Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

России и принципы их деятельности




Основы конституционного права

Понятие конституции и ее виды

Конституция (от лат. constitutio – установление) – это основной закон государства,

единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством кото-

рого от имени народа учреждаются основные принципы устройства государства и общества,

закрепляются основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция как основной закон государства обладает рядом признаков:

1. В отличие от других законодательных актов она имеет основополагающий характер

(закрепляет основы общественно-экономического и государственного строя, права и сво-

боды человека, систему органов государственной власти).

2. Конституция является ядром системы права, всего текущего законодательства,

определяет его характер.

3. Обладает высшей юридической силой и верховенством.

4. В отличие от текущего законодательства характеризуется стабильностью (т. е.

устойчивостью, неизменностью предписаний в течение длительного времени, что обеспе-

чивается усложненным порядком ее пересмотра и внесения поправок).

5. Имеет прямое действие на всей территории государства.

Конституции различных стран могут существенно различаться. Среди них выделяют:

1. В зависимости от формы государственного устройства – унитарные и федератив-

ные.

2. В зависимости от предполагаемой продолжительности действия – постоянные и вре-

менные.

3. В зависимости от реальности осуществления конституционных положений на прак-

тике – формальные и фактические.

4. В зависимости от способа объективирования, т. е. каким образом выражена вовне

воля учредителя – писаные (в виде отдельного единого документа по определенной системе:

наличие преамбулы, основного текста, переходных положений, сопроводительных докумен-

тов – Франция, США, Россия) и неписаные (отсутствует единый конституционный акт –

Англия, Новая Зеландия).

5. В зависимости от того, кто является источником государственного суверенитета и

конституции – октроированные (конституция как бы «даруется» монархом, который и явля-

ется источником власти) и народные (источником конституции провозглашается народ).

6. В зависимости от способа изменения и внесения поправок и дополнений к конститу-

ции – жесткие (усложненный порядок изменения) и гибкие (изменения вносятся так же, как

принимается обычный парламентский закон, т. е. обычным большинством голосов – напри-

мер, Англия).

Понятие основ конституционного строя

Конституционный строй – это общественный строй (т. е. сочетание экономической и

политической систем общества) и устройство государства, закрепленные в конституции.

Основы конституционного строя – это закрепленные в конституции исходные поло-

жения, в соответствии с которыми определяется конституционный строй страны, строится

все правовое регулирование.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

В основу конституционного строя Российской Федерации положены следующие прин-

ципы:

1. Принцип демократизма – это свободное участие народа в осуществлении государ-

ственной власти (через референдумы, выборы, представительные органы государственной

власти), а также свобода народа от чрезмерной опеки со стороны государства (выражается

в многообразии взглядов и идеологий, системе и гарантиях прав и свобод человека).

2. Принцип верховенства права и закона (это означает, что нормативно-правовые акты

должны быть изданы с соблюдением процедуры их принятия и не должны противоречить

нормам высшей юридической силы).

3. Принцип приоритета прав человека (закреплен в ст. 2 Конституции, которая объ-

являет права и свободы человека высшей ценностью, что означает подчинение государства

законным интересам личности и общества).

4. Принцип суверенитета Российской Федерации (это означает независимость, само-

стоятельность государства в международных отношениях).

5. Принцип федерализма означает, что государственная власть на территории России

осуществляется на основе разделения полномочий между органами власти субъектов Феде-

рации.

6. Принцип разделения властей на независимые друг от друга законодательную, испол-

нительную и судебную ветви власти с самостоятельной компетенцией и правом взаимного

контроля, что позволяет предотвратить возможное сосредоточение властных полномочий в

одних руках.

7. Принцип экономической свободы (закреплен в ст. 8 Конституции, где провозглаша-

ется единое экономическое пространство и равенство частной, государственной, муници-

пальной и иных форм собственности, которые государство равным образом признает и обя-

зуется защищать).

8. Принцип правового и социального государства (этот принцип подробно рассмотрен

в соответствующем параграфе в разделе «Государство»).

Система государственных органов власти

России и принципы их деятельности

Согласно Конституции РФ 1993 г. система государственных органов России основана

прежде всего на принципе разделения властей на независимые друг от друга законодатель-

ную, исполнительную и судебную ветви власти и принципе федерализма, т. е. разграниче-

нии полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Феде-

рации.

Согласно Конституции РФ (ст. 80–93 Конституции) главой государства является Пре-

зидент.

Пост Президента в России был введен в результате решения, принятого на референ-

думе 17 марта 1991 г. Первый Президент был избран на свой пост 12 июня 1991 г. В 1991–

1993 гг. Президент воспринимался прежде всего как глава исполнительной ветви власти под

контролем парламента. Противостояние парламентских и президентских структур в борьбе

за верховенство в политической системе страны вылилось в открытую вооруженную кон-

фронтацию сентября – октября 1993 г. и завершилось победой президентских структур и

принятием на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции, установившей в России

в качестве формы правления так называемую «суперпрезидентскую» республику.

Порядок выборов Президента определяется Конституцией и Законом «О выборах Пре-

зидента». В них входят следующие основные положения. Президентом может быть избран

только гражданин Российской Федерации, соответствующий возрастному цензу (не моложе

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

35 лет) и цензу оседлости (он должен постоянно проживать на территории РФ не менее 10

лет). Требований к уровню образования не предъявляется, так же как и не предъявляется

имущественный ценз; избрание происходит на всенародных выборах на основе всеобщего,

равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; срок полномочий уста-

новлен в 4 года и не более 2 сроков подряд; возможно досрочное прекращение полномочий

в 3 случаях (добровольная отставка; стойкая неспособность по состоянию здоровья осуще-

ствлять свои полномочия; отрешение от должности (импичмент).

Статья 93 Конституции предусматривает и процедуру отрешения Президента от

должности (импичмент):

1. Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента в государственной

измене или ином тяжком преступлении (требуется квалифицированное большинство в 2/3

голосов).

2. Это обвинение должно быть подтверждено экспертными заключениями Верховного

Суда (о наличии в действиях Президента состава преступления) и Конституционного Суда

(о соблюдении процедуры выдвижения обвинения).

3. Окончательное решение принимает Совет Федерации квалифицированным боль-

шинством в 2/3 голосов; причем это решение Совет Федерации должен принять в течение

3 месяцев с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента, в

противном случае обвинение считается отклоненным.

Столь усложненная процедура свидетельствует, что осуществление импичмента явля-

ется крайне сложным и фактически невыполнимо.

Президент РФ обладает, согласно Конституции, следующими полномочиями:

а) Президент является главой государства и фактически главой исполнительной ветви

власти, определяет основы внутренней и внешней политики, назначает с согласия Государ-

ственной Думы Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров;

ему непосредственно подчиняются «силовые» министерства (МВД, ФСБ, обороны, юсти-

ции);

б) Президент обладает рядом законодательных полномочий, в частности, имеет право

издавать указы, которые должны соответствовать законам; право вводить чрезвычайное

положение (с обязательным уведомлением Совета Федерации); право обнародовать и под-

писывать законы; право отлагательного вето; право законодательной инициативы;

в) Президент является Верховным главнокомандующим, назначает и освобождает выс-

шее командование вооруженных сил и послов в иностранных государствах;

г) участвует в назначении судей высших судов (Конституционного, Верховного, Выс-

шего Арбитражного);

д) решает вопросы гражданства, награждений и помилования;

е) имеет право роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов.

Таким образом, круг полномочий Президента необычайно широк, он намного превы-

шает объем полномочий Федерального Собрания, что дало основание ряду ученых вполне

обоснованно назвать Россию «суперпрезидентской» республикой.

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание, состоящее

из 2 палат (ст. 94—109 Конституции):

а) Совет Федерации – в него входят по 2 представителя от каждого субъекта Федера-

ции (главы представительной и законодательной власти), т. е. теоретически должно быть

178 депутатов (89￿2); считается верхней палатой парламента. В настоящее время по ини-

циативе Президента Путина внесены изменения в порядок формирования Совета Федера-

ции, согласно которым предполагается, что каждый субъект Федерации делегирует по два

представителя не по должностному принципу (губернатор и спикер местного парламента

автоматически становятся членами Совета Федерации), а по принципу выборности (либо

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

напрямую от населения, либо от депутатов местного парламента). Порядок избрания будет

определяться самим субъектом Федерации.

К функциям Совета Федерации относятся:

– одобрение или отклонение законопроектов, принятых Государственной Думой;

– утверждение изменения границ между субъектами РФ;

– утверждение указа Президента о введении чрезвычайного или военного положения;

– решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами ее террито-

рии;

– назначение на должность судей высших судов;

– отрешение Президента от должности.

б) Государственная Дума – нижняя палата Федерального Собрания, состоит из 450

депутатов, избираемых сроком на 4 года. При этом половина из них избирается по мажо-

ритарной системе (страна делится на 225 округов с примерно одинаковым количеством

населения; от 1 округа – 1 депутат; депутатом становится тот кандидат, который набрал

большинство голосов по сравнению с другими кандидатами), а другая половина (225) – по

пропорциональной системе, т. е. по партийным спискам (вся территория страны предста-

вляет собой один округ, избиратель голосует за партийный список кандидатов, при этом дей-

ствует 5 %-ный минимум голосов, поданных за партийный список).

В целом выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие больше 25 %

от общего числа избирателей.

Государственная Дума действует в период сессий с 12 января по 20 июля и с 1 октября

по 25 декабря.

Функции Государственной Думы достаточно многообразны. К их числу относятся:

а) рассмотрение и принятие законопроектов;

б) дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;

в) решение вопроса о доверии Правительству;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центробанка,

Уполномоченного по правам человека;

д) объявление амнистии;

е) выдвижение обвинения для отрешения Президента от должности (импичмент).

Государственная Дума может быть досрочно распущена Президентом с назначением

новых выборов в следующих случаях:

– если Государственная Дума в течение 3 месяцев дважды вынесет вотум недоверия

Правительству, а Президент не согласится с отставкой Правительства;

– если Председатель Правительства сам поставит перед Государственной Думой

вопрос о доверии Правительству, а Государственная Дума в доверии откажет, то Президент

в течение 7 дней либо отправляет в отставку Правительство, либо распускает Государствен-

ную Думу;

– если Государственная Дума трижды отклоняет предложенные Президентом кан-

дидатуры Председателя Правительства.

В соответствии с принципом федерализма, каждый субъект Федерации имеет соб-

ственную систему законодательных органов власти. Их решения не должны противоречить

федеральным законам страны.

Исполнительная власть и ее полномочия описываются ст. 110–117 Конституции.

Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ, состоящее из

отраслевых министерств и различных государственных комитетов, которые, в свою оче-

редь, имеют нижестоящие структуры на местах.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной

Думы. В течение 7 дней после назначения Председатель Правительства представляет Пре-

зиденту кандидатуры на должности его заместителей и федеральных министров.

Руководство Правительством в целом осуществляет его Председатель, однако так

называемые «силовые» министерства напрямую подчиняются Президенту.

Срок полномочий Правительства связан с полномочиями Президента (после избрания

нового Президента Правительство должно подать в отставку, которая либо принимается,

либо отклоняется Президентом).

Конституция наделяет Правительство Российской Федерации широким кругом полно-

мочий как во внутренней, так и во внешней политике. К функциям Правительства отно-

сятся:

а) разработка и представление в Государственную Думу проекта федерального бюд-

жета и отчета о его выполнении;

б) обеспечение проведения единой финансовой и кредитно-денежной политики;

в) обеспечение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохра-

нения, социального обеспечения, экологии;

г) управление федеральной собственностью;

д) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасно-

сти, реализации внешней политики РФ;

е) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране соб-

ственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) Правительство имеет право издавать постановления и распоряжения в соответ-

ствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента и обеспечивать их

выполнение.

Субъекты Федерации имеют собственную структуру исполнительных органов власти

исходя из местных условий и традиций. В этом проявляется принцип федерализма.

Судебная власть в России (ст. 118–129) осуществляется посредством конституцион-

ного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система состоит из 3 видов судов:

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Районные суды являются основным звеном судебной системы, судами первой инстан-

ции, т. е. рассматривают делаˆ по существу с вынесением приговора. Областные суды и

окружные арбитражные суды являются средним звеном или судами второй инстанции

основном они рассматривают кассационные жалобы по нарушениям процедуры, а также

действуют как суды первой инстанции, рассматривая по существу дела обо всех опасных

государственных преступлениях, дела об убийстве при отягчающих обстоятельствах и т. д.).

Президиум этих судов пересматривает уже рассмотренные ранее дела в нижестоящих судах

в порядке надзора. Верховный суд и Высший арбитражный суд являются судами высшей

инстанции, они могут рассматривать дела в качестве суда в первой инстанции, рассматри-

вая по существу дела, имеющие повышенный общественный резонанс и в которых фигури-

руют высшие должностные лица страны. Президиум этих судов также пересматривает уже

рассмотренные ранее дела в нижестоящих судах в порядке надзора, по вновь открывшимся

обстоятельствам и может давать руководящие разъяснения по судебной практике, обязатель-

ные для исполнения нижестоящими судами.

В судебную систему России входит также мировой суд. Его работа осуществляется на

основании Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 11 ноября

1998 г.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федера-

ции и входят в единую судебную систему РФ. Они осуществляют правосудие именем Рос-

сийской Федерации и финансируются из федерального бюджета Судебным департаментом

при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальными управлениями (отде-

лами) в субъектах РФ. Остальные мероприятия по организационному обеспечению осуще-

ствляются специальными уполномоченными органами соответствующего субъекта РФ.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Мировым судьей может быть только гражданин Российской Федерации, имеющий

высшее юридическое образование, не имевший судимости, достигший возраста 25 лет и

имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Мировые судьи рассматривают дела только в первой инстанции. Им подсудны: уго-

ловные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное

наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы, ряд незначительных гражданских дел,

а также дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового

судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Приговор или иное решение мирового судьи по уголовному делу и итоговое решение

по гражданскому делу могут быть обжалованы сторонами, заинтересованными лицами и

прокурором в районный суд в апелляционном порядке.

В своей деятельности тесно связаны с судами органы прокуратуры (функции: надзор

за исполнением законов, расследование преступлений, участие в заседаниях суда в качестве

стороны обвинения, рассмотрение предложений, заявлений, жалоб), адвокатуры (ее функ-

ции состоят в обеспечении подсудимым права на защиту; участии в судебном разбиратель-

стве в качестве стороны защиты; участии в этом же качестве на стадии предварительного

следствия; представительстве в судах; даче консультаций по юридическим вопросам; соста-

влении заявлений, жалоб и других документов правового характера); нотариата (функции:

удостоверение подлинности сделок, документов правового характера и т. д., представитель-

ство).

Суды трех уровней, мировой суд, прокуратура, адвокатура и нотариат в совокупно-

сти образуют систему правоохранительных органов, созданных исключительно для осуще-

ствления правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность – это особая разновидность государственной дея-

тельности, осуществляемая в целях охраны и защиты права специально уполномоченными

органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с зако-

ном и при неуклонном соблюдении установленного ими порядка.

Местное самоуправление

Местное самоуправление, согласно ст. 130–133 Конституции, в систему государствен-

ных органов власти России не входит, хотя органы местного самоуправления с их согласия

могут наделяться отдельными государственными полномочиями (сбор налогов, правоохра-

нительная деятельность) с передачей необходимых для их осуществления материальных и

финансовых средств.

Функции органов местного самоуправления:

1) административно-хозяйственная (содержание коммунального хозяйства, благо-

устройство территорий и т. д.);

2) управленческая (в том числе правоохранительная деятельность);

3) выполнение функций государственных органов по их поручению (например, сбор

налогов).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...