Политические учения античности.
В истории возникновения и развития древнегреческой политической мысли более или менее отчетливо выделяются три периода. Ранний период (IX-VI вв. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений (Гомер, Гесиод) и формируется философский подход к проблемам государства и права (Пифагор и его последователи, Гераклит). Второй период (V - первая половина VI в. до н.э.) - это время расцвета древнегpечeской и политико-правовой мысли, нашедшего свое отражение в учениях Демокрита софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Третий период (вторая половина IV-II в. до н.э.)- период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадения греческих полисов сперва под власть Македонии, а затем Рима. Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. Античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась, как идеология свободных. Свобода – фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот древнегреческой политической теории и практики. В процессе развития древнегреческой политической и правовой мысли ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно уступали место формировавшемуся философскому подходу (Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон), и зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права. Концептуальную завершенность программы стабилизации политической структуры полиса приобрели в теориях Платона и Аристотеля.
Платон (427-347 гг. до н.э.) выступал с утопической теорией «идеального» государства. Главное зло для современного ему общества Платон видит в человеческом эгоизме, который вытекает из комерциализации человеческих отношений. Как теоретическую и практическую альтернативу такому «нездоровому» обществу Платон в диалоге «Государство» выдвигает проект идеального государственного устройства. Суть его заключается в разделении граждан на три разряда - лагеря: философов-управляющих, охрану и специфический третий разряд непосредственных производителей. Содержание конструкции Платона заключается в фундаментальной перестройке самого полисного жизнеустройства: отстранение от управления обществом большинства свободных граждан и передача их политических прав замкнутому ограниченному лагерю. Принцип Платона «делать свое дело» противостоит полисному принципу общего доступа к политическим решениям. Платон стал разработчиком теории тотального государственного центризма. Идеальная конструкция Платона предлагает принципиально недвижимое и нераздельное государственное устройство. У высших управленческих разрядов отменяется частная собственность, а вместе с ней и соответствующие материальные интересы и экономическая свобода. У низшего производственного разряда частная собственность сохраняется, но он отстранен от участия в управлении государством и лишен свободы политического волеизъявления. В конце своей жизни Платон создает в диалоге «Законы» «приземленную» версию «второго по совершенству государства». Невозможность непосредственно прямо перейти к «идеальному» государству из-за несовершенства человеческой природы приводит Платона к идее о необходимости подготовительной ступени к ней. «Второе по совершенству государство» является приближением утопии к реальности, продуктом компромисса с действительностью.
Вместо внутреннего осознания Платон предлагает пользоваться во «втором» государстве системой законодательного принуждения, его проект представляет собой жесткое полицейско-казарменное государство. Регламентация охватывает не только верхи, но и низы, распространяется на все стороны человеческой жизни, вплоть до брака и половых отношений. Она определяет распорядок дня и ночи, коллективное единомыслие, периодическую «чистку» нежелательных элементов, контроль за экономической жизнью с запретом владения золотом и серебром. Более реально выглядит творчество Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), которое явилось наивысшим достижением античной политической мысли. Он перевел ее развитие из плоскости публицистики или утопизма в плоскость научной теории. Тоталитарной программе «абсолютного единства» Аристотель противопоставляет идею «относительного единства», которая базируется на достижении сбалансированного соединения «частных» интересов. Одним из аспектов этой идеи является и разработанная им классификация государственных форм: их разделение в зависимости от количества властвующих (один, несколько, большинство) он не делает принципиальным, выдвигая на первый план внутреннее качество правления. А оно может быть регулируемым («правильным») и нерегулируемым («неправильным»). В правильных формах правящие субъекты через систему норм и ограничений различного характера действуют в интересах общественного благосостояния. В неправильных же формах правящие субъекты не сдерживаются такой системой норм и ограничений, а поэтому и действуют они ради собственных интересов, устанавливая режимы абсолютного правления. Правильными формами являются монархия (правление одного ради общего благосостояния), аристократия (правление немногих лучших в общих интересах), полития (сбалансированное правление отобранного на основании ценза большинства ради общего благосостояния). Неправильными формами являются тирания (неограниченное правление одного в своих собственных интересах), олигархия (правление немногих наиболее богатых граждан ради собственного благосостояния), демократия (неограниченное правление малообеспеченного большинства, осуществляемое исключительно в собственных интересах).
Основной путь преобразования неправильных форм в правильные Аристотель видит в сбалансированности и регулировании давления личностных интересов (прежде всего обеспеченного меньшинства и необеспеченного большинства) таким образом, чтобы в государственном устройстве были «представлены оба начала вместе и ни один из них отдельно» (Политика, 35). Наиболее полная реализация идеи такой формы правления возможна в политии (системе регулируемой демократии), которая является, по Аристотелю, конструкцией эталона государственной власти вообще. Аристотель считает, что фундаментальной основой устойчивой «правильной» демократии может стать «средний элемент» Итоговый вывод Аристотеля заключается в том, что «лишь там, где в составе населения средний класс имеет преимущество или над обеими крайностями, или над одной из них, государственный уклад может рассчитывать на устойчивость» (Политика, 35, 40). Аристотель стал начинателем специфического античного либерализма, всей либеральной тенденции в мировой политической мысли вообще. Способ и содержание решения проблемы, предложенные Аристотелем в условиях полиса, аналогичны рецептам либеральной мысли Нового времени, возникших в принципиально других условиях. Либеральная линия развития античной политической мысли получила свое дальнейшее развитие в теориях «смешанного» государственного устройства Полибия и римлянина Цицерона. Греческий историк эпохи эллинизма Полибий (210-128 гг. до н.э.) в трактате «Общая история в сорока книгах» констатирует факт внутренней неустойчивости всех известных политических форм (царства, аристократии, демократии), их склонности к вырождению в свои негативные противоположности (тиранию, олигархию, охлократию - власть толпы). Поясняя, что каждая из них воплощает лишь одно необходимое начало, Полибий делает вывод о необходимости их объединения в одной «смешанной» форме таким образом, чтобы «ни одна из них не развивалась слишком и из-за этого не превращалась в родственную ей противоположную форму».
Осмысливая феномен величия Римского государства, Полибий видит первопричину его успехов в очень мастерском одновременном сочетании позитивных элементов трех возможных форм правления, которые взаимно сдерживают и уравновешивают одна другую: консульской власти (царского начала), власти сената (аристократического начала) и власти народного собрания (демократического начала). При этом ни одному из трех элементов римской власти не отдается явного предпочтения, они взаимно дополняют и взаимоограничивают друг друга. Древнегреческая политическая мысль нашла свое продолжение у древних римлян. Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что «народ - не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок». Возникновение государства не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности оно (государство) носит божественный характер и основано на всеобщем разуме и справедливости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|