Виды банковских пластиковых карточек и расчеты с ними
4.ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА
4.1.Понятие платежной системы и ее элементы
Для организации движения безналичных и наличных денежных средств создаются платежные системы. Они функционируют в каждой стране как важнейший компонент финансовой системы государства и инфраструктуры финансовых рынков. Кроме того, получили развитие международные платежные системы, обеспечивающие движение денежных средств между контрагентами расчетных и других операций, находящимися в разных странах. Платежная системапредставляет собой совокупность законодательно регулируемых элементов, применяемых для перевода денег, совершения расчетов и платежей в процессе выполнения экономическими агентами долговых и других обязательств. Платежные системы играют значительную роль в обеспечении экономической деятельности: создают условия для движения денежных средств между участниками экономического оборота, дают возможность эффективно использовать финансовые ресурсы, проводить государственную денежно-кредитную политику и т.д. Организация платежной системы государства оказывает непосредственное влияние на стабильность его финансовой системы, уровень издержек денежного обращения, стоимость экономических операций в общественном хозяйстве, ликвидность финансовых рынков и банковской системы, т.е. на эффективность функционирования экономики в целом. В связи с этим к современным платежным системам предъявляются высокие требования. Они должны обеспечивать: - надежность и стабильность расчетов, т.е. сохранность средств, совершающих движение в процессе расчетов, и гарантированность их перевода получателю; - высокую скорость проведения платежей, включая быстроту входа в систему и минимизацию времени обработки, передачи и получения платежных сообщений;
- рентабельность расчетных операций - поддержание оптимального объема средств, отвлеченных в расчеты, и снижение затрат на совершение платежей; - равные условия для всех участников; - минимизацию расчетных, операционных и других рисков; - условия для рационального управления участниками расчетов своими денежными средствами. Это подразумевает обеспечение свободного доступа к счету, платежным и другим услугам системы; широкий выбор режимов счетов; простоту процедуры расчетов и т.д.; - возможность для банков эффективно управлять своей ликвидностью; - условия для оперативного регулирования центральным банком ликвидности коммерческих банков и банковской системы в целом; - проведение международных расчетов и эффективное управление участниками расчетов своими ресурсами в иностранной валюте. Таким образом, платежная система должна быть быстродействующей, безопасной и экономичной, и предоставлять ее пользователям широкие возможности по маневрированию своими денежными средствами в целях повышения эффективности их использования. Основными элементамисовременной платежной системы являются: - институты, осуществляющие переводы денег и расчетные операции (центральные и коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые организации и т.д.); - законодательная база и контрактные соглашения между участниками системы, определяющие их права и обязанности и регламентирующие порядок перевода денег, совершения расчетов и платежей и другие процедуры, связанные с организацией платежного оборота; - коммуникационные системы перевода денежных средств и платежных сообщений - почтовая связь, телефонная связь, телетрансмиссионные средства, электронная почта, система S.W.I.F.T. и др.;
- инструменты платежей - наличные деньги, расчетные документы, аккредитивы, векселя, чеки, банковские пластиковые карточки и т.д. Функционирование и взаимодействие этих элементов осуществляется в соответствии с правилами, действующими в рамках каждой конкретной платежной системы. Институты, осуществляющие переводы денег и расчетные операции от имени своих клиентов, называются участниками платежной системы. Юридические и физические лица - клиенты этих институтов - являются пользователями системы. Основными участникамиплатежной системы страны выступают центральный банк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации (например, клиринговые палаты). Как правило, центральный банк играет ключевую роль в развитии платежных систем страны. Он заинтересован в обеспечении безопасности и повышении эффективности платежных систем как важном условии стабильности денежной системы государства. Стабильная работа платежной системы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями является основой для эффективного выполнения центральным банком его важнейших функций - проведения денежно-кредитной политики и осуществления надзора за банковской системой с целью поддержания ликвидности банков. Во многих странах банковское законодательство предусматривает ответственность центрального банка за обеспечение надежного функционирования и развития платежной системы государства, включая осуществление надзора за всеми элементами платежной системы с целью снижения рисков, особенно системного, которые могут привести к дестабилизации денежного оборота. По организации взаимодействия участников платежные системы делятся на децентрализованные и централизованные. Децентрализованные платежные системы возникли исторически раньше. В них взаимодействие участников - банков - осуществляется на основе открытия друг у друга прямых корреспондентских счетов (независимо от остальных банков) и проведения расчетов по этим счетам. Все участники в рамках такой системы выполняют одинаковые функции и имеют равные права и обязанности. Недостаток децентрализованного построения платежной системы заключается в том, что с развитием безналичных расчетов и увеличением числа участников у каждого банка соответственно возрастает количество корреспондентских счетов, усложняется учет расчетных операций, повышаются риски. Необходимость размещения денежных средств для проведения межбанковских расчетов на все большем количестве счетов приводит к возрастанию объема активов, отвлеченных в расчеты, снижению ликвидности и прибыльности банков.
Централизованная платежная система предполагает наличие института, оказывающего посреднические услуги банкам по проведению их расчетов друг с другом (расчетного агента). В такой системе каждому банку для осуществления платежей необходимо иметь только один корреспондентский счет - у расчетного агента. Последний проводит платежи путем перевода денег по корреспондентским счетам, открытым у него банками-участниками. В рамках централизованных систем участники различаются своими функциями и подчинены определенной иерархии. В настоящее время существует две разновидности таких платежных систем, которые различаются степенью централизации расчетных операций - двухуровневая и одноуровневая системы. Двухуровневая платежная система является менее централизованной, ее характерной особенностью является наличие прямых и ассоциированных участников. Прямые участники (клиринговые банки, клиринговые палаты и т.д.), образующие первый уровень, имеют корреспондентские счета, открытые у расчетного оператора системы, в качестве которого может выступать центральный банк, центральная клиринговая палата или другой институт. Они предоставляют платежные услуги для ассоциированных участников, образующих второй уровень, выступая для них в роли расчетных агентов. Ассоциированные участники проводят свои расчеты через корреспондентские счета, открытые у прямых участников. Одноуровневая платежная система характеризуется высшей степенью централизации, в ней все участники являются прямыми, и функции расчетного агента выполняет один финансовый институт, чаще всего центральный банк. По способу расчетов выделяют системы валовых расчетов (брутто-расчетов) и системы клиринговых расчетов (расчетов на чистой основе или нетто-основе).
Локальные платежные системы функционирует в отдельных регионах, могут организовываться отдельными банками или группой банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Например, к локальным системам можно отнести внутренние платежные системы, созданные для проведения расчетов с использованием банковских пластиковых карточек. Международные платежные системы организуются для проведения расчетов между контрагентами из разных стран. Платежи в них могут проводиться как на валовой основе, так и путем зачета взаимных требований. Например, в ЕС функционирует международная платежная система TARGET, включающая национальные системы валовых расчетов в режиме реального времени стран-участниц, и евроклиринговая система расчетов ECS. Корреспондентские отношения – это традиционная форма банковских связей, используемая в основном при обслуживании внешней торговли и осуществления взаимных операций банков, и включающая в себя совокупность всех возможных форм сотрудничества между банками. По корреспондентским счетам банков проходят все расчеты: между Национальным банком и банками, между самими банками по выполнению денежных требований и обязательств по собственным платежам и по платежам, инициированным их клиентами. Установление корреспондентских отношений между двумя банками предполагает заключение корреспондентского соглашения, что, в свою очередь, означает, что банки, обменявшись контрольными документами (альбомами образцов подписей лиц, уполномоченных подписывать банковскую документацию, и ключом для идентификации телеграфной переписки), выполняют различные операции по поручению друг друга в пределах установленных друг другу лимитов на проведение тех или иных операций. Корреспондентское соглашение содержит в себе все условия и процедуры, на основании которых будут строиться взаимоотношения между банками. Корреспондентский счет – это счет одного банка, открытый в другом банке, на котором отражаются платежи, проведенные последним по поручению и за счет первого банка на основе заключения между ними корреспондентского договора. Корреспондентский счет является одной из разновидностей депозитных счетов и по сути является аналогом текущего счета субъектов хозяйствования. На корреспондентских счетах аккумулируются и хранятся временно свободные ресурсы банка, источниками которых могут быть как собственные, так и привлеченные средства банка.
Под регулированием корреспондентских счетов понимают различные механизмы, используемые Национальным банком в процессе управления кредитными и ликвидными рисками и их сдерживания при предоставлении дополнительных средств коммерческим банкам на осуществление межбанковских расчетов. Дополнительные средства необходимы для поддержания дневной ликвидности коммерческих банков и завершения всех платежей, поскольку расчеты осуществляются в пределах средств на корреспондентских счетах, и их превышение не допускается. Национальный банк, при недостаточности рынка межбанковских кредитных ресурсов выступающий в качестве кредитора последней инстанции, выделяет средства участникам расчетов в форме: - ломбардных кредитов, то есть кредитов, обеспеченных ценными бумагами, входящими в Ломбардный список, которые предоставляются как на один день (кредиты "овернайт"), так и на срок до 30 дней; - сделок РЕПО, то есть покупки у банков государственных ценных бумаг на условиях их обратной продажи через определенный срок; - сделок СВОП, то есть покупки у банков иностранной валюты на условиях их обратной продажи через определенный срок; - разрешений на использование средств фонда обязательных резервов в установленных пределах на бесплатной основе и без залога; - встречного обмена депозитами в национальной и иностранной валютах; - переучета векселей субъектов хозяйствования. Для осуществления межбанковских расчетов банк открывает в других банках (и/или у себя) корреспондентские счета («Ностро» или «Лоро»). Счета «Ностро» открываются банком в иностранных банках-корреспондентах; счета «Лоро» открываются на имя банков-корреспондентов. Счет «Ностро» в одном банке является счетом «Лоро» для банка, где этот счет ведется. Корреспондентские счета могут открываться как взаимной основе, так и в одностороннем порядке, что определяется объемом выполняемых друг для друга поручений, степенью участия в международных расчетах. Инициаторами открытия в коммерческом банке счетов «Лоро» являются его банки-корреспонденты. Открытие этих счетов производится в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. При открытии счетов «Ностро» банк должен руководствоваться следующими принципами: - сохранности средств, размещенных на корреспондентских счетах; - свободного распоряжения средствами на корреспондентских счетах; - экономической целесообразности открытия корреспондентского счета, которая вытекает из предполагаемых объемов клиентских платежей и других операций. Для открытия банками счетов «Ностро» существуют специальные рекомендации Национального банка, которые следует учитывать, принимая решение об установлении корреспондентских отношений с иностранными банками и открытии у них своих корреспондентских счетов. По счетам «Лоро» и «Ностро» операции проводятся в пределах остатка средств на этих счетах или разрешенного лимита овердрафта. Сроки проведения расчетных операций по счетам определяются в корреспондентском соглашении либо существующими банковскими обычаями. В рамках регулирования Национальным банком корреспондентских счетов возможно и изъятие избыточной ликвидности для повышения доходности активов коммерческого банка. Национальная платежная система представляет собой совокупность банковских и финансовых институтов, платежных инструментов, банковских правил и процедур, программно-технических средств, а также межбанковских систем и механизмов перевода денежных средств, обеспечивающих обращение денежных средств внутри страны и взаимодействие с зарубежными платежными системами. Поскольку она является важнейшей частью финансово-кредитной системы государства, остановимся на ее характеристике подробнее. Национальная платежная система имеет универсальный характер. Она обеспечивает движение наличных и безналичных денежных средств всех экономических агентов в пределах страны, а через взаимосвязь с другими национальными и международными платежными системами - возможность осуществления международных расчетов. В связи с этим платежная система страны имеет сложную структуру. Ее можно представить в виде совокупности систем расчетов, каждая их которых обслуживает определенные виды платежей и обладает некоторой спецификой организации. Платежная система Республики Беларусь состоит из платежной системы Национального банка, платежных систем банков, расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам и системы безналичных расчетов по розничным платежам. Существующая в настоящее время в Республике Беларусь платежная система обеспечивает потребности реального сектора экономики, банковской системы и иных финансовых институтов Республики Беларусь в своевременном и качественном проведении расчетов на территории Республики Беларусь, способствует эффективной реализации основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, исполнению государственного бюджета. Платежная система Национального банка Республики Беларусь обеспечивает проведение межбанковских расчетов в белорусских рублях посредством автоматизированной системы межбанковских расчетов (АС МБР). Техническим оператором АС МБР является Расчетный центр Национального банка. Расчетный центр осуществляет разработку, сопровождение, эксплуатацию и обслуживание программно-технического комплекса АС МБР. В состав АС МБР входят следующие функциональные системы: система BISS, система передачи финансовой информации (СПФИ), автоматизированная система «Центральный архив межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь» (АС ЦА МБР). Система BISS (Belarus Interbank Settlement System) – система межбанковских расчетов Национального банка, в которой в режиме реального времени осуществляются межбанковские расчеты по срочным и несрочным денежным переводам, как по собственным платежам банка, так и по платежам, инициированным его клиентами, а также по результатам клиринга в смежных системах (расчетно-клиринговая система по ценным бумагам и системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек). Система BISS является основным функциональным компонентом АС МБР. Участниками системы BISS являются Национальный банк, банки, структурные подразделения Национального банка и филиалы (отделения) банков Республики Беларусь. СПФИ представляет собой совокупность программно-технических комплексов, обеспечивающих надежную и безопасную передачу электронных платежных документов и электронных сообщений по межбанковским расчетам между участниками системы BISS, а также между функциональными компонентами АС МБР [3, c. 120]. АС ЦА МБР предназначена для хранения и использования в интересах участников системы BISS электронных платежных документов, электронных сообщений и сопутствующей информации по межбанковским расчетам. Платежные системы банков включают автоматизированные банковские системы банков (АБС банков) и автоматизированную банковскую систему «Учетно-операционные работы» Национального банка (АБС УОР). АБС банков обеспечивают проведение расчетов по выполнению денежных требований и обязательств между клиентами банка, имеющими счета в одном банке, филиале (отделении) либо в разных филиалах (отделениях) одного банка, между банком и клиентом, между филиалами (отделениями) банка. АБС УОР обеспечивает проведение расчетов по выполнению денежных требований и обязательств между клиентами Национального банка, имеющими счета в центральном аппарате и структурных подразделениях Национального банка, между центральным аппаратом и структурными подразделениями Национального банка, между структурными подразделениями Национального банка. Система безналичных расчетов по розничным платежам обеспечивает проведение безналичных расчетов при использовании физическими лицами для осуществления розничных платежей расчетных документов, платежных инструментов, средств платежа, систем дистанционного банковского обслуживания (Клиент-банк, Internetbanking, Телебанк (Телефон-банк), SMS-banking), единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП) и представляет собой совокупность банковских и иных институтов, правил и процедур, программно-технических средств для проведения расчетов по операциям физических лиц. Для осуществления безналичных расчетов в форме банковского перевода используются различные платежные инструменты. Анализ структуры платежей, проведенных банками в I квартале 2011 г., показал, что соотношение внутрибанковских и межбанковских операций в их общем количестве составляет 59% к 41%, а по сумме – 66% к 34%. При осуществлении межбанковских переводов доминирующим платежным инструментом является платежное поручение, доля которого составляет 81% общего количества и 52% общей суммы операций с платежными инструментами. Доля платежных требований составляет 9,5% по количеству и 1% по сумме, доля мемориальных ордеров – 8% по количеству и 46% по сумме. Для осуществления внутрибанковских расчетов банки в основном используют мемориальные ордера, которые составляют 62% от общего количества и 65% от общей суммы операций с платежными инструментами, платежные поручения составляют 28% от общего количества и 25% от общей суммы, дополнительные виды платежных документов − 9% от общего количества и 9% от общей суммы. В автоматизированной системе межбанковских расчетов (далее - BISS) в январе-июне 2011 г. проведено 30,8 млн. платежей на сумму 801,7 трлн. руб. По сравнению с январем-июнем 2010 г. количество платежей увеличилось на 7,2 %, а их сумма - на 65,7 %. Несвоевременно выполненные (аннулированные) платежи в отчетном периоде отсутствовали, что свидетельствует о высоком уровне управления банками своей текущей ликвидностью. По основным показателям оценки деятельности Национального банка по обеспечению эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы в январе-июне 2011 г. были достигнуты следующие результаты: - программно-технический комплекс BISS соответствует требованиям руководящих документов и стандартов Республики Беларусь по обеспечению технической возможности проведения межбанковских расчетов; - случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено; - коэффициент доступности BISS для банков составил 100 % дневного фонда рабочего времени (при нормативе не ниже 99,5 %). В развитие направления по обеспечению непрерывного функционирования платежной системы в форс-мажорных обстоятельствах целесообразно разработать и реализовать концепции создания удаленного резервного центра АС МБР и структурированного резервного вычислительного центра банковской системы Республики Беларусь. Национальному банку необходимо продолжить работу по оптимизации и совершенствованию системы BISS с целью снижения затрат на ее эксплуатацию и сопровождение. Будет продолжена работа по совершенствованию ценовой политики на расчетные услуги Национального банка, направленной на обеспечение равномерности распределения платежного потока в течение операционного дня системы, покрытие издержек на ее функционирование доходами и получение прибыли в размере, обеспечивающем финансирование мероприятий по ее развитию. Совершенствование электронного документооборота требует урегулирования вопросов создания, хранения, обработки документов в электронном виде, признания электронной цифровой подписи, сертификации средств ее создания, определения требований к программно-техническим средствам дистанционного банковского обслуживания и их сертификации. Для обеспечения равномерности распределения платежного потока в течение операционного дня системы BISS будет продолжено систематическое проведение анализа структуры потока платежей в системе BISS, на базе которого будут приниматься решения о необходимости изменения уровня дифференциации коэффициентов к установленным размерам платы за расчетные услуги. Необходимо выработать адекватную систему мер экономического воздействия на банки путем использования инструментов ценовой политики, направленных на повышение ответственности банков при управлении собственными платежными потоками. При этом будет предусмотрено сохранение платы за аннулированные, отозванные и отбракованные электронные платежные документы с применением дифференцированных коэффициентов. Для выполнения основных показателей по обеспечению эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы на предстоящий период планируются работы по: - модернизации СПФИ с целью повышения ее надежности, безопасности и пропускной способности; - формализации понятия «точка входа в АС МБР», закреплению зон ответственности за участниками системы BISS, осуществлению мониторинга работоспособности состояния точек входа на стороне участников; - совершенствованию технологии разработки и применения новых форматов электронных платежных документов с целью расширения электронного документооборота; - модернизации средств электронной цифровой подписи и системы управления ключевой информацией с целью внедрения в АС МБР элементов Банковской инфраструктуры открытых ключей и в последующем Государственной системы управления открытыми ключами; - разработке и внедрению в АС МБР современных электронных средств сквозной идентификации (например, на основе чип-карточек) в рамках создания системы идентификации и аутентификации пользователей программно-технических комплексов АС МБР; - совершенствованию системы управления программно-техническими комплексами АС МБР в части развития дополнительных элементов безопасности; - разработке и реализации комплексной программы анализа и мониторинга информационной безопасности АС МБР для каждой из категорий информации, в которой предусматриваются повышение квалификации персонала в области безопасности, внедрение устройств защиты от несанкционированного доступа на серверах, аттестация серверов на защищенность, обновление программного обеспечения на устройствах защиты в АС МБР, создание системы централизованного сбора событий безопасности; - реализации распределенной обработки информации в АС МБР с автоматическим, динамическим балансированием нагрузки и маршрутизацией информационных потоков; - совершенствованию технического проекта II очереди телекоммуникационной сети распределенного программно-технического комплекса АС МБР с учетом требований по защите информации. Особое внимание будет уделено развитию системы резервирования и восстановления процесса межбанковских расчетов, включая построение удаленного резервного центра с учетом постоянного развития технологий в области электронной обработки информации. В целях выявления тенденций развития платежной системы, изучения международного опыта и определения возможностей по его практическому применению Национальным банком будет продолжено сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, центральными банками зарубежных государств. 4.2.Виды платежных систем Наиболее точно оценить любую платежную систему и ее особенности можно лишь в сравнении с другими платежными системами. В основе классификации платежных систем по видам лежат различные признаки, среди которых: форма собственности, способ завершения расчетов или технология, состав участников, порядок участия и др. (табл. 4.1). Таблица 4.1 -Платежные системы
Приведенная классификация видов платежных систем позволяет судить об их большом разнообразии и о сложности функционирования. Идет постоянный процесс эволюции платежных систем, и характеристика отдельных видов дает представление о главных тенденциях. Понятие формы собственности применительно к платежным системам отражает правовой статус ее собственника и оператора, то есть показывает, кому принадлежат права распоряжения и управления системой. В государственных системах собственником и оператором выступает центральный банк, выполняющий одновременно и роль участника системы, как, например, в Беларуси, Франции, ФРГ, США и многих других странах. В частных системах собственником и оператором системы выступает группа крупных коммерческих банков в лице банковских ассоциаций и клиринговых палат, где центральный банк выполняет функцию расчетного агента последней инстанции, не являясь фактически ее участником (например, в Канаде). Смешанная платежная система находится либо в совместной собственности коммерческих банков и центрального банка, либо действует на основе разделения функций собственника и оператора между центральным банком и частными агентами (Бельгия, Великобритания). Под сферой распространения здесь понимается обширность системы платежей отдельной страны. Так, локальные системы функционируют для отдельных регионов и связаны в основном с обслуживанием розничных и мелкооптовых сделок. Межнациональные платежные системы создаются для проведения платежей между странами. Такой системой является Европейская система центральных банков (TARGET) для расчетов в евро между странами Европейского союза. Коммерческие банки этих стран имеют доступ к данной системе через центральные банки. При оценке способа завершения расчетов принципиальное значение имеет не столько способ проведения расчетов, который может быть валовым, то есть в полной сумме или на нетто-основе с учетом встречных требований и обязательств, сколько время достижения окончательного расчета. Расчет может производиться в режиме дискретного времени, то есть один или несколько раз в течение дня, и в режиме реального времени. Последний вариант предусматривает расчеты в течение всего дня, при этом предполагается их высокая скорость, гибкость и надежность, чему гарантией — прямое участие центрального банка. Такой порядок завершения расчетов по крупным и срочным платежам преобладает в национальных и межнациональных платежных системах. Как отмечалось, различие между одноуровневыми и двухуровневыми платежными системами заключается в наличии ассоциированных участников. В одноуровневой системе все участники (как банки, так и небанковские институты) являются прямыми и имеют счет у расчетного оператора системы. Расчетным агентом в системах с валовыми расчетами в режиме реального времени обычно выступает центральный банк, а в системах на базе нетто-расчетов в режиме дискретного времени — центральный банк или клиринговая палата. В двухуровневых системах присутствуют как прямые участники, в состав которых входят только банки, так и ассоциированные. Последние вправе проводить расчеты только через прямых участников, открывая счета в нескольких банках первого уровня, которые таким образом становятся расчетными агентами для банков второго уровня. Универсальность платежной системы связана с наличием в ней взаимосвязанных подсистем, которые позволяют осуществлять платежи самого разного характера и размера с учетом интересов как прямых, ассоциированных, так и косвенных участников. Данный критерий отражает исторически сложившуюся ситуацию, в которой мелкие и прочие платежи осуществляются посредством расчетных, клиринговых палат, а расчетные центры по обработке только крупных платежей специализируются на определенном рынке, например товарном, фондовом, валютном. Использование тех или иных инструментов в платежной системе зависит от многих факторов, например, от способа расчетов, универсальности системы, технической инфраструктуры, доли безналичных платежей в системе розничного оборота. Так, для валовых расчетов в режиме реального времени электронный расчетный документ обязателен, при расчетах на клиринговой основе используются как бумажные носители платежа, так и электронные. Особое место среди инструментов занимают платежные карточки, которые используются и в международных, и во внутренних платежных системах. Функционирование международных систем предполагает заключение банками различных стран договоров с владельцами системы и получение права на осуществление операций по эмиссии, эквайрингу, безналичным расчетам с использованием корреспондентских счетов, открытых в банках-нерезидентах. Внутренние частные системы включают эмиссию банками собственных банковских пластиковых карточек, осуществление эквайринга по ним. Происходит не только увеличение объема платежей при их помощи, но и распространение на их основе дополнительных видов услуг, новых тенденций в применении, например, совмещение логотипов нескольких систем на одной карточке, их стандартизация, внедрение карточек с предоплатой и информацией о платежеспособности пользователя. Вопросы для самопроверки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|