Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЕС и борьба против международного терроризма и пиратства




УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедры ОБМ

доцент А.О. Волошин

«____»______________2009 г.

ЛЕКЦИЯ №2

Тема: «Украина - Европейский Союз»

Вопросы:

Вступление.

1. История создания Европейского Союза. Этапы региональной
экономической интеграции.

2. Институты ЕС.

3. ЕС и борьба против международного терроризма и пиратства

4. Основные направления сотрудничества ЕС. Украина - ЕС.

Литература:

1. «Международные организации», справочное пособие. В.Е.
Улахович. Москва-Минск. АСТ Харвест - 2005.

2. «Международные отношения и внешняя политика», учебник,
Киев, Лебедь, - 2001.

3. Периодическая печать.

Время: 2 академических часа.

 

Рассмотрена и одобрена на

заседание кафедры

протокол №___ от «____»______2009 г.

ОДЕССА - 2009 г.


 

Введение.

Относительно понимания Европейского Союза как международной организации среди специалистов не единодушия. Некоторые ученые, особенно юристы-международники, считают ЕС не организацией в чистом виде, а промежуточной, переходной формой, видят в нем прообраз будущего многонационального европейского регионального государства.

Некоторые специалисты рассматривают ЕС как полугосударственное образование, эволюционирующее в сторону полноценной федерации. ЕС сохраняет общие черты с международной (межправительственной) организацией и с конфедерацией государств. Тем не менее авторитетные справочники по межгосударственным организациям и международному праву относят ЕС к разряду международных организаций.


1.История создания Европейского Союза. Этапы региональной экономической интеграции.

 

На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя.

В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.

Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946г. в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки.

Как результат, в 1949г. был создан Совет Европы — организация, существующая до сих пор (её членом является Украина и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах. Весь процесс Европейской интеграции можно разделить на четыре этапа.

 

Первый этап.

18 апреля 1951г. ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. В основу объединения были положены три принципа: общий рынок, общие цели, общие институты.

Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств 25 марта 1957г. учредили Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок). Цель основателей Договора о ЕЭС состояла в создании общего рынка, представляющего собой не что иное, как пространство без внутренних границ, в котором провозглашены и последовательно осуществляются четыре свободы: свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов, а также в сближении экономических курсов и сотрудничестве в области сельского хозяйства и транспорта. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств.

Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, учреждённое Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958г.

В 1959г. членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременной структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ с 6 до 27 государств (расширения союза государств).

 

Второй этап.

В январе 1960г. Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию — Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.

Первая попытка в 1961—1963гг., однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966—1967гг.

В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

Важными событиями стали создание в 1970 году Европейского политического сотрудничества (ЕПС), нацеленного на гармонизацию внешней политики, и оформление в 1979 году Европейской валютной системы, цель которой состояла в закреплении зоны относительной валютной стабильности. В итоге 13 марта 1979г. появилась европейская валютная единица – «экю».

После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства, Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973г.

В 1972г. прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %).

Греция стала членом сообщества 1 января 1981г.

Португалия и Испания стали членами ЕС с 1 января 1986г.

В феврале 1986г. в Люксембурге был подписан Закон о Единой Европе

Важной вехой на пути к интеграции стал Единый европейский акт, вступивший в силу с 1 июля 1987 года. В нем отмечалось что, Европейское сообщество и Европейское политическое сотрудничество должны внести совместный вклад в прогресс европейского единства. В акте детально определялись правовые рамки учреждения единого рынка, сотрудничества в вопросах охраны окружающей среды, научно-технической сфере. Единый европейский акт также создавал правовую основу кооперации в области внешней политики в рамках Европейского политического сотрудничества, которое раньше базировалось на неформальной договоренности.

Таким образом, разработка и принятие этого акта показали, что государства - члены сообществ готовы выйти за рамки чисто экономической интеграции и стремятся координировать свои действия, вырабатывать общую политику в сфере международных отношений и внешней политики.

 

Третий этап.

7 февраля 1992 году главы государств и правительств 12 членов Европейского сообщества (Бельгия, Дания, ФРГ, Греция, Испания, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия) подписали Маастрихский договор об учреждении Европейского Союза, который зафиксировал новый уровень объединения народов Европы. Это обеспечивалось установлением экономического и финансового союза, включая создание единой валюты и введение союзного гражданства.

Положениями об общей внешней политике и политике безопасности Маастрихтский договор отразил намерение государств — членов перейти к более высокому уровню согласования действий на международной арене.

Нововведением стали также положения о сотрудничестве в сфере правосудия и внутренних дел, выделенные в общий раздел.

В 1994г. в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против.

Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995г.

Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.

В это время Союз столкнулся с новыми проблемами, которые нужно было решать безотлагательно. В двери ЕС все более настойчиво стучались страны, стремившиеся войти в него в качестве полноправных членов. Ситуация побуждала как государства - члены, так и институты ЕС внести коррективы в принципы его организации и деятельности.

В 1999г. членами Европейского сообщества был подписан Амстердамский договор. Он содержит поправки, которые касаются только пяти аспектов кооперации. Многие предложения остались за рамками принятого договора, некоторые отражены в декларациях - приложениях к нему.

Таким образом, Амстердамский договор не дал ответов на ключевые проблемы, связанные с изменением институциональной структуры органов ЕС. В то же время он подтвердил обещание странам — кандидатам начать переговоры о расширении Союза с января 1998 года. Сессия Европейского совета, завершившаяся 13 декабря 1997 года в Люксембурге, приняла решение о начале процесса приема стран Центральной и Восточной Европы и Кипра.

 

Четвертый этап.

9 октября 2002г. Европейская Комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004г.: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту.

Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления.

Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.

По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС окончательное положительное решение было объявлено 13 декабря 2002г. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.

16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении. В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.

1 мая 2004г. Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза. После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т. д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.

Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. Весной 2004 года на очередном саммите ЕС была достигнута договоренность относительно текста Конституции Европейского Союза, а 29 октября 2004 года в Риме главы государств скрепили своими подписями ее текст (в силу не вступила).

На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005г. проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живет по целому ряду основополагающих договоров.

1 января 2005 года состоялось очередное расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит еще немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.

17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.

 

 

Институты ЕС.

Европейский Союз формировался постепенно, по мере усиления интеграционных процессов между входящими в его состав государствами и народами. Поэтапный характер строительства ЕС отражается в его устройстве.

По характеру компетенции ЕС выступает как надгосударственная (наднациональная) организация политической власти, в пользу которой государства - члены добровольно ограничили свой суверенитет.

В начале 21-го века Европейский Союз вступил в новый этап преобразований, цель которых — сделать эту организацию способной эффективно функционировать в условиях, когда она будет включать около 30-ти государств - членов.

Состав институциональной системы, особенно распределение функций и полномочий между ее элементами, демонстрирует ее особенности, с одной стороны, как своеобразной международной организации, а с другой - как прообраза нового типа государства. Понять структуру органов ЕС достаточно сложно, так как важною особенностью системы ЕС является отсутствие четкого разделения властей. Ряд управленческих функций осуществляется не одним, а несколькими институтами на своеобразных совместных началах. Это затрудняет классификацию институтов, их отнесение к той или иной ветви власти.

Термин институты в праве ЕС обозначает его руководящие органы, на которые возложено осуществление основных задач.

Институты ЕС:

- Европейский парламент;

- Совет;

- Комиссия;

- Суд;

- Счетная палата.

Указанные институты ЕС одновременно выступают в качестве институтов ЕОУС и Евратома.

Европейский парламент - представительный институт Союза. Его члены (депутаты) избираются в государствах - членах прямым всеобщим голосованием. Срок полномочий Европарламента 5-ь лет, досрочный роспуск или самороспуск невозможны.

Количество депутатов, избираемых в разных государствах - членах, зависит от численности населения страны, хотя и не строго пропорционально. Так, в ФРГ в состав Европарламента избирается 99-ь человек, а в Люксембурге - 6-ь. После выборов 2004 года в Европарламенте было 732-а депутата.

Внутри Европейского парламента депутаты объединяются в политические группы, или фракции, не по национальному признаку, а в силу своей партийной принадлежности.

Руководят работой Европарламента Председатель, избираемый на 2.5 года, бюро, ведающее административными вопросами, и Конференция председателей (орган политического руководства в составе Председателя Европарламента и председателей депутатских фракций).

Кроме того, в Европарламенте функционируют постоянные комиссии по различным вопросам. Могут создаваться временные комиссии.

В качестве основных полномочий Европарламента выступает участие в законодательном процессе. Европейский парламент совместно с Советом Европейского Союза участвует в рассмотрении нормативных актов и других решений, проекты которых вносит, как правило, Комиссия. Европарламент участвует в принятии бюджета ЕС (совместно с Советом Европейского Союза). Он осуществляет контроль за деятельностью других органов и должностных лиц ЕС (прежде всего Комиссии). Парламент также имеет полномочия по формированию органов и назначению должностных лиц, в частности выражает вотум доверия Комиссии и ее председателю, санкционирует международные договоры ЕС, дает согласие на вступление в Союз новых государств - членов, а также дает одобрение на заключение соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

Важную роль в Европарламенте выполняют комитеты. Ряд комитетов обеспечивает подготовку пленарных заседаний, например Комитет по законодательным вопросам и гражданским правам, Комитет по контролю за исполнением бюджета. Если вопросы передаются в Парламент, обычно они в первую очередь рассматриваются в соответствующем комитете и затем обсуждаются в Парламенте.

Если Европарламент отклоняет законопроект при его повторном чтении Совет Министров может одобрить его только единогласным решением.

С 1979 года члены Европарламента выбираются на прямых выборах, которые проводятся каждые 5-ь лет.

Совет Европейского Союза (Совет) включает представителей правительств государств - членов ЕС на министерском уровне. В зависимости от того, какие министры участвуют в заседаниях Совета, принято различать Общий и Специальные советы. Членами Общего совета являются министры иностранных дел, Специального — отраслевые министры.

Пост председателя Совета поочередно в течение 6-и месяцев занимают государства - члены ЕС. Министры и иные должностные лица государства - председателя руководят работой заседаний Совета и его вспомогательных органов.

В структуре Совета функционирует множество различных комитетов, состоящих из должностных лиц государств - членов ЕС. Наиболее важный среди них - Комитет постоянных представителей - включает руководителей постоянных представителей государств — членов при ЕС (или их заместителей).

Совет созывается на заседания председателем и работает на непостоянной основе. Официальное местонахождение Совета - Брюссель. Три месяца в году (апрель, июль и октябрь) заседания проходит в Люксембурге.

В системе институтов ЕС Совет является носителем прежде всего законодательной власти, принимает самостоятельно или совместно с Европарламентом регламенты, директивы и другие правовые акты. Совет также располагает полномочиями в сфере исполнительной власти, в частности, может налагать штрафы на государства - члены.

К ведению Совета отнесено заключение международных договоров от имени Европейских сообществ и Союза, а также принятие других мер в рамках Общей внешней политики и политики безопасности.

Совет имеет Генеральный секретариат, состоящий из занятых на постоянной основе сотрудников и разделенный на генеральные дирекции, который возглавляет генеральный секретарь. Он имеет свою юридическую службу.

Европейская комиссия (Комиссия Европейских сообществ, Комиссия) - институт Европейского Союза, сходный по структуре и функциям с правительством государства. Состоит из 20-и человек (до 01.12.1997 г. - 17): председателя, 2-х заместителей и 17 членов (комиссаров), отвечающих, подобно министрам, за конкретные отрасли управления (комиссар по вопросам внутреннего рынка, по внешним сношениям и т.д.).

Все члены Комиссии назначаются сроком на 5-ь лет по общему согласию правительств государств - членов, но после вступления в должность выступают как полностью независимые должностные лица.

Комиссия не может приступить к работе, не получив вотум доверия со стороны Европарламента (отдельный вотум с 1999 г. предусмотрен для председателя). Европарламент может выразить действующей Комиссии вотум недоверия, который влечет ее отставку.

В соответствии с поправками Ниццкого договора 2001 г. назначает Комиссию Совет Европейского Союза с согласия Европарламента.

Комиссия - институт, работающий на постоянной основе. Ее официальное место нахождения - Брюссель.

Функции и полномочия Комиссии принято разделять на три группы.

Комиссия играет роль «двигателя» Европейских сообществ и Союза. От нее исходит большинство законопроектов, вносимых на утверждение Европейского парламента и Совета Европейского Союза.

В качестве «хранителя» права Европейского Союза Комиссия следит за соблюдением его предписаний как государствами - членами, так и частными лицами (главным образом, крупными компаниями). Если нарушителями является государство, Комиссия сначала проводит расследование, а затем может возбудить против него дело в Суде.

Комиссия может налагать штрафы на предприятия, нарушающие предписания ЕС.

Как исполнительный орган Комиссия осуществляет деятельность, связанную с управлением общественной жизнью: проводит инспекции и проверки, санкционирует определенные действия государств — членов и предприятий, ведет переговоры о заключении международных договоров, исполняет бюджет, издает акты делегированного законодательства и др.

Между членами Комиссии распределяются сферы деятельности, каждый из них отвечает за один или несколько вопросов. Распределение происходит по соглашению между самими членами Комиссии при участии председателя, который играет ведущую роль.

Аппарат Комиссии включает структурные подразделения - генеральные дирекции. Их возглавляют генеральные директора, которые подчиняются соответствующим членам Комиссии. Генеральные дирекции подразделяются на дирекции, а дирекции - на сектора. Существует также ряд специализированных служб.

Каждый член Комиссии опирается на помощь кабинета, группы сотрудников, назначенных персонально им и непосредственно ему подчиненных. Сотрудники кабинета не обязательно являются сотрудниками Комиссии. Важную роль играет глава кабинета, будучи правой рукой члена Комиссии. Главы кабинетов проводят регулярные встречи членов Комиссии с целью координации деятельности и подготовки заседаний. Если главы кабинетов единодушны в отношении того или иного вопроса, Комиссия обычно принимает решение без обсуждения.

Должностные лица Комиссии (и других институтов Сообщества) в соответствии с правом Сообщества пользуются привилегиями и иммунитетами, самый важный из которых - иммунитет от судебного преследования в государствах - членах в связи с действиями, произведенными должностными лицами при выполнении ими служебных обязанностей.

Заседания Комиссии проходят при закрытых дверях, а решения принимаются простым большинством.

Суд Европейских сообществ (Суд) - институт судебной власти ЕС. Он включает судей, назначаемых правительствами государств — членов сроком на 6-ь лет (по одному судье от каждого государства). Членами Суда являются также генеральные адвокаты (всего их 8-ь), которые проводят независимое расследование дел и представляют по ним свое заключение Суду.

Суд работает на постоянной основе. В целях более скорого разрешения дел образуются палаты; наиболее сложные дела рассматривает пленум (собрание всех судей).

В 1989 году с целью сокращения нагрузки на Суд Европейских сообществ при нем был создан второй судебный орган — Суд первой инстанции (Трибунал), который формально не считается самостоятельным институтом.

Решения Трибунала в кассационном порядке могут быть обжалованы в Суд. Ниццкий договор 2001 года в дополнение к двум существующим судам разрешил создавать судебные органы ЕС специальной юрисдикции - судебные палаты. Они будут учреждаться Советом Европейского Союза.
Количество судебных палат не ограничивается. На их решения можно
подавать кассационные жалобы в Трибунал.

Суд проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органов ЕС высшей инстанции.

Секретарь Суда ЕС играет более важную роль, чем его коллеги на аналогичных должностях в большинстве государств - членов. Он назначается Судом на 6-ь лет. По истечении срока полномочий секретарь может бить назначен вновь. На него возложены обязанности двух видов. Во-первых, секретарь обеспечивает все процедурные вопросы. Во-вторых, секретарь отвечает за управление Судом и присутствует на его административных заседаниях без права голоса. За исполнение своих обязанностей он отчитывается перед председателем Суда.

При каждом судье и генеральном адвокате в качестве их ассистентов работает один или несколько юридических секретарей. Их основная задача - юридические исследования и оказание помощи в подготовке заключений и других документов.

Европейская счетная палата -самый молодой институт Европейских сообществ и Союза. Палата создана в 1977 году, в 1992 году признана пятым институтом ЕС. Состоит из независимых аудиторов (по одному от каждого государства - члена), назначаемых на должность Советом Европейского Союза.

Основная функция Счетной палаты - контроль за исполнением «общего бюджета ЕС» по средством аудиторских проверок, заключений и инспекций. Счетная палата осуществляет проверки, как по собственной инициативе, так и по запросам других институтов Союза. Место нахождения Счетной палаты - Люксембург.

Счетная палата имеет постоянный большой штат сотрудников. Она может проводить аудит деятельности не только членов ЕС и его институтов (агропромышленный комплекс, таможенные пошлины), но и стран - ассоциированных членов (готовящихся стать полноправными членами) ЕС. Счетная палата может высказывать свое мнение, давать советы структурам Европейского Союза по их работе, а также рассматривать вопросы, затронутые этими организациями.

Счетная палата принимает решение большинством голосов.

Европейский совет — орган политической координации и политического планирования, состоящий из глав всех государств - членов (или глав их правительств), а также председателя Европейской комиссии.

Европейский совет является руководящим органом Европейского Союза. Этот институт дает Союзу необходимый побудительный импульс для развития и определяет общие политические ориентиры. Европейский совет, занимая высшую ступень иерархии, исполняет роль высшего руководства. Он не имеет собственного аппарата и регламента. Трудно перечислить вопросы рассмотренные Советом. В последние годы его внимание сосредоточивалось на проблемах экономической интеграции; создания Экономического и валютного союза, введения Евро, расширения ЕС; в сфере внешней политики он активно занимался проблемами поддержки курса реформ в бывших социалистических странах, урегулированием кризиса в Югославии.

Как уже отмечалось, членами Европейского совета являются главы государств - членов и их правительств и председатель Европейской комиссии; их заместителями - министры иностранных дел и один из членов Комиссии. Европейский совет заседает не менее двух раз в год под председательством представителя государства - члена, председательствующего в данное время в Совете Европейского Союза. Его основное предназначение - определять всеобщую политику. Президентство в Совете является ротационным через каждые шесть месяцев между странами - членами.

Экономический и социальный комитет -консультативный орган, состоящий из представителей на европейском уровне от наемных работников, объединений работодателей, других социальных классов, групп и профессий. Цель Комитета - представительство различных секторов экономики. Члены комитета назначаются на 4-е года Советом в соответствии с распределением между государствами -членами.

Комитет регионов - консультативный орган, включающий представителей органов субъектов федерации, регионального и местного самоуправления стран ЕС.

Европейский центральный банк -орган, осуществляющий общее руководство кредитно-денежной системой ЕС и управление единой валютой евро. Вместе с центральными банками государств - членов, входящих в зону евро, ЕЦБ образует Европейскую систему центральных банков.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) - функционирующая при Европейском Сообществе банковская организация, которая предоставляет кредиты, главным образом, в целях развития отстающих регионов ЕС.

Обмудсмен Европейского Союза - назначаемое Европарламентом должностное лицо, проводящее независимые расследования по фактам нарушения порядка управления со стороны институтов и других органов Союза; представляет ежегодный доклад о результатах своих расследований.

Европол — юридически автономное учреждение, по средствам которого осуществляются взаимные консультации, информирование и координация деятельности полицейских служб государств - членов.

В марте 2002 года в Гааге начал функционировать Евроюст. Этот орган заменил временное подразделение, которое координировало деятельность органов прокуратуры, судов и полиции. В его состав входят представители государств - членов.

 

 

ЕС и борьба против международного терроризма и пиратства

 

С целью повышения своей способности бороться с терроризмом и поддерживать международную антитеррористическую коалицию ЕС действует на нескольких фронтах - политическом, дипломатическом и законодательном.

Европейский Союз, как один из крупнейших факторов в системе международных отношений, активно борется с новой угрозой мировому сообществу.

В ЕС следующие органы отвечают за борьбу с терроризмом:

- Координатор по борьбе с терроризмом;

- Европол (Департамент по борьбе с серьезными преступлениями, управление по борьбе с терроризмом);

- Специальная комиссия по борьбе с терроризмом Совета Европы;

- Комитет экспертов по борьбе с терроризмом Совета Европы (CODEXTER).

В сентябре 2001 года на заседании министров юстиции и внутренних дел стран-членов ЕС в Брюсселе Великобритания выступила инициатором расширения полномочий Единой Европейской полиции - Европола - в борьбе с терроризмом. Среди предложенных британцами мер были упрощение порядка экстрадиции лиц, обвиняемых в терроризме, введение строгого государственного контроля за банковскими операциями и предоставление неограниченного доступа к архивам интернет-провайдеров и телефонных компаний.

Предложение Великобритании стало ответом на доклад Европейского парламента, в котором говорилось о том, что Европейскому Союзу потребуется создать свои собственные спецслужбы, которые обеспечивали бы реализацию планов ЕС по формированию сил быстрого реагирования.

Этот доклад был подготовлен по итогам проведенных европарламентом расследований в связи с использованием Агентством национальной безопасности США системы электронного шпионажа «Эшелон».

Спустя три месяца, в декабре 2001 года на Лакенском саммите Евросоюза были сформулированы общие подходы европейских государств к проблеме борьбы с международным терроризмом. В документе было зафиксировано, что члены ЕС будут стремиться в рамках единой европейской политики в области обороны и безопасности создать необходимый потенциал для противодействия террористическим угрозам.

В практическом плане достигнуто принципиальное соглашение по вопросам введения единого европейского ордера на арест (по инициативе Испании), пресечения канала финансирования экстремистских организаций и формирования списка террористических организаций, чья деятельность на территории ЕС должна быть запрещена.

Первый европейский список запрещенных террористических организаций был обнародован в декабре 2001 года. Он состоял из двух перечней - в одном сгруппированы организации, действующие на территории Европейского союза, а во второй вошли организации, находящиеся за его пределами. Всего в первый список были включены 25 организаций.

Все страны ЕС были обязаны заморозить банковские счета, принадлежащие им и их членам. Значительную часть черного списка составили палестинские группировки (к примеру, "Исламский джихад" и "Бригады Иззеддина аль-Кассама"), а также организации из Греции, Ирландии и баскская группировка ЭТА.

Кроме того, был составлен список людей, признанных ЕС особо опасными террористами, в который вошли разыскиваемые активисты ИРА, ЭТА, греческой группировки "17 ноября" и "Хезболлы".

Примечательно, что движения "Хамас" и "Хезболла" в данный перечень внесены не были. Однако специально созданная рабочая группа по терроризму начала анализировать текущую ситуацию в мире и по мере развития событий дополнять и исправлять первоначальный список.

Спустя три года стало очевидно, что степень координации спецслужб внутри ЕС в борьбе с террором явно недостаточна. В результате 17 февраля 2004 года министры внутренних дел Германии, Франции, Испании и Италии договорились о создании коллективной системы безопасности четырех стран.

Сразу после терактов в Мадриде в марте 2004 года (взрывы четырёх пригородных электропоездов) Австрия предложила создать единую европейскую спецслужбу по борьбе с террором. Австрия исходила из того, что европейская безопасность нуждается в едином аналитическом центре. Однако пять крупнейших стран Европы - Великобритания, Франция, Германия, Испания и Италия отвергли эту идею. Ирландия как председатель ЕС отказалась от этой идеи, сославшись на уже имеющем место наличии такого органа - Европоле, работа в рамках которого регламентирована межгосударственными соглашениями и по сути как раз и выполняет все те функции.

В результате был найден компромисс - создать пост координатора по борьбе с терроризмом ЕС. Это решение было принято на экстренной встрече европейских министров внутренних дел сразу после терактов. В функции координатора вошли координация всей контртеррористической деятельности на территории единой Европы, в том числе вопросов разведки, обеспечения безопасности и контроля за финансовыми потоками.

В конце 2004 года государства-члены ЕС приняли решение о важности законодательного закрепления положения об обязательности внесения в паспорта биометрических данных (новый документ содержит биометрическую информацию, позволяющую идентифицировать его владельца по чертам лица и отпечаткам пальцев. Все необходимые для этого данные записаны на чип, который интегрирован в пластиковую страницу паспорта, и могут считываться бесконтактно.). К концу 2005 года это было осуществлено на практике.

27 сентября 2005 года Члены Европейского парламента в ходе пленарного заседания отвергли проект директивы ЕС о хранении данных электронной переписки и телефонных переговоров в целях борьбы с терроризмом. Парламентарии посчитали, что данный шаг несет угрозу частной жизни европейцев. Властям стран-членов ЕС было предложено изучить данный вопрос и высказать мнение о необходимости легализации подобного рода практики. Проект директивы, внесенной на рассмотрение по предложению Великобритании, Ирландии, Франции и Швеции, предполагал обязательное хранение данных об электронной переписке, содержании интернет-сайтов и телефонных переговоров граждан стран ЕС в архивах сроком до трех лет в целях борьбы с терроризмом.

В конце октября 2004 года Комитет экспертов по терроризму (CODEXTER) Совета Европы рассмотрел предварительный проект Конвенции о противодействии терроризму - международно-правового документа, который призван закрыть имеющиеся пробелы в нормах, регулирующих вопросы борьбы с терроризмом. Кроме того, эксперты обсудили такие вопросы, как составление кратких справок о состоянии борьбы с терроризмом в государствах-членах, разработка новых документов о защите свидетелей и применению специальных оперативно-следственнных методов, защита жертв террористических актов и выплата им компенсаций, противодействие финансированию терроризма.

В мае 2005 года на саммите Европейского Союза в Варшаве была подписана Конвенция о противодействии терроризму. Это стало важным шагом на пути дальнейшего совершенствования методов борьбы с угрозой терроризма.

Таким образом, в Евросоюзе на данный момент создана определенная структура для противодействия терроризму. В данном вопросе ЕС тесно сотрудничает с Советом Европы как в институциональном, так и нормативно-правовом смысле.

Так, в Евросоюзе за данную проблему отвечают Координатор по борьбе с терроризмом и Управление по борьбе с терроризмом, созданное в рамках Европола. В Совете Европы существует Специальная комиссия по борьбе с терроризмом и Комитет экспертов по борьбе с терроризмом (CODEXTER).

Законодательные вопросы по бор

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...