Основные направления сотрудничества ЕС. Украина - ЕС.
Одна из ключевых целей ЕС - реализация Экономического и валютного союза (ЭВС), создание которого обусловлено прикреплением валют государств - членов друг к другу в рамках фиксированных обменных курсов. Единая европейская валюта евро должна заменить национальные валюты и тем саамы завершить создание ЭВС. Экономическая политика проводится в рамках ЭВС в соответствии с принципами открытой рыночной экономики, свободной конкуренции и остается в ведении государств - членов. Валютная политика передается в ведение Европейской системы центральных банков, состоящей из центральных банков государств - членов и Европейского центрального банка. Эта политика направлена на: - обеспечение ценовой стабильности; - поддержку общей экономической политики; - разработку и реализацию денежной политики; - проведение валютных операций в соответствии с Договором; - поддержку и управление официальными валютными резервами государств - членов; - содействие беспрепятственному функционированию платежной системы. Единая денежная единица ЕС создана с целью достижения высшей формы экономической интеграции между государствами — членами -членами экономического и валютного союза, для которого характерно сочетание единого рынка с единой валютой. К 2004 году евро находится в обращении в 12 государствах - членах ЕС: Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Финляндии и Франции, а также является денежной единицей в ряде государств, не входящих в ЕС: Андорре, Ватикане, Монако и Сан-Марино. Великобритания, Дания и Швеция, не перешедшие на евро, могут добровольно перейти на него в любой момент.
Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) -система мероприятий, проводимых ЕС по отношению к странам не входящим в его состав, на основание специального раздела Договора о Европейском Союзе «Положения об общей внешней политике и политике безопасности». Предметом ОВПБ являются прежде всего вопросы обеспечении мира и безопасности в Европе и на планете в целом; предотвращение и устранение вооруженных конфликтов. В рамках Общей внешней политики и политики безопасности ЕС: - устанавливает принципы и общее ориентирование ОВПБ; - принимает общие стратегии - программные документы, в которых фиксируются приоритетные направления политики Союза по отношению к отдельным странам и географическим регионам (например, общая стратегия 1999 года по отношению к России); - разрабатывает общие позиции, определяющие подход Союза к конкретным внешнеполитическим проблемам; - утверждает общие акции, на основании которых выполняются оперативные действия на международной арене (назначение специальных представителей за рубежом, посылка наблюдателей на выборы, введение политических санкций против третьих стран); - издает решения, в том числе по организационным вопросам (например, «Об учреждении Военного комитета Европейского Союза»); - может заключать международные соглашения с иностранными государствами. Составной частью Общей внешней политики и политики безопасности Союза является Европейская политика в сфере обороны и безопасности (ЕПОБ) - комплекс мероприятий ЕС в военной сфере. Стратегической целью ЕПОБ выступает создание общих оборонных структур Союза. ЕПОБ концентрируется на учреждение Сил быстрого реагирования (СВР) Европейского Союза, которые будут осуществлять миротворческие операции в Европе и, возможно, в других регионах планеты. Численность СБР около 65-и тысяч человек. Комплектуется их военнослужащих государств - членов и кандидатов в члены ЕС. Для руководства силами СБР в 2001 году учреждены: Комитет по вопросам политики безопасности, Военный комитет и Военный штаб Европейского Союза. В 2004 году создано агентство по закупке вооружений.
В рамках сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел государства - члены вырабатывают и обсуждают в Совете ЕС согласованный подход с привлечением компетентных ведомств каждой страны. К сферам совместных интересов относят: - предоставление убежища беженцам из третьих стран; - регулирование пересечения внешних границ (Шенгенские соглашения); - иммиграционную политику; - борьбу с наркоманией; - борьбу с международным мошенничеством; - сотрудничество в гражданских и уголовных делах; - сотрудничество в таможенном деле; - сотрудничество полицейских органов в борьбе с терроризмом, нелегальной торговле наркотиками и другими тяжкими формами международной преступности в рамках Европола. Проведение совместной социальной политики обязывает государства - члены ЕС воплощать в жизнь Социальную хартию (1989 г.): стимулирование занятости; улучшение условий труда и жизни; соразмерная социальная защита; социальный диалог; развитие потенциала рабочей силы; борьба с дискриминацией. ЕС и его члены проводят социальную политику, принимая во внимание многообразие традиций и порядков различных государств и необходимость обеспечения конкурентоспособности. ЕС поддерживает и дополняет деятельность государств - членов в сферах: - улучшения условий труда с целью зажиты здоровья и безопасности наемных работников; - информирования и учета мнений наемных работников; - равенства шансов мужчин и женщин на рынке труда, а также на рабочем месте; - профессиональной реабилитации оказавшихся за пределами рынка труда лиц. Таким образом, три названых столпа составляют основу ЕС. К началу 21-го столетия, после полувекового развития Европейской интеграции, ЕС стал играть важную роль на международной арене. Он поддерживает дипломатические отношения более чем со 130-ю странами мира, имеет статус наблюдателя в ООН и многих других МО. Европейское сообщество регулярно предпринимало и предпринимает инициативы для укрепления международных позиций европейской экономической интеграции. Так, в 1993 году Европейское сообщество и все страны Европейской ассоциации свободной торговли (за исключение Швейцарии) подписали договор об образовании Европейского экономического пространства. Договор вступил в силу в 1994 году.
Исторически сложившиеся связи стали фундаментом, на котором строятся отношения партнерства между ЕС и 70-ю африканскими, карибскими и тихоокеанскими государствами (АКТ). Подписанные конвенции предусматривают содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран АКТ (финансовая помощь, предоставление льгот при экспорте в ЕС), тесное и равноправное сотрудничество в области окружающей среды, сельского хозяйства, структурных реформ, рыболовства, сырья, промышленного развития, энергетики, услуг, торговли, культуры, а также в социальной сфере и области региональной кооперации. ЕС заключил двухсторонние соглашения о партнерстве и сотрудничестве с большинством стран Центральной и восточной Европы (с Украиной 14.06.1994 г., вступил в силу 01.03.1998 г.). Эти соглашения предусматривают взаимовыгодное развитие торговых связей и экономического сотрудничества. Эту инициативу дополняла программа финансовой помощи экономическому и социальному переустройству стран ЦВЕ (в отношении стран СНГ действует программа ТАС18) с целью их включения в процесс европейской интеграции. Так называемые «европейские соглашения», соглашения об ассоциированном членстве в Европейском сообществе (после решения о принятии 10-и новых членов в мае 2004 года они сохраняют актуальность в отношении Болгарии и Румынии) являются более всеобъемлющими, чем соглашения об сотрудничестве и партнерстве. Они заменяют последние, содержат в преамбуле указание на присоединение данной страны к ЕС в качестве конечной цели. Особые отношения установлены также с Японией, Австралией, Новой Зеландией, странами АСЕАН, Китаем, со странами Индокитая, Латинской Америки и другими государствами. Весной 2003 года в ЕС было принято специальное коммюнике относительно сотрудничества после расширения в 2004 году с новыми соседними государствами, так называемая платформа «Большая Европа». Она направлена на развитие более тесного сотрудничества с Алжиром, Беларусью, Ливаном, Ливией, Марокко, Россией, Сирией, Тунисом, Украиной и Палестинской автономией.
Экономический диалог между Украиной и ЕС всегда был особо чувствительным. Вот и сейчас не успел Брюссель предоставить Киеву поистине выстраданный статус страны с рыночной экономики, как для украинских евроинтеграторов вырисовался новый вызов - предстоящее начало переговорного процесса о создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС. Той самой, возможность создания которой задекларирована еще в четвертой статье Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС (СПС), подписанной в 1994 году (!) году. А выводы первого аналогичного исследования на эту тему, проведенного в 1999 году, подтвердили: такой шаг выгоден для экономики Украины. Все, что конкретно сделано в этом направлении - обнародован аналитический отчет относительно возможности создания зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом. Эксперты Центра европейских политических исследований в Брюсселе, Международный центр перспективных исследований в Киеве, Институт мировой экономики в городе Киль (Германия), которые выиграли открытый тендер Директората по вопросам торговли Европейской Комиссии на проведение такого исследования, уведомили евросоюзовское и украинское руководство в том, какие возможности существуют в Украине для создания углубленной зоны свободной торговли (ЗСТ). Однако, прежде чем отечественное Минэкономики осознает важность проведения подготовительной работы на пути создания ЗСТ, мы попытаемся разрушить несколько мифов, активно циркулирующих в отечественных медиа после предоставления Европейским Союзом Украине статуса страны с рыночной экономикой. Во-первых, статус страны с рыночной экономикой и зона свободной торговли с ЕС не имеют между собой ничего общего. Таким образом, связывать эти два процессы, как в последнее время делали некоторые украинские издания, по крайней мере некорректно. Во-вторых, если критерии предоставления статуса страны с рыночной экономикой достаточно четкие (их всего четыре), то, каким образом будет выглядеть будущая зона свободной торговли зависит от целого ряда факторов. А именно - результатов глубинного анализа готовности украинской экономики и ее отдельных секторов к ЗСТ, консультаций с заинтересованными сторонами (или так называемыми группами интересов), во время которых будут обсуждаться позиции этих сторон относительно подобного экономического пространства.
Многое зависит и от дипломатического мастерства наших переговорщиков. Вряд ли для кого является секретом, что у каждой стороны есть свои чувствительные места в экономике, которые она готова оберегать от "экспансии" чужеземных товаров до последнего раунда переговоров. Уже сегодня не трудно предположить, что сельскохозяйственный сектор, скорее всего, будет исключен из зоны свободной торговли, а либерализация некоторых других будет ограниченной. От представительницы генерального директората Еврокомиссии по вопросам торговли Софии Албарран Мунез приходилось слышать, что будущая зона будет охватывать 90-95% торговых отношений между Украиной и ЕС. На данный момент пока трудно говорить, о какой именно зоне свободной торговли будет идти речь. Для Украины, конечно, более выгодным является вариант ассиметричной зоны свободной торговли (когда товары с третьих стран ввозятся в ЕС без пошлин фактически сразу же, а с евросоюзовской продукции пошлина снимается постепенно, на протяжении определенного переходного периода). Эксперты, которые работали над отчетом, определились только с тем, что это должна быть углубленная ЗСТ, которая включает в себя не только торговлю товарами, но и услугами. Именно она, по мнению наших собеседников, позволит удвоить отечественный эксперт в ЕС, значительный рост импорта и повышение ВВП Украины на 20-30%. Конечной же целью такого проекта должен стать доступ к внутреннему рынку Евросоюза. Вообще, рассматривалось несколько вариантов. Один из них - простое и ограниченное соглашение о свободной торговле, которое предусматривает отмену тарифов на торговлю товарами в дополнение к условиям вступления в ВТО. Подписания такого документа достичь куда легче, однако вряд ли эта схема принесет большую выгоду Украине и ЕС. Главный эксперт брюссельского Центра европейских политических исследований Майкл Емерсон в раз говоре с корреспондентом "Главреда" также признался, что обсуждалась возможность создания таможенного союза между Украиной и ЕС на примере Турции. Однако этот вариант отмели по той простой причине, что он якобы не учитывает отношения с третьими странами, в первую очередь с Россией. Кроме того, в ходе работы упоминалось и присоединение Украины к Европейской ассоциации свободной торговли, в которую, в частности, входят Норвегия и Исландия. Однако, как уверяют наши источники, в данной ситуации неизвестно, какой будет реакция этих стран относительно возможного присоединения Украины. К тому же такой вариант накладывает огромные обязательства на частный сектор и юридических лиц. В-третьих, зона свободной торговли не является обязательной предпосылкой для вступления в Европейский Союз. Некоторые сегодняшние страны-члены попали в заветный интеграционный клуб и без подобного шага. Ради справедливости стоит заметить, что Украина также не намерена придерживаться всех этапов экономической интеграции в ЕС, которых всего шесть. Пока что Киев, несмотря на внешнеполитические усилия отечественного МИДа, находится на первом этапе - "до вступления в ВТО". Второй этап — это присоединение к ВТО. Третий — создание простой зоны свободной торговли, которая предусматривает нулевые тарифы с некоторыми изъятиями (такая модель применяется для стран Южного Средиземноморья). Четвертый - это создание так называемой углубленной зоны свободной торговли. На пятом этапе идет речь о едином рынке, а на шестом - экономическом и таможенном союзе. То есть, Украина намерена из второго этапа (вступление в ВТО) перескочить сразу на четвертый -создание углубленной зоны свободной торговли. Другое дело, насколько украинские экспортеры способны будут воспользоваться ситуацией. Ведь даже сегодня, провозгласившая курс на интеграцию в ЕС Украина, находится по степени экономической интегрированности намного ниже, чем Беларусь, Азербайджан или Россия. И хотя 95% азербайджанского и 49% белорусского экспорта в ЕС составляют минеральные продукты, но структуру украинского экспорта в Содружество также трудно назвать безупречной: 32% - это недрагоценные металлы и изделия из них, а 25% - все те же минеральные продукты. Кроме того, ЕС имеет зону свободной торговли с Израилем и Палестинской Автономией. Создание зоны свободной торговли с ЕС особенно актуально для Украины после последнего расширения Евросоюза. После того, как в Евросоюз влились наши западные соседи он стал самым большим торговым партнером Киева, сдвинув с этого почетного места Россию. На долю Брюсселя приходится около 30% в общем торговом обороте Украины. Министр иностранных дел Борис Тарасюк и вовсе окрестил 2005 год рекордным в развитии торгово-экономических отношений между Украиной и Европейским Союзом. Шеф украинской дипломатии исходил из того, что товарооборот между Киевом и Брюсселем достиг рекордной отметки в $24,1 млрд., а украинский экспорт в страны ЕС в 2005 году увеличился на 60%, импорт из стран ЕС в Украину увеличился более, чем на 60%. В то же время, наши чиновники предпочитают не говорить о том, что доля Украины в общем торговом обороте с ЕС составляет меньше 1%. Есть только два секторы, в которых показатель превышает один процент - это торговля сырыми кожами, а также металлом и сталью. Среди торговых партнеров ЕС в 2004 году Украина занимала 26 место после Алжира, Саудовской Аравии, Тайваня, Таиланда и Малайзии. На такой же позиции она значилась и в рейтинге главных импортеров с 7,273 млн. евро (у России - третье место), а среди экспортеров - на 23-м (Россия на четвертом). Конечно, сегодня достаточно сложно судить о плюсах и минусах создания зоны свободной торговли для украинских производителей - они станут очевидны по завершению переговорного процесса. Однако, уже сейчас не трудно прогнозировать, что некоторые украинские предприятия не смогут выдержать конкуренции. К слову, подобный процесс можно наблюдать на территории сегодняшних кандидатов на вступление в ЕС -Румынии и Болгарии. С другой стороны, создание зоны свободной торговли предусматривает введение прозрачных правил игры и уменьшение вмешательства государства в экономику, что, конечно же, будет содействовать развитию украинского бизнеса. В прозрачных правилах игры заинтересованы и западные инвесторы. Прошедший год, который начался с настойчивых призывов новой "оранжевой" власти инвестировать в Украину, не оправдал надежд иностранных инвесторов. Скорее наоборот: польские и немецкие компании, которые довольно успешно работали в специальных экономических зонах, были шокированы решением правительства Тимошенко отменить соответствующие льготы. Несмотря на все обещания нового правительства и даже лично президента, эти компании не получили обещанных компенсаций и по сегодняшний день. Еще целый ряд компаний с Европейского Союза стали жертвами ноу-хау бывшего украинского правительства в налоговом и таможенном законодательстве. Дипломатам многих евросоюзовских посольств в Киеве то и дело приходилось просить украинское Министерство иностранных дел вмешаться в те или иные конфликтные ситуации. Некоторые из них (как-то резкое увеличение пошлины на литовские холодильники 8па1§е) неоднократно становились темой для разговора в торговом директорате Еврокомиссии. Так что, создание зоны свободной торговли как раз и должно стать тем самым четким сигналом (как любит повторять Виктор Андреевич) для западных инвесторов, что в Украине можно работать по европейским правилам. Но самое главное даже не в этом: создание зоны свободной торговли с Евросоюзом однозначно выгодно для простых граждан Украины. Хотя бы потому, что наличие такого пространства стимулирует конкуренцию товаров и услуг, улучшая, таким образом, качество любой продукции. Также, по мнению наших собеседников, создание ЗСТ может положительно сказаться на секторе услуг, перевозок и коммуникаций. Другое дело, что с момента подписания или ратификации соглашения о создании зоны свободной торговли пройдет достаточно много времени, пока преимущества существования такого экономического пространства ощутит каждый. Эксперты называют период в пять или даже десять лет. Так или иначе, сегодня в Киеве не должны забывать, что Албания, Молдова, Грузия и Армения уже являются членами ВТО, а значит - имеют возможность ускорить свой переговорный процесс относительно создания зоны свободной торговли с Евросоюзом. Остаться в одной компании с Беларусью Лукашенко или Ливией Муамара Каддафи — наверняка не самый лучший вариант для евроориентированного Киева. Вывод: Таким образом ЕС, как Международная организация особого Типа, является объективным результатом развития мирового сообщества. В основе его возникновения лежали два моральных процесса: возрастание роли и развитие международного права – с одной стороны, и усиление значения многосторонней дипломатии в международных отношениях – с другой стороны. Украина, как независимое государство, на данном этапе развития, также активно включалась в эти процессы. Декларируя приверженность к демократии, развитию рыночной экономики, наше государство проводит масштабные преобразования, цель которых, вступление в ЕС. Старший преподаватель кафедры "Охрана и безопасность на море" И.А. ПУЛЯЕВ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|