Древнейшие памятники письменности восточных славян.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В сказании «о письменах» болгарского монаха Храбрачерноризца, жившего на рубеже 9-10 веков, говорилось, что славяне, когда были язычниками не имели письмен, но считали и гадали с помощью черт и резы. Арабский писатель Эль Массуди, живший в 10 веке, сообщал, что во время поездки на Русь в одном из языческих храмов он видел пророчества начертанные на камне. Большинство ученых считает что до крещения Руси славяне использовали примитивное письмо, они могли пользоваться буквами разных алфавитов, а так же создавать свои наборы знаков, которыми пользовались для гаданий счета, обозначения дат и прочего. В частности, еще в конце 19 века под Рязанью был найден сосуд с 14 непонятными знаками. Это могли быть родовые клейма. В 1958 году на Валыни были произведены раскопки языческого святилища второго, четвертого веков, были обнаружены 2 глиняных сосуда покрытых большим количеством значком и рисунков. Есть данные о том, что уже в 10 веке на Руси использовалась славянская письменность созданная Кириллом и Мефодием. До крещения Руси могла использоваться славянская письменность, в частности в Киеве хранили славянские переводы договоров с Византией 911, 944 и 971 годов. В 1949 при раскопках у села Гнездова под Смоленском, была обнаружена глиняная корчага с кириллической надписью, которая относиться к 1 половине 10 века. «Гороухща» (горчица, горючее, горох …). Находка деревянных цилиндров в Новгороде 970х годов. О русских письменах так же сообщает арабский писатель Ибн эль Недим в книге росписи известий об ученых и именах сочиненных ими книг. 987-88 перед крещением Руси.
Сегодня считается самой древней найденной книгой Новгородская псалтырь начало 11 века.
В 2000 году в Новгороде нашли кодекс из трех деревянных дощечек с прямоугольными углублениями залитыми воском (церы). До этого самой древней книгой считалось Остромирово Евангелие (1056-57), а новый источник 1010. Кодекс содержит записи трех псалмов. Книга принадлжеала монаху Исакию, который в 999 году был поставлен на служение в город суздаль.
Древнерусское письмо, устав, полуустав скоропись
Устав – древнейшая форма кириллицы, характерная для рукописей 11-14 веков. Буквы отличались прямолинейностью и тщательностью написания. Буквы писались отдельно друг от друга при этом нет разделения текста на отдельные слова, форма букв приближалась к квадрату. Обычно писали широконечным пером. Написание некоторых букв Н- N, И – Н, Ч – Y. Полуустав – это новая форма кириллицы сложившиеся с 14 века. В это время возрастает потребность в книгах, поэтому писцы стали писать быстрее и убористей этот подчерк более мелкий и округлый. Появились слитные буквы, называются лигатуры. Появились знаки ударения Скоропись – это тип письма появился на рубеже 14-15 веков. Отличалась разнообразием одних и тех же букв. /// - ск.
Летописание. Данилевский Игорь Николаевич. Повесть временных Лет Москва 2004 год. Летописание велось с 11 по 17 века. Название этого вида источника отражает его главную особенность. Запись событий по годам их совершения. Летописный свод - они включают в себя сборники, летописи, повести, сказания, предания. Протограф – это предполагаемо исходный текст, который лег в основу летописи или свода. Летописи могли развиваться во времени. Новые авторы и переписчики могли изменить и удлинить текст. В этом случае появляется новая редакция летописи. Если текст переписывался без особых изменений, то такую копию принято называть списком. Т.е список – это когда текст полностью переписывается. Наименование летописи может происходить от её самоназвания. По местонахождению. По Ипатьевскому монастырю. По именам владельцев или заказчиков, либо по центру, где они назывались напр. Новгородская летопись. Летописи имели иллюстрации. самым известным является лицевой летописный свод середины 16 века. Он состоит из 10 томов и имеет около 16 тысяч миниатюр. Некоторые из них Путешествие великорецкой иконы в Москву.
Создание летописей, заказчиком летописей могли быть князья, архиереи, монастыри и т.д. Летописи создавались на дворах князей и митрополитов в церквах и монастрях. Многие летопись охватывают события начиная с библейских времен, обычно начиная с расселения после библейского потопа. Даже местные летописи включали в себя обще российские события, начиная с киевской Руси. Точное понимание текста начинается с правильного ответа на вопрос о его замысле. Данилевский. По его мнению, летописец рассматривал события через призму религиозного сознания, объясняя связь между ними и божественной волей. Для летописца, священная история это вневременная и постоянно заново переживаемая в реальных событиях ценность. То или иное событие было важно для летопица по стольку, поскольку оно являлось со-Бытием. Отсюда следовал и способ описания этих событий. Через прямое или опосредованное цитирование авторитетных текстов, чаще всего через Св.Пис. через призму этих текстов, автор воспринимал и излогал современные ему события. И пришел к выводу что многие сюжеты написаны по аналогии с библейскими текстами. Так в рассказах о князе владимире берутся фрагменты жизни из книги царств царя Соломона. По мнению Данилевского летопись имела эсхатологический смысл. Анализируя само название повесть временных лет, он приходит к выводу, что временные лета…содержится и конечная цель повествования. «По-вести», оно должно быть доведено до Царства Небесного, когда наступят последние дни. В этом случае летописец скорее всего писал своеобразную книгу жизни, которая должна быть написана или представлена на страшном суде. Так же можно видеть параллели на примере смерти Святополка. Этот рассказ оказывается не столько описанием реальных событий, а своего рода библейской установкой, как должно быть с братоубийцей.
Законодательные источники Одной из важнейших функций государства является формирование определенных норм жизни. В первую очередь через издание законов. Вплоть до начала 20 века в России действовали три основные типа или вида права. Это государственного право, церковное право (каноническое), обычное право (обычай). До революции большая часть населения, жившая в общинах, руководствовались нормами обычного права или традиции. Правовая система Западной Европы формировалась на основе Римского права. На Руси в определенной степени оно заменялось нормами Св.Пис. на этой основе стало формироваться каноническое право, которое большое внимание уделяло духовной и семейной жизни человека. При изучении законов, следует помнить, что они формулируют желательные нормы поведения. В тоже время действия данного закона говорит о том, что соблюдение указанных в нем норм не стало общим правилом. До конца 17 века, фактические не один закон полностью не исполнялся, из-за отсутсвия должного контроля. В древней Руси была русская правда созданная в 11 веке при Ярославе Мудром. Имеет три редакции: краткая, пространная и сокращенная. В основном содержала дела уголовно-гражданского судопроизводства. В период раздробленности правовые нормы регулировались судами и уставными грамотами. Начиная с 15 века появляются судебники Иоанна 3. В 17 веке Соборное уложение Алексея Михайловича. Параллельно со светским правом существовало церковное или каноническое право, оно включает в себя апостольские правила 7 вселенских и 10 поместных соборов, а так же свято-отеческие правила. Они вошли в НомоКанон. Это сборник церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленный в 6 веке константинопольским патриархом Иоанном схоластиком и в последствии дополнен. В 11 веке номоканон был переведен для болгарской церкви после чего появился на Руси. И был положен в основу древнерусской кормчей книги в конце 13 века - Основного источника церковного права на Руси. был дополнен русскими источниками, статьями русской правды, церковными уставами русских князей и т.д. Церковные уставы русских князей. Многие правила номоканона были чужды русским правовым традициям. Поэтому после крещения Руси начинается развитие собственного русского церковного права. Так появились устав князя Владимира и его сына Ярослава мудрого.
Дела подлежащие по уставу церковному суду. Как правило касались семейно-брачных отношений преступлений против семьи и нарушениях моральных норм. В том числе это развод, умыкание невесты, ссоры супругов, обычно из-за имущества, дурное обращение с родными, тяжбы о наследстве, кроме того сюда входили дела о преступлении против веры и церкви. Дела об оскорблении словом и делом. Кроме того судились духовенство, клир, врачи, юродивые и отпущенники. Стоглавый собор 1551 года, который был призван создать единое духовное пространство московского государства. в частности все местночтимые святые были признаны общими святыми. И были введены общие каноны иконописания. В 18 веке законы меняются. Наиболее характерной чертой нового времени З.Евр. - являются права человека. Для России была характерна фиксация прав сословий. В то же время устанавливаются новые принципы, в том числе «незнание закона не освобождает от ответственности», «Закон обратной силы не имеет». Законы издавали под названием манифестов, указов, регламентов, учреждений об управлении губерний, жалованных грамот. Манифесты издавались лично царем в связи с важнейшими событиями в стране. Объявление войны или мира. Восшествие на престол, манифест о секуляризации церковных земель 1764, об освобождении крестьян. Указы были императорские или сенаторские. Регламенты – определяли структуру, штаты, формы деятельности органов власти. ф. м орг власти. определяли учреждения и уставы. Воинские уставы, определяли права и обязанности воинских чинов, устройства арми и флота, воинскую дисциплину. Внешние полит вопросы отражались в трактатах. В 1830 комиссия во главе с михаилом спирантским подготовила и издала полное собрание законов российской империи. Комиссия спустя 2 года подготовила 15 томный свод законов Р.И в который вошли действующие законы.
Актовые материалы – Происходит от латинского слова actum est, - то что сделано – совершен. Под актами понимаются документы, в которых зафиксированы экономические или политические сделки и договоры, акты как правило предоставляют какие либо права или служат доказательством наличия таких прав. Важно различать акты и законы. В отличие от законов, которые утанавливают правовые нормы, акты лишь используют их.
ДОМОСТРОЙ
-это памятник русской литературы 16 века, который является сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семье, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Домострой является калькой древнегреческого ойкономика или экономика – правило ведения хозяйства. «Мир русского человека 16-17 веков, по домострою и памятникам права» М-2003. Найденова Л.П. Домострой систематизировал сложившееся в то время морально этические нормы поведения и нравоучительные тексты. В частности это были сборники, такие как Златоуст, Пчела, Измаракт. Кроме того использовались разные обиходники, епитимейники, так же западно-европейские домострои. По жанру, домострой ближе всего к поучению. Она сложилась в эпоху Ивана Грозного в период складывания единого, централизованного государства. именно в это время появляется 100главый собор, который свел воедино церковные правила и обряды. Появляются великие минеи четьи. Объединение летописаний, возникает многотомный лицевой рукописный свод. Редактором, а возможно и автором, стал духовник царя священник Сильвестр. Структура домостроя. Делится на 3 основные части. 1 часть называется о духовном устроении. Како веровати и как царя чтити. 2 часть о мирском строении, речь идет о развитии семейных отношений. Как жити с женами, с детьми и домочадцами. 3-е о домовном строении. К основному тексту были добавлены послания Сильвестра к сыну Анфиму. Большое значение автор предавал, молитве, службе, посту, отношения с духовником. Человек служит Богу не только постом и молитвой, но и всей повседневной жизнью. Вера определяет отношение его к другому человеку, труду и богатству. Отношение к царю. Устройство божественное проецируется Сильвестром на государство и на семью. Т.е царь подобно Иисусу, а отец глава семейства. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ ПОЛОЖЕНИЯ. Домойстрой был адресован самым широким слоям населения, кто имел свой дом и хозяйсвто. Это книга бытовала в среде дворянства, духовенства, горожан. Хозяин и слуги. Хозяева должны быть милостивы, а слуга должен довольствоваться своим положением. Хозяин сам должен обучать своих слуг разным рукоделием. Большое внимание уделялось семейным отношениям. Женщины помимо хозяйства, была заступницей и занималась благотворительностью. Если мужчина должен быть строгим, справедливым, честным, то от женщины требовались чистота, послушание, умение угодить своему мужу, хорошо устроить дом, следить за слугами, знать любое рукоделие. Воспитание было основано на строгом отношении к детям, традиционно для того времени. Праздность же является источником злоб и пороков. Богатство не является самоцелью, а лишь средством к спасению через содержанию своей семьи, слуг и помощи другим людям.
Иностранцы в России Первая иностранная слобода появилась при Василии 3м в начале 16 века «Налейка». Кукуй, в день иностранцев продавали вино и пиво. В середине 17 века появляется немецкая или иноземная слобода. Е ё жители были если не авторами, то информаторами для сказаний иностранцев. Среди авторов были: англичане, австрийцы, итальянцы, немцы, шведы, датчане, поляки, голландцы, греки, французы, персы. Это были дипломаты, купцы, военные, инженеры, врачи, специалисты в разных сферах, шпионы и авантюристы. В их записках отразились религия и нравы России, экономика и быт. Иностранец, приезжая в страну со своими собственными привычками и взглядами, легко схватывает чуждые ему особенности. Они зачастую были образованнее местного населения. Им было легче понять причины событий, так же они могли безбоязненно передавать негативные оценки. С момента приезда в Россию посольство оказывалось под надзором. К ним никого не пускали, и никого не отпускали. Лишь немного из них знали русский язык. Общались через переводчиков. Русские к иностранцам относились с подозрением, и считали своим долгом давать им неверные сведения, дабы запутать врага. Были частные причины. Многое зависело от образования и той цели ради которой он приехал в Россию. Европейцы имели другое вероисповедание. Это создавало у ин. превратное представление о церковных традициях. в 1553 году прибыл Ченслер. Австрийский дипломат Герберштейн. При Иване грозном был описан переводчиком Альбертом Шлихтингом, Штаден. Петр Петрей (швед) описал много русских традиций. Основное содержание сказаний. Описание государства, территории и проживающих народов. Описывают, управление и власть. Им она очень не нравилась, сравнивали русского царя с турецким султанам, удивляясь его безграничной власти. так же они удивлялись покорности русских людей, которые слушались царя яко Бога. Так же они указывают о жестокой системе суда и наказания. Чающего всего их вешали. О продажности суда и взяточничество. Русское войско, они отмечали огромные его размеры и неприхотливость русских солдат. Описание географии, климата, богатств, городов и т.д. описывают разные обычаи и традиции, напр. Праздники. Представления об исторических событиях. Причины смуты, разные понимания. Почти у всех авторов присутствует точка зрения, что беды смутного времени стали наказанием Божиим за грехи московитов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|