Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 14. Бронетанковая техника Финляндии в «продолжительной» войне




 

К 1941 году большая часть финских танков была сведена в отдельный танковый батальон. С начала войны танковый батальон прошел с боями по маршруту Тулокса – Олонец – Лодейное Поле – Михайловское – Важины – Токари; Ивенка – Ладва – Педасельга – Деревянное. Конечной целью наступления был Петрозаводск, куда батальон прибыл 1 октября 1941 года. В начале декабря началось второе наступление, в ходе которого были взяты населенные пункты Медвежьегорск и Повенец. По окончании этого наступления ситуация на фронте стабилизировалась. Лишь в марте 1942 года в районе Шеменичи – Пертоозеро состоялось крупное сражение, в котором участвовал один взвод из состава финского танкового батальона.

Еще в начале первого наступления было захвачено некоторое количество танков БТ‑ 5 и БТ‑ 7, которые вошли в боевой состав финских танковых войск к началу 1942 года. Количество захваченной бронетехники было столь велико, что батальон 10 февраля 1942 года переформировали в бригаду, состоявшую из двух бронебатальонов. Основным танком в бригаде оставался Т‑ 26 различных модификаций. Первые танки Т‑ 34 (финское название «Сотка») и несколько Т‑ 28 финны захватили осенью 1941 года. Они свели их во взвод тяжелых танков 2‑ го бронебатальона. В 1942 году в состав взвода были введены два трофейных советских танка КВ‑ 1, отремонтированные после успешной эвакуации из‑ под Свири и Соломенного.

25 апреля 1941 года в Швеции были заказаны шесть самоходных зенитных установок «Ландверк Анти II». 40‑ мм автоматы Бофорс для них изготовили финские заводы VTT в Городе Ювяскиля. Испытания первой установки начались 10 марта 1942 года. Все шесть установок были готовы к 14 мая 1942 года.

Трофейные танки Т‑ 26 были различных модификаций, в том числе огнеметные варианты ОТ‑ 26, ОТ‑ 130 и ОТ‑ 133. Эти танки, а также двухбашенные пулеметные Т‑ 26 образца 1931 г. использовались исключительно как учебные для подготовки механиков‑ водителей. В 1942– 1943 гг. они были перевооружены советскими 45‑ мм пушками. В результате этой модернизации появились так называемые «гибридные» танки, характерные только для Финляндии. Огнеметные танки ОТ‑ 26 и тягачи Т‑ 26Т не модернизировались.

Модернизация двухбашенных танков Т‑ 26 заключалась в демонтаже бронелиста над боевым отделением и установке вместо него соответствующей детали, снятой с подбитых Т‑ 26 образца 1933 года вместе с башней. Шесть танков были модернизированы до соответствия стандарту образца 1933 года, и два танка – до стандарта Т‑ 26 образца 1937 года.

Модернизация огнеметных танков ОТ‑ 130 и ОТ‑ 133 заключалась в демонтаже баков и трубопроводов огнемета с последующей установкой в башне 45‑ мм пушки, причем на ОТ‑ 133 убирали еще и задний башенный пулемет. Также в танках монтировались мелкие детали – сиденья, крепления для боеприпасов и т. д. Один ОТ‑ 133 переделали так, что у него башня оказалась смещенной к левому борту.

Большинство танков получили по дополнительному пулемету в передней части боевого отделения. Экипаж увеличился до четырех человек. Пулемет финны устанавливали в «яблоке», смонтированном в бронированном спонсоне лобовой бронеплиты слева.

Среди захваченных осенью 1941 года советских танков Т‑ 28 было несколько Т‑ 28Э с экранированной броней. Один из них был позже введен в строй, а бронирование всех захваченных Т‑ 28 усилено по образцу Т‑ 28Э силами ремонтных баз.

Весной 1942 года на заводе VTT начались работы по переделке танков БТ‑ 7 обр. 1937 г. в штурмовые орудия для батальона Штурмовых орудий, который планировалось создать при бронедивизии. Новая машина получила название БТ‑ 42. Стандартная башня БТ‑ 7 подверглась серьезной переделке. В башне устанавливалась английская 4, 5‑ дюймовая (114‑ мм) гаубица QF. Mk. II (финское обозначение 114 Р 18). 24 гаубицы были получены из Англии, а остальные куплены в Испании во время Зимней войны. Гаубицы снабжались дульным тормозом оригинальной финской разработки. Первый БТ‑ 42 был передан бронебригаде в начале сентября 1942 года для испытаний и возвращен заводу уже в конце сентября для устранения выявленных недостатков.

Трофейные БТ‑ 7 в хорошем техническом состоянии перед модернизацией проходили ремонт и профилактику в Бронецентре и на фирме Локомо лтд. Серийное производство модернизированных башен и монтаж орудий производил завод VTT в Ювяскиля. Первая штурмовая гаубица была поставлена в войска 26 февраля 1943 года. Всего модернизировали 18 машин. Последняя была выпущена осенью 1943 года. Несмотря на то, что первоначальный график подразумевал начало выпуска еще в сентябре 1942 года, а окончание серийного производства через год, проект затянулся, отвлекая на себя заводские мощности.

Штурмовое орудие оказалось не очень удачным. Основной причиной этого было раздельно‑ гильзовое заряжание гаубицы, снижавшее темп стрельбы. Бронебойный снаряд имел малую бронепробиваемость. Внутри машины было тесно, работать экипажу в таких условиях было неудобно. Кроме того, использовались механизмы разворота башни и вертикальной наводки от танка БТ, имевшие недостаточную мощность для тяжелой гаубицы. После того, как в сентябре 1943 года батальон штурмовых орудий стал получать немецкие машины StuG40, все БТ‑ 42 свели в сформированный 7 декабря 1943 года Отдельный броневзвод.

В марте 1943 года командование бронедивизии предложило генеральному штабу переделать 20 танков БТ в бронетранспортеры (БТР). Вначале эту идею отвергли, но впоследствии от командования дивизии поступило еще одно, более продуманное предложение о переделке в БТР четырнадцати танков. 18 мая 1943 года был дан заказ на эту работу. Бронецентр приступил к изготовлению опытного образца для испытаний, при этом верхняя часть корпуса БТ‑ 7 зашивалась деревянными щитами. Боевое отделение танка использовалось в качестве десантного отделения и имело люки. Образец был готов к концу октября 1943 года. 14 ноября его включили в состав батальона штурмовых орудий для фронтовых испытаний, продолжавшихся в течение декабря. В серию машина так и не поступила. Опытный образец передали в Отдельный броневзвод, а 22 мая 1945 года он пошел на переплавку.

С 6 июля по 3 сентября 1943 года морским путем из Германии были доставлены 30 немецких 75‑ мм самоходных установок StuG40. Первые машины из этой партии поступили на вооружение батальона штурмовых орудий 2 сентября 1943 года. К июню 1944 года силами батальона самоходные орудия были модернизированы: удалены листы бортового дополнительного бронирования; немецкие 7, 92‑ мм пулеметы MG‑ 34 заменили на советские 7, 62‑ мм ДТ; запасные катки навесили на борта в районе боевого отделения; над двигателем разместили деревянный короб для запчастей и инструментов.

В финской армии состояли на вооружении 24 трофейных бронеавтомобиля БА‑ 10, оснащенные 45‑ мм пушкой 20К. Автомобили БА‑ 10 были трехосными, но мощность их двигателей составляла всего 50 л. с., что было явно мало. В остальном машины этого типа финны оценивали достаточно хорошо. Начиная с осени 1943 года двигатели БА‑ 10 стали заменять двигателями Форд V‑ 8 мощностью 95 л. с. Были модернизированы все имеющиеся машины.

Старая бронетехника (например, танки Виккерс, ОТ‑ 26, тягачи Т‑ 26Т, плавающие танки Т‑ 37) постепенно передавались в учебные части. Уцелевшие три танка «Рено» и трофейные советские бронеавтомобили Д‑ 8 были списаны в июне 1943 года. Однако плавающие танки Т‑ 38 оставались в строю до конца войны.

В декабре 1941 года Финляндия передала Швеции три танка: Т‑ 37РТ (радиофицированный танк), Т‑ 26 обр. 1931 г. и БТ‑ 5. Плавающий танк Т‑ 37РТ был захвачен 18 декабря 1939 года в бою на Салльском фронте под Пелкосенниеми. Его передали в знак уважения к шведским волонтерам, сражавшимся на заключительном этапе Зимней войны на севере Финляндии. В настоящее время этот танк находится в танковом музее Аксвалл в Швеции. Танки Т‑ 26 и БТ‑ 5 не подлежали восстановлению. 26 октября 1942 года финны продали шведам за 15 тысяч шведских крон корпуса трех бронеавтомобилей БА‑ 10. Шведы восстановили эти машины и дали им название «pansarbil m/31F». Их использовали в армейской пехотной школе в городе Розенберг под Стокгольмом до начала 50‑ х годов.

В связи с началом тайных переговоров Финляндии с СССР, 16 апреля 1944 года Гитлер приказал приостановить все поставки бронетехники в Финляндию. В этот момент в Данциге грузились на корабли семь штурмовых орудий StuG40 и девять трофейных танков Т‑ 34.

К 9 июня 1944 года единственная финская бронетанковая дивизия была дислоцирована в районе Выборг – Пальцево – Лаппеенранта. Дивизия (основной состав – танки Т‑ 26, Т‑ 28, Т‑ 34 и КВ‑ 1), а также отдельный броне‑ взовд (БТ‑ 42), бронебатарея ПВО («Ландсверк Анти» II) и батальон штурмовых орудий (StuG‑ 40) приняли бой на Карельском перешейке, где понесли большие потери в технике. Например из имевшихся 87 танков Т‑ 26 было потеряно 25 машин. Отдельный броневзвод использовал свои БТ‑ 42 в районе Выборга (особенно в бою за сам город) вплоть до его сдачи. С 17 по 21 июня 1944 года были потеряны 8 штурмовых орудий БТ‑ 42.

Только советские танки Т‑ 34 и немецкие САУ StuG40 были по‑ настоящему эффективным оружием. Пять САУ были потеряны 14‑ 15 июня 1944 года в бою под Лебяжьей, две – 27‑ 28 июня под Нюрмилампи и одна – 11 июня 1944 года под Вуосалми. Всего боевые потери составили 27% наличного парка финских StuG‑ 40.

Из артиллерийских тягачей «Комсомолец» были потеряны 62 машины, что составило треть от наличного парка.

После начала наступления советской армии на Карельском перешейке финны обратились к Германии с просьбой возобновить военные поставки. В июне‑ августе 1944 года немцы поставили Финляндии 15 средних танков T‑ 4J и 19 самоходных установок StuGIIIG, а также не менее трех танков Т‑ 34. В июне‑ июле 1944 года финны захватили два танка Т‑ 34 с 76‑ мм пушкой и девять танков Т‑ 34 с 85‑ мм пушкой, из них 7 танков финнам удалось отремонтировать и ввести в строй.

Финнам удалось захватить также несколько легких танков Т‑ 60 и Т‑ 70. В районе Петровки 25 июня 1944 года финны захватили две САУ ИСУ‑ 152. Одна из них после ремонта перебитой гусеницы была немедленно введена в строй, но через четыре дня ее подбили в районе Кольхи, и она снова перешла к советским войскам. Вторая САУ (советский бортовой номер 1212) была эвакуирована с поля боя и по железной дороге через Лаппеенранту доставлена в Бронецентр в город Варкаус. По просьбе представителей бронебригады ее решили модифицировать в эвакуационную машину путем демонтажа вооружения и установки буксировочного оборудования. К концу ноября эта работа была выполнена.

К концу 1944 года в строю у финнов имелось всего 398 танков[176] .

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...