Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кластерный подход к решению проблемы модернизации экономики: системный и социальный аспекты




 

Мировой кризис в наибольшей степени затронул постсоветские страны - Россию, Казахстан и ряд других. Серьезные проблемы системного характера достаточно долго нивелировались благоприятной рыночной конъюнктурой, отмечавшейся в последние годы на рынках сырьевых ресурсов. Сегодня их решение становится настоятельной необходимостью.

Сформировавшуюся в этих странах модель развития можно охарактеризовать как рентную, коррупционную, несовместимую с инновациями, подавляющую конкуренцию, снижающую эффективность экономической системы, сопровождающуюся социальными издержками, порождающую социальный цинизм.

Безальтернативность модернизационного пути предполагает четкое определение механизмов выхода на него. На наш взгляд, наиболее адекватным является системно-социализированный подход, учитывающий коренные изменения в функционировании экономических систем, которые происходят в начале XXI в., и акцентирующий внимание на социальных сторонах происходящих процессов. Системный подход включает несколько аспектов: компонентно-структурный, определяющий компонентный состав и внутреннюю форму системы, способы взаимосвязи и взаимодействия образующих систему компонентов; функциональный, учитывающий то, что функции системы являются результатом действия ее компонентов; системно-интегративный, сосредоточивающийся на факторах системности и тех механизмах, которые обеспечивают целостность, устойчивость, качественную специфику, а также совершенствование и развитие системы.

Особая роль принадлежит свойству целостности, которая выступает как несводимость свойств системы к свойствам ее элементов. Целостность предполагает интегрированность системы и всех ее параметров, возникновение новых свойств, повышение функциональности системных субъектов за счет эффективного реагирования на вызовы времени, усиления регулируемости и сбалансированности изменений и отношений. Целостность характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Системно-социализированный подход задает общее направление исследованию социально-экономических явлений и процессов, рассматриваемых как органичное целое. При этом внимание акцентируется на усилении роли социального начала, формировании социально стабильной, устойчивой экономики, что является одной из ключевых задач экономического развития.

Проблема социализации экономических отношений рассматривается нами в контексте преодоления методологического индивидуализма и выдвижения на передний план сотрудничества как важнейшей характеристики человеческого общежития и его хозяйственной организации; расширения горизонтальных связей, базирующихся на обмене живой деятельностью и предполагающих встречную трансляцию знаний, умений, навыков, координацию действий субъектов обмена, формирование и развитие их творческих способностей; сочетания конкуренции и кооперации; согласования интересов при смещении акцентов с индивидуальных на коллективные; преодоления оппортунистического поведения. В то же время системный подход не должен подменяться холистическим подходом, предполагающим поглощение части целым, пренебрежение интересами части. Необходимо адекватное сочетание части с целым - индивида с коллективом.

Экономические отношения, механизмы рыночной и нерыночной координации обусловлены действием экономических институтов, эмпирически фиксирующих устойчивые формы отношений между экономическими агентами. Коллективные решения и правила, нормы и соглашения, которых должны придерживаться все агенты, упорядочивают экономические отношения, происходящие трансформационные процессы, способствуя устойчивости и усилению системных качеств. Чем более институциализированы отношения в экономической системе, тем она стабильнее.

Системные и социальные аспекты, согласуясь с триадой JCG3, эффективно вписываются в кластерную логику развития. Реализация кластерных инициатив требует четкого понимания сути кластера, учета определяющих факторов его развития, а также тенденций их изменения, наметившихся в условиях усилившихся процессов глобализации и постиндустриальных вызовов. Мы определяем кластер как группу сконцентрированных по географическому признаку взаимосвязанных компаний (производителей, поставщиков, потребителей), научно-исследовательских учреждений, образовательных организаций, местных органов государственной власти, инфраструктурных элементов, которые взаимодействуют, взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга, обеспечивая на конкурентной основе синергетический эффект региональной агломерации.

Главная идея кластерной технологии заключается в поддержании либо создании конкурентной среды. Конкурируя между собой внутри кластера, фирмы повышают свою инновационную активность. В результате происходит формирование внутренней конкурентной среды и сильных конкурентных позиций на внешнем рынке. Кластер характеризуется сложной комбинацией конкуренции и кооперации. Их сочетание является главным признаком кластера, который не в полной мере учитывается российскими и казахстанскими разработчиками программ развития кластеров, тяготеющих к созданию вертикальных образований наподобие территориально-производственных комплексов, идеология построения которых была выработана еще в Советском Союзе.

В России довольно активно обсуждается возможность использования кластерного подхода к процессу модернизации. Разработан проект Концепции развития кластерной политики в РФ, существуют планы создания кластеров (Нижнекамский нефтехимический, автомобильный кластер в Поволжье, Санкт-Петербургский морской кластер, Ивановский текстильный кластер, кластер по переработке титана в Свердловской области). Однако о каких-либо конкретных результатах говорить пока рано.

Кластерная инициатива развития экономики Казахстана нашла отражение в стартовавшем в 2004 г. проекте ”Диверсификация экономики Казахстана посредством развития кластеров в недобывающих отраслях”. В том же году АО ”Центр маркетингово-аналитических исследований” заключил контракт с американской консалтинговой компанией ”JE Austin” по оценке конкурентоспособности действующих и потенциально перспективных секторов казахстанской экономики. Цель проекта - повышение конкурентоспособности недобывающих отраслей экономики, увеличение производительности, развитие кластеров. Проанализировав ситуацию в 150 секторах национальной экономики, консультанты пришли к выводу, что с некоторой натяжкой внимания заслуживают лишь 23 отрасли. Лучшими были названы девять. Правительство выделило семь приоритетных секторов, в которых и разрабатывались в дальнейшем ”пилотные” кластеры: металлургия (Центральный Казахстан), нефтегазовое машиностроение (Западный Казахстан), текстильный (Южный Казахстан), пищевая промышленность (сельскохозяйственные области), производство строительных материалов (Алматинская область), туризм (Алматы), транспортная логистика (транспортный коридор между Китаем и Европой).

Ряд казахстанских ученых считает, что перспективно создание кластеров и в других секторах экономики - нефтяной и газовой отраслях, химической промышленности, биотехнологии, фармацевтике, машиностроении, информационных технологиях.

Применительно к казахстанской экономике можно выделить два типа кластеров: на базе экспортоориентированного производства и на базе быстрорастущей отрасли или отрасли, смежной с быстрорастущей отраслью. Создание кластеров первого типа направлено на привлечение инвестиций и развитие конкуренции посредством организации новых предприятий, в том числе ориентированных на производство продукции более высоких переделов. При этом достигается двоякий результат - повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на мировом рынке и развитие импортозамещающих производств.

К первому типу в Казахстане можно отнести металлургический и текстильный кластеры. К кластерам второго типа - транспортно-логистический, туристический, пищевые кластеры, кластеры строительных материалов, кластер по производству резервуаров высокого давления (нефтегазовое оборудование). Наличие в кластерах ярко выраженного ядра (как правило, одно предприятие), базирование на вертикальной технологической цепочке на стадии формирования кластеров не способствует развитию в них конкуренции. Только создание новых предприятий может запустить ее механизм.

Как известно, существуют две модели кластерной политики: англо-саксонская, предложенная М.Портером (основана на самоорганизации экономических агентов; роль государства сводится к устранению барьеров на пути их развития и не предполагает прямого государственного вмешательства), и континентальная (активное участие государства в выделении кластеров, финансировании программ их развития и т.п.).

И для России, и для Казахстана наиболее целесообразной, на наш взгляд, является модель кластерной политики с активным, но не чрезмерным участием государства (созданные ”сверху” искусственным путем кластеры, не обладающие внутренним движущим механизмом, могут оказаться нежизнеспособными). Государство должно сосредоточиться на создании условий, инициирующих и поддерживающих кластерные процессы, а меры, осуществляемые государством, - носить индикативный характер, обеспечивая условия для развития предпринимательской деятельности, в том числе в приоритетных секторах экономики, способствовать формированию и развитию инфраструктурных элементов (технопарков, бизнес-инкубаторов, бизнес-лабораторий и др.) и т.д. При этом важно учитывать современные тенденции развития, возникновение новых факторов. Так, в условиях все более проявляющихся постиндустриальных вызовов, по нашему мнению, становятся значимыми не только материальные, но и виртуальные ресурсы развития - информация, коммуникации, знания, инновационная активность, сетевые формы организации бизнеса. Именно они во многом определяют конкурентные преимущества кластеров, усиливают синергетический эффект. Для их развития необходимы соответствующие институциональные условия, обеспечиваемые, в том числе, и государственной поддержкой.

Обладая интегрирующим свойством, кластерный подход позволяет преодолеть фрагментарность экономического развития (что особенно важно в условиях анклавизации экономики Казахстана), обеспечить его целенаправленность, результативность. Оценка эффективности кластера, по нашему мнению, не может сводиться только к экономическим выгодам: помимо прибыльности, восприимчивости к инновациям, финансовой устойчивости и т.п., важно повышение уровня жизни населения территории, сокращение безработицы, формирование среднего класса.

Целью кластерного развития должно быть повышение уровня и качества жизни населения, улучшение качества человеческого потенциала, что, в свою очередь, становится источником инновационного развития экономики, обеспечивающего рост конкурентоспособности предприятия, региона, страны в целом. В то же время это способствует увеличению инвестиций не только в производство, но и в человеческий капитал. Данная взаимосвязь подчеркивает необходимость использования кластерного подхода, во-первых, для решения социальных задач, во-вторых, для перевода экономического развития на инновационные рельсы.

Преодоление фрагментарности экономики достигается за счет согласования интересов участников регионального сообщества (через планы развития территорий), втягивания в развитие ядром кластера близлежащего окружения и установления партнерских отношений между ними благодаря активному включению государственных структур в его функционирование (через механизмы государственно-частного партнерства, создания социально-предпринимательских корпораций на территории кластера). Результатом инновационной деятельности в рамках кластера является формирование ”совокупного инновационного продукта” как результата коллективного труда фирм, научно-исследовательских и образовательных учреждений, расположенных на его территории, что становится возможным на базе их совместного доступа к информации, новым технологиям, прогрессивным методам управления, совместного использования каналов продвижения товаров, систем подготовки кадров, генерации и реализации научных идей, а также повышения степени доверия между участниками кластерного образования вследствие их постоянного взаимодействия, осознания их взаимосвязи и взаимозависимости, распределения рисков между ними.

 


Заключение

 

Таким образом, реализация системно-социализированного подхода к региональной кластерной политике будет способствовать диверсификации экономики, повышению ее конкурентоспособности, росту инновационной активности и качества жизни населения. Кластеры сочетают в себе индустриальный тип развития с элементами постиндустриализма, что связано с удлинением цепочек добавленной стоимости, освоением высокотехнологичных переделов продукции, формированием сетевых отношений, созданием условий для самореализации человека. Развитие кластеров способствует выравниванию уровней развития отдельных территорий страны, снятию социальной напряженности, устранению анклавизации. А ориентация на реализацию триады ”институты - конкуренция - государство” обеспечивает эффективное функционирование формируемых кластеров

 


Использованная литература

 

1.  Взаимодействие малого и крупного бизнеса. Информационно-аналитический сборник. Институт предпринимательства и инвестиций, Москва, апрель 2003

2. Портер М. Международная конкуренция.

.   Мингалева Ж., Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона.

.   Матвиенко С.В. Формирование и развитие региональных и макрорегиональных инновационных систем: финансовое, кадровое и организационное обеспечение.

.   Николаев М.В. Организационно-экономические формы межрегиональной интеграции в условиях глобализации.

.   Каплински Р. Распространить положительное влияние глобализации: анализ «цепочек» приращения стоимости Вопр. экономики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...