Способы решения социального конфликта
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение
Чтобы определить способы разрешения конфликта необходимо выяснить, что мы понимаем под конфликтом как таковым. Большая часть определений конфликта предполагает противоречивость мотивов, целей, установок, ожиданий и т. д. сторон конфликта. Любая управленческая деятельность практически всегда сопряжена с конфликтами. И хотя в каждом определённом случае причина конфликта совершенно конкретная, при анализе обнаруживается, что все они имеют общую основу: фактическое положение дел входит в противоречие с ожиданием людей. Принадлежащее Л. Козеру определение конфликтов является одним из наиболее распространенных в западной науке: " Социальный конфликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника ". Как устранить проблему и закрыть вопрос с наименьшими потерями? Для начала требуется осознать и проанализировать конфликтную ситуацию. Для этого необходимо определить причину и цели конфликта (уделяя внимание расхождению истинных и заявленных целей) и оценить потенциальную угрозу (к чему может привести конфликт). (Следует помнить, что любой конфликт на начальной стадии разрешается на 92%; на фазе подъёма - на 46%, а на стадии пик - менее 5%, на стадии спада - около 20%, на стадии вторичный период роста - менее 7%, на стадии вторичный пик - менее 2%.) При определении причины конфликта нужно как можно точнее уяснить для себя, что в действиях партнёра вам кажется неприемлемым и что неприемлемо для него самого. Следует иметь в виду, что не каждый спор продиктован необходимостью выявления "истины", он может отражать как давно затаённую обиду, неприязнь и ревность, так и быть использованным как удобный момент для унижения оппонента в чьих-то глазах, либо играть роль "последней капли" при необходимости "высвободиться" от накопившегося раздражения и гнева.
Для своевременного распознавания конфликта и принятия правильного решения необходимо ответить на следующие вопросы: · как воспринимается проблема противной стороной? · что лежит в основе проблемы, и её значение для каждой из сторон? · насколько велика вероятность перерастания данной ситуации в конфликтную? · что скрывается за реакциями другого человека? · соответствует ли поведение каждого из оппонентов сложившейся ситуации (исследования показывают, что сила реакции обычно не соответствует значимости конфликта)? · что необходимо сделать, чтобы не допустить конфликт? · что необходимо предпринять, если противная сторона поведет себя не так, как хотелось бы? · каковы возможные последствия при благоприятном и неблагоприятном развитии ситуации? · какова степень физической опасности для вас? Нужно чётко понимать с кем веётся спор или попытка разрешить конфликт. Так, уверенный в себе противник обычно в общении многословен и не избегает выяснения отношений. Неуверенный в своих силах оппонент старается избежать выяснения отношений, не раскрывает своих целей, но при этом упрямо может стоять на своём мнении, скрывая под "принципиальностью" свою слабость. Очень трудно приходится вести переговоры с упрямым, примитивным человеком, да ещё и обличённым властью, чья цель не в том, чтобы доказать истину в пользу дела, а в том, чтобы использовать малейшую возможность для того, чтобы показать, "кто в доме хозяин". Опасно конфликтовать с интеллектуально недалёкими или неуравновешенными людьми. Во-первых, такой конфликт не поддается логическому завершению, им невозможно управлять, поскольку в нем участвуют эмоции, а не здравый смысл. Во-вторых, стиль поведения однообразен - враждебный, агрессивный, легко переходящий на низший, примитивный уровень - уровень оскорблений, что усиливает неприязненность и облегчает возможность перехода от словесной перебранки к физическому столкновению. Когда все словесные "доказательства" таких людей исчерпаны, они прибегают к последнему аргументу - физической силе. Посему в ситуации неконтролируемой схватки побеждает сильнейший, причём в первую очередь отнюдь не умом.
Способы решения социального конфликта Способы решения социального конфликта можно разделить на два вида: . Посредством вмешательства нового лица. Конфликтующие стороны могут попросить о посредничестве как следующей фазе разрешения конфликта. Посредник (учитель, начальник, милиционер или новенький) - опытный участник, который согласен работать с обеими сторонами с целью достижения консенсуса. В данном случае новое лицо может оказаться как вредным, так и полезным. Например, в большинстве школ (казарм, тюрем и т.д.) открытое вмешательство учителя (тюремного надсмотрщика, офицера в воинской части) во взаимоотношения частенько приводит к необратимым последствиям. Влияние возможно лишь через некоторые ухищрения (задание сделать вместе интересную работу приближённого к лидеру и бойкотированного, чтение соответствующих рассказов на классном часе и тому подобное). Например, в американском среднем учебном заведении решение вопроса без преподавателя неприемлемо. В России же обратившегося к учителю ученика с жалобой, скорее всего, сочтут "ябедой". Нельзя сказать, что эти решения правильны или нет всегда, ведь для каждого случая свой выход. Посредничество требует согласия обеих сторон, и если одна из сторон отказывается от посредничества, возможен только арбитраж. Посредник не обладает никакими административными правами, он просто добровольно пытается помочь конфликтующим сторонам, имеющим разногласия по конкретному вопросу. Если одна из сторон отказывается следовать этим правилам и принципам или действует со злым умыслом (например, добавляет информацию, о ложности которой заведомо знает), посредничество невозможно, и необходим арбитраж.
. Внутренне самостоятельный (возможны вариации). Внутренне самостоятельные конфликты чаще всего заканчиваются победой простого большинства. Есть несколько алгоритмов решения разрешения конфликта: ). Не обращая на себя внимания, постарайтесь определить источник, суть или причину конфликта. Самый лучший способ сделать это - поговорить с каждым участником конфликта, обсудить мнения, плавно переходя ко второму пункту. Если вы чувствуете в себе силы, поговорите с источником конфликта и, хорошо обдумав, занимайте на ваш взгляд правильную сторону. Что делать дальше? ). Спокойная позиция и трезвый холодный ум - первый козырь против соперника. ). Выяснение всех желаний и интересов участников (это не так-то просто, но стоит того). ). Переговоры. Необходимо максимально чётко сформулировать свои требования и дать выучить вашим союзникам. В этом случае вы не оставите сомнений, что все за одно. Так же осмысленные фразы заставят другую сторону почувствовать "своё меньшинство". ). Переход в наступление. Это Сколько бы не было советов, в любом случае, человек сам лучше знает, как повлиять на ту группу людей, которую хочет убедить в своей правоте. ). Нахождение все возможные варианты решения (попытайтесь не отказываться от чужих предложений только потому, что вам они не нравятся). Затем выделите самые лучшие варианты и модифицируйте их до того момента, пока они не удовлетворят всех. ). Соблюдайте принятые вместе решения, иначе всё придётся повторить заново! Когда все семь пунктов будут исполнены, проблема уйдёт сама собой, но и этот способ разрешения конфликтов не всегда подходит. В случае, когда среди участников есть неадекватные или неприспособленные личности, победа должна быть за сильным, но и вся ответственность будет только на нём. Тысячу раз подумайте, прежде чем решить проблему силой. Возможно, компромисс реален, но вы не осознаёте, что он близко.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|