счета-фактуры, покупателю следует: - аннулировать запись по первоначальному счету-фактуре в книге покупок, если изменения произошли в рамках одного периода, или дополнительном листе книги покупок за период отгрузки (п. 4 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1137); - зарегистрировать в книге покупок счет-фактуру с исправлениями. Пункт 9 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, требует регистрировать такие счета-фактуры по мере возникновения права на налоговый вычет. По разъяснениям контролирующих органов, таким периодом является период получения исправленного счета-фактуры (см., например, Письма Минфина России от 02.11.2011 N 03-07-11/294, от 01.09.2011 N 03-07-11/236, Письмо ФНС России от 21.04.2014 N ГД-4-3/7593). Заметим, что по данному вопросу есть и иная позиция, согласно которой последующее исправление счета-фактуры не влияет на период вычета по приобретенным товарам, работам, услугам (Постановления Президиума ВАС РФ от 03.06.2008 N 615/08, от 04.03.2008 N 14227/07, ФАС Московского округа от 07.09.2011 N А40-136255/10-129-436, ФАС Уральского округа от 24.05.2011 N Ф09-1652/11-С2). Однако право на вычет в периоде отгрузки покупателю, скорее всего, придется отстаивать в суде; - представить в налоговую инспекцию уточненную декларацию за период приобретения товаров (п. 1 ст. 81 НК РФ). При этом, если счет-фактура с исправлениями регистрируется в книге покупок в периоде его получения, как того требуют налоговые органы, в уточненной декларации за период покупки нужно исключить из налогового вычета всю сумму «входного» НДС по приобретенным товарам. Если же покупатель решит регистрировать в книге покупок исправленный документ в том периоде, когда был зарегистрирован первоначальный, то налоговый вычет нужно уменьшить на сумму разницы между изначально предъявленной и окончательной суммой налога. Кроме этого, покупателю необходимо внести в учет исправления, связанные с регистрацией корректировочного счета-фактуры, ошибочное выставление которого повлекло восстановление НДС. Этот счет-фактуру нужно аннулировать в книге покупок (в дополнительном листе к книге покупок) того периода, когда он был зарегистрирован (п. 4 Правил ведения книги покупок). В результате аннулирования сумма НДС к уплате за тот период, когда был получен ошибочный корректировочный счет-фактура, уменьшится на сумму налога, восстановленного по этому счету-фактуре. При этом в силу п. 1 ст. 81 НК РФ обязанности подавать уточненную декларацию у покупателя не возникнет.
Задача 3. В каком порядке должно подписывать товарную накладную по форме N ТОРГ-12 и счет-фактуру уполномоченное лицо по доверенности при отпуске груза? Должно ли оно подписывать эти документы за другое лицо, например кладовщика? Этому уполномоченному лицу выдана доверенность на подпись документов за руководителя и главного бухгалтера. Должно ли уполномоченное лицо ставить свою подпись за руководителя и главного бухгалтера, если для него создана в документах отдельная строка «Уполномоченное лицо по доверенности N...», где указаны Ф.И.О. самого уполномоченного лица?
Ответ: На основании доверенности в товарной накладной уполномоченное лицо имеет право расписаться за главного бухгалтера в строке «Главный (старший) бухгалтер» с расшифровкой подписи. А также за руководителя в строке «Отпуск груза разрешил», при условии что в организации отсутствует конкретный работник, на которого возложены обязанности по отпуску груза, и при наличии записи в доверенности о том, что уполномоченное лицо наделено правом отпуска товара. Строку «Отпуск груза произвел» заполняет материально ответственное лицо организации, которое наделено должностными обязанностями по отгрузке товара, например кладовщик. В случае временного отсутствия материально ответственного лица на работе право подписи передается иному работнику на основании доверенности, выданной от имени юридического лица. Поэтому, по нашему мнению, если в доверенности указано, что уполномоченное лицо наделено правом отгрузки товара, в строке «Отпуск груза произвел» должна стоять его подпись с расшифровкой и быть указана его должность. В накладной можно указать реквизиты доверенности, на основании которой действует уполномоченное лицо. При этом уполномоченному лицу нужно расписаться в соответствующих строках накладной (за руководителя и главного бухгалтера). Для снижения риска налоговых претензий накладная по форме N ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) должна содержать не только наименование товара, его количество и цену, но и информацию о том, кто разрешил и произвел отпуск груза, кто принял и получил груз (с должностями уполномоченных лиц). Товарная накладная должна содержать их подписи и расшифровки подписей и ссылки на документы, на основании которых действуют эти лица. По разъяснениям налоговых органов при заполнении счета-фактуры рекомендуется вместо фамилий и инициалов руководителя и главного бухгалтера указывать фамилии и инициалы лиц, уполномоченных его подписывать. Кроме того, в счет-фактуру организация может внести дополнительный реквизит, например: «Уполномоченное лицо по доверенности N...», где указаны Ф.И.О. самого уполномоченного лица, что не приведет к нарушениям норм налогового законодательства.
Обоснование: Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу (ст. 185 Гражданского кодекса РФ). Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это законом и его учредительными документами (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ). Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Отметим, что нормативно не установлено какой-либо специальной формы доверенности для указанного случая, поэтому допускается составление документа в произвольной форме, но при этом требуется указание определенных реквизитов: даты составления доверенности; места составления; уполномоченного лица (целесообразно с указанием паспортных данных); наименования организации, от имени которой выдается доверенность; содержания хозяйственных операций, которые уполномоченное лицо имеет право совершать от имени организации; подписи руководителя организации. С 01.09.2013 заверение доверенности организации печатью перестало быть обязательным (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ). Кроме этого, с 07.04.2015 могут работать без печати общества (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. ст. 2 и 6 Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ»). Кроме прочего, в доверенности целесообразно указать документы, которые имеет право подписывать уполномоченное лицо. Также необходимо указать, за какое должностное лицо (за руководителя или главного бухгалтера или за обоих лиц, за лицо, которое отпускает груз или которое производит отпуск груза) передается право подписи. Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Все первичные документы должны содержать обязательные реквизиты (в частности, наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, а также личные подписи указанных лиц). Форма этих документов утверждается приказом руководителя (ч. 2 и 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций (утв. Постановлением Госкомстата России N 132) предусмотрена товарная накладная по форме N ТОРГ-12, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Накладная составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей ТМЦ, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей. Товарная накладная (форма N ТОРГ-12) предполагает наличие подписей: - «Отпуск груза разрешил» (с указанием должности и расшифровки подписи); - «Главный (старший) бухгалтер» (с расшифровкой подписи); - «Отпуск груза произвел» (с указанием должности и расшифровки подписи). В п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5, указано, что накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар. Учитывая, что каждый конкретный работник организации отвечает за тот или иной факт хозяйственной жизни (в частности, за совершаемые им хозяйственные операции) на основании установленной должностной инструкции, то, по нашему мнению, в указанных строках формы N ТОРГ-12 должны стоять подписи тех лиц, которые и будут непосредственно исполнять операции по отпуску груза в соответствии с организационной структурой организации. Это могут быть, например, менеджер (отпуск груза разрешил), кладовщик (отпуск груза произвел). При этом в строке «Главный (старший) бухгалтер» должна стоять подпись лица, исполняющего обязанности главного (старшего) бухгалтера. Законом N 402-ФЗ не разъяснен порядок проставления подписи и перечень должностных лиц, уполномоченных на подписание первичных документов, такая норма установлена п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Поэтому руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером может утвердить такой список (ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона N 402-ФЗ, Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Отметим, что руководитель организации может передать часть своих полномочий (в частности, право подписи первичных документов) другому лицу. Из вопроса следует, что доверенность выдана уполномоченному лицу на право подписи за руководителя и главного бухгалтера. Поэтому в товарной накладной уполномоченное лицо имеет право расписаться за главного бухгалтера в строке «Главный (старший) бухгалтер» с расшифровкой подписи, а также за руководителя в строке «Отпуск груза разрешил» при условии, что в организации отсутствует конкретный работник, на которого возложены обязанности по отпуску груза, и при наличии записи в доверенности о том, что уполномоченное лицо наделено правом отпуска товара. На практике строку «Отпуск груза произвел» заполняет материально ответственное лицо организации, которое наделено должностными обязанностями по отгрузке товара, например кладовщик. В случае временного отсутствия материально ответственного лица на работе (на период командировки, болезни, отпуска и т.п.) его функции по подписанию соответствующих документов должен взять на себя другой работник. Если у руководителя есть штатный заместитель, эти функции будут возложены на него. Если его нет или он по каким-либо причинам не выполняет функцию по подписанию документов, то право подписи передается иному работнику на основании доверенности, выданной от имени юридического лица. Поэтому, по нашему мнению, если в доверенности указано, что уполномоченное лицо наделено правом отгрузки товара, то в строке «Отпуск груза произвел» должна стоять его подпись с ее расшифровкой и указанием должности уполномоченного работника. Относительно вопроса, должно ли уполномоченное лицо ставить свою подпись за руководителя и главного бухгалтера, если для него создана в документах отдельная строка «Уполномоченное лицо по доверенности N...» (где указаны Ф.И.О. самого уполномоченного лица), отметим следующее. В накладной можно указать реквизиты доверенности, на основании которой действует уполномоченное лицо. Согласно Порядку применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденному Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20, организация имеет право внести в форму товарной накладной дополнительные строки. Однако уполномоченному лицу расписаться в соответствующих строках накладной, по нашему мнению, все же необходимо. Отметим, что отсутствие необходимых подписей ответственных лиц в товарной накладной (в том числе главного бухгалтера), как правило, приводит к возникновению у покупателей налоговых споров по вопросу сомнительности наличия соответствующих хозяйственных операций и, как следствие, признания у покупателей налоговых вычетов по НДС и учитываемых в целях налогообложения прибыли расходов. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 9299/08 судьи пришли к выводам: первичные документы общества не подписаны уполномоченными лицами (отсутствует подпись руководителя, главного бухгалтера или иного лица, действовавшего от имени организации на основании приказа или доверенности); указанные первичные документы за период с марта по август 2004 г. содержат недостоверные сведения, а следовательно, вычеты по налогу на добавленную стоимость контрагентом общества не подтверждены документально. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.04.2008 N А19-11067/07-43-04АП-4990/07-Ф02-1237/08 по делу N А19-11067/07-43 судьи пришли к выводу, что затраты необоснованно включены налогоплательщиком в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Такой вывод судьи сделали из оценки представленных обществом товарных накладных. Первичные документы не соответствовали требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно товарные накладные не содержали наименований должностей лиц, отпустивших товар. Аналогичные выводы сделаны в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2009 N Ф04-2483/2009(5364-А45-34) по делу N А45-11422/2008-23/365, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.11.2008 N Ф08-6724/2008, от 15.07.2008 N Ф08-3970/2008, ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2009 по делу N А13-11861/2008, от 21.08.2008 по делу N А66-7701/2007, ФАС Поволжского округа от 02.10.2008 N А57-3099/08. Существуют и противоположные решения, из которых следует, что незаполнение в товарных накладных обязательных реквизитов является малозначительным нарушением оформления и не опровергает факт передачи товара. Например, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.02.2009 N А33-11818/07-Ф02-152/09 по делу N А33-11818/07 судом не принят во внимание довод налоговой инспекции о том, что товарные накладные составлены с нарушением установленных требований, поскольку спорные товарные накладные, где отсутствуют расшифровки подписи в строках «Отпуск груза произвел» и «Груз получил грузополучатель» и остальные строки заполнены надлежащим образом, позволяют установить факт получения товара обществом и принятие им товара к учету. В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 26.10.2009 по делу N А53-27009/2008-С5-34 суды отклонили довод налоговой инспекции об отсутствии в товарных накладных подписей и должности должностного лица в строках «Отпуск груза разрешил», «Отпуск груза произвел», сделав вывод о том, что во всех указанных налоговой инспекцией товарных накладных лицом, отпустившим и разрешившим отпуск товара, является генеральный директор поставщика, подпись с расшифровкой которого имеется на всех накладных. Отсутствие в накладных расшифровки подписи лица, принявшего и получившего груз, а также даты получения груза не может являться основанием для отказа в применении вычета по НДС, поскольку такое основание не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Что касается счета-фактуры, то он не является первичным документом. Прежде всего он является основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету (ст. 169 НК РФ). Счет-фактуру подписывают руководитель и главный бухгалтер организации либо иные лица, уполномоченные на то приказом по организации или доверенностью от ее имени. При заполнении счета-фактуры налоговыми органами рекомендуется указывать вместо фамилий и инициалов руководителя и главного бухгалтера фамилии и инициалы лиц, уполномоченных его подписывать. Утвержденная форма счета-фактуры устанавливает расшифровку подписей в строках «Руководитель организации или иное уполномоченное лицо» и «Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо» (Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). Соответственно, при его подписании нужно указывать фамилии, имена и отчества подписавших его лиц (Письма Минфина России от 10.04.2013 N 03-07-09/11863, от 23.04.2012 N 03-07-09/39). Однако неуказание расшифровки подписей не должно приводить к отказу в вычете (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ). В то же время, если в счете-фактуре присутствуют дополнительные реквизиты для лиц, уполномоченных подписывать счет-фактуру (например, указываются должность и реквизиты выданных им доверенностей), такой счет-фактуру не следует рассматривать как составленный с нарушением требований НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ, Письма Минфина России от 30.10.2012 N 03-07-09/146, от 08.04.2016 N 03-07-09/20121, ФНС России от 25.03.2013 N ЕД-4-3/5170). Таким образом, во избежание возможных проблем с налоговыми органами накладная по форме N ТОРГ-12 должна содержать не только наименование товара, его количество и цену, но и информацию о том, кто разрешил и произвел отпуск груза, кто принял и получил груз и т.д. Должны быть указаны должности уполномоченных лиц. Также товарная накладная должна содержать их подписи, расшифровки подписей и ссылки на документы, на основании которых действуют эти лица. Исходя из разъяснений налоговых органов при заполнении счета-фактуры рекомендуется вместо фамилий и инициалов руководителя и главного бухгалтера указывать фамилии и инициалы лиц, уполномоченных его подписывать. Кроме того, в счет-фактуру организация может внести дополнительный реквизит, например: «Уполномоченное лицо по доверенности N...», где указаны Ф.И.О. самого уполномоченного лица, что не приведет к нарушениям норм налогового законодательства.
Задача 4. Разрешено ли валютным законодательством по договору купли-продажи между российскими юридическими лицами перечислить денежные средства за товар на счет иностранной организации в счет задолженности продавца по другому обязательству? Если возможно, то какие документы нужно оформить?
Ответ: Операция по договору купли-продажи между российскими юридическими лицами по перечислению денежных средств за товар на счет иностранной организации в счет задолженности продавца по другому обязательству не противоречит валютному законодательству. Паспорт сделки в данном случае не оформляется. Покупатель при осуществлении валютной операции, связанной со списанием валюты Российской Федерации со своего расчетного счета, представляет в уполномоченный банк одновременно распоряжение о переводе денежных средств и документы, связанные с проведением валютной операции, указанной в данном распоряжении. Кроме того, покупателем представляются в уполномоченный банк справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций. В качестве подтверждающих документов в уполномоченный банк представляются: копия документа - основания по перечислению денежных средств на счет третьего лица - нерезидента, уведомление должника о смене кредитора, копия договора купли-продажи товаров. Кроме того, уполномоченный банк может запросить копии товарных накладных, подтверждающих наличие задолженности по оплате поставленных товаров (накладные по форме N ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) либо товарно-транспортные накладные, акты сверок между поставщиком и покупателем и т.п.).
Обоснование: Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон N 173-ФЗ). Согласно пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ под резидентами понимаются, в частности, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нерезидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации (пп. «б» п. 7 ч. 1 ст. 1 названного Закона). В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ расчеты между резидентом и нерезидентом с использованием валютных ценностей в качестве средства платежа признаются валютной операцией. В случае если продавец (российское юридическое лицо), имея договор купли-продажи с другим российским юридическим лицом (покупателем), поручит покупателю перечислить денежные средства за товар в счет имевшейся задолженности продавц
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|