5. Понятие и система источников трудового права
Трудовое право -это результаты правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования труд. и тесно связанных с ними общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. Согласно общему правилу источники трудового права -это НПА, а также нормативные части коллективного договора и соглашения, регулирующих трудовые отношения и тесно с ними связанные и устанавливающие права и обязанности участников этих отношений. 1. Особое место среди источников Конституция Российской Федерации . Конституция РФ законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. (ст. 37). 2. Законы РФ. Законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие три группы: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов Российской Федерации. Важнейшим источником трудового права является Трудовой кодекс РФ. Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г., и с этой даты КЗоТ 1971 г. со всеми его изменениями и дополнениями перестал действовать. В Трудовом кодексе всего 424 статьи, сгруппированные в 14 разделов, шесть частей и 62 главы. Трудовой Кодекс сохранил на 70 процентов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права.
В Кодексе, как указывалось, 14 разделов Как видим, разделы ТК отражают, как правило, самостоятельные институты трудового права (в КЗоТ это было по главам). Все другие акты трудового законодательства, как федеральные, так и субъектов Федерации, органов местного самоуправления и локальные, принятые в организации, должны соответствовать Кодексу, не противоречить ему. Нормативные указы Президента Российской Федерации по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам (ст. 5 ТК). В случае противоречия между Кодексом и иным федеральным законом применяется Кодекс. А если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответствующих изменений. 3. Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы През. РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. (Указ от 31 марта 1995 г. «О должностных окладах в органах государственной власти», Указ от 16 августа 1995 г. «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности федеральных государственных служащих». ) 4. Постановления Правительства РФ. Они представляют собой акты исполнительной власти Российской Федерации, носящие подзаконный характер. Постановление Правительства РФ от 24 августа 1995 г. «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы».
5. Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда Российской Федерации. Эти акты Минтруда РФ относятся к специфической разновидности источников трудового права, поскольку исходят от компетентного органа государственного управления, наделенного полномочиями издавать акты по применению и разъяснению законов РФ о труде и соответствующих указов Президента и постановлений Правительства РФ. Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда РФ издаются в целях обеспечения правильного единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов государственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда. Акты Минтруда РФ как источники трудового права по юридической силе относятся к подзаконным актам органов государственного управления. 6. акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации. 7. Акты высших судебных органов — Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Эти акты не могут рассматриваться в качестве источников трудового права, хотя в ряде случаев и Конституционному Суду и Верховному Суду приходится соответственно решать либо вопрос о конституционности того или иного нормативного акта о труде, либо об ориентировании судебной практики на единообразное понимание и разрешение трудовых споров. Однако указанные суды в таких случаях не уполномочены «творить» право. Они лишь толкуют нормативные акты с точки зрения их конституционности и дают руководящие указания судам о применении действующего законодательства о труде. Классификация: 1) по юридической силе-законы; подзаконные акты (противоречящимие ТК могут быть признаны законы, ограничивающие гарантированныенные в Кодексе права и обязанности участников этих отношений) 2) по системе отрасли-Общей; Общей и Особенной; Особенной части. 3) По форме акта-законы; указы; постановления; разрешения; правила; решения; приказы 4) По сфере действия-обще федеральные; субъекта РФ; отраслевые и межотраслевые; территориальные; локальные. 5) по степени обощенности-кодифицированные; комплексные, направлен. на регулирование отношений не только в сфере труд.; текущие 6) по субъектуту-общие, которые распространяются на всех работников; специальные-распространяются на отдельные категории работниковв.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|