Понятие и сущность прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение прокурорский надзор гражданин политический Актуальность темы исследования. Интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного российского общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека. Идея правового государства и гражданского общества в настоящее время получила закрепление в Конституции России, для которого главной ценностью является человек, а основным гарантом его прав и свобод выступает государство. Правовая система страны закрепила весь перечень прав, в том числе политических, зафиксированных в международных пактах и соглашениях. Раздел Конституции о правах и свободах российских граждан является в известном смысле «украшением» правовой системы современной России, самым полным юридическим выражением ее демократических устремлений. Генеральный прокурор России Ю.Я. Чайка в своем докладе на конференции Генеральных прокуроров государств-членов Совета Европы, прошедшей в июле 2008 года в г. Санкт-Петербурге, отметил, что «после создания Российской Федерации российский законодатель по-новому подошел к организации прокурорского надзора. «Ядром» прокурорской деятельности стала ее правозащитная функция - защита прав и свобод человека и гражданина. Сохранена и такая важнейшая функция, как защита средствами прокурорского надзора охраняемых законом интересов общества и государства. Обеспечение конституционных, в том числе и политических прав и свобод человека теперь является универсальной задачей, решаемой на всех направлениях их многогранной деятельности».
Проблемам прокурорского надзора в области обеспечения политических прав и свобод человека и гражданина посвящено много научных трудов. Но до сих пор однозначного подхода к решению данной проблемы нет. Таким образом, определение места и роли прокуратуры при надзоре за соблюдением политических прав и свобод граждан, уточнение полномочий прокурорского надзора, выявление приоритетных направлений надзорной деятельности на сегодняшний день актуальны. Указанными обстоятельствами и обусловлена актуальность темы настоящего исследования. Степень научной разработанности проблемы. Проблему прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина нельзя отнести к числу недостаточно изученных в российской науке конституционного права и прокурорского надзора. Однако анализ научной разработанности темы исследования показал, что российские ученые - специалисты в области теории права и государства изучали данную тему как составную часть более широкой проблемы - обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, либо изучали вопросы реализации и охраны отдельных политических прав и свобод. Например, вопросам надзора за соблюдением прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления посвящены работы Ю.Н. Алистратова, A.A. Дворака, М.В. Карасевой, М.А. Миронова, И.Н. Струцкой. Вместе с тем существует необходимость проведения комплексного исследования надзора за соблюдением всех фундаментальных политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, ее принципов и форм, а также особенностей ее функционирования применительно к различным видам политических прав и свобод. Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования являются отношения, возникающие в процессе реализации органами прокуратуры своих полномочий по надзору за соблюдением прав и свобод граждан. Предмет исследования составили проблемы теории и практики правового обеспечения политических прав граждан, выявления, устранения и предупреждения средствами прокурорского надзора нарушений политических прав граждан.
Цель и задачи исследования. Целью указанного исследования является разработка проблемы необходимости существования надзора прокуратуры за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина, выявление причин, препятствующих полноценной защите прав граждан, путей и средств их устранения. В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи: раскрываются предмет, объект и пределы прокурорского надзора в изучаемом направлении; исследуются основные цели, задачи и направления прокурорского надзора за соблюдением изучаемого вида прав; анализируется значение надзора прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в современных условиях российской действительности; изучаются методы выявления нарушений при надзоре за соблюдением изучаемого вида прав; проводится анализ способов устранения нарушений при надзоре за соблюдением изучаемого вида прав. Методологическую основу исследования составили частно-научные методы: системный, логический, исторический, сравнительно-правовой, статистический и социологический. Их применение позволило исследовать рассматриваемый вопрос целостно и всесторонне. Теоретическая основа настоящей работы строилась на научных трудах российских ученых и специалистов в области права, в точности К.И. Амирбекова, М.В. Баглая, В.И. Баскова, В.Г. Бессарабова, Ю.Е. Винокурова, С.М. Даровских, Е.В. Киричек, Е.И. Козлова, В.Ф. Крюкова и других. Нормативной базой исследования стали Конституция РФ, законодательство регулирующее вопросы в сфере прокурорского надзора. Эмпирическая база состоит из постановлений Пленумов Верховного суда РФ, материалов судебной практики по вопросам надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Научная новизна исследования связывается автором с комплексным освещением вопросов организации и деятельности прокуратуры в сфере осуществления надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина через призму правового статуса органов прокуратуры и прокурорских работников. Анализ состояния проблемы показывает, что, ввиду недостаточной разработанности данного направления деятельности прокуратуры остается актуальным вопрос специфики и содержания надзора прокуратуры за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина, перспективы его развития.
Теоретическая значимость исследования представляет собой обобщение теоретического и законодательного материала в сфере надзора органов прокуратуры за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина, является основой для внесения законодательных предложений, укрепляющих правовой статус органов прокуратуры, что увеличивает эффективность данного направления прокурорской деятельности. Практическая значимость исследования состоит в том, что некоторые выводы, сделанные в ходе исследования, можно использовать непосредственно в процессе правоприменительной деятельности органов прокуратуры. Настоящее исследование направлено на укрепление авторитета органов прокуратуры в сфере защиты прав граждан, укрепление законности, повышение уровня правосознания как прокурорских работников, осуществляющих надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так и иных работников правоохранительных органов, практикующих юристов, студентов юридических факультетов и граждан. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Введение раскрывает актуальность рассматриваемой темы, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель и задачи исследования, методологическую основу, раскрывает теоретическую и практическую значимость темы. В первой главе рассматриваются предмет, объект и пределы, основные цели, задачи и направления прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод граждан; раскрывается значение надзора прокуратуры в современных условиях российской действительности.
Во второй главе раскрываются методы выявления нарушений при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод граждан. В третьей главе изучаются способы устранения нарушений, выявленных при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме и выносятся предложения по решению выявленных проблем. Список использованной литературы освещает все источники, использовавшиеся при написании данной работы.
Понятие и сущность прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина Согласно Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г.) (далее - Конституция РФ), Российская Федерация - правовое государство. Из этого положения следует, что вся деятельность России строится на основе подчиненности фундаментальным принципам права. Важнейшими принципами права являются, равенство граждан перед законом и судом, а также право граждан на судебную защиту. Каждый гражданин в Российской Федерации имеет равные права и обязанности. В случае нарушения законных прав человека и гражданина соответствующие государственные органы обязаны принять меры по их восстановлению. Прокурорский надзор в России имеет богатую трехсотлетнюю историю. Анализ развития в нашей стране данного правового института показывает, что, несмотря на заимствования некоторых черт у аналогичных зарубежных органов (немецкие фискалы) российская прокуратура является уникальным государственно-правовым институтом. Начиная с момента создания органов прокуратуры еще Петром I в 1722 г. и по настоящее время прокуратура играет важнейшую роль в сфере защиты прав и свобод граждан, доказав свою общественную и правовую значимость на протяжении нескольких столетий. Надзор за соблюдением Конституции РФ возложенный на прокуратуру усиливает ее правозащитные функции, создает гарантии прав и свобод граждан, а также обеспечивает возможность воздействия на неправомерные действия органов власти и должностных лиц. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры. В связи с этим особую актуальность приобретает прокурорский надзор за исполнением законов, закрепляющих права и свободы человека и гражданина, и прежде всего надзор за соблюдением закрепленных в Конституции РФ прав.
Одними из видов прав, закрепленных в Конституции РФ, являются политические права и свободы граждан. Политическими правами на территории российской Федерации, согласно действующего законодательства, в полной мере наделены только лица, имеющие гражданство РФ. Основные политические права начинают действовать в полной мере после достижения гражданином совершеннолетия. Содержание надзорной деятельности в данном случае определяется следующими конституционными положениями: носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ реализует свое право участия в управлении общими делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Политические права и свободы создают необходимые условия для закрепления связей между гражданином и государством. К числу основных политических прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ); право граждан на объединение (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ); право мирных собраний, без оружия, организации митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ); право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Основными формами непосредственного участия граждан в политической жизни общества являются референдумы и участие в выборах. В качестве цели прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина определено обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Анализ основных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 17 ноября 1995 г., с изм. и доп. от 21 ноября 2013 г.) (далее - Федеральный закон о прокуратуре), Приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» позволяет выделить задачи прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся: обеспечение постоянного поступления и анализа сведений о состоянии законности в рассматриваемой сфере; своевременное выявление, устранение и предупреждение нарушений законов; принятие эффективных мер прокурорского реагирования, направленных на устранение выявленных нарушений политических прав человека и гражданина; выявление правовых актов, противоречащих Конституции РФ и законодательству РФ в сфере реализации политических прав человека и гражданина; выявление противоречий, пробелов действующего законодательства, принятие мер по его совершенствованию; обеспечение действенного и эффективного надзора за исполнением законов и соблюдением политических прав человека и гражданина государственными органами контроля и надзора; привлечение виновных должностных лиц к установленной законом ответственности за нарушение требований и норм действующего законодательства. Как показывает практика прокурорского надзора процесс реализации политических прав и свобод сопровождается большим количеством различных правонарушений. Одной из причин этого является низкий уровень политической и правовой грамотности, как среди граждан, так и среди должностных лиц. Привыкшие к коррупции поразившей нашу политическую систему в переходный период развития чиновники, часто просто не хотят действовать по закону. В этой связи одной из целей прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод граждан является приведение политических процессов в обществе в правовое русло. Рассмотрим сущность прокурорского надзора некоторых политических прав. Задачи прокурорского надзора за исполнением избирательного законодательства сформулированы в указании Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации» от 08.09.2011 г. №287/7. В период избирательных компаний вышестоящими прокурорами создаются рабочие группы для руководства деятельностью подчиненных прокуратур и осуществления взаимодействия с иными правоохранительными органами с целью обеспечить правовыми средствами единообразное исполнение законов о выборах на всех стадиях избирательного процесса. Надзор одинаково важен и во время подготовки, проведения избирательных компаний, так и при подведении их итогов, с тем, чтобы вовремя пресечь нарушения законодательства, не допустить в последующем признание выборов недействительными по указанным причинам. При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации предписывается «не допускать неоправданного вмешательства в избирательный процесс и подмены функций избирательных комиссий». Анализ надзорной практики позволяет сделать вывод, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, в ходе избирательных компаний по выборам депутатов Государственной Думы, и наконец, в процессе выборов Президента РФ совершается большое число нарушений политических прав и свобод граждан. Некоторыми из них являются: издание нормативных актов, противоречащих Федеральным законам; ограничение прав общественных объединений на участие в избирательном процессе; подлог подписных листов при выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты; необоснованный отказ в приеме документов на регистрацию кандидата в депутаты и другие. К приоритетным задачам при проведении прокурорского надзора за соблюдением данного вида политического права граждан относятся: надзор за соответствием издаваемых избирательными комиссиями актов Федеральным законам; надзор за законностью деятельности избирательных комиссий. В последнее время все большую актуальность приобретает надзор за деятельностью общественных объединений. Это связано с увеличением их влияния на различные политические и социально-экономические преобразования и реформы. Согласно ст. 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» (в ред. от 19 мая 1995 г., с изм. и доп. от 20 июля 2012 г.) - «Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации». Контроль за соответствием деятельности объединения его уставным целям, возложен на органы принимающие решения о государственной регистрации общественных объединений. Государственная регистрация не является обязательной, кроме случаев приобретения общественным объединением прав юридического лица. Наряду с общественными объединениями в Российской Федерации существуют политические партии - особые общественные организации (объединения), непосредственно ставящие перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Анализ надзорной практики позволяет отнести к числу самых распространенных нарушений в данном виде политических прав и свобод граждан следующие правонарушения: принуждение граждан к вступлению в политические партии; нарушение установленного порядка регистрации учредительных документов политических партий, общественных движений; создание региональных отделений политических партий не по территориальному принципу, как того требует закон, а по производственному, выразившееся в попытках организации партийных ячеек на предприятиях и другие. Обнаружение в ходе проверок подобных нарушений, дает прокурорам основание ставить перед уполномоченными органами вопрос о прекращении деятельности политической партии. Еще одним политическим правом, подвергающимся большому количеству нарушений - свобода проведения собраний, митингов, уличных шествий. Самыми распространенными нарушениями законодательства, регламентирующего порядок проведения публичных акций граждан являются их стихийный характер, и несоблюдение требований о предварительном уведомлении. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что надзор прокуратуры за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина в современных условиях российской действительности имеет огромное значение. Указанное направление прокурорской деятельности служит гарантией защиты политических прав граждан. Вообще выделение надзора за соблюдением всех видов прав и свобод человека и гражданина как отдельного направления прокурорской деятельности имеет большую практическую ценность. Надзор прокуратуры за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина выступает гарантией реального соблюдения прав граждан. Данное направление деятельности прокуратуры должно сохранить и обеспечить оперативное, своевременное, действенное реагирование на нарушение политических прав и свобод человека и гражданина. Подводя итог, необходимо отметить, что органы прокуратуры стоят на страже закона и являются фундаментальным институтом в сфере правоохранительной деятельности Российского государства. Перед прокурорами страны поставлены важнейшие задачи, направленные на защиту прав и свобод каждого конкретного человека и гражданина, которые эффективно решаются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства и тесном взаимодействии со всеми правовыми институтами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|