Реликтовый змей, полоз, шем кишке
На территории Свердловской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского АО сохранились предания о реликтовом животном. Манси называли его ялпын уй, русские – полозом, а марийцы – шем кишке. Это животное обладало особенностями, которые могут показаться нам, представителям современного общества, лишь выдумками больного воображения. Между тем факты говорят, что оно существовало. А может, существует и по сей день…
Летом прошлого года, собирая информацию о культуре марийцев Свердловской области, мне довелось услышать информацию об интересном животном – шем кишке, «черном змее». Ее рассказал Геннадий Петров из деревни Артемейково Ачитского района.
Змея, как явствует из названия, черная по цвету. Длина шем кишке «примерно 2 метра», толщина «намного больше, чем у обычной змеи». Живет она в лесу, около водоемов – рек и озер. Ночует на дереве, после чего на нем находят следы от отростков на теле змеи. Они помогают змее фиксировать свое положение в столь необычном месте. Такое местонахождение объясняется стремлением шем кишке обезопасить себя от собственного потомства, которое столь прожорливо, что может съесть свою родительницу.
Встреча с шем кишке в лесу – к беде. Тем более, что змея могла напасть и убить. Зато найти сброшенную шем кишке кожу в виде чулка – к добру.
В сказках марийцев есть истории об «огромной, толстой, как бревно» змее, которая лежит в глубокой норе. Она владеет тайными знаниями, является царицей земли и иногда помогает человеку.
Казалось бы, ничего интересного. Очередные народные «страшилки». Если бы не многочисленные «но».
У исследователя манси Валерия Чернецова есть описания подобной змеи, которые он записал в тридцатые годы XX века от охотников-манси, видевших ее. Змея ялпын уй – «священный зверь» - напоминает ящерицу красно-бурого цвета с зигзагообразным рисунком. Ялпын уй длиной до 15 метров, толщиной - в руку и толще. Живет в воде и близ нее. Спит ялпын уй не на земле, а только на дереве. После ее ночевок на нем остаются следы от чешуи. Услышать эту змею можно весной. Звуки, издаваемые животным, похожи на крик утки или на капанье воды: «Неч, неч». Живет на Оби, в верховьях Сосьвы, в районе Рус-суя и Нильтанг-пауля. Подобных рептилий было столь много, что погибшие змеи хранились «в Нильтанг-пауле в трех бочках, а в Троицких юртах – в семи бочках». Тем не менее манси считали, что ялпын уй не умирает, а превращается в камень аммонит. Огромная змея нападает и убивает охотников и их собак. Подобные случаи не единичны…
По сообщениям других исследователей 80-х годов прошлого века, в озере Турват живет существо метров 6 длиной. Живет представитель местной фауны в яме. В ясные, солнечные дни он всплывает на поверхность озера и тогда «блестит, как серебро».
Турват – священное озеро манси, а рядом с озером есть молебная гора Ялпын-нер. В июне вогулы проводили там свои языческие богослужения, прося священное животное оберегать их землю.
Исследователи религии манси И.Н.Гемуев и А.М.Сагалаев пишут, что в глубоководном озере Ялпын-тур (Ханты-мансийский АО) в середине 40-х годов прошлого (XX) века манси видели ялпын уя. Правда, ему приписывают образ то крокодила, то огромной щуки.
В 200 км от Ивделя по реке Лозьва живет манси, которые хранят предания о том, что когда-то в реке жил похожий на змею с рогами речной людоед. И по сей день в тех местах манси поклоняются Хулхуринг-ойке, «Старику, подобному рыбе», хозяину местных людей, рыбы, зверя…
В 1886 году мещанин Иван Шешин из села Никито-Ивдельского (ныне г. Ивдель) в своих заметках «О кочевом племени вогулов на севере Верхотурского уезда» писал: «По рекам есть у них (у манси – Авт.) такие священные места, через которые они никогда не ездят в лодках, не заденут даже шестом дна, а обходят эти места берегом, перетаскивая лодки на себе».
Русскому населению Зауралья тоже известна огромная змея, которую они назвали полозом. И об этом сохранились архивные материалы.
В архиве Свердловской области автору попал в руки доклад К.Ошуркова Уральскому обществу любителей естествознания (УОЛЕ) от 19 февраля 1927 года, из которого стоит привести некоторые выдержки: «Еще в бытность мою в екатеринбургской гимназии мы, маленькие гимназисты, всегда с вниманием слушали рассказы о прошлом и настоящем Урала нашего уважаемого учителя Онисима Егоровича Клера (председателя УОЛЕ – Авт.), рассказавшего также о существовании в уральских лесах больших змей, которых местное население зовет «полозами» и в наличии которых он, Клер, не сомневается, т.к. совместно с зоологом Сабанеевым получил о том подтверждающие данные…
В одной уральской степной деревне Палласом была найдена висящая в избе у крестьянина шкура или выползок огромного экземпляра змеи. Владелец шкуры, несмотря на просьбу Палласа, ее ему не продал.
Ошурков также пишет о том, что в 1925 году рабочие Нижнеисетского завода пытались поймать сетями большую змею золотистого цвета с большим пятном на лбу. Змея перепрыгнула через сеть и ушла к Уктусу на реку Патрушиху.
ПЕЩЕРА МРАКА
На севере Свердловской области находится небольшой городок – Карпинск, окрестности которого усеяны изящными произведениями природы. Одним из этих творений является пещера Мрака (или Вторая Каквинская).
Эта пещера расположилась на левом берегу живописной и чистейшей Каквы - реки, протянувшейся от Ольвинского камня до р.Сосьва. На этом же берегу раньше существовала одноименная деревня Каква, которая ныне исчезла.
Вход в пещеру находится прямо у подножья небольшой горки. Он маловат, так что забираться внутрь только ползком. Узкий наклонный туннель от входа длится почти 4 метра и заканчивается полостью. Внутри можно спокойно передвигаться в полный рост.
Пещера окружена легендами, основной смысл которых в том, что там появляются видения и призраки. Посещать пещеру рекомендуется со всеми мерами предосторожности.
УРАЛЬСКИЕ ПИСАНИЦЫ - отголоски визитов пришельцев
На Урале, по берегам рек Тагила, Нейвы, Режа, Юрюзани можно увидеть «писаницы» - рисунки, нанесенные на камни охрой, замешанной, как предполагают на крови. Цвет изображений разный: от светлых тонов до красно-фиолетовых и бурых. И толщина линий разная – от 10 до 20 мм.
Сделаны рисунки, по оценкам археологов, 4-5 тысяч лет назад. Одни ученые принимали эти изображения за неизвестные письмена, другие – за таинственные знаки. И всегда они вызывали интерес.
О существовании на Урале наскальных рисунков было известно давно – царь Петр I еще в 1699 году поручил подьячему приказной палаты Якову Лосеву поехать в те края, найти гору с рисунками и скопировать их «слово в слово, ничем не разно и во всем бы сходно».
Уже в наше время они были описаны и классифицированы в двухтомном труде археолога В.Н.Чернецова «Наскальные изображения Урала». Археологи решили, что на рисунках изображены охотничьи сооружения и приспособления древних угров и манси – изгороди, загоны и др. И правда, на одном из рисунков виден человек рядом с кольцеобразной постройкой, в которую загнано дикое животное.
Сцены охоты угадываются и на многих других рисунках, но далеко не на всех. Многие фигуры людей изображены как бы отдельно от других, сами по себе. На вопрос, что они изображают, археологи ясного ответа не дают.
Кандидат геолого-минералогических наук Владимир Иванович Авинский твердо убежден, что нашу планету в прошлом посещали представители космических цивилизаций. По его мнению, уральские писаницы – не что иное, как рисунки строения … химических веществ (!). Каждый старшеклассник знает такие формулы, похожие на цепочки и многоугольники, используемые в органической химии.
И в самом деле: вот зигзагообразные фигуры с отростками – рисунки на скалах у рек Нейва и Тагил. Что это, рыболовные сети? Но даже археологи в этом сомневаются. «Прямых доказательств связи фигур именно с рыболовством нет, - пишет Чернецов, - тем более, что изображений рыб в писаницах не встречено ни разу». Но зато загадочные цепочки очень сходны с формулами всем известного полиэтилена!
А вот еще одна фигура – рисунок на Бородинских скалах на реке Реж. Рисунок напоминает пчелиные соты. Правда, у пчел соты – правильные шестиугольники, а здесь они вытянутые. Да и самих пчел древние люди не изобразили. Археологи не могут объяснить смысл рисунка. Авинский же увидел в «сотах» химическую формулу, изображающую … строение графита!
Наконец, еще один наскальный рисунок в виде полукольца с отростками похож на структурную химическую формулу антибиотика!
Человек каменного века не мог знать символов органической химии. «Да у него и не было никакой нужды в них, - писал Авинский. – И все же наскальные рисунки Урала настойчиво ассоциируются с современной химической символикой: среди писаниц можно найти обрывки углеводородных цепочек, вытянутые шестиугольники бензольных колец».
МУРЗИНСКИЕ ДОЛЬМЕНЫ
Уральская земля хранит в себе множество чудес, это факт общеизвестный. Но чаще всего мы их не замечаем. Ну в самом деле, кто бы мог подумать, что невзрачные пирамидки из плоских камней, расположенные в лесах между Новоуральском и Верхней Пышмой, на самом деле не игра природы, а уникальный археологический памятник, более известный, как " дольмены "!
В данном случае два краеведа из Верхней Пышмы проявили недюжинную настойчивость: они звонили и звонили специалистам археологической лаборатории Уральского университета, пока не добились своего. Еще летом совместная экспедиция археологов УрГУ, НПЦ охраны памятников и краеведов-добровольцев обнаружила дольмен в районе поселка Мурзинка, на реке Шитовской Исток. Всего их там около двадцати, но термин " дольмен " мы пока используем условно. Неизвестные личности, предположительно "черные археологи", уже успели произвести на мурзинском дольмене свои раскопки, поэтому мы пока не сообщаем общественности точные координаты наших находок. Скажу только, что ни золота, ни драгоценностей там нет!
...Мурзинские дольмены невелики по размеру: до 2 метров в высоту и ширину, с камерой диаметром 1,5-2 метра. С тыльной стороны большинство из них напоминает обычный каменный курган. Среди находок в развалах вокруг "каменного стола" обнаружены фрагменты горшков, выполненных на гончарном круге с использованием ручной подработки.
Однако дольмен, обнаруженный летом, особенный: осколки керамики там обнаружены перед входом в камеру, а непосредственно внутри нее видны следы огня, а также кальцинированные и мелкие неопределимые кости. Сначала исследователи выдвинули предположение, что жертвенным животным, упокоенным у дольмена, была косуля, но затем палеоантолог Павел Косинцев, по мнению Сергея Чаиркина - лучший эксперт в своей области, вынес другой вердикт: это была овца.
Еще одна странность: мурзинские дольмены расположены на склонах плато и на увалах, в то время, как большинство археологических памятников зафиксировано на берегах водоемов. Все входы в дольмены ориентированы строго на запад - страну, в мифологии древних прочно связанную со смертью. Поэтому, наиболее вероятная версия, высказанная Сергеем Чаиркиным, такова: найденные "каменные столы" являли собой поминально-сакральный комплекс с ритуалами, не известными ни одной из мировых религий.
река Нейва район Мурзинки
ПЕЩЕРА ТАИНСТВЕННАЯ
Изучены, описаны и подсчитаны природные и геологические памятники на территории города Каменска-Уральского (Свердловская область) - те, что доступны для изучения. А вот его подземелья - по-прежнему тайна за семью печатями и толщей горных пород. В "Перечне пещер Свердловской области" можно найти только 3 каменские пещеры - 2 из них 40 лет назад были открыты каменскими школьниками. Но известно об этом стало только сейчас. История забытого открытия в материале Анны Бессоновой.
Эту скалу на берегу Исети в Каменске-Уральском давно облюбовали каменские скалолазы - на ее выступах они отрабатывают различные альпинистские навыки. Не так давно у Могильного камня (так скалу называют в народе) они встретили спелеологов, приехавших из Екатеринбурга. Тех интересовало внутреннее устройство скалы - в архивах клуба они нашли какое-то письмо и теперь хотят проверить, насколько его содержание близко к реальности. Об этом мне рассказал знакомый альпинист. Оставалось только позвонить в клуб спелеологов и найти тех людей.
Известна любовь мальчишек ко всякого рода тайнам и загадкам. Они не знают страха, способны на решительные поступки и в поисках необычного готовы в буквальном смысле слова залезть в любую щель.
В 70-ые годы группу каменских школьников на поиски пещер толкнули слухи - они живы и до сих пор - о том, что в районе Чирова Лога под землей есть целый лабиринт, в котором легко можно заблудиться. Якобы вход в этот лабиринт когда-то был в Трех пещерах, но после того, как там начали пропадать дети, вход завалили (или взорвали). Среди детей, отдыхавших в лагере с одноименным названием, эти байки обрастали подробностями одна фантастичнее другой - бандиты в подземных галереях прятали награбленное добро, а стережет драгоценности железный скелет с зелеными глазами.
СВЕРДЛОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – ШИГИРСКИЙ ИДОЛ
Но главное сокровище коллекции – уникальный Шигирский идол. Это самая древняя и самая большая в мире деревянная скульптура. Пять лет назад специалисты Российской академии наук провели углеродный анализ, и выяснилось, что возраст находки составляет ни много ни мало 9,5 тысяч лет! Получается, что уральский идол старше египетских пирамид.
- «Днем рождения» идола можно считать 24 января 1890 года, - рассказывает хранительница Шигирской коллекции Светлана Савченко. – В этот день рабочие, занимавшиеся золотодобычей на Шигирских торфяниках (это район современного Кировграда), обнаружили в слоях торфа несколько древних предметов: грубо вырезанное весло, три больших ложки и странный деревянный предмет, который позднее и оказался Шигирским идолом.
Сначала эти находки хранились при главном правлении Верх-Исетских заводов. Потом некоторые из них были подарены Эрмитажу, а все остальные – переданы в музей Уральского общества любителей естествознания (сейчас это Свердловский областной краеведческий музей). В советское время Шигирского идола можно было увидеть в залах музея на Вознесенской горке. Но последние 20 лет уникальная скульптура была заживо похоронена в запасниках, поскольку здание музея возвратили церкви.
- Это уникальная скульптура, таких больше нет нигде в мире, - уверен старший научный сотрудник института археологии РАН (г. Москва) Михаил Жилин. – Шигирский идол – одновременно и очень живой, и очень сложный. А орнамент, которым он покрыт, это не что иное как зашифрованная информация. С помощью орнамента древние люди передавали свои знания. А вот расшифровать их очень сложно.
Специалисты убеждены, что идол был связан с каким-то древним культом. Правда, пока еще никому не удалось выяснить, что это был за культ, и что означает древний орнамент. А вот экстрасенсы, изучавшие Шигирского идола, говорят, что у него очень сильная и добрая энергетика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: