России и принципы их деятельности
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Основы конституционного права Понятие конституции и ее виды Конституция (от лат. constitutio – установление) – это основной закон государства, единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством кото- рого от имени народа учреждаются основные принципы устройства государства и общества, закрепляются основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Конституция как основной закон государства обладает рядом признаков: 1. В отличие от других законодательных актов она имеет основополагающий характер (закрепляет основы общественно-экономического и государственного строя, права и сво- боды человека, систему органов государственной власти). 2. Конституция является ядром системы права, всего текущего законодательства, определяет его характер. 3. Обладает высшей юридической силой и верховенством. 4. В отличие от текущего законодательства характеризуется стабильностью (т. е. устойчивостью, неизменностью предписаний в течение длительного времени, что обеспе- чивается усложненным порядком ее пересмотра и внесения поправок). 5. Имеет прямое действие на всей территории государства. Конституции различных стран могут существенно различаться. Среди них выделяют: 1. В зависимости от формы государственного устройства – унитарные и федератив- ные. 2. В зависимости от предполагаемой продолжительности действия – постоянные и вре- менные. 3. В зависимости от реальности осуществления конституционных положений на прак- тике – формальные и фактические. 4. В зависимости от способа объективирования, т. е. каким образом выражена вовне воля учредителя – писаные (в виде отдельного единого документа по определенной системе:
наличие преамбулы, основного текста, переходных положений, сопроводительных докумен- тов – Франция, США, Россия) и неписаные (отсутствует единый конституционный акт – Англия, Новая Зеландия). 5. В зависимости от того, кто является источником государственного суверенитета и конституции – октроированные (конституция как бы «даруется» монархом, который и явля- ется источником власти) и народные (источником конституции провозглашается народ). 6. В зависимости от способа изменения и внесения поправок и дополнений к конститу- ции – жесткие (усложненный порядок изменения) и гибкие (изменения вносятся так же, как принимается обычный парламентский закон, т. е. обычным большинством голосов – напри- мер, Англия). Понятие основ конституционного строя Конституционный строй – это общественный строй (т. е. сочетание экономической и политической систем общества) и устройство государства, закрепленные в конституции. Основы конституционного строя – это закрепленные в конституции исходные поло- жения, в соответствии с которыми определяется конституционный строй страны, строится все правовое регулирование. И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» В основу конституционного строя Российской Федерации положены следующие прин- ципы: 1. Принцип демократизма – это свободное участие народа в осуществлении государ- ственной власти (через референдумы, выборы, представительные органы государственной власти), а также свобода народа от чрезмерной опеки со стороны государства (выражается в многообразии взглядов и идеологий, системе и гарантиях прав и свобод человека). 2. Принцип верховенства права и закона (это означает, что нормативно-правовые акты должны быть изданы с соблюдением процедуры их принятия и не должны противоречить
нормам высшей юридической силы). 3. Принцип приоритета прав человека (закреплен в ст. 2 Конституции, которая объ- являет права и свободы человека высшей ценностью, что означает подчинение государства законным интересам личности и общества). 4. Принцип суверенитета Российской Федерации (это означает независимость, само- стоятельность государства в международных отношениях). 5. Принцип федерализма означает, что государственная власть на территории России осуществляется на основе разделения полномочий между органами власти субъектов Феде- рации. 6. Принцип разделения властей на независимые друг от друга законодательную, испол- нительную и судебную ветви власти с самостоятельной компетенцией и правом взаимного контроля, что позволяет предотвратить возможное сосредоточение властных полномочий в одних руках. 7. Принцип экономической свободы (закреплен в ст. 8 Конституции, где провозглаша- ется единое экономическое пространство и равенство частной, государственной, муници- пальной и иных форм собственности, которые государство равным образом признает и обя- зуется защищать). 8. Принцип правового и социального государства (этот принцип подробно рассмотрен в соответствующем параграфе в разделе «Государство»). Система государственных органов власти России и принципы их деятельности Согласно Конституции РФ 1993 г. система государственных органов России основана прежде всего на принципе разделения властей на независимые друг от друга законодатель- ную, исполнительную и судебную ветви власти и принципе федерализма, т. е. разграниче- нии полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Феде- рации. Согласно Конституции РФ (ст. 80–93 Конституции) главой государства является Пре- зидент. Пост Президента в России был введен в результате решения, принятого на референ- думе 17 марта 1991 г. Первый Президент был избран на свой пост 12 июня 1991 г. В 1991– 1993 гг. Президент воспринимался прежде всего как глава исполнительной ветви власти под контролем парламента. Противостояние парламентских и президентских структур в борьбе за верховенство в политической системе страны вылилось в открытую вооруженную кон-
фронтацию сентября – октября 1993 г. и завершилось победой президентских структур и принятием на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции, установившей в России в качестве формы правления так называемую «суперпрезидентскую» республику. Порядок выборов Президента определяется Конституцией и Законом «О выборах Пре- зидента». В них входят следующие основные положения. Президентом может быть избран только гражданин Российской Федерации, соответствующий возрастному цензу (не моложе И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» 35 лет) и цензу оседлости (он должен постоянно проживать на территории РФ не менее 10 лет). Требований к уровню образования не предъявляется, так же как и не предъявляется имущественный ценз; избрание происходит на всенародных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; срок полномочий уста- новлен в 4 года и не более 2 сроков подряд; возможно досрочное прекращение полномочий в 3 случаях (добровольная отставка; стойкая неспособность по состоянию здоровья осуще- ствлять свои полномочия; отрешение от должности (импичмент). Статья 93 Конституции предусматривает и процедуру отрешения Президента от должности (импичмент): 1. Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента в государственной измене или ином тяжком преступлении (требуется квалифицированное большинство в 2/3 голосов). 2. Это обвинение должно быть подтверждено экспертными заключениями Верховного Суда (о наличии в действиях Президента состава преступления) и Конституционного Суда (о соблюдении процедуры выдвижения обвинения). 3. Окончательное решение принимает Совет Федерации квалифицированным боль- шинством в 2/3 голосов; причем это решение Совет Федерации должен принять в течение 3 месяцев с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента, в противном случае обвинение считается отклоненным. Столь усложненная процедура свидетельствует, что осуществление импичмента явля-
ется крайне сложным и фактически невыполнимо. Президент РФ обладает, согласно Конституции, следующими полномочиями: а) Президент является главой государства и фактически главой исполнительной ветви власти, определяет основы внутренней и внешней политики, назначает с согласия Государ- ственной Думы Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров; ему непосредственно подчиняются «силовые» министерства (МВД, ФСБ, обороны, юсти- ции); б) Президент обладает рядом законодательных полномочий, в частности, имеет право издавать указы, которые должны соответствовать законам; право вводить чрезвычайное положение (с обязательным уведомлением Совета Федерации); право обнародовать и под- писывать законы; право отлагательного вето; право законодательной инициативы; в) Президент является Верховным главнокомандующим, назначает и освобождает выс- шее командование вооруженных сил и послов в иностранных государствах; г) участвует в назначении судей высших судов (Конституционного, Верховного, Выс- шего Арбитражного); д) решает вопросы гражданства, награждений и помилования; е) имеет право роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов. Таким образом, круг полномочий Президента необычайно широк, он намного превы- шает объем полномочий Федерального Собрания, что дало основание ряду ученых вполне обоснованно назвать Россию «суперпрезидентской» республикой. Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание, состоящее из 2 палат (ст. 94—109 Конституции): а) Совет Федерации – в него входят по 2 представителя от каждого субъекта Федера- ции (главы представительной и законодательной власти), т. е. теоретически должно быть 178 депутатов (892); считается верхней палатой парламента. В настоящее время по ини- циативе Президента Путина внесены изменения в порядок формирования Совета Федера- ции, согласно которым предполагается, что каждый субъект Федерации делегирует по два представителя не по должностному принципу (губернатор и спикер местного парламента автоматически становятся членами Совета Федерации), а по принципу выборности (либо И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» напрямую от населения, либо от депутатов местного парламента). Порядок избрания будет определяться самим субъектом Федерации. К функциям Совета Федерации относятся: – одобрение или отклонение законопроектов, принятых Государственной Думой; – утверждение изменения границ между субъектами РФ;
– утверждение указа Президента о введении чрезвычайного или военного положения; – решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами ее террито- рии; – назначение на должность судей высших судов; – отрешение Президента от должности. б) Государственная Дума – нижняя палата Федерального Собрания, состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 4 года. При этом половина из них избирается по мажо- ритарной системе (страна делится на 225 округов с примерно одинаковым количеством населения; от 1 округа – 1 депутат; депутатом становится тот кандидат, который набрал большинство голосов по сравнению с другими кандидатами), а другая половина (225) – по пропорциональной системе, т. е. по партийным спискам (вся территория страны предста- вляет собой один округ, избиратель голосует за партийный список кандидатов, при этом дей- ствует 5 %-ный минимум голосов, поданных за партийный список). В целом выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие больше 25 % от общего числа избирателей. Государственная Дума действует в период сессий с 12 января по 20 июля и с 1 октября по 25 декабря. Функции Государственной Думы достаточно многообразны. К их числу относятся: а) рассмотрение и принятие законопроектов; б) дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; в) решение вопроса о доверии Правительству; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центробанка, Уполномоченного по правам человека; д) объявление амнистии; е) выдвижение обвинения для отрешения Президента от должности (импичмент). Государственная Дума может быть досрочно распущена Президентом с назначением новых выборов в следующих случаях: – если Государственная Дума в течение 3 месяцев дважды вынесет вотум недоверия Правительству, а Президент не согласится с отставкой Правительства; – если Председатель Правительства сам поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, а Государственная Дума в доверии откажет, то Президент в течение 7 дней либо отправляет в отставку Правительство, либо распускает Государствен- ную Думу; – если Государственная Дума трижды отклоняет предложенные Президентом кан- дидатуры Председателя Правительства. В соответствии с принципом федерализма, каждый субъект Федерации имеет соб- ственную систему законодательных органов власти. Их решения не должны противоречить федеральным законам страны. Исполнительная власть и ее полномочия описываются ст. 110–117 Конституции. Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ, состоящее из отраслевых министерств и различных государственных комитетов, которые, в свою оче- редь, имеют нижестоящие структуры на местах. И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В течение 7 дней после назначения Председатель Правительства представляет Пре- зиденту кандидатуры на должности его заместителей и федеральных министров. Руководство Правительством в целом осуществляет его Председатель, однако так называемые «силовые» министерства напрямую подчиняются Президенту. Срок полномочий Правительства связан с полномочиями Президента (после избрания нового Президента Правительство должно подать в отставку, которая либо принимается, либо отклоняется Президентом). Конституция наделяет Правительство Российской Федерации широким кругом полно- мочий как во внутренней, так и во внешней политике. К функциям Правительства отно- сятся: а) разработка и представление в Государственную Думу проекта федерального бюд- жета и отчета о его выполнении; б) обеспечение проведения единой финансовой и кредитно-денежной политики; в) обеспечение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохра- нения, социального обеспечения, экологии; г) управление федеральной собственностью; д) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасно- сти, реализации внешней политики РФ; е) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране соб- ственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) Правительство имеет право издавать постановления и распоряжения в соответ- ствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента и обеспечивать их выполнение. Субъекты Федерации имеют собственную структуру исполнительных органов власти исходя из местных условий и традиций. В этом проявляется принцип федерализма. Судебная власть в России (ст. 118–129) осуществляется посредством конституцион- ного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система состоит из 3 видов судов: И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» Районные суды являются основным звеном судебной системы, судами первой инстан- ции, т. е. рассматривают делаˆ по существу с вынесением приговора. Областные суды и окружные арбитражные суды являются средним звеном или судами второй инстанции (в основном они рассматривают кассационные жалобы по нарушениям процедуры, а также действуют как суды первой инстанции, рассматривая по существу дела обо всех опасных государственных преступлениях, дела об убийстве при отягчающих обстоятельствах и т. д.). Президиум этих судов пересматривает уже рассмотренные ранее дела в нижестоящих судах в порядке надзора. Верховный суд и Высший арбитражный суд являются судами высшей инстанции, они могут рассматривать дела в качестве суда в первой инстанции, рассматри- вая по существу дела, имеющие повышенный общественный резонанс и в которых фигури- руют высшие должностные лица страны. Президиум этих судов также пересматривает уже рассмотренные ранее дела в нижестоящих судах в порядке надзора, по вновь открывшимся обстоятельствам и может давать руководящие разъяснения по судебной практике, обязатель- ные для исполнения нижестоящими судами. В судебную систему России входит также мировой суд. Его работа осуществляется на основании Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 11 ноября 1998 г. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федера- ции и входят в единую судебную систему РФ. Они осуществляют правосудие именем Рос- сийской Федерации и финансируются из федерального бюджета Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальными управлениями (отде- лами) в субъектах РФ. Остальные мероприятия по организационному обеспечению осуще- ствляются специальными уполномоченными органами соответствующего субъекта РФ. И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» Мировым судьей может быть только гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, не имевший судимости, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет. Мировые судьи рассматривают дела только в первой инстанции. Им подсудны: уго- ловные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы, ряд незначительных гражданских дел, а также дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях. Приговор или иное решение мирового судьи по уголовному делу и итоговое решение по гражданскому делу могут быть обжалованы сторонами, заинтересованными лицами и прокурором в районный суд в апелляционном порядке. В своей деятельности тесно связаны с судами органы прокуратуры (функции: надзор за исполнением законов, расследование преступлений, участие в заседаниях суда в качестве стороны обвинения, рассмотрение предложений, заявлений, жалоб), адвокатуры (ее функ- ции состоят в обеспечении подсудимым права на защиту; участии в судебном разбиратель- стве в качестве стороны защиты; участии в этом же качестве на стадии предварительного следствия; представительстве в судах; даче консультаций по юридическим вопросам; соста- влении заявлений, жалоб и других документов правового характера); нотариата (функции: удостоверение подлинности сделок, документов правового характера и т. д., представитель- ство). Суды трех уровней, мировой суд, прокуратура, адвокатура и нотариат в совокупно- сти образуют систему правоохранительных органов, созданных исключительно для осуще- ствления правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность – это особая разновидность государственной дея- тельности, осуществляемая в целях охраны и защиты права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с зако- ном и при неуклонном соблюдении установленного ими порядка. Местное самоуправление Местное самоуправление, согласно ст. 130–133 Конституции, в систему государствен- ных органов власти России не входит, хотя органы местного самоуправления с их согласия могут наделяться отдельными государственными полномочиями (сбор налогов, правоохра- нительная деятельность) с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Функции органов местного самоуправления: 1) административно-хозяйственная (содержание коммунального хозяйства, благо- устройство территорий и т. д.); 2) управленческая (в том числе правоохранительная деятельность); 3) выполнение функций государственных органов по их поручению (например, сбор налогов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|