Методы выделения метапонятий и детализация понятий
(пирамида знаний) Процесс образования метапонятий, то есть интерпретации групп понятий, полученных на предыдущей стадии, как и обратная процедура — детализация (разукрупнение) понятий, — видимо, принципиально не поддающиеся формализации операции. Они требуют высокой квалификации экспертов, а также наличия способностей к «наклеиванию» лингвистических ярлыков. Если на рис. 4.11 показаны схемы обобщения и детализации на тривиальных примерах, то в реальных предметных областях эта задача оказывается весьма трудоемкой. При этом независимо от того, формальными или неформальными методами были выявлены понятия или детали понятий, присвоение имен которым или интерпретация их — всегда неформальный процесс, в котором инженер по знаниям просит эксперта дать название некоторой группе понятий или отдельных признаков. Рис. 4.11. Обобщение и детализация понятий
Это не всегда удается. Так, в системе АВТАНТЕСТ [Гаврилова, Червинская, 1992] при образовании метапонятий, полученных методами кластерного анализа, интерпретация заняла несколько месяцев и не может считаться удовлетворительной. Это связано с тем, что формальные методы иногда выделяют «искусственные» концепты, в то время как неформальные обычно — практически используемые и потому легко узнаваемые понятия. Методы построения пирамиды знаний 'обязательно включают использование наглядного материала — рисунков, схем, кубиков. Уровни пирамиды чаще возникают в сознании инженера по знаниям именно как некоторые образы. Построение пирамиды знаний может быть основано и на естественной иерархии предметной области, например связанной с организационной структурой предприятия или с уровнем компетентности специалистов (рис. 4.12).
Методы определения отношений Если на стадии 4 (см. рис. 4.10) мы выявили связи между понятиями и использовали их на стадиях 5 и 6 для получения пирамиды знаний, то на стадии 7 мы даем имена связям, то есть превращаем их в отношения. В работе [Поспелов, 1986] указывается на наличие более 200 базовых видов различных отношений, существующих между понятиями. Предложены различные классификации отношений [Келасьев, 1984; Поспелов, 1986]. Следует только подчеркнуть, что помимо универсальных отношений (пространственных, временных, причинно-следственных) существуют еще и специфические отношения, присущие той или иной предметной области [Гаврилова, Червинская, Яшин, 1988]. Интересные возможности к структурированию знаний добавляют системы когнитивной графики. Так, в системе OPAL [Olton,, Muser, Combs et al., 1987] эксперт может манипулировать на экране дисплея изображениями простейших понятий и строить схемы лечения заболеваний, обозначая отношения явными линиями, которые затем именуются. Предлагаемая в данном учебнике методология структурирования опирается на современные представления о структуре человеческой памяти и формах репрезентации информации в ней [Величковский, 1982]. Скудность методов структурирования объясняется тем, что методологическая база инженерии знаний только закладывается, а большинство инженеров по знаниям проводит концептуализацию, руководствуясь наиболее дорогими и неэффективными способами — «проб и ошибок» и «по наитию», то есть исходя из соображений здравого смысла. Состояние и перспективы Автоматизированного приобретения Знаний
В данном параграфе мы рассмотрим автоматизированный подход к проблеме извлечения и структурирования знаний, традиционно называемый приобретением знаний (knowledge acquisition). Поскольку основную трудность в создании интеллектуальных систем представляет домашинный этап проектирования, выполняемый инженером по знаниям (или аналитиком), — анализ предметной области, получение знаний и их структурирование, — эти процедуры традиционно считаются «узким местом» (bottleneck) проектирования экспертных систем [Gaines, 1987; Boose, 1990]. Последние 5-6 лет усилия разработчиков направлены на создание инструментальной программной поддержки деятельности инженера по знаниям и эксперта именно на этих этапах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|