Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Нацистский «новый порядок» в Донбассе. Коллаборационизм




План

 

1. Нацистский «новый порядок» в Донбассе. Коллаборационизм.

 

2. Реализация плана «Ост» в Донбассе.

 

3. Холокост в Донбассе.

 

4. Экономическая политика гитлеровского режима в Донбассе.

 

Немецко-фашистская оккупация стала трагедией для советского народа. В Донецкой области и юго-западной части Ворошиловградской области она продолжалась два года – с осени 1941 г. до сентября 1943 г., для остальной части Ворошиловградской области – с июля 1942 г. по февраль 1943 г.

 

План ограбления и система оккупационных органов власти на занятых восточных территориях были изложены гитлеровцами еще до начала войны в так называемом плане «Ост». Его целью было обеспечение материальными, продовольственными и человеческими ресурсами потребностей фашистской военной машины, порабощение и сокращение местного населения и в дальнейшем – колонизация оккупированных земель и заселение их немецкими переселенцами.

 

1. Нацистский «новый порядок» в Донбассе. Коллаборационизм

 

Сталино вновь стало Юзовкой

 

Сталинская и Ворошиловградская области находились под управлением военной администрации и входили в так называемую военную зону. Административное управление осуществлялось полевыми и местными

 


комендатурами, находившимися в подчинении командиров подразделений группы армий вермахта «Юг».

 

Для регулирования общественной жизни, претворения в жизнь приказов и предписаний оккупационных властей создавались органы местного самоуправления – городские, районные и сельские управы, подразделения вспомогательной полиции. Кроме этого, на территории Донбасса действовали карательные органы оккупантов: СД, гестапо, айнзацгруппы (С, D), подразделения тайной полевой полиции, особые отделы абвера, полевая жандармерия, охранные дивизии.

 

Оккупировав Донбасс, фашисты вернули городам и селам дореволюционные названия. Сталино вновь стало Юзовкой (это не мешало немцам одновременно использовать оба названия), Ворошиловград – Луганском, Артемовск – Бахмутом. В городах и селах были переименованы носившие советские названия улицы, снесены памятники.

 

Новые названия давали предприятиям и даже троллейбусным маршрутам. Был установлен комендантский час. Люди жили в постоянном страхе. Гитлеровцы казнили людей за малейшую «провинность»: за нарушение светомаскировки – расстрел; за сочувствие Красной Армии – расстрел; за хождение по улицам позже указанного немцами времени – расстрел; за саботаж – расстрел. Первый приказ, который издал назначенный оккупантами мэр Юзовки Петушков, содержал пункт: «Всему населению сдать продукты в распоряжение немецкого командования». Приказ дополнил комендант города Циммер: «Кто не выполнит – будет повешен».

 

Официальная немецкая газета для г.                                  Кинотеатр им. Шевченко

Юзовки и области(1942 г. )                                   на улице Артема в годы оккупации

 

Устанавливая оккупационный режим на захваченной территории СССР, гитлеровцам было важно не только навязать свое территориальное господство, но и идеологически подчинить завоеванные территории. Для этой «высокой» цели


 

 


использовались все имеющиеся в их арсенале средства пропаганды – от листовок до газет и радиотрансляций. В 1941-1943 годах практически во всех городах и крупных поселках оккупированного Донбасса выходили десятки оккупационных газет на украинском и русском языках.

 

 

  Фото на память немецкого солдата у  

Плакаты в оккупированном Сталино

указателя городского района Семеновка  

(ниже площади Ленина и Крытого рынка)

 
   

 

Одна из инструкций, которой руководствовалась военная администрация, предусматривала разрешение на открытие церквей, закрытых советскими властями. В пропагандистских целях представители оккупационных властей и военного командования иногда посещали торжественные молебны по случаю открытия церквей, массовые крещения детей. Все это должно было демонстрировать причастность немецкой армии к «возрождению церковной жизни».

 

Особая идеологическая политика осуществлялась нацистами в сфере образования. Свою главную задачу в этой области они видели в искоренении следов коммунистического воспитания. Как писала в те годы фашистская газета «Донецкий вестник», немцам нужно было «…устранить, прежде всего, самые следы коммунистического воспитания, а они просочились во все учебники, начиная с букваря. Поэтому одной из задач школы является устранение этих следов». Немцы призывали к усиленному изучению немецкого языка и привитиюдетям «трудолюбия». В начале 1942 года вышел приказ, согласно которому в регионе должны были остаться только начальные школы для детей возрастом до 11 лет. Список школьных предметов ограничивался таким перечнем: чтение, письмо, математика, гимнастика и рукоделие. При этом из школ были изъяты все учебники. Старшие классы, начиная с пятого, распускались, а бывшие ученики были обязаны идти работать. Ликвидировались все вузы и средние специальные учебные заведения.

 


Для укрепления «нового порядка» на оккупированных территориях Донбасса гитлеровцы активно привлекали представителей ОУН – Организации украинских националистов, которая еще с довоенных времен работала на германские спецслужбы. Бандеровцы были переводчиками, охранниками, водителями, работниками карательных, пропагандистских и административных органов.

 

Архивные документы подтверждают факт существования на оккупированной территории Донбасса украинских коллаборационистских формирований, а именно – «украинской вспомогательной полиции», «украинской жандармерии», «украинской службы порядка», а также «украинской добровольческой армии». Все указанные вооруженные подразделения создавались под руководством немецко-фашистской оккупационной администрации и выполняли репрессивно-карательные функции.

 

Ø Историческая справка

 

Арестованный после освобождения Донбасса руководитель ОУН в Ольгинском райне Сталинской области Антон Ястремский на одном из допросов заявлял:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...