Международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995-08-01
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Первая редакция ISO12207 подготовлена в 1995 году объединенным техническим комитетом ISO/IEC JTC1 "Информационные технологии, подкомитет SC7, проектирование программного обеспечения". По определению, ISO12207 - базовый стандарт процессов ЖЦ ПО, ориентированный на различные (любые!) виды ПО и типы проектов АС, куда ПО входит как часть. Стандарт определяет стратегию и общий порядок в создании и эксплуатации ПО, он охватывает ЖЦ ПО от концептуализации идей до завершения ЖЦ. Очень важные ЗАМЕЧАНИЯ СТАНДАРТА: 1. Процессы, используемые во время ЖЦ ПО, должны быть совместимы с процессами, используемыми во время ЖЦ АС. (Отсюда понятна целесообразность совместного использования стандартов на АС и на ПО.) 2. Добавление уникальных или специфических процессов, действий и задач должно быть оговорено в контракте между сторонами. Контракт понимается в широком смысле: от юридически оформленного контракта до неформального соглашения, соглашение может быть определено и единственной стороной как задача, поставленная самому себе. 3. Стандарт принципиально не содержит конкретные методы действий, тем более - заготовки решений или документации. Он описывает архитектуру процессов ЖЦ ПО, но не конкретизирует в деталях, как реализовать или выполнить услуги и задачи, включенные в процессы, не предназначен для предписывания имени, формата или точного содержимого получаемой документации. Решения такого типа принимаются использующим стандарт. ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАНДАРТА: 1. Система - это объединение одного или более процессов, аппаратных средств, программного обеспечения, оборудования и людей для обеспечения возможности удовлетворения определенных потребностей или целей.
2. Модель жизненного цикла - структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования. 3. Требование квалификации - набор критериев или условий (квалификационные требования), которые должны быть удовлетворены для того, чтобы квалифицировать программный продукт как подчиняющийся (удовлетворяющий условиям) его спецификациям и готовый для использования в целевой окружающей среде. Стандарт не предписывает конкретную модель ЖЦ или метод разработки ПО, но определяет, что стороны-участники использования стандарта ответственны за выбор модели ЖЦ для проекта ПО, за адаптацию процессов и задач стандарта к этой модели, за выбор и применение методов разработки ПО, за выполнение действий и задач, подходящих для проекта ПО. Стандарт ISO12207 равносильно ориентирован на организацию действий каждой из двух сторон: поставщик (разработчик) и покупатель (пользователь); может быть в равной степени применен, когда обе стороны - из одной организации. Каждый процесс ЖЦ разделен на набор действий, каждое действие - на набор задач. Очень важное отличие ISO: каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последовательностей (естественно, при сохранении логики связей по исходным сведениям задач и т. п.). В стандарте ISO12207 описаны: 1. 5 основных процессов ЖЦ ПО: · Процесс приобретения. Определяет действия предприятия-покупателя, которое приобретает АС, программный продукт или сервис ПО.
· Процесс поставки. Определяет действия предприятия-поставщика, которое снабжает покупателя системой, программным продуктом или сервисом ПО. · Процесс разработки. Определяет действия предприятия-разработчика, которое разрабатывает принцип построения программного изделия и программный продукт. · Процесс функционирования. Определяет действия предприятия-оператора, которое обеспечивает обслуживание системы (а не только ПО) в процессе ее функционирования в интересах пользователей. В отличие от действий, которые определяются разработчиком в инструкциях по эксплуатации (эта деятельность разработчика предусмотрена во всех трех рассматриваемых стандартах), определяются действия оператора по консультированию пользователей, получению обратной связи и др., которые он планирует сам и берет на себя соответствующе обязанности. · Процесс сопровождения. Определяет действия персонала сопровождения, который обеспечивает сопровождение программного продукта, что представляет собой управление модификациями программного продукта, поддержку его текущего состояния и функциональной пригодности, включает в себя инсталляцию и удаление программного изделия на вычислительной системе. 2. 8 вспомогательных процессов, которые поддерживают реализацию другого процесса, будучи неотъемлемой частью всего ЖЦ программного изделия, и обеспечивают должное качество проекта ПО: · решения проблем; · документирования; · управления конфигурацией; · гарантирования качества, который использует результаты остальных процессов группы обеспечения качества, в которую входят: · Процесс верификации; · Процесс аттестации; · Процесс совместной оценки; · Процесс аудита. 3. 4 организационных процесса: · Процесс управления; · Процесс создания инфраструктуры; · Процесс усовершенствования; · Процесс обучения. К ним примыкает особый Процесс адаптации, который определяет основные действия, необходимые для адаптации стандарта к условиям конкретного проекта. Под процессом усовершенствования здесь понимается не усовершенствование АС или ПО, а улучшение самих процессов приобретения, разработки, гарантирования качества и т. п., реально осуществляемых в организации.
Каких-либо этапов, фаз, стадий не предусмотрено, что дает описываемую ниже степень адаптивности. "Динамический" характер стандарта определяется способом определения последовательности выполнения процессов и задач, при котором один процесс при необходимости вызывает другой или его часть. Примеры: · выполнение Процесса приобретения в части анализа и фиксации требований к системе или ПО может вызывать исполнение соответствующих задач Процесса разработки; · в Процессе поставки поставщик должен управлять субподрядчиками согласно Процессу приобретения и выполнять верификацию и аттестацию по соответствующим процессам; · сопровождение может требовать развития системы и ПО, что выполняется по Процессу разработки. Такой характер позволяет реализовывать любую модель ЖЦ. При выполнении анализа требований к ПО предусмотрено 11 классов характеристик качества, которые используются позже при гарантировании качества. При этом разработчик должен установить и документировать как требования к программному обеспечению: 1. Функциональные и возможные спецификации, включая исполнение, физические характеристики и условия среды эксплуатации, при которых единица программного обеспечения должна быть выполнена; 2. Внешние связи (интерфейсы) с единицей программного обеспечения; 3. Требования квалификации; 4. Спецификации надежности, включая спецификации, связанные с методами функционирования и сопровождения, воздействия окружающей среды и вероятностью травмы персонала; 5. Спецификации защищенности, 6. Человеческие факторы спецификаций по инженерной психологии (эргономике), включая связанные с ручным управлением, взаимодействием человека и оборудования, ограничениями на персонал и областями, нуждающимися в концентрированном человеческом внимании, которые являются чувствительными к ошибкам человека и обучению; 7. Определение данных и требований базы данных;
8. Установочные и приемочные требования поставляемого программного продукта в местах функционирования и сопровождения (эксплуатации); 9. Документация пользователя; 10. Работа пользователя и требования выполнения; 11. Требования сервиса пользователя. 1. (Интересно и важно, что эти и аналогичные характеристики хорошо корреспондируются с характеристиками АС, предусматриваемыми в ГОСТ 34 по видам обеспечения системы.) Стандарт содержит предельно мало описаний, направленных на проектирование БД. Это можно считать оправданным, так как разные системы и разные прикладные комплексы ПО могут не только использовать весьма специфические типы БД, но и не использовать Итак, ISO12207 имеет набор процессов, действий и задач, охватывающий наиболее широкий спектр возможных ситуаций при максимальной адаптируемости. Он показывает пример того, как должен строиться хорошо организованный стандарт, содержащий минимум ограничений (принцип "нет одинаковых проектов"). При этом детальные определения процессов, форм документов и т. п. целесообразно выносить в различные функциональные стандарты, ведомственные нормативные документы или фирменные методики, которые могут быть использованы или не использованы в конкретном проекте. По этой причине центральным стандартом, положения которого берутся за начальный "стержневой" набор положений в процессе построения профиля стандартов ЖЦ для конкретного проекта, полезно рассматривать именно ISO12207. Этот "стержень" может задавать модель ЖЦ ПО и АС, принципиальную схему гарантирования качества, модель управления проектом Практики используют еще один путь: сами переводят и используют в своих проектах современные стандарты на организацию ЖЦ ПС и их документирование. Но этот путь страдает как минимум тем недостатком, что разные переводы и адаптации стандартов, сделанные разными разработчиками и заказчиками, будут отличаться массой деталей. Эти отличия неизбежно касаются не только наименований, но и их содержательных определений, вводимых и используемых в стандартах. Таким образом, на этом пути неизбежно постоянное возникновение путаницы, а это прямо противоположно целям не только стандартов, но и любых грамотных методических документов. В настоящее время во ВНИИ стандартов подготовлены предложения по совершенствованию и развитию комплекса стандартов по документированию ПС. Справочная информация Для приобретения стандартов в области документирования рекомендуем обращаться в следующие организации: · ИПК "Издательство стандартов", Территориальный отдел распространения НТД (магазин "Стандарты"), 17961, Москва, ул. Донская, д. 8, тел. 236-50-34, 237-00-02, факс/тел. 236-34-48 (в части ГОСТ и ГОСТ Р).
· ВНИИКИ Госстандарта России (читальный зал), 103001, Москва, Гранатный пер. д. 4, тел. 290-50-94 (в части международных, зарубежных стандартов и других НТД).
[править] Материал из Википедии — свободной энциклопедии (Перенаправлено с Жизненный цикл информационных систем) Перейти к: навигация, поиск Жизненный цикл программного обеспечения (ПО) — период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания программного продукта и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации[1]. Этот цикл — процесс построения и развития ПО.
[править] Стандарты жизненного цикла ПО
[править] Методологии разработки ПО
[править] Стандарт ГОСТ 34.601-90 Стандарт ГОСТ 34.601-90 предусматривает следующие стадии и этапы создания автоматизированной системы:
Эскизный, технический проекты и рабочая документация — это последовательное построение все более точных проектных решений. Допускается исключать стадию «Эскизный проект» и отдельные этапы работ на всех стадиях, объединять стадии «Технический проект» и «Рабочая документация» в «Технорабочий проект», параллельно выполнять различные этапы и работы, включать дополнительные. Данный стандарт не вполне подходит для проведения разработок в настоящее время: многие процессы отражены недостаточно, а некоторые положения устарели. [править] Стандарт ISO/IEC 12207/ и его применение Стандарт ISO/IEC 12207:1995 «Information Technology — Software Life Cycle Processes» является основным нормативным документом, регламентирующим состав процессов жизненного цикла ПО. Он определяет структуру жизненного цикла, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ПО. Каждый процесс разделен на набор действий, каждое действие — на набор задач. Каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем не существует заранее определенных последовательностей выполнения. Связи по входным данным при этом сохраняются. [править] Процессы жизненного цикла ПО
Каждый процесс включает ряд действий. Например, процесс приобретения охватывает следующие действия:
Каждое действие включает ряд задач. Например, подготовка заявочных предложений должна предусматривать:
[править] Стадии жизненного цикла ПО, взаимосвязь между процессами и стадиями Модель жизненного цикла ПО — структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач на протяжении жизненного цикла. Модель жизненного цикла зависит от специфики, масштаба и сложности проекта и специфики условий, в которых система создается и функционирует. Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 не предлагает конкретную модель жизненного цикла. Его положения являются общими для любых моделей жизненного цикла, методов и технологий создания ИС. Он описывает структуру процессов жизненного цикла, не конкретизируя, как реализовать или выполнить действия и задачи, включенные в эти процессы. Модель ЖЦ ПО включает в себя:
Стадия — часть процесса создания ПО, ограниченная определенными временными рамками и заканчивающаяся выпуском конкретного продукта (моделей, программных компонентов, документации), определяемого заданными для данной стадии требованиями. На каждой стадии могут выполняться несколько процессов, определенных в стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99, и наоборот, один и тот же процесс может выполняться на различных стадиях. Соотношение между процессами и стадиями также определяется используемой моделью жизненного цикла ПО. [править] Модели жизненного цикла ПО [править] Каскадная модель Каскадная модель жизненного цикла («модель водопада», англ. waterfall model) была предложена в 1970 г. Уинстоном Ройсом. Она предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе. Требования, определенные на стадии формирования требований, строго документируются в виде технического задания и фиксируются на все время разработки проекта. Каждая стадия завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков. Этапы проекта в соответствии с каскадной моделью:
[править] Спиральная модель Спиральная модель (англ. spiral model) была разработана в середине 1980-х годов Барри Боэмом. Она основана на классическом цикле Деминга PDCA (plan-do-check-act). При использовании этой модели ПО создается в несколько итераций (витков спирали) методом прототипирования. Прототип — действующий компонент ПО, реализующий отдельные функции и внешние интерфейсы. Каждая итерация соответствует созданию фрагмента или версии ПО, на ней уточняются цели и характеристики проекта, оценивается качество полученных результатов и планируются работы следующей итерации. На каждой итерации оцениваются:
Один из примеров реализации спиральной модели — RAD (англ. Rapid Application Development, метод быстрой разработки приложений). [править] Итерационная модель Естественное развитие каскадной и спиральной моделей привело к их сближению и появлению современного итерационного подхода, который представляет рациональное сочетание этих моделей. Различные варианты итерационного подхода реализованы в большинстве современных технологий и методов (RUP, MSF, XP). [править] Литература
[править] Примечания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|