Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гордость и слава Донбасса. Богославский Владимир Матвеевич. (в центре) (1888-1953). Ионин Иван Дмитриевич (1895-1945). 3. Перевод экономики Донбасса на военные рельсы




ГОРДОСТЬ И СЛАВА ДОНБАССА

 

Богославский Владимир Матвеевич

(в центре) (1888-1953)

 

Советский медик, организатор всех хирургических кафедр Донецкого мединститута и хирургической службы Донбасса. Открыл первую в Сталино станцию переливания крови. В годы войны был ведущим хирургом Калининского, 2-го Прибалтийского, 3-го Белорусского фронтов.

 

Ионин Иван Дмитриевич (1895-1945)

 

Выдающийся советский медик, инфекционист, генерал-майор медицинской службы, профессор, педагог. Внес важный вклад в развитие противоэпидемического обеспечения войск. Благодаря его работе, впервые в истории крупных войн, инфекционных больных не эвакуировали с фронта в тыл, а лечили на месте. Автор свыше 30 научных трудов.

 

 

Советское командование придавало серьезное значение созданию оборонительных сооружений в системе обороны. Укрепленные рубежи возводились, чтобы задержать фашистские войска и выиграть время для

 


формирования резервов. В конце августа 1941 г. ГКО принял решение создать линии обороны на дальних подступах к Донбассу в полосе Южного фронта, которая проходила в Днепропетровской области к югу от г. Павлограда. Участки (стройрайоны) были выделены каждому угольному тресту.

 

 

Строительство линии обороны на Донбассе

 

В сентябре в Сталинской области прошло несколько трудовых мобилизаций. Вместе с опытными рабочими на строительство шли женщины, студенты, учащиеся старших классов, преподаватели. Только угольные тресты направили на строительные работы 52 тысячи человек. Было принято решение дополнительно направить из области еще 160 тыс. человек, выделить 4 тыс. подвод и 180 тракторов с плугами. Всего в сооружении оборонительных укреплений участвовало более 210 тыс. жителей области.

 

Строительство многокилометровых противотанковых рвов, укрепленных огневых точек, рытье окопов требовало огромного труда, часто под бомбежками. Всего было вынуто свыше 17 млн. куб. м земли, возведено 20 тыс. военно-инженерных объектов. Сложнейшее задание в установленные сроки было выполнено, однако, в силу сложившейся обстановки на фронте, Красной Армии не удалось в полной мере воспользоваться возведенными укреплениями.

 

В октябре-декабре 1941 г. многие жители региона в составе 8-й саперной армии приняли участие в строительстве Донского оборонительного рубежа и обводных сооружений вокруг Ростова-на-Дону.

 

Всего в сооружении оборонительных рубежей на ближних и дальних подступах к Донбассу в 1941-1942 гг. приняло участие более 500 тысяч его жителей.


 

 


3. Перевод экономики Донбасса на военные рельсы

Огромное значение для обороны всей страны имел перевод экономики

 

Донбасса на военные рельсы, ведь накануне войны здесь производилось почти 60% всего угля и больше трех четвертей коксующегося угля в СССР. На донецком угле работала половина металлургических заводов, 60% железных дорог, многие химические предприятия, теплоэлектростанции. Металлурги края выплавляли около 30% чугуна и 20% стали.

 

Плакат времен начала войны

 

Перестройка промышленности Донецкого бассейна в сложной обстановке прифронтового региона потребовала сплоченных действий руководства и трудящихся. Уже через неделю после начала войны в Донбассе не было ни одного предприятия, которое не работало бы на потребности фронта. Производство «гражданской» продукции значительно сократилось, а выпуск некоторых ее видов вообще был прекращен. Перестройка охватила все отрасли промышленности шахтерского края. Енакиевский, Мариупольский, Константиновский, Сталинский,

 

Макеевский, Краматорский металлургические заводы изготовляли высококачественные марки металла, выплавляли специальные виды стали для танков. Машиностроительные предприятия выпускали и ремонтировали военную технику, различные виды оружия и армейского снаряжения, боеприпасы. Макеевский металлургический завод им. Кирова освоил выплавку специальных марок стали и проката для производства вооружения. Прославленный мариупольский сталевар завода имени Ильича Макар Мазай по две-три смены не отходил от мартена, выдавая скоростные плавки стали для изготовления танковой брони.

 


Переход на изготовление военной продукции и оружия на предприятиях Донбасса сопровождался значительными трудностями, поскольку было необходимо

оперативно изменить технологию производства, установить специальное или

 

приспособить уже имеющееся оборудование для изготовления новых видов изделий. Так, перед Сталинским

 

металлургическим       заводом        было

 

поставлена задача создать новый цех для производства мин. В чрезвычайно короткий срок (всего 2 месяца) он был введен в эксплуатацию, и уже в августе первая партия мин была отправлена на фронт. В сентябре 1941 г. на основании решения ГКО рабочие Сталинского металлургического завода начали изготавливать корпуса для танков. Они по несколько суток не покидали свои рабочие места, пока не освоили процесс производства, – и уже 1 октября 1941 г. на заводе было изготовлено 100 корпусов для боевых машин.

 

Предприятия Донбасса освоили выпуск бронепоездов. Мариупольский металлургический завод им. Ильича, получив задание выпустить 6 бронепоездов, за 22 дня снарядил 12 составов. Рабочие и инженерно-технический персонал «Азовстали» оборудовали и отправили в действующую армию 2 бронепоезда, соорудили 3 понтонных моста, переоборудовали в военные корабли несколько судов Азовского пароходства.

 

На изготовление продукции для нужд фронта были переведены предприятия легкой и пищевой промышленности, которые обеспечивали армию амуницией и продовольствием. Было налажено производство перевязочных материалов, маскирующих средств, пищевых концентратов, консервов.

 

Особое значение приобрела четкая организация работы железнодорожного транспорта. С 24 июня 1941 г. движение поездов Северо-Донецкой железной дороги было переведено на особый военный график. Часть пассажирских вагонов была быстро приспособлена к передвижению военных частей, а остальные переоборудованы в санитарные вагоны.

 

Вместо ушедших на фронт мужчин в полях, шахтах и на заводах стали работать женщины. В Ворошиловградской области более 50 тысяч женщин встали

 

у станков и спустились в угольные забои. На шахте № 17-17-бис треста «Донбассантрацит» Александра Бабич создала первую женскую бригаду навалоотбойщиц из 10 человек, которые добывали в смену по 14-15 тонн антрацита каждая. Следуя ее примеру, на шахты этого угольного треста за три первых месяца войны пришло около 600 женщин. На машиностроительных


 


заводах молодые работницы переходили на многостаночное обслуживание.

 

Как никогда организованно и быстро в 1941 году была завершена уборка урожая и сдача хлеба государству. К 25 августа в Сталинской области были собраны зерновые со всей площади посева. Знаменитая трактористка Паша Ангелина из с. Старобешево призвала подруг заменить ушедших на фронт мужчин. В колхозах и совхозах создавались новые женские тракторные бригады.

 

29 июня 1941 г. газета «Правда» опубликовала обзор писем под заголовком «Трудящиеся предлагают создать Фонд обороны». Публикация содействовала появлению движения по созданию Народного фонда обороны. В этот же день в Фонд от трудящихся Донецкого края поступило несколько сот тысяч рублей, а также значительное количество драгоценностей. Молодежь Донбасса провела воскресники, и все заработанные деньги (более 3, 5 миллионов рублей) были переведены на текущий счет фонда. К началу сентября 1941 г. жители края передали на нужды фронта 18, 9 млн рублей. В сельских районах шел сбор средств на танковую колонну имени ВЛКСМ. Всего было собрано 1, 5 млн рублей. За счет добровольных взносов денежных средств, облигаций государственных займов, материальных ценностей населения приобреталась военная техника для фронта. Так, на средства коллектива Сталинского металлургического завода была построена эскадрилья боевых самолетов «Металлург Донбасса», переданная Южному фронту.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...