2. Этно-социальная динамика в Донбассе
Ø Историческая справка
Прежде всего необходимо определиться с основными понятиями. В этнологии сложилось четкое содержание таких дефиниций, как «этническая общность» и «этнос».
Под «этнической общностью» понимают исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, которая связана общностью (близостью) языка, культуры, психологического склада и самосознания. Академик В. А. Тишков уточняет: «Этническая общность – это группа людей, члены которой имеют одно или несколько общих названий и общие элементы культуры, обладают представлением об общем происхождении и тем самым имеют общую историческую память, могут ассоциировать себя с особой географической территорией, а также демонстрируют чувство групповой солидарности. Близким, но не идентичным понятию «этнической общности» является понятие «этнос».
Этнос –это устойчивая, исторически сложившаяся группа людей, имеющаяединый язык, территорию, хозяйственно-экономическую деятельность, культурно-бытовые и ментальные особенности. Все это фиксируется в самоидентификации и закрепляется в самоназвании. В ходе развития этноса и его взаимодействия с другими подобными образованиями происходят существенные изменения, которые определяются как этнические процессы, среди которых различают эволюционные и трансформационные. Эволюционные процессы подразумевают изменения в языке, культуре, социальной и демографической структурах этноса. Трансформационные – ведут к изменению этнического самосознания и смене этнической идентичности (принадлежности).
К XVI в. в основном оформились специфические черты языка и культуры трех восточнославянских народов, которые исторически сложились на основе древнерусской народности – населения Древнерусского государства: великороссов (русских), малороссов и белорусов.
В ХVI-ХVII вв. в нашем крае «встретились» два крупных переселенческих восточнославянских потока – из России и Речи Посполитой (именно в ее составе были земли Малороссии в этот период).
Заселение Донецкого региона русскими (великороссами) относится к началу XVI в. и предопределялось становлением русской государственности. Одной из задач, вставшей перед формирующимся Российским государством была защита юго-западных границ от крымских и ногайских татар. С этой целью в Подонцовье закладываются сторожи, возникают поселения, в которых жили и несли службу ратные люди. Кроме служилых государевых людей, задачи по охране рубежейОтечества брали на себя казаки, селившиеся на Дону. Таким образом, значительная часть земель современных Донецкой и Луганской областей позднее будет находиться в составе Области Войска Донского и Запорожской Сечи. Граница между землями запорожских и донских казаков была установлена императрицей Елизаветой Петровной в 1746 г. и проходила по реке Кальмиус.
Появление малороссийского населения на территории Донецкого региона относится ко второй половине XVI в. Ужесточение гнета в Речи Посполитой усилило поток беженцев за ее пределы. Бежали туда, где была потенциальная защита и свободные земли. Со временем за всем этим регионом закрепилось название Слобожанщина.
Во второй половине XVII в. после Переяславской Рады в 1654 г. процесс заселения Донецкого региона казаками и служилыми людьми значительно активизировался. Судьба нашего края в последующие столетия окончательно и неразрывно будет связана с историей Российского государства.
Славные победы российского оружия в конце XVIII в. изменили судьбу нашего края. В 1783 г. императрица Екатерина II издала указ о присоединении Крыма к России. В результате земли Подонцовья и Северного Приазовья утратили значение буферной пограничной зоны между Российской и Османской империями.
Продолжилась начавшаяся еще в середине столетия активная колонизация края представителями различных народностей, готовых служить Российскому Отечеству. Так, еще в середине XVIII в., в 1753-1764 гг. на южном берегу Северского Донца были созданы военно-земледельческие поселения сербов и молдаван. Эта область получила название Славяносербия.
В 1778 г. под руководством митрополита Игнатия из Крымского ханства в Приазовье переселилось христианское население: греки, армяне, грузины, валахи.
В начале XIX в. в регионе обосновались немецкие колонисты, появились еврейские переселенцы. В XVIII-начале XIX в. край вошел в состав Российской империи как неотъемлемая часть Новороссии.
После отмены крепостного права в России в 1861 г. возникли новые возможности для развития экономики. Этому способствовал произошедший в 1830-1880-е гг. в Российской империи промышленный переворот.
В конце XIX-начале XX вв. большие потребности отечественной промышленности обусловили направление в наш край новых миграционных потоков. Со всей России сюда приезжали на заработки люди. Этнический состав населения при сохранении великорусско-малороссийского большинства стал более пестрым. Достаточно быстро менялась социальная структура. Теперь значительную часть населения составлял пролетариат. Эта особенность в дальнейшем определила историческую судьбу региона. Так своеобразие современного Донбасса объективно складывалось вследствие развития капитализма.
В советский период расширялась этническая картина региона и усиливались межэтнические связи. Это привело к формированию в донецком регионе населения с ощущением своих этнических корней и осознанием себя прежде всего как жителей конкретного региона.
На протяжении ХХ в. в Донбассе сложилась устойчивая межэтническая
общность, которая сформировала самобытную культурную среду. Основополагающими факторами формирования стали: компактное проживание при очень высокой плотности, высокий темп урбанизации, преобладание в социальной структуре рабочего класса с его интернациональными установками,
распространение межэтнических браков, целенаправленная системная политика советского государства, направленная на создание единого советского народа.
городской среде абсолютно доминировал русский язык, в сельской – были распространены украинский и русский языки. По оценке С. Бобко, «все жители региона хорошо понимают как украинский, так и русский языки. Для значительной части двуязычие и осознание своего пребывания «на перекрестке культур»
является одной из доминант политического и культурного самопозиционирования».
Ø Историческая справка
По данным переписей 1979 и 1989 г. в Донецкой области проживало 133 национальности из 134, зафиксированных в УССР. В Донбассе, как и в Украине в целом, украинцы составляли большинство, но их удельный вес был ниже, чем в целом по республике. Так, в 1959 г. в УССР украинцы составляли 77, 7% населения, из них в Донецкой области – 55, 6%, в Луганской – 57, 8%. В 1979 г. украинцы в УССР составляли 73, 4%, из них в Донецкой области – 50, 9%, в Луганской – 52, 8%. В регионе третьим по численности народом были компактно проживающие греки: 2, 2% – в 1959 г., 1, 9% – в 1970 г., 1, 8% – в 1979 г., 1, 6% – в 1989 г. Пятым по численности народом были евреи, которые в подавляющем большинстве проживали в городах и на бытовом уровне очень незначительно отличались от восточнославянского большинства. Незначительным по количеству, но самобытным, отличным в своих традициях, было татарское, армянское, азербайджанское, цыганское население.
Итоги всесоюзной переписи населения 1959 г. Украинская ССР. – М.: Госстатиздат, 1963. – С. 168, 174; Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г. – М.: Статистика, 1973. – Т. IV: Национальный состав СССР, союзных и автономных республик, краев, областей и национальных округов. – С. 152, 171, 173, 187; Итоги Всесоюзной переписи населения 1979 г. – М.: Госкомитет по статистике СССР, 1989. – Т. ГУ, ч. 1, кн. 2: Распределение населения СССР, союзных и автономных республик, краев, областей и автономных округов по национальности и языку. – С. 3, 23, 29, 75).
Социологические исследования показывают, что особой разницы в культуре, ценностных ориентациях жителей Донбасса русского, белорусского и украинского этнического происхождения практически не существует.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|