Стандарты комплекса ГОСТ 34
ГОСТ 34 задумывался в конце 80-х годов как всеобъемлющий комплекс взаимоувязанных межотраслевых документов. Мотивы и получившиеся результаты описаны ниже в "Особенностях" ГОСТ 34. Объектами стандартизации являются АС различных (любых!) видов и все виды их компонентов, а не только ПО и БД. Комплекс рассчитан на взаимодействие заказчика и разработчика. Аналогично ISO12207 предусмотрено, что заказчик может разрабатывать АС для себя сам (если создаст для этого специализированное подразделение). Однако формулировки ГОСТ 34 не ориентированы на столь явное и, в известном смысле, симметричное отражение действий обеих сторон, как ISO12207. Поскольку ГОСТ 34 в основном уделяет внимание содержанию проектных документов, распределение действий между сторонами обычно делается отталкиваясь от этого содержания. Из всех существующих и не реализованных групп документов будем основываться только на Группе 0 "Общие положения" и Группе 6 "Создание, функционирование и развитие АС". Наиболее популярными можно считать стандарты ГОСТ 34.601-90 (Стадии создания АС), ГОСТ 34.602-89 (ТЗ на создание АС) и методические указания РД 50-34.698-90 (Требования к содержанию документов). Стандарты предусматривают стадии и этапы выполнения работ по созданию АС, но не предусматривают сквозных процессов в явном виде. Для общего случая разработки АС стадии и этапы ГОСТ 34 приведены в таблице:
Описано содержание документов, разрабатываемых на каждом этапе. Это определяет потенциальные возможности выделения на содержательном уровне сквозных работ, выполняемых параллельно или последовательно (то есть по сути - процессов), и составляющих их задач. Такой прием может использоваться при построении профиля стандартов ЖЦ проекта, включающего согласованные подмножества стандартов ГОСТ 34 и ISO12207.
Главный мотив: разрешить проблему "вавилонской башни".
В 80-х годах сложилось положение, при котором в различных отраслях и областях деятельности использовалась плохо согласованная или несогласованная НТД - "нормативно-техническая документация". Это затрудняло интеграцию систем, обеспечение их эффективного совместного функционирования. Действовали различные комплексы и системы стандартов, устанавливающие требования к различным видам АС. Практика применения стандартов показала, что в них применяется по существу (но не по строгим определениям) единая система понятий, есть много общих объектов стандартизации, однако требования стандартов не согласованы между собой, имеются различия по составу и содержанию работ, различия по обозначению, составу, содержанию и оформлению документов и пр. Конечно, эта ситуация отчасти отражала и естественное многообразие условий разработки АС, целей разработчиков, применяемых подходов и методик. В этих условиях можно было провести анализ такого многообразия и далее поступить, например, одним из двух во многом противоположных способов: 1. Выработать одну обобщенную понятийную и терминологическую систему, общую схему разработки, общий набор документов с их содержанием и определить их как обязательные для всех АС; 2. Определить также одну общую понятийную и терминологическую систему, обобщенный комплекс системных требований, набор критериев качества, но предоставить максимальную свободу в выборе схемы разработки, состава документов и других аспектов, наложив только минимум обязательных требований, которые позволяли бы: · определять уровень качества результата; · выбирать те конкретные методики (с их моделями ЖЦ, набором документов и др.), которые наиболее подходят к условиям разработки и соответствуют используемым Информационным Технологиям; · работать, таким образом, с минимальными ограничениями эффективных действий проектировщика АС. Разработчики комплекса стандартов 34 выбрали способ, близкий к первому из указанных выше, то есть пошли по пути, более близкому к схемам конкретных методик, чем к стандартам типа ISO12207. Тем не менее, благодаря общности понятийной базы стандарты остаются применимыми в весьма широком диапазоне случаев.
Степень адаптивности формально определяется возможностями: · опускать стадию эскизного проектирования и объединять стадии "Технический проект" и "Рабочая документация"; · опускать этапы, объединять и опускать большинство документов и их разделов; · вводить дополнительные документы, разделы документов и работы; · динамически создавая т. н. ЧТЗ - частные технические задания - достаточно гибко формировать ЖЦ АС; как правило, этот прием используется на уровне крупных единиц (подсистем, комплексов), ради которых считается оправданным создавать ЧТЗ, однако нет никаких существенных оснований сильно ограничивать этот способ управления ЖЦ. Стадии и этапы, выполняемые организациями - участниками работ по созданию АС, устанавливаются в договорах и техническом задании, что близко к подходу ISO. Введение единой, достаточно качественно определенной терминологии, наличие достаточно разумной классификации работ, документов, видов обеспечения и др. безусловно полезно. ГОСТ 34 способствует более полной и качественной стыковке действительно разных систем, что особенно важно в условиях, когда разрабатывается все больше сложных комплексных АС, например, типа CAD-CAM, которые включают в свой состав АСУТП, АСУП, САПР-конструктора, САПР-технолога, АСНИ и др. системы. Определено несколько важных положений, отражающих особенности АС как объекта стандартизации, например: "в общем случае АС состоит из программно-технических (ПТК), программно-методических (ПМК) комплексов и отдельных компонентов организационного, технического, программного и информационного обеспечения". Разделение понятий ПТК и АС закрепляло принцип, по которому АС есть не "ИС с БД", но: · "организационно-техническая система, обеспечивающая выработку решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сферах деятельности (управление, проектирование, производство и т. д.) или их сочетаниях" (по РД 50-680-88), что особенно актуально в аспектах бизнес-реинжиниринга;
· "система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций" (по ГОСТ 34.003-90). Эти определения указывают на то, что АС - это, в первую очередь, персонал, принимающий решения и выполняющий другие управляющие действия, поддержанный организационно-техническими средствами. Степень обязательности: прежняя полная обязательность отсутствует, материалы ГОСТ34 по сути стали методической поддержкой, причем чаще для заказчиков, имеющих в стандарте набор требований к содержанию ТЗ и проведению испытаний АС. При этом польза ГОСТ34 может многократно возрасти в случае их более гибкого использования при формировании профиля ЖЦ АС. Ключевым документом взаимодействия сторон является ТЗ - техническое задание на создание АС. ТЗ является основным исходным документом для создания АС и его приемки, ТЗ определяет важнейшие точки взаимодействия заказчика и разработчика. При этом ТЗ разрабатывает организация-разработчик (по ГОСТ 34.602-89), но формально выдает ТЗ разработчику заказчик (по РД 50-680-88).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|