Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существует три основные причины географической концентрации фирм.




Суть понятия кластер

Организация национальных кластеров

Причины географической концентрации фирм

Создание системы кластеров

Кластеры в национальной экономике

Промышленный кластер как развитая форма производственной кооперации

Кластерный подход к решению проблемы модернизации экономики: системный и социальный аспекты

Заключение

Использованная литература

 


Введение

 

Кластер (в экономике) (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> cluster) - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Примером кластера является Кремниевая долина <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0> в США.

Основоположником кластерной теории признанно считается профессор Гарвардской школы Майкл Портер. По мнению Майкла Портера: «кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики».

Кластеры имеют естественное происхождение, их нельзя спроектировать и построить. Колыбелью кластера часто служит территория с особым местоположением. Базовыми предпосылками здесь могут быть географические, природно-климатические условия, но не только. В разных ситуациях территорию может выгодно отличать близость к рынкам сбыта и капитала. При этом выбор специализации кластеров обычно имеет свою историческую логику. Домашние рынки, на которых они возникают, нередко характеризуются ярко выраженной спецификой спроса.

 


1. Суть понятия "кластер"

Кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленные на достижение конкурентных преимуществ в условиях глобализации экономики. Главное, на что нацелены кластеры - это возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. Для бизнеса кластер - это реальная возможность обеспечить себе конкурентоспособность в будущем, то есть, создавать долгосрочную стратегию развития предприятий на 5 - 10 лет и более. Кластеры состоят из предприятий, специализированных в определенном секторе экономики и локализованных географически. В экономической системе кластерное объединение выполняет следующую задачу: сильные предприятия подтягивают за собой мелкие. Ключ к успеху кластера - цивилизованная конкуренция, равнение на лидеров, получение поддержки от лидеров, от административного ресурса региона. В период постиндустриальной экономики кластеры - группы предприятий, в том числе средних и малых, находящихся на одной территории. Кластеры выступают основой эффективного экономического развития территории регионов и способствуют эффективности развития государства в целом. Региональное экономическое развитие на базе создания и стимулирования кластеров предполагает инициативу и активность бизнеса, а также совместных усилий бизнеса, исполнительной и законодательной власти. Роль, которую играют бизнес и власть при создании и развитии отраслевых кластеров различна, но взаимодополняющая. Один из способов развития кластеров - экономические и социальные программы региональной администрации.

Организация национальных кластеров

Кластер не является юридическим лицом. Структура экономического кластера не объединена единым для всех соглашением. Понятие экономического кластера предполагает, что договорные отношения между отдельными предприятиями достаточно устойчивые, то есть носят долговременный характер. Предприятия экономического кластера обслуживают определенный сектор рынка, то есть нацелены на покупателей определенной продукции конкретной территории

Так как единый договор отсутствует, то границы экономического кластера размыты. Мы можем определять те или иные границы экономического кластера в зависимости от тех задач, которые должны решаться в ходе подготовки решений. Так, для одной и той же компании, могут быть построены различные кластеры в зависимости от того региона, который анализируется для принятия решения. Для одних решений рассматриваются продажи в глобальном масштабе, а для других решений в рамках локальной территории. Все это будут различные кластеры. Кластеры будут изменяться по глубине проработки. В одних случаях они будут учитывать только поставщиков и оптовые компании, а для анализа на последствия других решений придется учитывать более широкие связи, начиная с поставок сырья производителям продукции и заканчивая розничными продажами.


Причины географической концентрации фирм

Существует три основные причины географической концентрации фирм.

Первая причина связана с возможностью получать выигрыш от распределения затрат на поддержание и развитие общих для нескольких компаний ресурсов.

Вторая причина сводится к самой по себе географической близости, обеспечивающей дешевизну и быстрые сроки поставки необходимого для бизнеса товара или услуги.

Третья причина состоит в том, что концентрация фирм в пределах одной местности способствует распространению неявного знания <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%8F%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, то есть тех знаний и опыта, которые не могут быть легко формализованы и переданы, и тесно привязаны к носящим их людям. Так, по мнению Макдональда, «Работа индивидов на фирмы и большая часть их ценности для работодателей связана с их членством в сетях {network}, однако членство в сетях является принципиально личным делом, выходящим за пределы фирм и даже лояльности к фирмам». (Macdonald, S. (1992) «Formal Collaboration and Informal Information Flow.» International Journal of Technology Management, 7(1/2/3): 49-60).

Географическая близость в некоторой степени способствует обмену этими неявными знаниями, а также позволяет создать рынок квалифицированной рабочей силы, позволяющий вместо организации передачи знаний вовлекать в ряды компании их носителя. Именно этими обстоятельствами объясняется, что отдельные виды ремесла или подходы к ремеслу обычно развиты и практикуются в строго ограниченных территориальных пределах.

Аналогично, важное значение имеет и возможность неформальной коммуникации представителей фирмы с расположенными в ее районе потребителями продукции.

Таким образом, географическая близость важна не для распространения формализуемого научного знания, а для распространения менее формального неявного знания.

Происходящее на протяжении долгого времени снижение транспортных и коммуникационных издержек оказывает неоднозначное влияние на географическую концентрацию. С одной стороны, отчасти снижается значимость географического соседства для успешного взаимодействия фирм. С другой стороны, передача неявных знаний продолжает основываться, прежде всего, на личном контакте, а низкие транспортные и информационные издержки способствуют дальнейшему разделению труда в мировом масштабе и специализации регионов.

Известный экономист Майкл Портер <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BB_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%80> дал иное объяснение географической концентрации компаний. По его мнению, первопричина - в конкуренции. Если на местном рынке появилась высококонкурентоспособная компания, выбор для остальных становится крайне жёстким - либо повысить свою конкурентоспособность, либо уйти с рынка. Постепенно возникает сообщество фирм с очень высокой конкурентоспособностью. Выходя на другие регионы и иностранные рынки, эти фирмы легко уничтожают местных конкурентов, не прошедших столь жёсткий отбор. В результате на отраслевом рынке доминирует кластер фирм, сосредоточенных на одной территории.

 


3. Создание системы кластеров

 

Именно средний и малый бизнес должен проявлять инициативу по созданию кластеров. Вряд ли приходящие на рынок крупные западные инвесторы и сети будут в этом заинтересованы. Совершенно очевидно, что без научно-теоретической базы, специалистов, даже при наличии инициативы сверху, этот процесс пойдет не быстро. Тем более что создание кластеров по инициативе «снизу» вызывает у многих специалистов серьезные сомнения.

Что может дать организация и развитие кластеров для предприятий малого и среднего бизнеса?

могут быть существенно снижены барьеры выхода на рынок за счет унификации требований в рамках кластера; - возможность достижения эффекта при организованном обучении персонала; - эффективность закупки технических средств и программных продуктов информационных технологий; - получение доступа к заказам (клиентам); - перенос положительной репутации кластера на его участников (бренд); - возможность адаптации систем профессионального образования региона (финансирование за счет бюджетов) к потребностям предприятий кластера; - региональные инновационные и иные программы, реализованные в регионе, могут учитывать интересы кластера;

Для региональной экономики развитие кластеров:

обеспечит повышение занятости населения; - привлечет квалифицированных специалистов; - способствует развитию смежных секторов в экономике и сфере услуг.

Малый бизнес является гарантом:

) создания новых рабочих мест; 2) увеличения налоговой базы; 3) творческой активности населения; 4) увеличения среднего класса, который считается опорой демократического общества.

В своих работах известный экономист ХIХ века Альфред Маршал писал, что значительную роль в кластеризации играют ассоциации предпринимателей (например, как это было в Италии и ряде других европейских стран).

 


4. Кластеры в национальной экономике

 

Для современного Казахстана актуальность концепции кластеров несомненна, поскольку:

·         значительная часть созданного в СССР промышленного потенциала изначально не была ориентирована на рынок;

·         сложившаяся в настоящее время экспортно-сырьевая ориентация национальной экономики не отвечает коренным интересам Казахстана;

·         стремительно разрушается технологический потенциал страны;

·         низкая эффективность казахстанской промышленности;

·         технологическое отставание от развитых стран не позволяет создавать конкурентоспособную наукоемкую продукцию и пр.

Характерные особенности кластеров:

·         наличие крупного предприятия - лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию кластера в целом;

·         территориальная локализация основной массы предприятий - участников кластера;

·         устойчивость и доминирующее значение хозяйственных связей между предприятиями;

·         долговременная координация взаимодействия участников системы в рамках основных систем управления, производственных программ, инновационных процессов; контроля качества и пр.

Рассмотрим возможную структуру кластера (рис. 1).

 


Рис. 1. Возможная структура кластера

 

Иллюстрируемая схема (в силу многообразия реальной действительности и модельного ее представления) не может включать все компоненты, из которых состоит соответствующий кластер. Промышленные кластеры представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, объединенных в производственную цепочку, в рамках которой создается конечный продукт и добавленная стоимость. Более развитые кластеры имеют специализированные базы поставщиков, в большей степени разветвленный массив связанных отраслей, более широкий масштаб поддерживающих отраслей, глубокие связи с потребителями. Кластер может включать в себя стратегические альянсы предприятий с университетами, исследовательскими учреждениями, потребителями, технологическими брокерами и консультантами.

Кластер, исходя из зарубежного опыта, обеспечивает возможность ведения конструктивного и эффективного диалога между государством и другими институтами (см. рис. 2.).

 

Рис. 2. Структуры, взаимодействующие с кластером  


Достижение взаимного соответствия различных сфер предпринимательства во многом зависит от центральных и местных органов власти, обеспечивающих условия функционирования кластера через осуществление налоговой, бюджетной и внешнеэкономической политики. Их роль возрастает в вопросах разработки и реализации планов необходимого технологического обеспечения национальных потребностей, согласованными изменениями политики стандартизации, установления взаимодействия крупного и малого бизнеса, регулирования естественных монополий и т.д. Как справедливо заметил Николаев В.М. «Важнейшим фактором конкурентоспособности кластеров является высокий уровень развития системы связанных институтов и отраслей, а для формирования национальной инновационной системы и притока квалифицированных кадров - государственная политика».

В общеэкономическом смысле кластер способствует достижению конкретного хозяйственного эффекта и усиливает конкурентные преимущества отдельных компаний а, следовательно, кластера в целом.

Однозначно, что кластеры лучше, чем отрасли, охватывают важные связи, обеспечивая взаимодополняемость между отраслями, способствуя развитию технологий, навыков и распространению информации, значимой для осуществления бизнеса. Для стратегического управления предприятиями эти связи оказываются основополагающими в конкурентной борьбе, в определении направлений развития бизнеса, внедрения инноваций, в повышении производительности труда, сокращении производственных затрат и пр. Таким образом, каждая компонента кластера характеризует его важные свойства.

Кластеры варьируются по своим размерам, широте охвата, уровню развития в зависимости от отраслей. Природа кластеров позволяет изменять их границы по мере появления новых компаний и отраслей, с развитием и изменением условий осуществления бизнеса. По мнению Портера М. они присутствуют как в крупномасштабной, так и в малой экономике, в городской или сельской области, а также на нескольких уровнях географического деления. Кластеры наблюдаются как в условиях развитой, так и развивающейся экономики.

Созидательная деятельность кластеров состоит еще и в том, что большинство его участников не конкурируют непосредственно между собой, а обслуживают разные сегменты отрасли.

Их создание исключительно важно для перевода экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс. Такое взаимодействие имеет свои особенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций независимо от их величины. Среднему и малому бизнесу проще приспособиться к изменению конъюнктуры, они меньше зависят от состояния и уровня мировой экономики, а крупные национальные и транснациональные компании создают огромные финансовые ресурсы, позволяющие обеспечить долговременный стратегический маневр.

Кластерные принципы организации производственного взаимодействия широко обсуждаются в Казахстане и используются при формировании и осуществлении национальной промышленной политики, так как их использование позволяет повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе.

Рассмотрение группы компаний и организаций как кластера позволяет выявить благоприятные возможности для координации действий и взаимного улучшения в областях общих интересов без угрозы конкуренции или ограничения интенсивности соперничества.

Превалирование в экономике кластеров, а не изолированных компаний и отраслей важно и для региональной экономики, где наблюдается высокая географическая концентрация взаимосвязанных отраслей. Ключевым фактором успеха при разработке и реализации стратегий развития кластеров является активная позиция лидеров бизнеса и позитивное партнерство между интересами различных предпринимательских групп в регионе.

Таким образом, кластеры представляют собой движущую силу развития экономики, и их по праву можно считать инновационными системами прикладного значения, так как научно-техническое и социально-экономическое развитие требует концентрации национальных ресурсов, а усиление интеллектуального, профессионального и организационного потенциала страны невозможно в отрыве от социума и его духовной базы.

 

4.1 Промышленный кластер как развитая форма производственной кооперации

Главным субъектом хозяйствования и интеграции финансовых потоков в условиях глобализации становятся мезоэкономические структуры - межотраслевые хозяйственные объединения - кластеры, осуществляющие стратегическое управление технологическими цепями - от добычи сырья и разработки новой продукции до ее производства и оптовой или розничной продажи.

При переходе к постиндустриальной информационной экономике рынок производителя превращается в рынок потребителя, который с помощью современных информационных технологий получает возможность выбрать способ удовлетворения своих запросов с помощью различных видов продукции, технологий, брендов и т.д. Маркетинг в данном случае направлен не на поиск новых каналов продажи уже существующего товара, а на подготовку производства новых товаров, которые лучше смогут удовлетворить быстро изменяющие потребности.

Основным мезоэкономическим звеном такой экономики становится уже не отрасль, а кластер - сгусток, пучок, блок, пакет взаимосвязанных предприятий и организаций, включающий специализированных поставщиков товаров и услуг, производителей конечного продукта технологической цепочки и сервисные организации, обеспечивающие его доставку потребителям и их обслуживание. В состав кластера входят научные, образовательные и финансовые учреждения. Теории экономических кластеров в последние годы посвящено большое число зарубежных монографий и других публикаций. Основываясь на работах А. Вебера и Й. Шумпетера, опубликованных еще в первой трети ХХ в., они исследуют генезис кластеров как межотраслевых комплексов, порожденных развитием кооперирования при переходе к постиндустриальной информационной экономике. Кластеры рассматриваются как основная организационная форма современного экономического развития, структура информационного века, обусловленная глобализацией экономики. Кластеризация рассматривается как важное конкурентное преимущество национальной экономики, обеспечивающая реальный синергетический эффект Одним из первых роль кластеров в современной экономике выявил М. Портер, проанализировав конкурентные позиции более 100 отраслей различных стран (химическая и полиграфическая промышленность Германии, текстильное машиностроение и фармацевтика Швейцарии, машиностроение Швеции, программное обеспечение компьютеров, производство медицинских инструментов и кинофильмов в США, керамика Италии и др.). При этом в кластер он включал как вертикальные (покупатель - поставщик), так и горизонтальные (общие клиенты, технологии, посредники и т.д.) взаимоотношения при организации экспорта и его финансирования. 

Следует интегрировать два подхода к анализу природы кластеров - инновационный и логистический. Соединение теории кластерного механизма с современными концепциями инновационного развития еще в 70-х гг. было предпринято в работах К.де Брессона и других зарубежных авторов с использованием матрицы «затраты-выпуск» или контактам между отраслями, связанными отношениями поставок и приобретения, которые ведут к образованию кластеров. Наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации. В 80-х гг. на базе концепции инновационной среды, разработанной группой ГРЕМИ (Group de Recherchй European sur les Milieux Innovateurs), были проведены исследования инновационной активности экономически развитых, а затем - отстающих и слаборазвитых регионов ЕС. Под кластером инновационной активности понимается совокупность базисных нововведений, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном пространстве.

Инновационный кластер - это объединение различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений, органов государственного управления, профсоюзов, общественных организаций и пр.), которое позволяет использовать преимущества внутрифирменной координации и рыночного механизма - для более быстрого и эффективного освоения новых знаний. При этом инновации распространяются по сети взаимосвязей в общем экономическом пространстве, облегчая комбинацию факторов производства. Вертикальная специализация дает возможность выделить инновационно-инвестиционный проект в отдельную финансовую систему, углубляя тем самым разделение труда и разнообразие внутренних связей. 

Таким образом, кластер представляет собой систему распространения новых знаний и технологий на базе формирования сети устойчивых связей между всеми участниками кластера, технологической сети. Роли кластеров в создании национальной инновационной системы, их преимуществам и проблемам развития посвящены работы С.В. Матвиенко и ряда других авторов. Обобщен опыт формирования региональных и межрегиональных кластеров в Норвегии, Германии, Шотландии, США, Финляндии, проведено международное сравнение кластеров. Кластерный анализ базируется на оценке инновационного потенциала данного региона и создании бизнес-сетей, участники которой проявляют высокую творческую активность, соединяя конкурентные преимущества и защиту интеллектуальной собственности с сотрудничеством в международных коллективах. В публикациях последних лет обращается особое внимание на успешный опыт кластеров Силиконовой долины, Бостона, Китая (биотехнологии), Ирландии (информатика), Израиля (венчурное финансирование), в основу развития которых были положены высокие технологии. Это подтверждает анализ биотехнологических кластеров, машиностроительных и электротехнических кластеров Китая, Тайваня и Японии.

Инновационный подход был положен в основу моделирования эволюции кластеров (на примере ФРГ и других стран), а также обоснования региональной политики и создания особых экономических зон (ОЭЗ). Для Северо-Западного ФО особый интерес представляет опыт стран Скандинавии, в частности, Финляндии, которая согласно исследованиям Мирового Экономического форума (World Economic Forum) занимает первые места в рейтинге текущей (Microeconomic competitiveness Index) и перспективной конкурентоспособности (Growth competitiveness Index), обогнав такие ведущие индустриальные державы, как Япония и Великобритания. Как отмечают финские исследователи, основой устойчивой конкурентоспособности Финляндии стало развитие промышленных кластеров - сети независимых производственных и/или сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, НИИ, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости. Кластерный подход к анализу структуры экономики Финляндии был использован для разработки промышленной политики этой страны. Он стал базовым аналитическим инструментом для построения национальной инновационной системы с учетом кластерной природы конкурентоспособных производств. Второй, логистический подход к анализу природы кластеров связан с формированием цепочек приращения стоимости. Эти цепочки позволяют создавать диверсифицированные, а не моноспециализированные кластеры, ориентированные на удовлетворение данного класса потребителей широким ассортиментом продуктов.

Критерием для выделения базовой компании кластера является ее способность производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. Кластер в целом, как показано М.В. Николаевым, должен обладать следующими отличительными признаками: - его доля на рынке соответствующей продукции (национальном и мировом) превышает среднюю долю экономики региона (ВРП) на этом рынке; - темп прироста продукции кластера превышает средний темп прироста ВРП; - конкурентоспособность кластера с учетом удельных затрат и качества продукции не уступает соответствующим секторам экономики других стран и регионов; - устойчивое кооперирование отраслей, входящих в кластер, формирование на этой основе агломерационных проектов, ВИК и сетевых форм организаций; - развитие информационных и маркетинговых связей между предприятиями кластера на основе современных технологий, формирование в рамках межрегиональной экономической интеграции недостающих звеньев цепочки создания стоимости, общих стандартов производства, поставок и управления, активное развитие кластерных брендов.

Однако в структуре экономического кластера М.В. Николаев не выделяет финансовый центр, планирующий и контролирующий финансовые потоки и прирост добавленной стоимости в цепочке «маркетинг - разработка - производство - сбыт - потребление». В итоге структура кластера приобретает следующий вид. В результате кластер представляет собой комплекс взаимосвязанных секторов экономики, включающий базовую (профилирующую) отрасль, отрасли-поставщики и отрасли-потребители ее продукта, а также производителей соответствующего оборудования и услуг, в первую очередь, научно-образовательных и высокотехнологичных, логистических, маркетинговых и финансовых.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...